Объединение усилий в борьбе с наркопреступностью

(Мачинский В.)

(«Законность», 2006, N 5)

ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ В БОРЬБЕ С НАРКОПРЕСТУПНОСТЬЮ

В. МАЧИНСКИЙ

В. Мачинский, прокурор Курганской области, кандидат юридических наук.

Через Зауралье, сопредельные области: Челябинскую, Оренбургскую, Астраханскую — в силу их географического расположения пролегает так называемый северный транзит наркотиков из Афганистана, Средней Азии в европейскую часть России и другие страны этого континента.

После распада Советского Союза Курганская область стала приграничной. Потребовался довольно-таки продолжительный период времени — около 10 лет, чтобы переосмыслить то, что произошло, оценить реальную угрозу наркоторговли, надвигающуюся с Востока, и принять меры организационного, финансового, технического характера для охраны и обустройства границы Российской Федерации. Совместные усилия пограничников, таможенников, оперативных работников УФСНК, ФСБ и УВД области начали приносить результаты. Только в истекшем году, а он был наиболее успешным, изъято 139,8 кг героина, 1,3 т марихуаны, 84 кг гашиша, 7,8 кг маковой соломки.

Однако последовавшие вслед за этим лестные оценки своего руководства, губернатора области, публикации в СМИ, заканчивавшиеся словами о том, что по показателям работы наркополицейские и их коллеги входят в число лучших в России, кое-кому вскружили голову. В погоне за выявлением международных каналов поставки наркозелья, в том числе крупных партий, пресечением контрабанды и т. п. стали забывать о главном: что реально делается в своем доме, чтобы наркотики не расползались по городам и весям области, чтобы было меньше горя в семьях, искалеченных судеб? Между тем статистика показывает, что из года в год в регионе растет количество регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: в 2005 г. их зафиксировано 1709, или на 9% больше, чем в 2003 г. Особую тревогу вызывает увеличение числа летальных исходов от передозировки наркотиков (44, что в 4 раза больше, чем в 2003 г.). Не снижается число пациентов-наркоманов, состоящих на учете в органах здравоохранения или обратившихся туда за медицинской помощью.

Чтобы объективно разобраться в ситуации, перед прокурорами городов и районов прокуратурой области впервые была поставлена задача в комплексе (а не по отдельным направлениям деятельности) проанализировать состояние борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также дать оценку эффективности работы по профилактике наркомании всем причастным к этому органам.

Вывод, который был сделан по результатам проведенного масштабного мероприятия, оказался неутешительным: организацию работы по противодействию незаконному обороту наркотических средств в области в целом нельзя признать адекватной распространенности этого явления. Уполномоченными на то органами не выполняются в полном объеме обязанности по защите граждан от преступных посягательств на их здоровье. И вот почему.

Прежде всего в основном декларативной оказалась областная целевая программа на 2005 — 2007 гг. Из определенных областной Думой 6 млн. руб. в бюджет 2005 г. было заложено лишь 1,37 млн., а фактически выделено всего около 800 тыс. руб. Вследствие этого без финансирования остались такие важные мероприятия программы, как выпуск и тиражирование полиграфической и видеопродукции для проведения пропагандистских кампаний, размещение антинаркотической рекламы и т. д.

Откликнувшись на предложение областных властей, органы местного самоуправления всех районов приняли свои программы борьбы с наркоманией. Однако разрабатываемые ими мероприятия заведомо обречены на неисполнение и остаются только на бумаге.

Так, постановлением главы Лебяжьевского района в 2005 г. на противодействие незаконному наркообороту было предусмотрено выделение 47 тыс. руб. Фактически оно осталось неисполненным, а мероприятия непрофинансированными по причине того, что в бюджете района на 2005 г. средств на указанные цели не нашлось. Аналогичная ситуация отмечена в Варгашинском, Звериноголовском, Кетовском, Щучанском, Куртамышском, Катайском, Шатровском, Макушинском и других районах.

Созданные в районах комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту практически не работают: планов нет, протоколы заседаний отсутствуют, о вхождении в их состав большинство ее членов узнали только в ходе проверки.

Реорганизация федеральных органов государственной власти в 2004 г. привела к тому, что на территории области деятельность в сфере легального оборота наркотических средств фактически никем не регулируется и не контролируется по причине того, что представительства Росздравнадзора Министерства здравоохранения РФ, на которое возложены эти функции, в Зауралье нет.

Получение лицензий на такую деятельность крайне затруднено и требует каждый раз обращаться в Москву. По этой причине некоторые медицинские учреждения вынуждены продолжать работу с наркотическими веществами после истечения срока лицензий. Так, их фактически не имели на момент проверки Белозерская, Звериноголовская, Шадринская ЦРБ, областная туберкулезная больница ФГУ ИК-1.

