Борьба с коррупцией: опыт Республики Татарстан

(Бадрутдинов М. С., Рахимов С. Ф.) («Журнал российского права», 2012, N 12)

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

М. С. БАДРУТДИНОВ, С. Ф. РАХИМОВ

Бадрутдинов Марс Сарымович, начальник Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.

Рахимов Салават Фоатович, главный советник организационного отдела Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, кандидат юридических наук.

Статья посвящена актуальным вопросам реализации антикоррупционных мер в Республике Татарстан, в том числе направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации. Анализируется работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также предлагается введение специальных должностей на уровне помощников глав муниципальных районов (городских округов) и руководителей органов государственной власти по вопросам противодействия коррупции.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, профилактика коррупции, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Counteraction against corruption: experience of the Republic of Tatarstan M. S. Badrutdinov, S. F. Rahimov

The topical issues of implementing anticorruption measures in the Republic of Tatarstan are being considered in the present article, which are also directed to meet the challenges of forming an anticorruption ideology, raising legal awareness and legal culture, as well as training and retraining of qualified experts. The work of the commissions on compliance with the requirements of the official conduct and settlement of conflicts of interests is being analyzed. Besides it is proposed to introduce special officers at the level of assistant for Municipal Districts Heads (urban districts) and Heads of State Authorities on issues of anti-corruption enforcement.

Key words: anticorruption policy, prevention of corruption, commissions on compliance with the requirements of the official conduct and settlement of conflicts of interest.

Коррупция является одной из серьезнейших угроз безопасности страны, и не случайно борьба с ней определена в качестве главного приоритета государственной политики. Многие ученые подчеркивают, что «обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны связано с повышением качества государственного управления, однако решению этой задачи препятствует коррупция» <1>. ——————————— <1> Правовые акты: антикоррупционный анализ: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. М., 2010. С. 3; Цирин А. М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 12.

В нашей стране для борьбы с коррупцией сделано многое: создана законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные решения по ее предупреждению, активизирована деятельность правоохранительных органов. Тем не менее, несмотря на принятые меры, уровень коррупции остается довольно высоким. Для успешной реализации антикоррупционных мер необходим обмен опытом между регионами, федеральными структурами, а также органами местного самоуправления. Проблему коррупции можно решить только с помощью «комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов» <2>. ——————————— <2> Рамазанов Р. У. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный способ противодействия коррупции // Право и политика. 2011. N 10.

В 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции. Россия в числе первых стран подписала и ратифицировала ее <3>. Согласно Конвенции подписавшие ее государства обязались внести в национальные законодательства изменения и дополнения, в которых взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов должны быть объявлены уголовными преступлениями. ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

В целом вопросами антикоррупционной деятельности в настоящее время занимаются не только государственные органы и правоохранительные структуры, но и представители научного сообщества, авторитетные общественные организации. Это особенно важно и для Татарстана — региона, имеющего некоторый опыт антикоррупционной работы. С 2005 г. в Татарстане осуществляется Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан <4>, а в 2006 г. были приняты Закон N 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и ряд других нормативных правовых актов, направленных на реализацию федерального и регионального законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Названный Закон после принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» был уточнен и приведен в соответствие с нормами последнего в части использования основных понятий, в том числе касающихся создания совещательных и экспертных органов. ——————————— <4> См.: Указ Президента РТ от 8 апреля 2005 г. N УП-127.

Основным совещательным органом по вопросам противодействия коррупции является Совет по противодействию коррупции, возглавляемый Президентом РТ. К числу главных задач Совета относятся обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц при осуществлении в пределах их полномочий деятельности по противодействию коррупции, а также подготовка предложений по формированию системы антикоррупционной пропаганды и развитию общественного контроля за реализацией в Республике Татарстан государственной политики в области противодействия коррупции <5>. Совет формируется из числа представителей государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также общественности: Общественной палаты РТ, общественных объединений, средств массовой информации, высших учебных заведений, предпринимательских сообществ, иных некоммерческих организаций, участвующих в реализации антикоррупционной политики. Число представителей общественности составляет не менее 1/3 состава Совета. ——————————— <5> См.: Указ Президента РТ от 21 февраля 2011 г. N УП-71 «О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции».

