Из практики прокурорского надзора по уголовным делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 2001, N 5)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Внештатный сотрудник милиции не является должностным лицом.

Красноярским краевым судом Макаренко осужден по п. п. «б», «в» ч. 2 ст. 159, п. «б» ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286 и ч. 1 ст. 325 УК РФ на 7 лет 6 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации приговор оставлен без изменения.

Суд признал установленным, что Макаренко — президент общественного фонда «Восход» — был зачислен внештатным сотрудником отдела по борьбе с экономическими преступлениями управления внутренних дел Красноярска, получил соответствующее удостоверение и специальные полномочия, предоставляющие ему основания осуществлять функции власти, и с этого времени стал должностным лицом.

Используя полномочия внештатного сотрудника милиции и заручившись поручением работника милиции Кузьмицкого, за которым он был закреплен, Макаренко из корыстной заинтересованности неоднократно превышал должностные полномочия, мошенничал, получал взятки, уничтожал официальные документы.

Так, в сентябре 1997 г. под предлогом проверки правил торговли он пришел в торговый павильон «Продукты», произвел контрольную закупку товара и, обнаружив административно наказуемое правонарушение — отсутствие сертификатов, составил акт, который передал продавцу Ивановой, назначив через нее встречу с владельцем павильона Гусейновым. Имея намерения обманным путем завладеть деньгами Гусейнова, Макаренко рассказал ему о фонде по оказанию помощи семьям погибших работников милиции и попросил оказать милиции «спонсорскую» помощь. Гусейнов передал Макаренко 500000 руб., которые тот присвоил, самостоятельно принял не входящее в его компетенцию решение об освобождении Гусейнова от административной ответственности, а составленный ранее акт контрольной закупки уничтожил.

Таким же способом, путем обмана, Макаренко завладел деньгами Гулиева, Гаспаряна, Андронова, Богданова, Алборова, Дейковой, Миклушовой и Нагиева в сумме 2400000 руб.

Кроме того, Макаренко за сокрытие нарушений правил торговли неоднократно получал взятки. Так, под предлогом проверки соблюдения правил торговли произвел контрольную закупку товаров в коммерческом киоске «Овощи — фрукты», выявил административное правонарушение, о чем составил соответствующий акт. На следующий день при встрече с владельцем киоска Благовым, угрожая ему крупным штрафом, предложил за денежное вознаграждение уничтожить акт. Опасаясь нежелательных для себя последствий, Благов передал Макаренко 200000 руб., и тот уничтожил акт.

Аналогичным способом Макаренко получил взятки от Толстихиной — 300000 руб., Мкртычана — 400000 руб., Федоренковой и Дмитриенко — 300000 руб.

Президиум Верховного Суда РФ по протесту заместителя председателя этого суда приговор и определение по делу изменил, указав, что должностным лицом, из чего ошибочно исходили суды первой и второй инстанции, Макаренко признан необоснованно. В соответствии с «Временной инструкцией по организации работы внештатных сотрудников милиции», самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию работников милиции, внештатным сотрудникам милиции запрещено (п. 2.7.1). Кроме этого, «Временная инструкция…» запрещает внештатным сотрудникам совершать действия, на выполнение которых не было поручения сотрудника милиции, за которым он закреплен. Из материалов дела видно, что Макаренко не имел поручения на проверку торговых павильонов.

При таких данных, не признав его должностным лицом, Президиум ВС РФ переквалифицировал его действия с п. «б» ч. 4 ст. 290 на п. «б» ч. 2 ст. 159 УК. По этим же соображениям из приговора исключено его осуждение по п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ.

В части осуждения Макаренко по ч. 1 ст. 286 и ч. 1 ст. 325 УК РФ приговор и кассационное определение отменены с прекращением дела производством за отсутствием состава преступления, поскольку Макаренко, не являясь должностным лицом, не может нести ответственность за превышение должностных полномочий, а составленные им и впоследствии уничтоженные акты контрольных закупок официальными документами не являются.

Назначенное Макаренко наказание существенно смягчено.

——————————————————————