Местными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав деятельность по профилактике преступности и наркомании в молодежной и подростковой среде в ряде районов осуществляется бессистемно, а в некоторых районах не проводится вообще. Подобное имеет место в Притобольном районе, причем в течение длительного времени из-за увольнения с работы ответственного секретаря. В Щучанском районе как в городской, так и в районной комиссиях нет планов работы. Аналогичная ситуация сложилась и в комиссиях администраций Звериноголовского, Половинского, Целинного районов.

В большинстве комиссий по делам несовершеннолетних не используется такая форма координационной деятельности, как заслушивание отчетов других органов профилактики о принятых ими мерах по выявлению и предупреждению наркомании среди подростков. Это не позволяет своевременно делать выводы о полноте и эффективности проводимых мероприятий и принимать надлежащие меры по активизации деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, органов здравоохранения и т. д. по предупреждению наркомании.

Состояние работы, проводимой органами и учреждениями системы профилактики в семьях, где родители — наркоманы, свидетельствует о недостаточном внимании заинтересованных ведомств к этой проблеме. За 2003 — 2005 гг. на территории Куртамышского района только 2 человека, страдающие этим недугом, признаны недееспособными. В Каргапольском, Частоозерском, Мокроусовском и других районах такая работа не проводится вообще.

В районных отделах образования работа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних отличается большей организованностью и результативностью. С 2005 г. во всех образовательных учреждениях в учебно-воспитательные планы введены обязательные программы по профилактике асоциального поведения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), проводятся рейды в местах сбора несовершеннолетних, родителям разъясняются признаки употребления ПАВ, используются многочисленные программы.

Вместе с тем и здесь выявлены нарушения и недостатки, свидетельствующие о неисполнении некоторыми отделами образования целевых программ.

Так, в соответствии с п. 2.6 программы Куртамышского района, отделу образования администрации района поручено ежегодно проводить анкетирование учащихся школ, результаты обобщать и направлять в ОПДН РОВД и ЦРБ для практического использования. В прошлом году оно проведено только в двух школах. Результаты одного из них, февральского, направлены в ОПДН РОВД только в июле. До Куртамышской ЦРБ они так и не дошли.

Итогом просчетов, допускаемых в системе профилактики, стал рост в текущем году наркопреступлений с участием несовершеннолетних.

В отличие от прошлых лет в области впервые предпринята попытка профилактики наркомании путем противодействия завуалированной рекламе наркотиков.

В 2004 г. при проверке кафе частного предпринимателя Рычковой, расположенного в здании аэропорта г. Кургана, транспортная прокуратура выявила факт пропаганды наркотического средства — марихуаны. В этом заведении реализовывалась водка «Каннабис», на бутылке которой была надпись о том, что «алкогольный напиток, приготовленный из экстракта конопляных зерен… здорово дурманит, рождает кайф, вызывает необычные чувства и ощущения…». В отношении Рычковой были приняты меры административного воздействия: наложен штраф в сумме 40 тыс. с конфискацией предмета административного правонарушения.

Отмечается очевидное несовершенство системы раннего выявления наркозависимости. Причина — нерешенность проблемы создания в каждом районе специализированных наркологических кабинетов.

Например, такого кабинета нет в Целинном районе. В г. Шадринске из 13 положенных по штату врачей-наркологов есть только 5. Не выдерживает никакой критики финансирование наркологической работы и оснащенность кабинетов специальными средствами и аппаратурой в Щучанском, Куртамышском, Лебяжьевском, Макушинском, Далматовском районах.

Изменениями уголовного закона от 8 декабря 2003 г. существенной либерализации была подвергнута норма об уголовной ответственности за незаконное хранение, приобретение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта. Соответственно ожидалось, что резкое снижение числа регистрируемых преступлений этой категории будет компенсировано адекватным ростом количества выявляемых одноименных административных проступков. Но проверка показала, что ожидания не оправдались. При этом в 19 районах за последние два года таких правонарушений не было выявлено вообще.

Работу специализированных ведомств — УФСКН и УВД области — по противодействию наркопреступности нельзя считать удовлетворительной, а по ряду направлений она фактически провалена.

Серьезные нарушения законности в работе правоохранительных органов по противодействию наркомании допускаются при выявлении и расследовании преступлений этой категории. Известны многочисленные факты укрывательства преступлений от учета. Только в истекшем году межрайгорпрокуроры поставили на учет 331 ранее не учтенное преступление, что составляет 19% от общего их числа. Во всех случаях были укрыты от учета тяжкие преступления, связанные со сбытом наркотиков.