Для обеспечения реализации Президентом РТ полномочий по организации антикоррупционной деятельности в структуре Аппарата Президента РТ образован специальный государственный орган по осуществлению антикоррупционной политики, который действует уже на протяжении шести лет и в январе 2011 г. получил статус Управления <6>. ——————————— <6> См.: Указ Президента РТ от 31 января 2011 г. N УП-37 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики».

В рамках противодействия коррупции в Республике Татарстан удалось решить ряд важных вопросов. Во-первых, была сформирована единая система государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств всех уровней. Функционирует Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан <7> — консультативно-координационный орган, созданный в целях обеспечения формирования единой системы государственного финансового контроля в Республике, координации работы и организации взаимодействия органов государственного финансового контроля, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. Основными задачами Межведомственного координационного совета являются разработка предложений по обеспечению соблюдения требований законодательства при использовании бюджетных средств, государственного имущества Республики Татарстан, а также анализ состояния финансово-бюджетной дисциплины, динамики и тенденций ее изменения, выработка согласованных подходов к определению методов выявления, квалификации и пресечения финансовых нарушений. Деятельность Межведомственного координационного совета позволила более эффективно использовать потенциал органов госфинконтроля и вести четкий контроль за устранением выявляемых нарушений. В настоящее время специалисты ориентированы на установление возможных коррупционных проявлений и, что особенно важно, причин и условий, способствующих им. ——————————— <7> См.: Указ Президента РТ от 21 июля 2005 г. N УП-298 «О Межведомственном координационном совете по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан».

Во-вторых, с 2007 г. в практику работы государственных и муниципальных органов вошло обязательное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. И здесь немаловажную роль играют независимые эксперты, заключения которых позволяют своевременно выявлять коррупциогенные факторы. Следует отметить, что на сегодня в Республике Татарстан в сравнении с другими регионами, входящими в Приволжский федеральный округ, аккредитацию Министерства юстиции РФ получили наибольшее количество независимых экспертов — 47. В Республике проведен ряд мероприятий, направленных на оказание помощи независимым экспертам: состоялись обучающие занятия по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы, на портале Правительства РТ создан раздел <8>, в котором размещаются все проекты нормативных правовых актов, что значительно упрощает доступ экспертов к документам. ——————————— <8> См.: раздел «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов» на официальном сайте Правительства РТ // URL: http://prav. tatarstan. ru/rus/expertiza. htm.

В-третьих, для сокращения коррупционных рисков в рамках административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг практически завершена работа по переводу наиболее востребованных услуг в электронный вид. Эта деятельность — одно из направлений реализации такого принципа противодействия коррупции, как публичность и открытость работы государственных органов и органов местного самоуправления. Населению Республики уже доступны 104 различных интерактивных сервиса электронных услуг. Посредством электронного портала uslugi. tatarstan. ru и контакт-центра государственных и муниципальных услуг жителям Татарстана ежемесячно предоставляется более 1 млн. электронных услуг. Большая часть электронных запросов (порядка 645 тыс.) — информация о наличии задолженности, имеющихся штрафов, состоянии очереди, статусах поданных заявлений, готовности документов; около 360 тыс. — запись в электронные очереди к врачам, сотрудникам органов загса и соцзащиты, подразделений ГИБДД или миграционной службы. С помощью электронных услуг осуществляется более 130 тыс. платежей на сумму 46 млн. руб. В целях организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг создана инфраструктура для организации межведомственного электронного взаимодействия — Государственная интегрированная система телекоммуникаций и Государственный информационный центр, который обеспечивает обмен сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти РТ. Введена электронная очередь в детские сады, предоставляется возможность оплаты административных штрафов, коммунальных платежей, заказа на получение паспорта и др. Электронной записью на прием к врачу воспользовались более 2 млн. граждан. Электронная очередь в детские сады позволила не только сократить количество очередников на 30 — 35% и устроить в дошкольные учреждения всех детей старше трех лет, но и сделать процесс продвижения в очереди прозрачным и понятным для всех. Все это оказывает серьезное профилактическое воздействие на бытовую коррупцию. Сегодня новым этапом развития портала госуслуг стало появление функции «народный контроль», где любой желающий может сообщить о замеченных в регионе проблемах, в том числе о коррупционных проявлениях. Все обращения обрабатываются и пересылаются в профильные ведомства. В рамках портала «Официальный Татарстан» <9> объединены такие разделы, как «Электронное Правительство Республики Татарстан», «Портал муниципальных образований» и др., чем достигнута полная открытость в работе госаппарата и органов местного самоуправления. В общественных местах размещены электронные терминалы (инфоматы), позволяющие воспользоваться этой услугой не только пользователям Интернета, но и гражданам, у которых нет доступа в информационно-телекоммуникационную сеть. ——————————— <9> URL: http://tatarstan. ru/.

