Некоторые вопросы виктимологической профилактики изнасилования

(Журавлева Ю. В.) («Российский следователь», 2006, N 4)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ

Ю. В. ЖУРАВЛЕВА

Журавлева Ю. В., соискатель Российской правовой академии.

Не вызывает сомнений, пожалуй, тот факт, что в первую очередь необходимо уделять внимание профилактике виктимности жертв преступлений против личности (насильственных преступлений), одним из серьезнейших среди которых является изнасилование. Весьма наглядным в этом отношении является пример распределения денежных средств на оказание помощи жертвам различных преступлений в Соединенных Штатах Америки, где система практической специализированной помощи возникла еще во второй половине 60-х гг. и к настоящему времени действует весьма успешно. Так, структура расходов выглядит следующим образом: 19,6% федеральных ассигнований идет на помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия; 33,3% — на помощь жертвам насилия в семье; 19,6% — на помощь жертвам преступлений на сексуальной почве; 4,2% — на помощь родственникам погибших; 2,5% — на помощь жертвам, получившим телесные повреждения; 1,3% — на помощь жертвам ограблений; 18,2% — на содержание и развитие служб помощи для жертв насильственных преступлений (оплата сотрудников, аренда помещений и т. д.) <*>. Как видно, на помощь жертвам именно сексуального насилия выделяется львиная доля ассигнований — 39,2%. ——————————— <*> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 32.

Важность распространения влияния виктимологической профилактики на жертв изнасилований определяется не только тяжестью данного преступления, но и тем, что данный состав преступления характеризуется высокой (и кроме того, увеличивающейся) степенью участия жертвы в создании преступной ситуации, особенностями мотивации насильников, связанной во многих случаях с личностью жертвы. Более того, можно говорить о том, что в отношении изнасилований виктимологическая профилактика — один из наиболее перспективных путей снижения уровня изнасилований (а соответственно и уровня виктимности жертв изнасилований), поскольку данный состав преступлений отличается наибольшим уровнем латентности среди всех насильственных преступлений против личности. Так, по оценкам специалистов, занимающихся оказанием психологической помощи жертвам сексуального насилия, не более 30% женщин, пострадавших от изнасилования и обратившихся за помощью по телефону доверия или в кризисный центр, заявляют о совершенном в отношении их преступлении в правоохранительные органы. При этом необходимо учитывать, что далеко не все жертвы изнасилований обращаются (и имеют возможность обратиться) даже в соответствующие центры помощи. Таким образом, предупредительная основа профилактики виктимности является нередко единственным возможным вариантом воздействия на динамику изнасилований. Главной задачей профилактики изнасилований на виктимологическом уровне должны быть разработка и осуществление мер, направленных на сокращение и ликвидацию виктимной предрасположенности возможных жертв изнасилований, на их защиту от преступных посягательств <*>. Успешная реализация задач виктимологической профилактики возможна лишь при масштабном подходе к ее внедрению в социальную и правоприменительную практику; единичные, разовые попытки осуществления мероприятий виктимолого-профилактической направленности вряд ли смогут обеспечить потребности женской части населения в защите от таких противоправных посягательств, как изнасилования. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы изменить существующий взгляд на сложившуюся практику борьбы с преступностью, в частности ее предупреждения, сделать виктимологическую профилактику важным средством предупреждения преступности <**>. ——————————— <*> Полубинский В. М. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980. С. 60. <**> Криминология: Учебник / Под ред. А. И. Долговой М., 1999. С. 375.

К сожалению, несмотря на интенсивное развитие научно-виктимологического знания, крепко укоренившаяся в течение многих десятилетий политика правоохранительных органов, ориентированная на репрессивную функцию уголовного закона, на приоритетную защиту государственных интересов (а не интересов личности), на сосредоточие внимания на фигуре преступника, оказалась психологически несовместимой с декларируемой ныне приоритетной защитой личных прав и интересов граждан <*>. Многие годы правоприменительная практика воздействия на преступность была ориентирована однобоко и упускала из виду перспективы своевременного воздействия на потенциальных жертв преступлений. ——————————— <*> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 116 — 117.

В связи с этим важной, но в то же время довольно сложной проблемой является психологическая перестройка правосознания работников правоохранительных органов (на сегодняшний день — практически единственных возможных субъектов виктимологической профилактики изнасилований), где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между милицией и потерпевшим. Такая изначально важная мера виктимологической профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран <*>. За относительно короткий отрезок современной истории (примерно 30 лет) отношение к жертвам преступлений в разных регионах и странах претерпело заметные позитивные изменения. Эти изменения привели к повышению не только социального, но и правового статуса жертв преступлений, поставили во главу угла первоочередной и повсеместно принятый в цивилизованном мире принцип, согласно которому к жертвам следует относиться с максимальным вниманием и вежливостью, заинтересовано и с уважением. Признание необоснованной ориентации на приоритетное внимание к преступнику (в ущерб интересам жертвы) потребовало перераспределения финансовых средств и организационных усилий на помощь потерпевшим и борьбу с преступностью. Своеобразным общим знаменателем такого подхода явилась Декларация ООН 1985 г. «Об основных принципах отправления правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью», которая определила основные стандарты обращения с жертвами. ——————————— <*> Лиманская И. В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 121.

