Освобождение от административной ответственности в области пожарной безопасности

(Стахов А.)

(«Российская юстиция», N 8, 2000)

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. СТАХОВ

А. Стахов, адъюнкт Юридического института МВД России.

В шестом номере за этот год журнала «Российская юстиция» опубликовано заключение Национального антикоррупционного комитета — «Многие нормы проекта КоАП провоцируют злоупотребления чиновников». В нем совершенно правильно говорится о недопустимости наделения тех или иных представителей власти правом по своему усмотрению применять минимальные и максимальные наказания за административные нарушения (а в ряде случаев, добавлю, и освобождать от них). Это дает виновному гражданину возможность вступать в «договорные отношения» с таким представителем.

Подобным дефектом страдают и нормы, устанавливающие полномочия должностных лиц государственного пожарного надзора.

Анализ Федерального закона от 18 ноября 1994 г. «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями), Кодекса об административных правонарушениях, нормативных документов МВД РФ и Государственной противопожарной службы МВД РФ позволяет говорить о существенных недостатках в механизме применения административного принуждения в случаях нарушения требований пожарной безопасности.

К требованиям пожарной безопасности согласно ч. 4 ст. 1 Закона от 18 ноября 1994 г. относятся условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

При обнаружении и нарушении этих требований государственный инспектор по пожарному надзору полномочен применять следующие меры административного принуждения:

— приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ;

— давать руководителям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам и гражданам, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;

— налагать, согласно ст. ст. 76, 113, 169 КоАП, административные взыскания в виде предупреждения или штрафа на физических и юридических лиц, виновных в нарушении или невыполнении требований пожарной безопасности.

Называя различные по своему содержанию меры административного принуждения, применяемые за нарушения требований пожарной безопасности, законодатель отграничивает институт административной ответственности в области пожарной безопасности от института административно — пресекательных мер имущественного характера, указав на признаки, при которых нужно применять меры второго вида. Это угроза возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также невыполнение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов.

Но нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, не выделены в общем массиве норм. По этой причине создается приоритет субъективной оценки государственного инспектора по пожарному надзору над нормами права в случае применения административно — пресекательных мер имущественного характера. Такое положение представляется неоправданным, поскольку речь идет об ограничении правомочий пользования и распоряжения имуществом, составляющих содержание права собственности хозяйствующих физических и юридических лиц.

Кроме того, составы административных правонарушений, установленные в нормах ст. ст. 76, 113, 169 КоАП, не отграничены от случаев, когда правоприменитель вправе предъявить лицу, ответственному за исполнение требований пожарной безопасности, предписание об устранении их нарушений, предусмотренное ч. 13 ст. 6 Федерального закона от 18 ноября 1994 г.

Примечательно, что такие административные акты Государственной противопожарной службы, как «предписание» и его разновидность — «предложение», нормами КоАП не охраняются, поскольку за нарушение или неисполнение законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору административная ответственность нормами КоАП не установлена, за исключением случаев неисполнения постановления государственного пожарного надзора о приостановлении работы предприятия, производственного участка, агрегата или о запрещении эксплуатации здания, сооружения, помещения (ст. 169 КоАП).

Изложенное позволяет сделать вывод, что за одно и то же нарушение государственный инспектор, опираясь исключительно на собственную субъективную оценку уровня пожарной безопасности, полномочен использовать весь установленный в этой области арсенал административного принуждения, затрагивающий конституционные права и свободы. Такой подход создает возможность коррупционного поведения должностного лица. Поэтому необходима корректировка норм, регламентирующих административное принуждение в данной сфере.

Наиболее целесообразно провести совершенствование института административного принуждения, имея в виду более четко определить условия освобождения от административной ответственности.

В настоящее время по нереабилитирующим основаниям освобождение от административной ответственности возможно только в двух случаях: при малозначительности правонарушения (ст. 22 КоАП) либо в случае передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива (ст. 21 КоАП).

По моему мнению, предъявление нарушителю уполномоченным должностным лицом предписания об устранении нарушений является административно — восстановительной мерой, которая позволяет освободить нарушителя от административной ответственности, предусмотренной в ст. ст. 76, 113, 169 КоАП, так как в предписании устанавливаются сроки обязательного устранения нарушений с целью восстановления требуемого уровня пожарной безопасности.

Статья КоАП, позволяющая детализировать институт освобождения от административной ответственности и устранить пробел, могла бы быть сформулирована так: «В случае обнаружения нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо, уполномоченное решать дело, может освободить правонарушителя от административной ответственности и вручить ему обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности».

В отношении административно — пресекательных мер имущественного характера, используемых в случаях, когда нарушения требований пожарной безопасности приводят к возникновению угрозы пожара и (или) безопасности людей, выскажу следующие соображения.

Из общего числа требований пожарной безопасности следует выделить создающие реальную угрозу возникновения пожара в виде отдельного перечня норм, содержащих такие требования, либо назвать признаки, позволяющие определить уровень реальной угрозы возникновения пожара и безопасности людей. Поскольку пресекательные меры имущественного характера в области пожарной безопасности по своей сути являются для правонарушителя не менее обременительными, чем предупреждение и штраф, то представляется целесообразным закрепить возможность альтернативной замены мер административной ответственности на административно — пресекательные меры имущественного характера, ограничивающие правомочия собственника без иных правовых последствий для него. Статью КоАП, позволяющую реализовать такое предложение, предлагаю изложить следующим образом: «В случае применения пресекательных мер, ограничивающих правомочия собственника в целях обеспечения требований пожарной безопасности, должностное лицо, уполномоченное решать дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием».

В то же время необходимо внести в КоАП норму об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также за неисполнение иных законных требований должностного лица, в том числе пресекательного характера.

Думаю, предлагаемые коррективы позволят оптимизировать юрисдикционную деятельность в области пожарной безопасности, сделать ее более гибкой и приемлемой для новых социально — экономических условий.

——————————————————————