Более того, на персональных страницах государственных органов и муниципалитетов имеются разделы о противодействии коррупции, где представлена различная информация: от деятельности специализированных комиссий до сведений о доходах. Любой посетитель сайта может оставить обращение с помощью «интернет-приемной», и оно обязательно будет рассмотрено. Однако технические решения не являются панацеей от коррупции. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросу повышения правосознания граждан, которое неразрывно связано с воспитанием уважения к закону. И такое воспитание, по нашему мнению, должно начинаться с ранних лет, пока личность человека еще полностью не сформирована. В Республике разработана интерактивная антикоррупционная программа для школьников, которая в качестве пилотного проекта реализуется в 5 — 9-х классах. В игровой форме с применением компьютерных технологий учащимся объясняются основы права и экономики, прививается модель антикоррупционного поведения как нормы гражданского поведения. Как показала практика, реализация антикоррупционной программы для школьников приносит положительные результаты: на основе рисунков и сочинений школьников, участвующих в республиканском конкурсе, приуроченном к Международному дню противодействия коррупции, можно сделать вывод о том, что юные граждане проявляют нетерпимость к любым проявлениям коррупции в обществе. Важную роль в деле антикоррупционной пропаганды и информирования играют общественные институты и организации, с которыми осуществляется тесное сотрудничество, в том числе в рамках Совета при Президенте РТ по противодействию коррупции. Новшеством для Татарстана стало формирование в рамках этого Совета выездных экспертных групп для изучения состояния работы на местах <10>. В органы местного самоуправления и государственной власти РТ осуществлено 10 выездов. Данной работе предшествует кропотливое изучение поступивших за последние пять лет жалоб и обращений, сведений органов госстатистики и госфинконтроля. ——————————— <10> Указ Президента РТ от 2 июня 2012 г. N УП-415 «О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции».

