Безопасность профессиональной деятельности юриста

(Винокуров Ю. Е.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 5)

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Ю. Е. ВИНОКУРОВ

Винокуров Юрий Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор кафедры Московского гуманитарного университета, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

В статье предпринята попытка введения в оборот понятия «профессиональная безопасность» как одного из видов безопасности жизнедеятельности человека. Подчеркивается, что непрофессионализм или антиобщественные установки (взгляды) юристов могут представлять опасность для граждан, общества и государства, и говорится о возможных путях недопущения этого.

Ключевые слова: юрист, безопасность, опасность, профессиональные качества, безопасность профессиональной деятельности.

Security in the professional activities of a lawyer Yu. E. Vinokurov

The article includes an attempt to introduce a term «professional security» as one of the types of security in human activities. It is pointed out that lack of professionalism or anti-social views and positions of lawyers may be dangerous for the people, society and state. The author also discusses the possible ways of prevention of such situations.

Key words: lawyer, security, danger, professional quality, security of professional activity.

Современный человек живет и действует в условиях многочисленных потенциальных опасностей, разного рода угроз. В связи с этим обеспечение безопасности его жизнедеятельности является актуальной приоритетной задачей общества, государства <1>, а равно и каждого конкретного гражданина. ——————————— <1> Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Питер, 2013. С. 19.

Что же означает термин «безопасность»? С научных позиций, в том числе и в юридическом смысле, безопасность — это состояние защищенности субъектов от угроз, вреда, зла <2>. В самом общем виде безопасность понимается как отсутствие опасности (угрозы) или защищенность от нее <3>. Опасность — это ситуация, способная в определенных ситуациях привести к возникновению негативных опасных факторов, под воздействием которых могут наступить неблагоприятные события и процессы <4>. Иначе говоря, опасность — это явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, обществу, государству <5>. Из сказанного можно сделать вывод о том, что безопасно все то, что не представляет опасности для человека и для окружающей его среды. ——————————— <2> Глебов И. Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб.: Ун-т МВД России, 1999. С. 263. <3> Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности: Курс лекций. М.: Флинта, 2007. С. 13. <4> Байдаков С. А., Серов Г. П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. М.: Анкил, 2003. С. 464. <5> Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапрунова. М.: Поколение, 2009. С. 38.

В зависимости от характера опасностей и угроз обычно выделяются следующие виды безопасности: международная, конституционная, военная (оборонная), промышленная, технологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, культурная, интеллектуальная, научная, образовательная, социальная, демографическая, физическая (состояние здоровья граждан), психологическая, экологическая, пожарная, транспортная, криминологическая и др. <6>. ——————————— <6> Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации / Колл. авторов. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. С. 3 — 80.

Следует иметь в виду, что опасность может представлять и любая профессиональная деятельность, если она приводит к отрицательным результатам, скажем, в виде нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц и ко многим другим отрицательным последствиям (к примеру, к причинению имущественного вреда или вреда здоровью человека). Речь в данном случае идет о так называемом человеческом факторе. Непрофессионализм соответствующего работника, его антиобщественные установки (взгляды), например, стремление к неосновательному обогащению, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей нередко представляют опасность для окружающих и для государства в целом. В связи со сказанным представляется вполне обоснованным введение в оборот понятия «профессиональная безопасность» как самостоятельного вида безопасности. Ниже остановимся на рассмотрении вопроса о безопасности профессиональной деятельности юристов — судей, прокуроров, адвокатов, следователей, дознавателей, нотариусов, юрисконсультов и многих других должностных и недолжностных лиц, осуществление деятельности которых обусловлено необходимостью наличия юридического образования. Любая профессиональная деятельность, в том числе и юристов, должна быть общественно-полезной, не приносящей какого-либо вреда физическим и юридическим лицам, общественным и государственным интересам. Иными словами, она должна быть безопасной как для граждан, юридических лиц, так и для общества и государства, приводящей к определенным положительным результатам, применительно к юристам — к укреплению законности, восстановлению нарушенных прав субъектов (физических и юридических лиц), во всяком случае, к разрешению того или иного конфликта, спора или иной ситуации в строгом соответствии с требованиями закона и сложившейся положительной юридической практики. Любой юрист, какую бы должность он ни занимал, является по существу помощником для физических и юридических лиц при разрешении разного рода споров, правовых казусов и иных ситуаций. В связи с этим любое решение, принимаемое юристом, должно быть обоснованным, законным, не противоречивым, справедливым и, следовательно, безопасным, не приносящим вреда окружающим. К современным юристам предъявляются высокие требования как со стороны работодателей, так и общества в целом. Эти требования в общем виде отражены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (специальность 021100 — юриспруденция, квалификация — юрист). Помимо глубокого знания законодательства, практики его применения, владения прочными навыками подготовки соответствующих правовых документов юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к общественным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона и собственной профессиональной деятельности. Он должен повышать свой профессиональный уровень, что крайне необходимо в условиях динамично меняющегося законодательства и практики его применения. Соответствие юристов этим качествам является гарантией безопасности их профессиональной деятельности. Согласно официальным данным и отзывам граждан подавляющее большинство юристов на высоком профессиональном уровне выполняют возложенные на них служебные обязанности, обладают высокими моральными качествами, пользуются авторитетом у населения. Вместе с тем встречаются порою факты принятия юристами решений, не соответствующих законам или реальным обстоятельствам, неправильной оценки тех или иных деяний (событий), что приводит к нарушению прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц. Слабо подготовленный в профессиональном отношении юрист и тем более с низкими моральными качествами представляет опасность для граждан и юридических лиц. Иными словами, недоученный, ленивый или невоспитанный студент, иной гражданин с антиобщественными взглядами может представлять общественную опасность как для физических, так и юридических лиц. В самом деле, человек, слабо разбирающийся в законодательстве, практике его применения, не владеющий навыками принятия и грамотного оформления соответствующих решений, с низкими моральными качествами, у которого на первом месте личное обогащение или карьерный рост пусть и с помощью взяток, разного рода сомнительных связей с «нужными людьми», представляет повышенную общественную опасность. Он живет по принципу «для достижения личных целей все средства хороши». Именно такие, с позволения сказать, «специалисты» нередко совершают правонарушения (дисциплинарные проступки и даже преступления), связанные с нарушением профессиональных функций. Юристы и прежде всего работники правоохранительных органов, осуществляющие публичную деятельность, связанную с обеспечением законности, охраной прав и свобод физических лиц и законных интересов юридических лиц, выявляющие и устраняющие дефекты в деятельности должностных и иных лиц, должны быть примером четкого исполнения законов и безупречного поведения для окружающих. Необходимые юристам профессиональные и моральные качества приобретаются в процессе обучения и воспитания студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (академиях, институтах, университетах). При этом основное внимание должно обращаться на повышение качества обучения будущих юристов и их воспитание в духе высокой нравственности, предполагающей честность, справедливость, добросовестность при исполнении ими служебного долга. Эксперты отмечают, что в постсоветские годы уровень высшего образования, в том числе и гуманитарного, значительно упал <7>. Это верно и в отношении высшего юридического образования, качество которого заметно снижается. Причинами этого называют снижение уровня школьного образования, введение ЕГЭ, отказ от специалитета и переход к бакалавриату, введение подушевого финансирования, недофинансирование, низкую оплату труда профессорско-преподавательского состава, снижение престижа профессии преподавателя, необязательность посещения учебных занятий студентами, неудовлетворительную организацию прохождения студентами практики, недостаточное применение на занятиях активных форм обучения в виде деловых игр, диспутов, решения микро и проблемных ситуаций, неоправданно большое количество юридических факультетов с малым количеством студентов и ряд других причин. ——————————— <7> Крестьянников В., Чуйков Л. Взгляд в будущее высшего образования // Аргументы недели. 18.04.2013.

