Об обеспечении реализации отдельных положений антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне

(Кабанов П. А.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 6)

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

П. А. КАБАНОВ

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, профессор, Директор НИИ противодействия коррупции, член Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции.

В работе на основе сравнительно-правового анализа действующего российского федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и законодательства о противодействии коррупции выявлен очевидный правовой пробел — отсутствие специализированных комиссий по соблюдению требований к должностному поведению глав муниципальных образований и урегулированию конфликта интересов. По мнению автора, этот пробел может привести, с одной стороны, к невольному нарушению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов со стороны глав муниципальных образований, а с другой — к нарушению их законных прав и интересов в процессе осуществления профессиональной управленческой деятельности и даже после выхода в отставку с занимаемой должности.

Ключевые слова: юриспруденция, муниципальная служба, муниципальный служащий, глава образования, конфликт интересов, противодействие коррупции, коррупция, должностное лицо, муниципальное образование, служебные требования.

On the guarantees of implementation of some provisions of anticorruption legislation at the municipal level P. A. Kabanov

The author holds comparative legal analysis of the current Russian federal and regional legislation on municipal self-government and legislation on fighting corruption, and he uncovers an obvious legal gap — the lack of specialized commissions on compliance with the service behavior of the heads of municipal unions and on conflict of interests regulation. In the point of view of the author this legal gap may lead to the involuntary violations of requirements to the service behavior and conflict regulation by the heads of municipal units, as well as to violation of their lawful rights and interests in the process of their professional administration activities even after their resignation from their official positions.

Key words: jurisprudence, municipal service, municipal servant, head of the formation, conflict of interests, fighting corruption, corruption, official, municipal unit, service requirements.

Современное российское антикоррупционное законодательство в качестве одного из средств сдерживания коррупции предусматривает соблюдение государственными и муниципальными служащими, а также должностными лицами различного уровня требований к служебному поведению и недопущению (предотвращению, урегулированию) конфликта интересов на государственной и/или муниципальной службе. В целях обеспечения служащими и должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов созданы и действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту — комиссии — примечание авт. — П. К.) на федеральном <1>, региональном <2> и муниципальном <3> уровнях. Мерам по совершенствованию их деятельности или деятельности других органов с аналогичной компетенцией посвящено достаточное количество научных и методических работ <4>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446. <2> Постановление Губернатора Вологодской обл. от 1 апреля 2011 г. N 225 «О Комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности в Правительстве области, и урегулированию конфликта интересов» // Красный Север. 2011. 6 апреля; Указ Президента Республики Татарстан от 25 августа 2010 г. N УП-569 «О Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Республики Татарстан и урегулированию конфликта интересов» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2010. N 38. Ст. 1663; Закон Владимирской обл. от 7 октября 2010 г. N 94-ОЗ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Владимирской обл. и урегулированию конфликта интересов» // Владимирские ведомости. 2010. 13 октября; Закон Оренбургской обл. от 18 ноября 2011 г. N 576/149-V-03 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Оренбургской обл. и урегулированию конфликта интересов» // Оренбуржье. 2011. 2 декабря; Закон Камчатского края от 3 декабря 2010 г. N 526 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов» // Официальные Ведомости. 2010. 23 декабря. <3> Постановление мэра г. Казани от 23 июля 2009 г. N 263 «Об утверждении Положения о Комиссии по урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления и муниципальном органе муниципального образования г. Казани» // Казанские ведомости. 2009. 29 июля; Постановление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 29 октября 2009 г. N 836 «О соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов» // Трудовая слава. 2009. 18 ноября. <4> Астанин В. В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: анализ и оценка предмета деятельности и коррупционных рисков участия экспертов в их работе // Российская юстиция. 2009. N 2; Дейцева Н. А., Мартынов А. В. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2010. N 7; Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной службе // Административное и муниципальное право. 2009. N 4.

