Из практики прокурорского надзора по уголовным делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 1995, N 1)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Приговор отменен в связи с неправильной квалификацией преступления.

Тульским областным судом Бахмутов осужден по ст. 103 УК РСФСР на 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИТК строгого режима. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставлен без изменения.

Бахмутов признан виновным в умышленном убийстве Купрюнина, совершенном при следующих обстоятельствах.

В течение дня Бахмутов распивал спиртные напитки в различных местах Тулы со своими знакомыми Купрюниным и Крысиным. Вечером они продолжили распитие спиртного в квартире Бахмутова.

После ухода Крысина между Бахмутовым и Купрюниным возникла ссора, в ходе которой они стали высказывать угрозы друг другу. Затем с целью лишения жизни Купрюнина на почве ссоры Бахмутов умышленно нанес ему ножом множество ударов в шею и грудную клетку. В результате полученных телесных повреждений Купрюнин скончался на месте происшествия от острой потери крови.

С целью сокрытия преступления Бахмутов вытащил труп из дома, отвез его на садовой тележке к дому N 8 по 17-му проезду пос. Мясново, а затем вымыл дома полы и сжег окровавленные простыни.

Заместитель Генерального прокурора РФ принес протест в Президиум Верховного Суда РФ, в котором поставил вопрос об отмене приговора и кассационного определения в связи с неправильной юридической оценкой действий осужденного.

Квалифицируя действия Бахмутова по ст. 103 УК РСФСР, суд указал, что само по себе нанесение множества телесных повреждений еще не свидетельствует об особой жестокости убийства, учитывая, что Бахмутов (согласно его показаниям на предварительном следствии) наносил все удары после первых двух с целью избавления Купрюнина от мучений.

С выводами суда согласиться нельзя.

Утверждая, что все последующие удары ножом, после двух первых, были нанесены с целью избавления потерпевшего от мучения, Бахмутов тем самым признает, что Купрюнин был жив, при этом испытывал страдания. Продолжая наносить потерпевшему удары, а их было более двадцати, в жизненно важные органы, Бахмутов тем самым причинял Купрюнину еще большие мучения и страдания.

Из акта судебно-медицинской экспертизы следует, что потерпевшему были причинены колото-резаная рана мягких тканей шеи справа; одиннадцать колото-резаных ран на левой боковой поверхности шеи с повреждением гортани, левой яремной вены и левой сонной артерии; четыре колото-резаные раны на левой передней поверхности грудной клетки, три из которых проникали в плевральную полость с повреждением левого легкого; две колото-резаные раны в надлопаточной области слева, проникающие в плевральную полость с повреждением левого легкого; одиннадцать колото-резаных ран левой подлопаточной области, десять из которых проникают в левую плевральную полость с повреждением левого легкого; три ушибленные раны в правой теменно-височной области, а также ссадины на коже лица и спины.

Всего потерпевшему было нанесено 29 колото-резаных ран и три ушибленные раны. Такое множество телесных повреждений в жизненно важные органы и их прижизненный характер свидетельствуют об особой жестокости действий Бахмутова.

В связи с неправильной квалификацией действий осужденного ему назначена мягкая мера наказания, не соответствующая тяжести совершенного им преступления и отрицательным данным, характеризующим его личность.

Протест удовлетворен, приговор суда и определение судебной коллегии Верховного Суда РФ отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение.

——————————————————————