Стремление к выполнению планов набора студентов, от чего зависит объем финансирования, приводит к тому, что растет доля так называемых «необучаемых» студентов, которые вследствие слабой школьной подготовки, а нередко и недостаточности умственного развития, не в состоянии усвоить учебную программу высшего образования или вследствие лени не желают вообще учиться. Тем не менее подобных студентов отчисляют крайне редко, и они получают соответствующие дипломы. Такие с позволения сказать «специалисты» представляют опасность для общества. К слову, в развитых странах до получения диплома доходит только половина поступивших, иными словами, отбор происходит в процессе обучения. Понятно и то, что на факультетах с малым количеством студентов, неполными учебными группами невозможно подготовить высококвалифицированных юристов, поскольку преподавателям приходится вести несколько и даже много дисциплин в целях выполнения учебной нагрузки. Из-за низкой оплаты труда в целях выживания преподаватели в своем большинстве работают одновременно в двух-трех и более образовательных учреждениях, что не способствует повышению качества учебных занятий. Из сказанного следует, что юридическое образование нуждается в глубокой модернизации, в устранении всего негативного, мешающего повышению его качества. Повышению профессионализма юристов, соблюдению ими нравственных норм могут также способствовать совершенствование работы по подбору кадров, в частности, введение испытаний (проверки знаний и умений) при приеме на работу, совершенствование системы повышения квалификации и воспитательной работы непосредственно по месту работы и в институтах (на курсах) повышения квалификации, совершенствование дисциплинарной практики, воспитание на положительных примерах. Во всяком случае, все апробированные на практике формы и методы обучения и воспитания должны в полной мере использоваться для повышения профессионализма юристов, повышения качества их профессиональной деятельности как одного из средств укрепления законности в стране и ее регионах.

Библиографический список

1. Байдаков С. А., Серов Г. П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. М.: Анкил, 2003. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Питер, 2013. 3. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапрунова. М.: Поколение, 2009. 4. Глебов И. Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб.: Ун-т МВД России, 1999. 5. Крестьянников В., Чуйков Л. Взгляд в будущее высшего образования // Аргументы недели от 18.04.2013. 6. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации / Колл. авторов. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. 7. Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности: Курс лекций. М.: Флинта, 2007.

References (transliteration)

1. Baydakov S. A., Serov G. P. Pravovoe obespechenie okhrany okruzhayushchey sredy i ekologicheskoy bezopasnosti. M.: Ankil, 2003. 2. Bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. L. A. Mikhaylova. M.: Piter, 2013. 3. Bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti. Sovremennyy kompleks problem bezopasnosti / Pod red. V. V. Saprunova. M.: Pokolenie, 2009. 4. Glebov I. N. Natsional’naya bezopasnost’ RF: problemy pravovogo regulirovaniya. SPb.: Un-t MVD Rossii, 1999. 5. Krest’yannikov V., Chuykov L. Vzglyad v budushchee vysshego obrazovaniya // Argumenty nedeli. 18.04.2013. 6. Obespechenie natsional’noy bezopasnosti v RF / Koll. avtorov. M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2012. 7. Fomin S. A. Obespechenie natsional’noy bezopasnosti: Kurs lektsiy. M.: Flinta, 2007.

——————————————————————