Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о существенных изменениях в законодательстве о промышленной безопасности опасных производственных объектов
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА GOLTSBLAT BLP СООБЩАЕТ
О СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Недвижимость и строительство)
Информационное письмо N 411
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 марта 2013 года
Юридическая компания Гольцблат БЛП сообщает о принятии Федерального закона от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации…», существенным образом изменяющего регулирование промышленной безопасности.
1. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ (далее — Закон) вводит новые критерии опасных производственных объектов (ОПО). В частности, теперь к ОПО не относятся:
— объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в меньшем количестве, чем установлено Законом. В то же время для целей отнесения объекта к ОПО необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, при наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются. Во-вторых, следует принимать во внимание характеристики соседних ОПО: если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида;
— лифты, эскалаторы (кроме эскалаторов в метрополитенах), подъемные платформы для инвалидов;
— объекты, на которых ведется добыча общераспространенных полезных ископаемых или разработка россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ.
Также прямо указано, что к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.
Теперь опасные производственные объекты подразделяются на четыре класса опасности: с IV по I — по мере увеличения опасности. Закон дифференцирует требования к ОПО в зависимости от класса опасности. В частности:
— с 1 июля 2013 года объекты IV класса опасности могут эксплуатироваться без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов. С 1 января 2014 года плановые проверки таких объектов проводиться не будут;
— с 1 января 2014 года для некоторых категорий объектов I, II и III классов опасности необходимо будет разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а для объектов I и II классов опасности — также систему управления промышленной безопасностью, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ;
— декларация промышленной безопасности разрабатывается лишь для объектов I и II классов опасности, связанных с обращением опасных веществ;
— с 1 января 2014 года в отношении объектов I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре. Уже зарегистрированные ОПО подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года.
3. Введено определение ранее использовавшегося термина «техническое перевооружение». Под ним понимаются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств. Очевидно, что с позиции градостроительного законодательства такое техническое перевооружение может подпадать под критерии реконструкции или капитального ремонта в терминах Градостроительного кодекса РФ.
4. Законом исключаются требования о проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении документации на капитальный ремонт ОПО. Отметим, что согласно Градостроительному кодексу РФ экспертиза проектной документации на капитальный ремонт также не требуется. В этой связи проектная документация на капитальный ремонт теперь остается не охваченной экспертизой и, соответственно, оценкой промышленной безопасности, если только такой капитальный ремонт не будет являться техническим перевооружением в терминах Закона (в таком случае документация на него как на техническое перевооружение будет подлежать экспертизе промышленной безопасности).
5. Теперь в случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицо, осуществляющие подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, может разработать специальные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации данного ОПО, путем включения таких требований в так называемое обоснование безопасности соответствующего ОПО. Обоснование безопасности ОПО, а также изменения к нему подлежат экспертизе промышленной безопасности.
6. С 1 января 2014 года Закон отменяет требования о получении разрешений на применение технических устройств на ОПО. По общему правилу технические устройства будут подлежать лишь экспертизе промышленной безопасности.
В дополнение к этому внесены изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ, которыми уточнен перечень особо опасных производственных объектов.
Закон вступает в силу с 15 марта 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2013 года и с 1 января 2014 года.
——————————————————————