В состав групп входят представители Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, силовых ведомств, профильных министерств, общественных организаций. Подобный состав групп позволяет осуществить «срез» состояния дел по различным направлениям. Так, наряду с изучением выполнения требований антикоррупционного законодательства специалисты рассматривают вопросы расходования бюджетных средств, эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. И главное, работникам на местах оказывается практическая помощь в организации деятельности, ведущей к минимизации коррупционных рисков. Это особенно актуально, учитывая имеющиеся определенные кадровые проблемы, прежде всего в органах местного самоуправления. В состав данных групп входят психологи, которые проводят комплексное исследование морально-психологического климата, сложившегося в коллективе органов местного самоуправления, а также изучение лиц, состоящих в резерве на замещение руководящих должностей, и действующих служащих. Необходимо отметить, что если вначале такая работа руководителями воспринималась довольно скептически, то после получения результатов с четкими рекомендациями и проведения тренингов их мнение кардинально изменилось. Руководители увидели реальное положение дел в своих коллективах и получили возможность проводить необходимые коррекционные мероприятия. Результаты работы и рекомендации экспертных групп представляются Президенту РТ, после чего направляются главам муниципальных районов и профильным министерствам для принятия соответствующих мер. На сегодня за допущенные нарушения некоторые руководители освобождены от занимаемой должности, более 20 государственных и муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. Помимо кадровых решений, устранены недостатки при осуществлении ремонтных работ, расторгнуты контракты, заключенные с нарушением законодательства, взысканы штрафы и пени, начисленные за срывы сроков исполнения государственных и муниципальных заказов. Материалы о действиях руководителей, государственных и муниципальных служащих, в которых усматриваются коррупционные правонарушения, направляются в МВД и прокуратуру для процессуальной оценки фактов и принятия решений на основании законодательства. Вместе с тем деятельность Совета не ограничивается результатами работы экспертных групп. В ходе его заседаний были разработаны механизмы сокращения коррупционных проявлений в таких сферах, как использование государственного и муниципального имущества; процедуры в делах о несостоятельности (банкротстве); привлечение и использование внебюджетных денежных средств общеобразовательными учреждениями. Злейшим врагом коррупции является гласность, а непрерывное систематическое правовое просвещение граждан — мощным заслоном на пути коррупции. В связи с этим повышение уровня правовой образованности граждан станет сдерживающим фактором для коррупционеров, поскольку гражданин будет знать не только свои права и обязанности, но и способы их защиты. В рамках организации правового просвещения населения в Республике активно используются средства массовой информации, имеющие наиболее широкую аудиторию. С декабря 2011 г. на одном из республиканских телеканалов запущен цикл передач, посвященных наиболее острым вопросам — коррупции в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и образования. Для участия в программе приглашаются руководители госорганов и общественных организаций. В настоящее время готовится новый цикл передач, из которых жители могли бы получить четкое представление о «программах государственной поддержки», реализуемых в Республике, механизмах участия в них и минимальных требованиях по оформлению документов. В Республике объявлен журналистский конкурс на лучшее освещение тем антикоррупционной направленности. Основной упор делается не только на информационные материалы, но и на работы, выполненные в стиле журналистского расследования. Отдельное внимание уделяется взаимодействию органов государственной власти с институтами гражданского общества — общественными организациями и объединениями. Периодически проводятся совещания с представителями общественности, входящими в состав Совета при Президенте РТ по противодействию коррупции. Также организуются форумы студентов, учащихся вузов и ссузов города Казани на тему «Проблема коррупции глазами молодежи». Цель данных мероприятий — привлечение внимания студентов к вопросам коррупции, повышение их правовой грамотности и формирование студенческого сообщества, имеющего активную гражданскую позицию по вопросам борьбы с коррупцией и способного организовать антикоррупционную агитацию в каждом вузе и ссузе. Один из последних форумов проведен в марте 2012 г. В его работе приняли участие около 100 студентов и учащихся. Активисты Союза молодежи Республики Татарстан приготовили для участников форума подборку фото — и видеоматериалов на антикоррупционную тематику, связанную с историей борьбы с коррупцией, проблемами, возникающими при противодействии ей. Были продемонстрированы социальные ролики, направленные на формирование гражданской позиции личности. Модераторами форума в ходе общения с молодежью проведены интерактивные тренинги, ролевые игры и дискуссии на тему коррупции. Со студентами обсуждались основные положения антикоррупционного законодательства, действующего в России, были разработаны модели поведения в различных жизненных ситуациях. В мае 2012 г. в рамках реализации антикоррупционной программы «Не дать — не взять!» молодежного движения «Мы…» состоялось заседание рабочей группы по формированию антикоррупционных студенческих самоуправлений (комиссий). Подобные заседания являются отчетно-диалоговой формой большой работы, проводимой в вузах активистами. В целом для оценки эффективности принимаемых мер принят перечень основных показателей для проведения мониторинга эффективности деятельности по реализации антикоррупционных мер <11>. Результаты проведенного по итогам 2011 г. мониторинга были использованы при разработке Комплексной республиканской антикоррупционной программы на 2012 — 2014 годы <12>, при формировании которой серьезная правовая поддержка была оказана Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. ——————————— <11> См.: Указ Президента РТ от 23 марта 2011 г. N УП-148 «О мерах по организации и проведению мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан». <12> См.: Постановление Кабинета Министров РТ от 18 августа 2011 г. N 687 «Об утверждении Комплексной республиканской антикоррупционной программы на 2012 — 2014 годы».

Еще одним направлением стала активизация работы должностных лиц кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В настоящее время в Республике действуют 40 комиссий по урегулированию конфликта интересов в республиканских органах исполнительной власти и 215 — в органах местного самоуправления. По результатам анализа наиболее проблемных и спорных вопросов в работе указанных комиссий в целях оказания организационно-методической помощи подготовлены методические пособия, в которые наряду с организационными рекомендациями вошли образцы документов, связанных с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, заполнением справок о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей, запросов в правоохранительные и контрольные органы для проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах <13>. ——————————— <13> См., например: Организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Республики Татарстан: Метод. пособие / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, А. Н. Маклакова и др.; Рук. авт. кол. П. А. Кабанов. Казань, 2012.