Как показывает современная российская региональная и муниципальная правоприменительная практика, имеются некоторые правовые пробелы в федеральном и региональном законодательствах об организации местного самоуправления и противодействии коррупции в части обеспечении соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов высшими должностными лицами муниципальных образований — главами муниципальных образований или руководителями внутригородских муниципальных образований <5> (далее по тексту — главы муниципальных образований — примечание авт. — П. К.). Эти должностные лица по законодательству о муниципальной службе либо иному законодательству обязаны соблюдать определенные антикоррупционные ограничения и запреты, а также нести за их несоблюдение установленную законом юридическую ответственность. ——————————— <5> Закон Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в г. Москве» (в ред. от 25 июня 2010 г. N 25) // Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 12. Ст. 276.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования может быть удален с занимаемой должности в отставку за неисполнение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами <6>. Аналогичные антикоррупционные положения закреплены и в региональном законодательстве о местном самоуправлении <7>, о выборах глав муниципальных образований <8> и иных нормативных правовых актах, устанавливающих требования к должностному поведению глав муниципальных образований <9>. ——————————— <6> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. <7> Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (в ред. от 12 ноября 2012 г. N 76-ЗРТ) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2004. N 29 — 30. Ст. 3138. <8> Закон Липецкой обл. от 2 июня 2006 г. N 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой обл.» // Липецкая газета. 2006. 9 июня; Закон Пензенской обл. от 26 февраля 2006 г. N 977-ЗПО «О выборе главы муниципального образования в Пензенской обл. населением муниципального образования» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской обл. 2006. N 31 (ч. II). Ст. 132; Закон Камчатского края от 22 января 2008 г. N 130 «О выборах глав муниципальных образований в Камчатском крае» // Официальные ведомости. 2008. 2 октября. <9> Устав муниципального образования г. Казани, утвержденный Представительным органом муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 // Казанские ведомости. 2005. 30 декабря; решение Представительного органа муниципального образования «Город Набережные Челны» от 8 декабря 2005 г. N 6/5 «Об Уставе муниципального образования «Город Набережные Челны» // Челнинские известия. 2005. 30 декабря.

Безусловно, соблюдение главами муниципальных образований всех требований к служебному поведению и урегулированию (предотвращению) конфликта интересов является важнейшей составляющей муниципальной антикоррупционной политики. Вместе с тем современная правоприменительная практика показывает, что в полном объеме исполнение отдельных антикоррупционных требований главами муниципальных образований и муниципальными служащими не всегда возможно в силу целого ряда объективных причин. К числу таких антикоррупционных требований относится требование о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. По общему правилу государственные и муниципальные служащие в подобных случаях должны обращаться в соответствующую комиссию или иной орган с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и вопрос может быть благополучно разрешен. Несколько иначе обстоит дело с главами муниципальных образований. Их обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов муниципального образования невозможно, в силу того что рассмотрение дел этой категории лиц не входит в их компетенцию. Проведенный нами анализ региональных нормативных правовых актов по вопросам соблюдения требований к должностному положению главами муниципальных образований показал, что официальных инстанций с соответствующей компетенцией, куда бы они могли обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для рассмотрения и признания их таковыми, не имеется. Следовательно, происходит невольное нарушение высшим должностным лицом муниципального образования положений законодательства о местном самоуправлении и федерального антикоррупционного законодательства, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже удален от занимаемой должности, которое можно было бы разрешить законным путем при наличии соответствующего органа. Более того, выяснилось, что после того как прекращаются полномочия главы муниципального образования, ему некуда обращаться за получением согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, до истечения 2-х лет со дня его увольнения с занимаемой должности. Несоблюдение бывшим главой муниципального образования последнего положения влечет прекращение с ним трудового договора в соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ <10> и ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» <11>. В данном случае, при отсутствии компетентных на то органов по соблюдению требований к должностному поведению главами муниципальных образований и урегулированию конфликта интересов нарушаются их законные права и интересы. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости создания в кратчайшие сроки на уровне субъектов РФ органов со специальной компетенцией. На наш взгляд, таким органом может стать комиссия по соблюдению требований к должностному поведению глав муниципальных образований и урегулированию конфликта интересов субъекта РФ. ——————————— <10> Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1. (ч. I). Ст. 3. <11> Федеральный закон 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