Особенно остро эта проблема встает, когда речь идет о жертвах таких преступлений, как изнасилования. Пренебрежительное отношение к лицам женского пола, ставшим жертвами сексуального насилия, особенно если, например, изнасилование было совершено по месту жительства обвиняемого или жертва находилась в состоянии алкогольного опьянения, является довольно распространенным явлением среди сотрудников правоохранительных органов. Тот факт, что изнасилования без отягчающих обстоятельств относятся к делам так называемого частно-публичного обвинения, обусловливает необходимость подачи заявления непосредственно потерпевшей (или же родителями или законными представителями в должных случаях). Причем особенности следственной практики по делам об изнасилованиях, успех расследования подобных дел нередко напрямую зависят от длительности периода между совершением указанного преступного посягательства и подачей заявления. Совершенно объяснимо, что вследствие пережитого насилия и связанного с ним стресса, далеко не всегда женщина готова сразу же обратиться в правоохранительные органы. Указанные обстоятельства хотя и ориентированны на поддержку жертв изнасилований, в ряде случаев значительно затрудняют возможности лиц, проводящих следственные мероприятия. Как показывает время, отечественная следственная и судебная практика, несмотря на все позитивные изменения в ряде цивилизованных стран в области обращения с жертвами преступлений, осталась практически неизменной. Как показали результаты опроса (проведенного в форме свободной беседы) следователей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных милиции, имеющих отношение к такой категории дел, как изнасилования, абсолютное большинство из них относится к жертвам преступлений (в том числе и изнасилований) исключительно как источнику информации о событии и условиях преступления. Жертва изнасилования выступает для них не объектом защиты и покровительства, а средством раскрытия преступления. Довольно часто доводы насильника о низкой репутации жертвы, о том, что сексуальный контакт произошел якобы по ее инициативе, оказывают непосредственное влияние на формирование негативного отношения сотрудников правоохранительных органов к потерпевшей. Таким образом, в направлении виктимологической профилактики возникает ряд трудностей, среди которых — необходимость уделения особого внимания сотрудников правоохранительных органов методам обращения с жертвами сексуального насилия. Так, в Великобритании важное внимание придается обучению полиции методам обращения с жертвами, осознанию ее сотрудниками интересов жертв преступлений. Такой социальный курс около пятнадцати лет назад введен в программу обучения полицейских всех уровней и на всей территории страны. В конечном итоге специалисты высоко оценивают усилия, направленные на повышение чуткости полиции по отношению к людям, ставшим жертвами серьезных преступлений <*>. ——————————— <*> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 47.

Важными шагами в совершенствовании российской практики обращения с жертвами изнасилований должно быть не только обязательное законодательное закрепление правовых основ гуманного и чуткого обращения сотрудников правоохранительных органов с жертвами преступлений, но и введение специальных курсов по обращению с жертвами преступлений в программу подготовки сотрудников, а также законодательное закрепление необходимости участия штатного психолога в работе с потерпевшими. Учитывая тяжесть моральных страданий жертвы сексуального насилия и «невнимательность» лиц, производящих следственные мероприятия с участием жертвы преступления, полагаем, что участие квалифицированного специалиста в общении с жертвой не только будет способствовать психологической реабилитации лица, пострадавшего от сексуального насилия, но и позволит получать наиболее полную и адекватную информацию о событии преступления, не нанося дополнительных психических травм жертве. Иными словами, обязательное участие психолога в работе с жертвами сексуального насилия является одним из направлений профилактики вторичной виктимизации от изнасилований. Речь идет о вторичной виктимизации в узком смысле, то есть не о тех случаях, когда жертва повторно становится жертвой преступления, а о виктимизации, связанной с повторным переживанием последствий преступного насильственного акта на стадиях предварительного и судебного следствия. В целях осуществления психологической перестройки сотрудников правоохранительных органов на конструктивную и разумную работу с жертвами изнасилований необходимо также создание специальной материально-технической и информационной базы, которая позволит претворить в жизнь декларативные нормы о приоритете защиты жертв изнасилований. Хотя создание информационной базы — процесс сложный и длительный, все же необходимый для организации эффективной профилактической работы с реальными, а тем более потенциальными жертвами изнасилований. Сбор виктимологической информации о жертвах изнасилований — задача не только правоохранительных органов, но и многих других органов и служб, соприкасающихся в своей деятельности с потенциальными и реальными жертвами изнасилований, однако для получения максимально полных и достоверных сведений виктимологического характера необходима четкая координация всех данных о виктимоуязвимых лицах, ситуациях, факторах, причем как явных, так и латентных. Именно координация деятельности и осуществления взаимопомощи — одна из приоритетных государственных задач в организации виктимологической профилактики изнасилований. Анализ виктимологической информации о жертвах изнасилований, полученной не только от правоохранительных органов, но и из других источников, позволит приблизиться к реальным показателям латентности изнасилований. Отдельные попытки приблизительного исчисления «темной цифры» этого тяжкого преступления вряд ли могут быть признаны удачными в силу использования источников информации, неадекватных решаемой задаче. Природа латентности подавляющей части изнасилований не «искусственная», вызванная их сокрытием органами милиции от учета, а «естественная», обусловленная нежеланием самих жертв сообщать о факте преступления <*>. Выполнение указанных функций требует организации взаимодействия правоохранительных органов со всеми иными организациями и службами, располагающими виктимологической информацией о жертвах изнасилований, а также накопление и анализ полученных данных специально уполномоченными подразделениями по виктимологической профилактике. ——————————— <*> Резник Г. М. Вопросы изучения латентных изнасилований // Проблемы борьбы с изнасилованиями: Сборник статей. М., 1983. С. 31.