В подготовке данных рекомендаций принимали участие сотрудники Научно-исследовательского института противодействия коррупции, созданного на базе Института экономики, управления и права (г. Казань). Разработаны специальные учебные программы для лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, которые будут проходить обучение в очно-заочной форме с получением соответствующих сертификатов. В работе комиссий на местах произошли реальные перемены. Например, в 2011 г. комиссиями по урегулированию конфликта интересов вынесено около 500 решений по фактам нарушений требований антикоррупционного законодательства (в том числе 429 — по нарушениям достоверности и полноты сведений о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, 39 — по нарушениям требований к служебному поведению, 14 — по вопросам урегулирования конфликта интересов). Привлечены к дисциплинарной ответственности 26 государственных гражданских служащих и 242 муниципальных служащих. Три материала направлены в правоохранительные органы и двум лицам отказано в согласии на замещение должности в иной организации после их увольнения. Вместе с тем практический опыт Республики Татарстан свидетельствует о наличии проблем, возникающих при реализации федерального законодательства о противодействии коррупции на муниципальном уровне. В связи с этим необходимо отметить, что возможность проведения мониторинга правоприменения, предоставленная действующим законодательством региональным органам власти, позволяет выявить пробелы в нормативной базе противодействия коррупции и выработать предложения по совершенствованию законодательства. Анализ правоприменительной практики показал, что реализация некоторых положений действующего антикоррупционного законодательства зависит от решения следующих вопросов. 1. Формально по закону комиссии по урегулированию конфликта интересов должны создаваться в каждом из органов местного самоуправления, в том числе и в сельских поселениях. Однако практическое воплощение этого требования сопряжено с объективными трудностями. Ряд органов местного самоуправления, например исполнительные комитеты сельских поселений, как правило, не имеют структурных подразделений кадровой службы, юридических или правовых подразделений, руководители которых должны входить в состав комиссий в обязательном порядке. Кроме того, на муниципальном уровне, особенно сельском, затруднительно обеспечить включение в каждую комиссию представителя научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной или муниципальной службой, а также представителя общественной организации. В Республике эта проблема решается путем создания в пределах муниципального района единой комиссии с делегированием ей полномочий по рассмотрению вопросов в отношении всех муниципальных служащих района. Для этого поселения (воспользовавшись предоставленным законодательством правом передавать муниципальным районам часть полномочий по решению вопросов местного значения) заключают соглашения о передаче части своих полномочий по осуществлению мер по противодействию коррупции в поселениях в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Представляется целесообразным на федеральном уровне законодательно закрепить право на создание единой для муниципального района и входящих в его состав поселений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов путем внесения дополнений в Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». 2. В муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях, имеются объективные сложности с возложением функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений на должностных лиц кадровых служб. Как правило, в большинстве органов местного самоуправления решение кадровых вопросов возлагается на должностных лиц общих, организационных, либо юридических отделов. То есть практическая реализация мер по противодействию коррупции осуществляется лицами, которые выполняют функции кадровых сотрудников в качестве дополнительной нагрузки, что не может не отразиться на качестве реализуемых мероприятий. В настоящее время началась реализация идеи назначения на муниципальном уровне помощников глав муниципальных районов и городских округов, которые обеспечивали бы осуществление главой муниципального образования полномочий в области антикоррупционной политики, а также взаимодействовали с должностными лицами кадровой и юридической служб, контрольных органов местного самоуправления и иных подразделений, занимающихся профилактикой коррупционных и иных правонарушений. В частности, такие помощники могут оказывать организационно-методическую и консультационную помощь по вопросам противодействия коррупции в органах местного самоуправления, а также координировать их деятельность. В связи с этим в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целесообразно внести дополнения, предусматривающие назначение в установленном порядке должностного лица местного самоуправления, наделенного полномочиями по осуществлению мер по противодействию коррупции в муниципальном образовании. На наш взгляд, таким образом будут реализованы актуальные подходы к организации работы на муниципальном уровне, что позволит повысить эффективность реализации мер по противодействию коррупции и организовать соответствующую работу на профессиональном уровне. Аналогичный подход может быть применен и в органах государственной власти. В заключение отметим, что в целях повышения эффективности противодействия коррупции требуется активное участие институтов гражданского общества, слаженная работа органов государственной власти и местного самоуправления, а также дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере. Представляется, что целенаправленная всесторонняя борьба с коррупцией должна осуществляться на основе принципов активного, комплексного и системного взаимодействия при условии мобилизации усилий всего общества и государства.

Библиографический список

Организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Республики Татарстан: Метод. пособие / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, А. Н. Маклакова и др.; Рук. авт. кол. П. А. Кабанов. Казань, 2012. Правовые акты: антикоррупционный анализ: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. М., 2010. Рамазанов Р. У. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный способ противодействия коррупции // Право и политика. 2011. N 10. Цирин А. М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. N 2.

——————————————————————