Отзыв на диссертацию Федорченко М. В. «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08
(Кузнецов А. П.)
(«Транспортное право», 2006, N 2)
ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИЮ ФЕДОРЧЕНКО М. В. «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»,
ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА
ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.08
А. П. КУЗНЕЦОВ
Кузнецов А. П., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.
Диссертационное исследование М. В. Федорченко на тему «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты» является самостоятельным, обладающим новизной, законченным научным исследованием монографического характера, имеющим как теоретическое, так и практическое значение. Работа посвящена системному анализу уголовно-правового и криминологического аспектов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Актуальность диссертационного исследования М. В. Федорченко обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась сложная аварийная обстановка на дорогах страны, характеризующаяся крайне высоким уровнем жертв. Преступные нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составляют основу всей неосторожной преступности (75%). Поэтому вопрос уголовно-правовой характеристики нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, анализа наказуемости деяния, выявления факторов, способствующих дорожно-транспортным преступлениям, и определения комплекса предупредительных мероприятий является крайне важным и представляет как теоретический, так и практический интерес.
Несмотря на наличие научных работ, анализирующих транспортную преступность, проблема всесторонней характеристики преступного нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в науке уголовного права на монографическом уровне изучена недостаточно.
В этой связи оправданным является положение, согласно которому автор в качестве объекта исследования избрал уголовно-правовые и криминологические аспекты нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В свою очередь, предметом исследования выступают этапы развития российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; законодательство зарубежных стран; уголовно-правовая характеристика элементов состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ; наказуемость деяния; факторы, способствующие нарушениям Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; меры предупреждения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Целью диссертационного исследования является разработка на основе системного анализа уголовно-правового и криминологического аспектов нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств теоретических обобщений и практических предложений по совершенствованию уголовного законодательства и предупредительной деятельности, направленной на стабилизацию уровня безопасности дорожного движения.
Представляется, что автором успешно достигнута поставленная цель посредством решения следующих задач, а именно: дан анализ развития российского законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 1920 — 1996 гг., современного зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств во взаимосвязи с составами других транспортных преступлений и в сравнении с УК РФ; исследованы уголовно-правовые нормы, регламентирующие ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и, исходя из этого, выявлены пробелы в законодательстве в данной области; изучена следственная, надзорно-прокурорская и судебная практики по делам указанной категории; установлены и систематизированы криминологические факторы, способствующие нарушениям Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и на этой основе разработаны профилактические меры по предупреждению совершения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, включая виктимологическую профилактику.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет собой первую монографическую работу, в которой на основе Уголовного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, и практики его применения дается комплексная уголовно-правовая и криминологическая характеристика отдельно взятого состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с учетом истории развития российского законодательства и в сравнении с законодательством ряда зарубежных государств, а также обосновывается комплекс предложений по совершенствованию законодательства и повышению эффективности функционирования системы предупреждения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Элементы научной новизны содержатся и в основных положениях диссертации, выносимых на защиту, это определение понятия неосторожного сопричинения. Нормы о неосторожном сопричинении следует закрепить в Общей части Уголовного кодекса РФ, дополнив ст. 32 («Неосторожное сопричинение»): «Неосторожным сопричинением признается совершение неосторожного преступления с взаимосвязанным и взаимообусловленным участием двух и более лиц, повлекшим наступление единого общественно опасного последствия, предусмотренного статьей Особенной части настоящего Кодекса. Каждый из сопричинителей несет уголовную ответственность за совершенное преступление в самостоятельном порядке». В связи с этим автор предлагает дополнить ст. 67 УК РФ.
Автор предлагает целый комплекс рекомендаций по совершенствованию законодательства и повышению эффективности функционирования системы предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе следующие изменения ст. 264 УК РФ: включить в название статьи и в диспозицию основного состава два союза, один из которых заключить в скобки: «и (или)».
В диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ указать только «автомобиль» и формулировку «другие механические транспортные средства», которую полностью раскрыть в специальном примечании к статье, в первой части: «Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются мотоциклы, трамваи, троллейбусы, трактора, иные самоходные машины и механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом более 50 куб. см и имеющие конструктивную скорость свыше 50 км/ч».
Установить в ч. 1 ст. 264 УК РФ ответственность за причинение по неосторожности «средней тяжести вреда здоровью человека».
Так, заслуживают внимания выводы диссертанта о дополнении ч. 2 ст. 264 УК РФ следующими квалифицирующими признаками: «…совершенное с несоблюдением правил обгона, с превышением скорости движения, в состоянии опьянения».
Установить определение понятия «состояние опьянения», включив в примечание к ст. 264 УК РФ часть вторую: «Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в состоянии опьянения, если химико-токсикологическое исследование установит концентрацию алкоголя в крови, равную 0,5 или более промилле, либо наличие наркотического средства, психотропного или другого токсического вещества». В настоящее время за основу установления наличия опьянения берутся клинические признаки, которые могут наблюдаться при различной концентрации алкоголя в крови.
Предусмотреть в ч. 3 примечания к ст. 264 УК РФ возможность освобождения от уголовной ответственности: «Лицо, оказавшее помощь потерпевшему, возместившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
В целях дифференциации и индивидуализации наказания сформулировать санкции статьи 264 УК РФ следующим образом:
— часть первая — «наказывается штрафом в размере от шестидесяти тысяч до двухсот сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового»;
— часть вторая — «наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет»;
— часть третья — «наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет».
