Источник повышенной опасности и его виды

(Шишкин С.)

(«Российская юстиция», N 12, 2002)

ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ И ЕГО ВИДЫ

С. ШИШКИН

С. Шишкин, председатель Петушинского районного суда Владимирской области.

На протяжении длительного времени неоднократно возникали дискуссии по поводу деликтного обязательства, в котором субъекты гражданских правоотношений несут ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности (далее — ИПО). До сих пор это понятие толкуется неоднозначно.

Часть правоведов считают, что под ИПО необходимо понимать определенного рода деятельность. Сторонники другой позиции полагают, что ИПО являются предметы материального мира, опасные свойства которых не поддаются полному контролю человека. Необходимо отметить, что последние не рассматривают эти субъекты вне связи со сферой деятельности человека. Помимо теорий деятельности и «объекта», существует концепция «движущихся вещей», которая под ИПО понимает вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для находящихся в процессе эксплуатации и для окружающих. В Российской юридической энциклопедии 1999 года дан вариант, из которого следует, что под ИПО можно понимать как предметы, так и деятельность, создающие повышенную опасность для окружающих.

Законодатель в ст. 1079 ГК РФ не разрешил проблему определения понятия ИПО, изменив название соответствующей статьи: «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих» вместо «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности» (ст. 454 ГК РСФСР 1964 года).

Многие посчитали, что новый ГК положил конец спорам по поводу содержания этого понятия, сделав ссылку на наименование статьи. Однако по смыслу ст. 1079 ГК деятельность, о которой идет речь, явно не отождествляется с источником повышенной опасности.

Существует еще одна позиция, которой придерживается и автор данной статьи. В соответствии с ней ИПО можно определять через понятие деятельности и объекта при условии, что в обоих случаях они неразрывно связаны друг с другом.

Ни в одном законе не содержится понятия ИПО, что оказывает негативное влияние на правоприменительную деятельность. В чем же заключается суть этой правовой категории? Анализируя взгляды ученых — правоведов и судебную практику, можно сделать вывод, что это сложная правовая конструкция, состоящая из двух неотъемлемых элементов — деятельности человека (группы людей) и вредоносных объектов.

Для определения понятия ИПО необходимо выявить признаки деятельности и предметов, затем с этой же позиции классифицировать их по видам. Под деятельностью обычно понимают как целенаправленное (активное) использование предметов повышенной опасности, так и обычное (пассивное) их хранение, когда вредоносные, опасные свойства предметов могут проявляться произвольно. Первые два признака нами были выше обозначены: во-первых, связь с опасными объектами, во-вторых, сфера человеческой деятельности. Третий признак — это ее правомерность, т. е. не запрещенная законом и, как правило, носящая лицензионно — разрешительный характер (строительная деятельность, деятельность в области атомной энергетики, допуск к управлению транспортными средствами и т. д.). Законодатель признает неправомерным причинение вреда в результате этой деятельности и ограничивает доступ субъектов к этой сфере, установив уголовную и административную ответственность. Четвертый признак — это, на мой взгляд, деятельность не любая, а определенного рода, установленная законом и подтвержденная устойчивой судебной практикой. Учитывая, что законодатель не дал исчерпывающего перечня видов деятельности, поскольку с развитием научно — технического прогресса этого сделать практически невозможно, этот признак имеет факультативный характер. И последний, пятый признак — наличие обязательного страхования ответственности. Государство признает необходимость того или иного рода деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и в императивном порядке принимает превентивные меры относительно возможных негативных последствий. Этот признак также носит факультативный характер. Однако тенденция принимаемых законов ведет к тому, что этот признак может стать необходимым.

Признаки объектов, потенциально опасных для окружающих, определены в юриспруденции. Во-первых, это вредоносность как качественная характеристика предметов; во-вторых, невозможность осуществления полного контроля над ними при определенных количественных параметрах. Объекты материального мира, которые по своим свойствам несут вредоносную энергию, а ее количественные параметры находятся на уровне, подконтрольном человеку, не могут являться элементом ИПО.

В теории и на практике всегда возникал вопрос о границе, отделяющей повышенную опасность от обычной. Законодатель постепенно заполняет этот правовой вакуум. За последние пять лет принят ряд правовых актов, в том числе Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», неотъемлемой частью которого является приложение N 1 с перечислением категорий опасных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а именно: газы, окисляющие вещества, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющие опасность для окружающей среды; установлен критерий их вредоносности. Например, к высокотоксичным относятся вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели при введении в желудок не более 15 мл на 1 кг, при внесении на кожу не более 50 мл на 1 кг и смертельной концентрации в воздухе не более 0,5 мл на 1 литр. К Закону прилагаются две таблицы с наименованиями опасных веществ и их видов, предельное количество которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (например, для высокотоксичных веществ допустимое предельное количество составляет 20 тонн). Представляется, что только при этих количественных параметрах деятельность будет подпадать под признаки ст. 1079 ГК. По сути воплотились в жизнь идеи сторонников теории «деятельности» о необходимости четкого регулирования этого внедоговорного обязательства.

На мой взгляд, этим Законом необходимо руководствоваться в правоприменительной деятельности судов. В противном случае мы вернемся к истокам обсуждаемого вопроса, является ли ИПО канистра с бензином, бытовой газовый баллон, пакетик с ядохимикатом, находящийся в свободной реализации, и т. п. Они не могут являться таковыми, поскольку достаточно подконтрольны человеку и могут причинить вред только вследствие неосторожного и неосмотрительного обращения с ними (как, впрочем, и любой другой предмет материального мира).