Среди действующих сегодня в России возможных субъектов накопления виктимологической информации о жертвах изнасилований основными являются следственные органы МВД, прокуратуры, судебные органы, службы судебных приставов, уголовно-исполнительные инспекции, центры социальной, психологической и первичной медицинской помощи жертвам насилия на государственной и общественной основе, органы опеки и попечительства и другие. Данный перечень является неисчерпывающим, поскольку информация виктимологического характера может быть получена самыми различными путями, но даже указанные органы, обладающие теми или иными виктимологически значимыми данными, сегодня совершенно лишены возможности их применения. Сознавая материально-техническую и организационную сложность создания специализированных подразделений учета виктимологической информации о жертвах изнасилований, просто невозможно не обратить внимание на необходимость реформирования действующей системы статистического учета сведений о жертвах изнасилований. Нельзя не отметить, что существующая сегодня система отражения виктимологической информации абсолютно не соответствует целям и задачам виктимологической профилактики изнасилований. Как справедливо отметил В. И. Полубинский в 1980 г., «криминальная статистика в настоящее время, к сожалению, мало или совсем не учитывает социально-демографические данные о пострадавших от преступлений, качественные характеристики их личности и поведения в предпреступной ситуации, в момент противоправного акта и после его окончания. Поэтому назрела необходимость в создании специальной статистики о жертвах преступлений, а также их научном описании (виктимографии)» <*>. Выдвинутые более пятнадцати лет назад требования учета и оформления виктимологической информации и сегодня являются не менее актуальными. ——————————— <*> Полубинский В. И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980. С. 67.

Действующая в настоящее время форма отчетности содержит «сведения о преступлениях, в отношении которых имеются потерпевшие». Данная форма отчетности предусматривает разделение выявленных жертв преступлений по гражданству, социальной принадлежности, мотивам и целям совершенных в отношении их преступлений, а также признаку применения в отношении их насилия, что явно не удовлетворяет требованиям полноты и всесторонности отражения сведений о жертвах изнасилований. Назревшая необходимость и соответствующая ей проблема организации виктимологической профилактики изнасилований ставят нас перед необходимостью преобразования системы сбора виктимологической информации о жертвах изнасилований и соответствующих форм статистической отчетности. Последние, как представляется, должны отражать по возможности максимально объемную совокупность сведений социально-демографического характера о потенциальных и реальных жертвах изнасилований; данные о повторной виктимизации реальных жертв; специфику ситуации совершения изнасилования — отношения между преступником и жертвой, место совершения преступления. Разделение виктимологических данных по источникам получения позволит приблизиться к выявлению реального уровня латентности изнасилований. Так, информация о жертвах изнасилований, исходящая от правоохранительных органов, естественно, будет отражать официальную статистику по жертвам изнасилований, в то время как информация конфиденциальных служб социально-психологической помощи жертвам насилия поможет выявить значительную долю латентных изнасилований. Чтобы защищать безопасность граждан и помогать жертвам преступлений, необходимо знать хотя бы общие параметры их потерь и потребностей. Чтобы их узнать, надо обнаружить минимум интереса. А для этого прежде всего необходимо осознание значимости проблемы на уровне государственной политики, которая отличает современное цивилизованное общество <*>. Это обстоятельство является первоочередным шагом к решению проблем защиты жертв изнасилований, основой реализации «нового» направления воздействия на преступность. ——————————— <*> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 37.

——————————————————————