Укрепление федеративных начал в руководстве МВД

(Земскова А.)

(«Российская юстиция», N 2, 2002)

УКРЕПЛЕНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ НАЧАЛ В РУКОВОДСТВЕ МВД

А. ЗЕМСКОВА

А. Земскова, начальник Управления по законодательству Главного правового управления МВД России, кандидат юридических наук.

Первый шаг на пути укрепления федеральных начал в руководстве органов внутренних дел был сделан принятием в 2000 году Федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации «О милиции». Тогда из ч. 4 указанной статьи было исключено положение, обязывающее министра внутренних дел РФ освобождать от должности министров внутренних дел, начальников управлений, главных управлений внутренних дел, осуществляющих руководство милицией в субъектах Российской Федерации, по согласованию с органами государственной власти данных субъектов.

Принятие Федерального закона от 12 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнения в статьи 7 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции» является продолжением программы реформирования и укрепления федеральной государственной власти в области управления органами внутренних дел. Этот Закон предусматривает изменение порядка назначения и освобождения от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, их заместителей — начальников милиции общественной безопасности и начальников отделов (управлений) внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 7 Закона «О милиции», внесенной указанным Федеральным законом, руководство милицией в субъектах Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Это положение носит принципиальный характер, основной его новизной является наделение главы государства правом назначения на должность и освобождения от должности руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации по представлению министра внутренних дел.

До настоящего времени назначение данной категории руководителей проводилось министром внутренних дел РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации.

С юридической точки зрения наделение такими полномочиями главы государства напрямую вытекает из положений ст. 89 Конституции РФ и ст. 32 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которыми Президент РФ присваивает высшие воинские и высшие специальные звания и руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти как в сфере обороны, так и в сфере деятельности органов внутренних дел. Такой подход закреплен в ст. ст. 2 и 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», содержащих положения о том, что Президент РФ назначает на должности и освобождает от должностей военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, проходящих военную службу в органах ФСБ, ФАПСИ, ФПС и других правоохранительных органах.

Таким образом, применение данных положений Закона позволит Президенту РФ реализовать свои полномочия по руководству правоохранительными органами, а также установить единый правовой режим решения кадровых вопросов для всех силовых структур.

Вместе с тем изменениями, внесенными рассматриваемым Законом в ч. 5 ст. 7 Закона «О милиции», предусматривается процедура выяснения мнения высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) по предлагаемой кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Федерации до внесения Президенту РФ представления по кандидатуре. Порядок выяснения мнения будет закреплен в ведомственном нормативном акте.

Изменениями в ст. 7 Закона «О милиции» закреплено также положение о том, что руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ. До настоящего времени такие назначения и освобождения необходимо было согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления.

Данные изменения обусловлены тем, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не образуют и не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, исключается вмешательство органов местного самоуправления в компетенцию органов исполнительной власти, частью которых являются органы внутренних дел.

Новая формулировка ч. 11 ст. 9 Закона «О милиции» закрепляет иной, чем ранее, порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителей министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации — начальников милиции общественной безопасности. Так, указанные лица назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации, согласованному с высшими должностными лицами субъектов Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации).

Прежняя редакция этой части устанавливала порядок утверждения в должности и освобождения от должности начальников милиции общественной безопасности органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации.

——————————————————————