Особенности правового регулирования в области промышленной безопасности АЗС
(Тихомирова Л. А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗС
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 января 2013 года
Л. А. ТИХОМИРОВА
Тихомирова Л. А., кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой правовых дисциплин Казанского филиала ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений».
Правовое регулирование
в части регистрации опасных производственных объектов
Пункт 8 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, содержит следующее наименование опасного производственного объекта — «группа резервуаров и сливоналивных устройств (на производственных площадках организации)». Согласно примечаниям к настоящим Требованиям «настоящие Требования не распространяются на объекты розничной торговли».
Согласно Приказу Ростехназора от 15.04.2008 N 241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» (согласно письму Минюста России от 14 мая 2008 г. N 01/4726-АБ Приказ не нуждается в государственной регистрации) прекращена регистрация автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов.
Данный Приказ был утвержден в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ от 09.04.2008 N ВЗ-П16-2160 «По устранению необоснованных административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности».
Вышеизложенные требования нормативных правовых актов позволяют отнести АЗС, осуществляющие розничную торговлю бензином и дизтопливом, к опасным непроизводственным объектам. АЗС, осуществляющие оптовую продажу бензина и дизтоплива на производственных площадках, являются опасными производственными объектами.
Правовое регулирование в части лицензирования
эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957, Ростехнадзор осуществляет лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 454. В свою очередь, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных производственных объектах по Перечню согласно приложению к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно приложению к Положению выполняемых работ на взрывопожароопасных производственных объектах (пункт 4 Перечня) в том числе относится:
— «хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий».
Следовательно, деятельность по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, лицензированию не подлежит.
Правовое регулирование в части страхования АЗС
Действующее законодательство РФ оперирует внешне схожими, но далеко не одинаковыми по смыслу и назначению понятиями: опасные производственные объекты; опасные объекты; особо опасные объекты.
Опасные производственные объекты определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Особо опасные объекты определяются и регулируются статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Перечень опасных объектов определяется и регулируется статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ от 27.07.2010 N 225-ФЗ к опасным объектам относятся в том числе «АЗС жидкого моторного топлива».
Таким образом, АЗС относятся к опасным объектам и подлежат обязательному страхованию (независимо от того, осуществляют ли они розничную или оптовую продажу бензином и дизельным топливом).
Правовое регулирование и судебная практика
в части необходимости проведения
государственной (градостроительной) экспертизы объектов АЗС
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство, а также в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: «…отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами».
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности). Под эти исключения, не требующие проведения государственной экспертизы проектной документации, автозаправочные станции не подпадают. Не предусмотрены основания для признания исключений и в отношении блочных автоматизированных автозаправочных станций.
Помимо вышеперечисленных норм Градостроительного кодекса РФ для доказательства необходимости проведения государственной экспертизы на проектную документацию АЗС (строительство, реконструкцию и капитальный ремонт) необходимо выяснить следующее: было ли получено разрешение на строительство, установлена ли санитарно-защитная зона для АЗС, какой площади был выделен земельный участок под АЗС, а также осуществлялось ли одно из трех мероприятий — строительство, реконструкция либо капитальный ремонт. При положительном ответе на этот вопрос под исключения, не требующие проведения государственной экспертизы проектной документации, автозаправочная станция не подпадает.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ:
«строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».
На практике очень важно различать реконструкцию от иных видов мероприятий, таких, например, как модернизация технологически устаревшего оборудования АЗС. В последнем случае проведение экспертизы не требуется.
Согласно положению пункта 1.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06.05.2002 N 33, АЗС относится к сложным многофункциональным системам с объектами различного производственного назначения, обеспечивающими хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны.
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 (в редакции от 17.06.2003) (письмо Минюста России от 19.06.2003 N 07/6123-ЮД о том, что данный документ не нуждается в регистрации), «АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств».
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится в том числе осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации. Предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 54 ГрК РФ).
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», предусматривает, что государственный строительный надзор осуществляется в том числе при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
Государственный строительный надзор в отношении АЗС осуществляется на уровне соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ (в данном случае — Государственной инспекции строительного надзора РТ).
Спорный момент.
Следует признать, что судебная практика в вопросе о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (в данном случае — АЗС) достаточно противоречива и неоднозначна.