Представляется, что комиссии по соблюдению требований к должностному поведению глав муниципальных образований и урегулированию конфликта интересов субъекта РФ, их полномочия и статус должны быть обязательно закреплены в региональном законодательстве о местном самоуправлении и подзаконных нормативных правовых актах. В тех субъектах РФ, где имеется специальное законодательство об организации и обеспечении деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов аналогичные полномочия должны быть закреплены в этих нормативных правовых актах. При этом в данных нормативных правовых актах требования к составу комиссии, ее структуре и полномочиям должны быть общепринятыми, а обеспечение ее функционирования должно быть закреплено за советами (ассоциациями) муниципальных образований субъекта РФ. На наш взгляд, создание необходимо. Во-первых, для эффективного обеспечения соблюдения ими ограничений и запретов, предусмотренных антикоррупционным законодательством и законодательством о местном самоуправлении. Во-вторых, для защиты их законных прав и интересов в процессе осуществления профессиональной управленческой деятельности и после выхода в отставку с занимаемой должности. Выявленный нами пробел в российском федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении и законодательстве о противодействии коррупции очевиден, а предложенный механизм его устранения — создание комиссии по соблюдению требований к должностному поведению глав муниципальных образований и урегулированию конфликта интересов субъекта РФ — один из многих возможных. Создание такого механизма обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью повышения эффективности соблюдения ограничений и запретов, предусмотренных антикоррупционным законодательством и законодательством о местном самоуправлении со стороны глав муниципальных образований. Во-вторых, защитой их законных прав и интересов в процессе осуществления профессиональной управленческой деятельности, а также после выхода в отставку с занимаемой должности.

Библиографический список

1. Астанин В. В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: анализ и оценка предмета деятельности и коррупционных рисков участия экспертов в их работе // Российская юстиция. 2009. N 2; Данайцев Н. А., Мартынов А. В. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. 2. Дейцева Н. А., Мартынов А. В. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. 3. Закон Камчатского края от 22 января 2008 г. N 130 «О выборах глав муниципальных образований в Камчатском крае» // Официальные ведомости. 2008. 2 октября. 4. Закон Липецкой обл. от 2 июня 2006 г. N 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой обл.» // Липецкая газета. 2006. 9 июня; Закон Пензенской обл. от 26 февраля 2006 г. N 977-ЗПО «О выборе главы муниципального образования в Пензенской обл. населением муниципального образования» // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской обл. 2006. N 31 (ч. II). Ст. 132. 5. Постановление Губернатора Вологодской обл. от 1 апреля 2011 г. N 225 «О Комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности в Правительстве области, и урегулированию конфликта интересов» // Красный Север. 2011. 6 апреля. 6. Указ Президента Республики Татарстан от 25 августа 2010 г. N УП-569 «О Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Республики Татарстан и урегулированию конфликта интересов» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2010. N 38. Ст. 1663. 7. Закон Владимирской обл. от 7 октября 2010 г. N 94-ОЗ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Владимирской обл. и урегулированию конфликта интересов» // Владимирские ведомости. 2010. 13 октября. 8. Закон Оренбургской обл. от 18 ноября 2011 г. N 576/149-V-ОЗ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Оренбургской обл. и урегулированию конфликта интересов» // Оренбуржье. 2011. 2 декабря. 9. Закон Камчатского края от 3 декабря 2010 г. N 526 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов» // Официальные Ведомости. 2010. 23 декабря. 10. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446. 11. Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (в ред. от 12 ноября 2012 г. N 76-ЗРТ) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2004. N 29 — 30. Ст. 3138. 12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228. 13. Постановление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 29 октября 2009 г. N 836 «О соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов» // Трудовая слава. 2009. 18 ноября. 14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. 15. Закон Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. от 25 июня 2010 г. N 25) // Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 12. Ст. 276. 16. Решение Представительного органа муниципального образования «Город Набережные Челны» от 8 декабря 2005 г. N 6/5 «Об Уставе муниципального образования «Город Набережные Челны» // Челнинские известия. 2005. 30 декабря. 17. Постановление мэра г. Казани от 23 июля 2009 г. N 263 «Об утверждении Положения о Комиссии по урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления и муниципальном органе муниципального образования г. Казани» // Казанские ведомости. 2009. 29 июля. 18. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1. (ч. I). Ст. 3. 19. Устав муниципального образования г. Казани, утвержденный Представительным органом муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 // Казанские ведомости. 2005. 30 декабря. 20. Чаннов С. Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной службе // Административное и муниципальное право. 2009. N 4.

References (transliteration)