В ходе проверки прокуратурой области выявлены факты, когда с целью искусственного формирования статистических данных работники названных подразделений проводят неоднократные оперативные мероприятия в одних и тех же жилищах, применительно к одним и тем же лицам и соответственно по результатам возбуждают несколько уголовных дел, которые впоследствии соединяют в одно производство.

Таким образом, вместо однократного и решительного пресечения каналов сбыта наркотиков осознанно создаются условия для продолжения преступной деятельности и вовлечения в незаконный наркооборот дополнительных лиц. Не случайно, что по 178 уголовным делам, направленным органами внутренних дел и УФСКН РФ в суды области, расследовалось 441 преступление. При этом 119 дел присоединены к ранее возбужденным уголовным делам.

Примером искусственного формирования показателей работы может послужить уголовное дело, возбужденное в Макушинском районе, когда по нему 4, 8, 12 февраля 2005 г. сотрудниками милиции проводились проверочные закупки у «неустановленного лица» по одному и тому же адресу в райцентре. Кроме того, 10, 11, 12 февраля по тому же адресу проведено еще 3 проверочные закупки сотрудниками УФСКН. В результате лишь 15 февраля там проведен обыск, в ходе которого обнаружен и изъят героин. Преступную деятельность наркосбытчиков пресекли. Таким образом, было возбуждено 7 уголовных дел, соединенных в одно производство.

Аналогичная ситуация отмечена по другому уголовному делу, при расследовании которого одному человеку предъявлено обвинение по 4 фактам сбыта гашиша.

В результате таких действий искажается статистическая отчетность о наркопреступности, формируются ложные показатели работы, а несвоевременное пресечение наркоторговли создает условия для совершения новых преступлений.

Один из основных факторов, влияющих на обострение ситуации, — приграничное расположение Курганской области и приближенность к среднеазиатским государствам, традиционно известным поставками наркотиков. Однако борьба с контрабандой наркотиков недостаточно активна. Так, в прошлом году в области выявлено лишь 20 фактов контрабанды наркотиков (19 УФСКН и 1 УВД).

Усугубляют проблему неединичные нарушения законности на стадии досудебного производства, в особенности при расследовании неочевидных преступлений. Качество предварительного следствия по делам этой категории не всегда соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства о всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела, вследствие чего раскрываемость их составляет всего 42,5%, что ниже общей раскрываемости преступлений по области. Причем в органах внутренних дел этот показатель едва достигает 28%.

В отдельных случаях уголовное преследование прекращается, и правонарушители остаются безнаказанными по причине нарушений закона при проведении первоначальных следственных действий (изъятии наркотических средств, их осмотре, исследованиях и др.).

Во многих горрайотделах внутренних дел практически не используются в борьбе с наркоманией возможности службы участковых уполномоченных милиции. В частности, не выполняются требования Приказа МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

Службами УУМ ОВД таких крупных районных центров, как Далматово и Куртамыш, выявлено лишь по одному преступлению рассматриваемой категории, а в 11-ти районах участковые не выявили ни одного такого преступления.

Требуют пересмотра также подходы к организации работы в межрайонных подразделениях УФСКН, которые, как правило, проводят свои мероприятия лишь по месту своей дислокации, а в других же районах появляются от случая к случаю и системной работы по пресечению наркопреступности и наркомании не ведут.

Таким образом, проведенное прокуратурой обобщение показало, что правоохранительным органам области пока не удается надлежащим образом скоординировать работу по противодействию наркопреступности, в том числе по перекрытию каналов поступления наркотиков, изъятию их из незаконного оборота, ликвидации наркопритонов и организованных преступных группировок, выявлению организаторов поставок и сбыта наркотических средств.

Серьезными недостатками страдает также работа в этом направлении и со стороны органов государственной и муниципальных властей, что требует принятия дополнительных мер по упорядочению и активизации противодействия наркомании.

О состоянии законности в этой деятельности проинформированы губернатор области, областная Дума. Предложено обсудить проблему на заседании правительства совместно с депутатским корпусом и всеми причастными ведомствами. Состояние прокурорского надзора обсуждено на коллегии прокуратуры области. Внесено представление руководству УВД и УФСКН. Цель этих мероприятий — выработать комплекс мер, направленных на изменение ситуации. Без координации действий, объединения усилий органов власти, правоохраны, здравоохранения, образования, культуры, общественных организаций, СМИ поставить надежный заслон разрастанию наркоопухоли не удастся.

——————————————————————