Вместе с тем отправным пунктом в решении указанного вопроса следует считать Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2011 N 11143/10, которое, во-первых, определило, что «АЗС представляют собой единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства», во-вторых, определило, что «проектная документация указанных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе и получение разрешений как на строительство, так и на ввод их в эксплуатацию обязательно».
Следует отметить, что вышеизложенное Постановление Президиума ВАС РФ не является нормативным правовым актом, между тем определяет единообразие в решении подобных вопросов.
Правовое регулирование в части необходимости
проведения экспертизы промышленной безопасности
на техническое перевооружение АЗС
Вопрос о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности на техническое перевооружение АЗС должен рассматриваться только в тех случаях, когда АЗС является опасным производственным объектом.
Признавая, что проектная документация АЗС подлежит государственной (градостроительной) экспертизе, и учитывая тот факт, что АЗС в определенных случаях подпадает под категорию ОПО, необходимо руководствоваться требованиями статьи 8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Так, согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта.
Таким образом, если производится реконструкция опасного производственного объекта (в данном случае — реконструкция АЗС), требуется проведение государственной (градостроительной) экспертизы проекта реконструкции. Если же производится техническое перевооружение ОПО (в данном случае техническое перевооружение АЗС), то необходимо провести экспертизу промышленной безопасности.
Спорные моменты.
В настоящее время ни один нормативный правовой акт не раскрывает понятия «техническое перевооружение». Поэтому на практике достаточно сложно разграничить реконструкцию от технического перевооружения и, соответственно понять, в каких случаях необходима государственная (градостроительная) экспертиза, а в каких случаях — экспертиза промышленной безопасности. Более того, возникают сложности в разграничении технического перевооружения от иных видов работ.
Единственный документ, который раскрывает понятие «техническое перевооружение», — это письмо Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСУ СССР от 8 мая 1984 года N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий», согласно которому:
«К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.
Целью технического перевооружения действующих предприятий является всемерная интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.
При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка дополнительно на существующих производственных площадях оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло — и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению».
Понятия «оптовая торговля» и «розничная торговля»
Понятия оптовой и розничной торговли определены в ряде нормативных правовых актов РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
«…оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход понятие «розничная торговля» установлено статьей 346.27 Налогового кодекса РФ:
«…розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 — 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле (абзац дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)».
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Официальное издание, Госстандарт России // М.: ИПК Издательство стандартов, 1999 год):
«…оптовая торговля — торговля с товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;
розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Документальное подтверждение осуществления
эксплуатирующей организацией
(юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем)
розничной или оптовой торговли бензином и
дизельным топливом
Одним из вариантов подтверждения осуществления эксплуатирующей организацией соответствующего вида деятельности является указание кода по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). В свою очередь, коды ОКВЭД заявляются самим юридическим лицом при его государственной регистрации, отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о регистрации юрлица при создании. Таким образом, коды по ОКВЭД содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц/Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (подпункт «п» пункт 1, подпункт «о» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Указанные записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. По общему правилу, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных выше сведений, за исключением случаев, установленных ФЗ N 129-ФЗ, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган (налоговый орган) по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Кроме того, коды ОКВЭД содержатся в информационных письмах Росстата (один из документов юридического лица, определяющий его правовой статус, — наряду со свидетельством о регистрации юридического лица).
Сведения о видах экономической деятельности должны быть заполнены с использованием ОКВЭД, утвержденного соответствующим постановлением Госстандарта.
В настоящее время действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):
— Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст;
— Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:
— классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
— определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
— разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
— осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
— подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
— кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, Едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
— обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:
— осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
— подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Для поиска кодов по ОКВЭД в части осуществления розничной и оптовой продажи рекомендуем использовать раздел G (оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) и одноименный раздел ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1).
По всем вопросам, касающимся применения Классификаторов (в том числе при выборе юридическим лицом при государственной регистрации кодов ОКВЭД), следует обращаться в Ростехрегулирование (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 марта 2008 г. N 03-11-04/3/114). В свою очередь, Приказом Росстата от 19.07.2011 N 328 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей» утверждена форма N 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли».
——————————————————————