1. Astanin V. V. Komissii po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh i uregulirovaniyu konflikta interesov: analiz i otsenka predmeta deyatel’nosti i korruptsionnykh riskov uchastiya ekspertov v ikh rabote // Rossiyskaya yustitsiya. 2009. N 2. 2. Danaytsev N. A., Martynov A. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel’nosti komissiy po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh sluzhashchikh i uregulirovaniyu konflikta interesov // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2010. N 7. 3. Zakon Kamchatskogo kraya ot 22 yanvarya 2008 g. N 130 «O vyborakh glav munitsipal’nykh obrazovaniy v Kamchatskom krae» // Ofitsial’nye vedomosti. 2008. 2 oktyabrya. 4. Zakon Lipetskoy obl. ot 2 iyunya 2006 g. N 299-OZ «O vyborakh glav munitsipal’nykh obrazovaniy v Lipetskoy obl.» // Lipetskaya gazeta. 2006. 9 iyunya; Zakon Penzenskoy obl. ot 26 fevralya 2006 g. N 977-ZPO «O vybore glavy munitsipal’nogo obrazovaniya v Penzenskoy obl. naseleniem munitsipal’nogo obrazovaniya» // Vedomosti Zakonodatel’nogo Sobraniya Penzenskoy obl. 2006. N 31 (chast’ II). St. 132. 5. Postanovlenie Gubernatora Vologodskoy obl. ot 1 aprelya 2011 g. N 225 «O Komissii po soblyudeniyu trebovaniy k dolzhnostnomu povedeniyu lits, zameshchayushchikh gosudarstvennye dolzhnosti v Pravitel’stve obl., i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Krasnyy Sever. 2011. 6 apr. 6. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 25 avgusta 2010 g. N UP-569 «O Komissiyakh po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh sluzhashchikh Respubliki Tatarstan i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel’noy vlasti. 2010. N 38. St. 1663. 7. Zakon Vladimirskoy obl. ot 7 oktyabrya 2010 g. N 94-OZ «O komissiyakh po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Vladimirskoy obl. i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Vladimirskie vedomosti. 2010. 13 oktyabrya. 8. Zakon Orenburgskoy oblasti ot 18 noyabrya 2011 g. N 576/149-V-OZ «O komissiyakh po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Orenburgskoy oblasti i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Orenburzh’e. 2011. 2 dekabrya. 9. Zakon Kamchatskogo kraya ot 3 dekabrya 2010 g. N 526 «O komissiyakh po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Kamchatskogo kraya i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Ofitsial’nye Vedomosti. 2010. 23 dekabrya. 10. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyulya 2010 g. N 821 «O Komissiyakh po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu federal’nykh gosudarstvennykh sluzhashchikh i uregulirovaniyu konflikta interesov» // SZ RF. 2010. N 27. St. 3446. 11. Zakon Respubliki Tatarstan ot 28 iyulya 2004 goda N 45-ZRT «O mestnom samoupravlenii v Respublike Tatarstan» (v red. ot 12 noyabrya 2012 g. N 76-ZRT) // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel’noy vlasti. 2004. N 29 — 30. St. 3138. 12. Postanovlenie administratsii Nadezhdinskogo munitsipal’nogo rayona Primorskogo kraya ot 29 oktyabrya 2009 g. N 836 «O soblyudenii trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu munitsipal’nykh sluzhashchikh administratsii Nadezhdinskogo munitsipal’nogo rayona i ee strukturnykh podrazdeleniy i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Trudovaya slava. 2009. 18 noyabrya. 13. Federal’nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. N 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» (v red. ot 25 dekabrya 2012 g. N 271-FZ) // SZ RF. 2003. N 40. St. 3822. 14. Zakon Moskvy ot 6 noyabrya 2002 g. N 56 «Ob organizatsii mestnogo samoupravleniya v g. Moskve» (v red. ot 25 iyunya 2010 g. N 25) // Vedomosti Moskovskoy gorodskoy Dumy. 2002. N 12. St. 276. 15. Reshenie Predstavitel’nogo organa munitsipal’nogo obrazovaniya «g. Naberezhnye Chelny» ot 8 dekabrya 2005 g. N 6/5 «Ob Ustave munitsipal’nogo obrazovaniya «gorod Naberezhnye Chelny» // Chelninskie izvestiya. 2005. 30 dekabrya. 16. Postanovlenie Mera g. Kazani ot 23 iyulya 2009 g. N 263 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Komissii po uregulirovaniyu konflikta interesov v organakh mestnogo samoupravleniya i munitsipal’nom organe munitsipal’nogo obrazovaniya g. Kazani» // Kazanskie vedomosti. 2009. 29 iyulya. 17. Ustav munitsipal’nogo obrazovaniya goroda Kazani, utverzhdennyy Predstavitel’nym organom munitsipal’nogo obrazovaniya g. Kazani ot 17 dekabrya 2005 goda N 3-5 // Kazanskie vedomosti. 2005. 30 dekabrya. 18. Channov S. E. Administrativno-pravovoe regulirovanie funktsionirovaniya komissiy po uregulirovaniyu konflikta interesov na gosudarstvennoy sluzhbe // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2009. N 4.

——————————————————————