О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Российской Федерации (выступление директора ФСКН России В. В. Черкесова на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа» 26 мая 2006 года)

(Черкесов В. В.)

(«Наркоконтроль», 2006, N 3)

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ФСКН РОССИИ В. В. ЧЕРКЕСОВА

НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В РАМКАХ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА» 26 МАЯ 2006 ГОДА)

В. В. ЧЕРКЕСОВ

Злоупотребление наркотиками и наркобизнес относятся к числу острейших проблем современности. За ними — пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, рост преступности, теневой экономики; насилие, коррупция, истощение людских, природных и финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития; ослабление политической, культурной, социальной и экономической структуры общества.

Операции с наркотиками приносят огромные прибыли. Это делает их привлекательными как для транснациональных преступных группировок, так и для отечественных организованных криминальных структур.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков приступила к работе по созданию соответствующей требованиям времени системы противодействия наркобизнесу в июле 2003 года. Нашими стратегическими целями стали принятие неотложных мер по стабилизации наркоситуации в стране, активизация борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, расширение международной базы противодействия этой транснациональной угрозе. Внешняя наркоагрессия — одна из главных причин распространения наркотиков в России. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом усилия, крупнейшим очагом производства опиатов продолжает оставаться Афганистан, откуда в Россию поступают героин и опий.

Одним из самых наркоопасных участков государственной границы России остается граница с Казахстаном. В 2005 году на этом направлении зарегистрировано около 40 процентов всех задержаний контрабандных партий наркотиков.

Наркотики синтетического происхождения, которые все более широко распространяются в мире, в Россию поступают в основном из стран Западной Европы и Балтии. И этот поток нарастает.

Стратегия противодействия незаконному обороту наркотиков в России за последние три года кардинально изменилась. Главный упор сделан на борьбу с организованной наркопреступностью, с теми, кто контролирует контрабандные поставки наркотиков, рынки их сбыта, легализует доходы, полученные от наркоторговли. С каждым годом результативность деятельности органов наркоконтроля растет. Если в 2003 году нами было выявлено около 14 тысяч преступлений, изъято 24 тонны наркотических, психотропных средств, то в 2004 году пресечено уже 53,5 тысячи наркопреступлений, а в 2005 году — около 80 тысяч. Из незаконного оборота в прошлом году сотрудниками ФСКН изъято более 115 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Особое место в работе наших оперативных подразделений занимает борьба с организованными преступными формированиями в сфере наркобизнеса. Только в прошлом году нашими подразделениями пресечена деятельность свыше 560 организованных групп, занимавшихся незаконным оборотом наркотиков.

Криминальный сбыт наркотиков неразрывно связан с отмыванием доходов, получаемых от наркоторговли. Надо напомнить, что до 2003 года борьбой с отмыванием наркодоходов в стране не занимались вообще. А речь идет о миллиардах долларов в год, которые получают от наркоторговли преступные группировки. Уголовные дела, соответственно, не возбуждались, за совершение такого рода преступлений к уголовной ответственности никто не привлекался. Естественно, что не сложилось и соответствующей судебной практики.

Сегодня можно констатировать: борьба с отмыванием преступных доходов от наркоторговли в России развернута.

В 2004 году нами было выявлено около 300 преступлений, связанных с легализацией грязных денег, в 2005 году — уже более 1400, а только за четыре месяца текущего года пресечено около 1000 преступлений в сфере легализации наркодоходов.

Большую обеспокоенность населения различных регионов России вызывает функционирование притонов для потребления наркотиков, где производятся наркотики и происходит вовлечение в их потребление молодежи. Силами службы в прошлом году ликвидировано более 2700 таких очагов распространения наркотиков, тогда как ранее усилиями всех правоохранительных органов страны удавалось обезвредить максимум до 700 притонов в год. В январе — апреле 2006 года ликвидировано уже почти 1500 таких очагов, что в два раза превышает показатель прошлого года.

Механизмом координации усилий, консолидации ресурсов всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом стало развертывание многоуровневой системы международного сотрудничества. Среди первоочередных приоритетов — формирование антинаркотического пояса безопасности вокруг Афганистана как системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика.

Одним из действенных методов влияния на наркоситуацию и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение регулярных комплексных международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Операция «Канал» выделяется в международной практике борьбы с наркобизнесом. Ее особенность заключается в том, что в течение почти трех лет результативно действуют созданные организационно-штабной и оперативно-розыскной механизмы противодействия наркобизнесу на северном маршруте наркотрафика из Афганистана в Европу. Если на начальном этапе в международной операции принимали участие шесть государств, то сейчас в ней участвуют 12 стран и еще три заявили о своей готовности присоединиться к этому процессу. Эта готовность реализована, и в наших текущих мероприятиях участвуют уже 14 государств Европы, Азии и Соединенные Штаты Америки.

Обращаем ваше внимание на то, что международный штаб проведения операции функционирует в России, и поэтому на базе российских спецслужб создается единый банк данных, который очень важен для понимания ситуации в этой международной сфере.

Принятые меры позволили уточнить основные и выявить новые маршруты поставки наркотиков с территорий стран Центральной Азии в Россию, государства Европы и Африку, продолжить работу по разоблачению преступных транснациональных групп, осуществляющих контрабандные поставки.