Характеризуя теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования М. В. Федорченко, необходимо отметить, что большинство положений и выводов автора, выносимых на защиту, имеют непосредственное значение для отечественной законодательной и правоприменительной практики. Они достаточно хорошо аргументированы, снабжены ссылками на многочисленные и многообразные источники, апробированы в преподавательской и практической деятельности, отражены в шести научных публикациях и могут быть использованы в законотворческом процессе и деятельности судебно-следственных органов РФ.
Кроме того, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в получении определенных новых знаний о преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ, его правовой природе, криминологических характеристиках и предупреждении преступных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
М. В. Федорченко подошла к выполнению научного исследования серьезно и основательно, с достаточной степенью профессионализма. Представленное автором исследование законодательства об уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в определенной мере восполняет образовавшийся в уголовно-правовой науке пробел в комплексных теоретических разработках по характеристике данного преступления в единстве уголовно-правового и криминологического аспектов, влекущий возможные ошибки в правоприменительной практике при квалификации деяния.
Научная обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы, основных сформулированных автором положений обеспечены совокупностью использованных в ходе диссертационного исследования общенаучных методов познания социальных явлений и ряда частнонаучных методов. В работе приведен определенный эмпирический материал (результаты исследования 112 уголовных дел, рассмотренных в 1999 — 2004 гг. судами Нижегородской области и других субъектов РФ, следственной и надзорно-прокурорской практики прокуратуры Нижегородского района г. Н. Новгорода и прокуратур районов Нижегородской области, а также практики Верховного Суда РФ; результаты анкетирования 300 человек — участников дорожного движения, жителей г. Н. Новгорода в возрасте от 18 до 65 лет, разного пола, образования и вида профессиональной деятельности; анализ более 200 газетных и журнальных публикаций общероссийских и региональных изданий).
В целом автореферат и диссертация, состоящая из трех глав, написаны хорошим литературным языком. Автореферат надлежащим образом отражает основные положения диссертационного исследования.
Наряду с указанными достоинствами настоящей диссертации она, как всякое исследование непростой научно-практической проблемы, не лишена отдельных недочетов. К их числу относятся следующие.
1. Положительно оценивая изложенные выше законодательные предложения: о дифференциации и индивидуализации наказания по ст. 264 УК РФ и формулирование в связи с этим новых санкций; об определении понятия «состояния опьянения» и включении данного правового понятия в качестве отягчающего обстоятельства о «неосторожном сопричинении», необходимо отметить, что автор в первом случае не дает криминологического обоснования сформулированных санкций, а во втором случае нарушается системный подход, использованный законодателем при конструировании правовых норм (ст. 23 УК РФ Общей части вступает в противоречие со ст. 264 УК РФ Особенной части), в третьем случае сформулированное определение «неосторожное сопричинение» также противоречит институту соучастия, закрепленному законодателем в Особенной части. И в первом и во втором случае внесенные законодательные предложения нарушат принцип системности, создадут дополнительные трудности в правоприменении, и как результат — произойдет снижение эффективности действия уголовного закона.
2. Во второй главе «Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», в третьем параграфе «Субъективная сторона нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», автор пишет, что законодатель не делает различий между умышленными противоправными действиями в виде нарушения ПДЦ и неосторожными. В связи с этим целесообразным является установление квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 264. В данном случае следовало бы более конкретно указать квалифицирующие признаки.
3. Автор считает необходимым внесение изменений в УК РФ с целью приведения в соответствие наименования статьи и ее диспозиции и для оставления возможности установления в действиях водителя одновременного нарушения правил движения и эксплуатации, а именно — включение в название статьи и в диспозицию основного состава двух союзов, один из которых заключить в скобки: «и (или)», но в названии работы отсутствует союз «или».
4. Желательно было бы в работе осветить уголовно-правовой, административно-правовой, дисциплинарно-правовой аспекты предупреждения неосторожной преступности в сфере нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств.
5. В диссертации просматриваются некоторые элементы рассогласованности между положениями, сформулированными во введении и третьей главе диссертации, а также не указывается, к какому временному периоду относятся приводимые эмпирические данные. В частности, диссертант заявил, что им был изучен статистический материал МВД России и Нижегородской области за последние десять лет по его проблематике, а в действительности речь идет только о 2002 и 2003 гг. (см. с. 133 — 138).
6. При рассмотрении криминологических аспектов нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 3) автор в первом случае уходит от конкретики и специфики рассмотрения вопросов предупреждения профилактики правонарушений, во втором случае неопределенной остается позиция в формулировании многоуровневого подхода (общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный) в разработке предупреждения преступности.
Однако, несмотря на высказанные замечания, диссертационное исследование М. В. Федорченко, несомненно, является самостоятельной, обладающей научной новизной и практической значимостью работой. Ее отличают высокий теоретический уровень, обоснованность выводов и рекомендаций, логичность и доступность изложения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что диссертационное исследование Марии Вадимовны Федорченко на тему «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты» по своему теоретическому изложению, новизне и практической значимости, содержанию и оформлению является оригинальным научно самостоятельным диссертационным исследованием и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям.
——————————————————————