Таким образом, под ИПО необходимо понимать определенного рода правомерную сферу человеческой деятельности, как правило застрахованную, связанную с владением и пользованием вредоносными предметами, количественный параметр которых на соответствующих уровнях исключает возможность полного контроля со стороны человека, вследствие чего потенциально создается повышенная опасность для окружающих.

При классификации ИПО по элементам (деятельности и объектам) можно учитывать общие характерные черты в их взаимодействии, направление деятельности и ее примерный перечень.

Первая группа — деятельность, связанная с использованием транспортных средств и механизмов. Думается, что под транспортными средствами необходимо понимать не только наземный, но и воздушный, речной, морской, трубопроводный транспорт. Под механизмом понимается устройство машины, приводящее ее в действие. Критерием отнесения к ИПО того или иного аппарата, помимо мощности двигателя, является специальное разрешение и допуск к его эксплуатации, а также их регистрация в контролирующих государственных органах. Например, мотоблок, бытовой электрорубанок не относятся к ИПО, чего нельзя сказать об эскалаторах, стационарно установленных грузоподъемных механизмах, канатных дорогах, фуникулерах.

Вторая группа — деятельность, связанная со сверхнормативно установленным, выше упомянутым владением количеством опасных веществ.

Третья группа — деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения и атомной энергии (впервые включены в примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих). В России энергией высокого напряжения является электрический ток 380 В (0,4 кВт), бытовой ток 127 В, 220 В. Поскольку промежуточной энергии в нашей промышленности не вырабатывается, то под энергией высокого напряжения следует понимать 380 В и выше. Использование атомной энергии — это прежде всего деятельность, связанная с атомными реакторами, которые подразделяются на несколько видов: исследовательские, изотопные, которые используются для получения радионуклидов, в том числе плутония; энергетические, в которых энергия, выделяющаяся при делении ядер, используется для выработки электроэнергии, теплоэнергии, в силовых установках, на кораблях.

Четвертая группа — строительная и связанная с ней иная деятельность упоминалась в примерном перечне прежних редакций гражданских кодексов. Вероятно, может возникнуть затруднение в понимании того, что следует иметь в виду под иной, связанной со строительством, деятельностью. Думается, сюда необходимо отнести ведение горных работ, работы по обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях. Деятельность по проектированию строительства объектов (чертежи, схемы, макеты) формально содержит признаки специального деликта, однако к ИПО ее нельзя отнести, поскольку отсутствует непосредственная связь со вторым элементом (опасный предмет). Гражданская ответственность проектирующих организаций наступит лишь при наличии их вины. Случаи причинения вреда при возведении построек ручным способом неспециализированными организациями без применения электрооборудования высокого напряжения, подъемных механизмов нельзя отнести к ИПО, поскольку здесь также нет связи с опасными объектами.

Учитывая, что ст. 1079 ГК не содержит исчерпывающего перечня, можно выделить на судейское усмотрение пятую группу, обозначив ее как «Иные виды промышленной деятельности». Анализ действующего законодательства позволяет включить сюда деятельность, связанную с получением расплавов и сплавов черных и цветных металлов, использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскалей и при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

В двух последних гражданских кодексах в перечне не упоминается деятельность, связанная с содержанием животных, несмотря на то что некоторые группы диких и домашних животных (собаки бойцовых пород, племенные быки) несут определенную опасность. Однако по факту причинения ими вреда вина их владельцев презюмируется и ущерб возмещается по правилам ст. 1064 ГК. Анализ судебной практики за последние годы является тому свидетельством. Представляется, что исполнительная власть на всех уровнях должна установить правила по содержанию некоторых видов опасных животных с целью профилактики и предупреждения несчастных случаев, а также квалификации действий (бездействия) их владельцев в случае причинения вреда окружающим.

Профессор О. Красавчиков классифицировал ИПО по предмету материального мира, положив в основу форму энергии. Общеизвестно, что энергия — одна из основных форм материи, мера ее движения. Внутренняя энергия содержится в каждом материальном объекте. Однако не следует забывать, что все виды энергии были открыты, исследованы и поставлены на промышленный поток в результате человеческой деятельности. Приведем эту классификацию: 1) физические источники, которые подразделяются на механические (транспорт, грузоподъемные механизмы, оборудование промышленных предприятий и т. п.), электрические (оборудование, агрегаты высокого напряжения и т. п.), тепловые (оборудование горячих цехов, котельные); 2) физико — химические источники, к которым относятся все предметы, создающие опасность радиоактивного воздействия; 3) химические источники, в число которых входят отравляющие, взрывчатые и огнеопасные вещества; 4) биологические источники: дикие звери, некоторые микроорганизмы.

Думается, целесообразно исключить из четвертой группы диких животных, а перечень дополнить пятой группой: химико — биологические вещества (пестициды 1-й и 2-й классификации опасности), используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений. Их потенциальная опасность заключается в высокой биологической активности. При затруднении выявления критерия токсичности этих веществ необходимо назначать токсиколого — гигиеническую экспертизу, руководствуясь Приказом министра здравоохранения РФ от 31 января 2002 г., в котором определены соответствующие экспертные учреждения и регламентирован порядок ее проведения.

В связи с развитием научно — технического прогресса, выработкой системы мер безопасности, повышением уровня осведомленности человека в этой сфере в будущем перечень видов ИПО должен подлежать пересмотру и модернизации.

——————————————————————