Доказала свою эффективность межведомственная российская оперативно-профилактическая операция «Мак», проведение которой стало регулярным. Ее основная цель — ужесточение контроля за производством, хранением, транспортировкой, переработкой и уничтожением наркотиков, их прекурсоров, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий, обнаружение и уничтожение незаконных посевов мака и дикорастущей конопли.

В целях противодействия распространению синтетических наркотиков из стран Западной Европы и Балтии продолжается практика проведения операции «Синтез». В прошлом году она прошла в Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Центральном и Южном федеральных округах во взаимодействии с органами МВД, ФСБ и ФТС России.

Особого внимания заслуживает то, что позитивные мировые процессы, а именно: расширение международного сотрудничества, углубление экономических связей, развитие внешней торговли, финансового рынка, трудовая миграция населения, туризм, гуманитарные связи, используются наркобизнесом в преступных целях. Обеспечить тотальный пограничный таможенный контроль пассажиров и грузов, следующих из одной страны в другую, невозможно, да и нецелесообразно. По этой причине для борьбы с транснациональной преступностью необходимо тесное взаимодействие министерств и ведомств Российской Федерации и сопредельных государств, особенно в разрезе приграничного сотрудничества.

В этой связи в прошлом и нынешнем годах Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков проведены необходимые мероприятия, которые направлены на совершенствование механизмов нашего взаимодействия как внутри страны, так и с нашими зарубежными партнерами. Это позволило только за один год ликвидировать более 160 контрабандных каналов поставок наркотиков.

Оздоровление наркоситуации невозможно без осознания обществом той угрозы, которую несет с собой наркомания. Поэтому усиление борьбы с наркопреступностью должно непременно сопровождаться проведением профилактических акций, основная цель которых — формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса, стремление искоренить это зло.

С принятием Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» созданы политические и административные основы для концентрации усилий федеральных органов исполнительной власти на профилактике наркомании, лечении и реабилитации больных.

Неотъемлемым звеном в системе противодействия наркомании и наркопреступности являются межведомственные антинаркотические комиссии, которые созданы при полномочных представителях Президента России в федеральных округах, органах исполнительной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. В настоящее время из 88 субъектов Российской Федерации такие комиссии работают в 84. Исключение — Тюменская область, где эта структура создана, но не проведено ни одного заседания. Вообще не созданы комиссии такого профиля в Чукотском, Усть-ордынском Бурятском и Корякском автономных округах.

В составе тех структур, которые действуют на территории России, — руководители органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных структур, представители учреждений здравоохранения, образования, молодежных организаций, общественных, религиозных объединений. Работа ведется этими комиссиями достаточно активно. В прошлом году проведено 22 заседания межведомственных комиссий при полномочных представителях Президента в федеральных округах, около 300 заседаний комиссий — при органах исполнительной власти субъектов Федерации и около 4000 — на уровне органов местного самоуправления.

Как показывает практика, если межведомственные комиссии ведут реальную работу, то это обязательно позитивно сказывается на наркоситуации. Как полезную и последовательную можно охарактеризовать деятельность антинаркотических комиссий в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-мансийском автономном округе, Белгородской и Самарской областях.

В прошлом году на территории России в рамках мероприятий антинаркотического характера было проведено около 37 тысяч акций, которые направлены на профилактику наркомании среди населения. Важным событием стало проведение в ноябре прошлого года в Петербурге под патронатом Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В рамках конференции рассмотрены вопросы гармонизации и унификации законодательства государств — участников СНГ в сфере незаконного оборота наркотиков, противодействия наркопреступности.

В целом можно констатировать, что эта работа способствовала совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи.

В то же время, безусловно, никаких оснований для того, чтобы успокаиваться и полагать, что все необходимые мероприятия организованы и задачи, которые перед нами поставлены, решены, у нас нет. Необходимо активнее вести антинаркотическую пропаганду, стремиться к совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом наркотиков.

В этих целях Правительством России внесен проект плана мероприятий по формированию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотиков.

Этим планом предусмотрена разработка семи проектов федеральных законов и 12 проектов постановлений Правительства.

Кроме того, необходимо обратить внимание на реализацию положений международных антинаркотических конвенций, так как российское законодательство в ряде случаев еще не вполне совпадает с содержанием принятых нами международных обязательств.

Считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 1998 года, определяющий статус, систему и полномочия органов по контролю за оборотом наркотиков. Многие из этих инициатив нуждаются в предварительном рассмотрении в Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Однако в связи с проводимой административной реформой заседания этой Комиссии с 2004 года не проводились.

Федеральной службой подготовлены и внесены в Правительство проекты документов, позволяющих возобновить деятельность этого очень важного межведомственного органа. Возобновление работы Правительственной комиссии позволит эффективнее реализовывать необходимые меры по организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, активнее совершенствовать нормативные правовые акты в этой сфере, обеспечит возможность согласованного и оперативного решения наиболее важных вопросов разработки и реализации антинаркотических программ, научно-методического обеспечения антинаркотической работы и профилактики наркомании.

——————————————————————