Полицейский урядник: особенности становления института в Российской империи

(Ахмедов Ч. Н.) («История государства и права», 2006, N 11)

ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Ч. Н. АХМЕДОВ

9 июля 1878 г. в штат уездных полицейских управлений была введена должность полицейского урядника. Полицейский урядник должен был занимать среднее положение между становым приставом и сотским <1>. 28 июля 1887 г. был издан специальный документ — Инструкция полицейским урядникам, в котором были зафиксированы их права и обязанности <2>. Инструкция была утверждена министром внутренних дел после согласования с Министерством юстиции и действовала на всей территории России, где была введена должность полицейского урядника. Согласно Инструкции урядник должен был проживать на территории своего участка и не мог отлучаться с участка без разрешения станового пристава. Для успешного исполнения своих обязанностей урядник был обязан: тщательно изучить территорию своего участка, знать расположение сел, поселков, отдельных домов, представлять, где могут укрываться «злоумышленные люди», где преступники могут скрывать или сбывать имущество, добытое преступным путем, в том числе краденых лошадей и скот. В пределах своего участка урядник выполнял большое число обязанностей. Он занимался предупреждением и пресечением преступлений, составлением протоколов при обнаружении правонарушений. Урядник был обязан пресекать все действия граждан, направленные против правительства, ведущие к подрыву доброй нравственности и прав собственности. Он следил за соблюдением правил противопожарной безопасности, контролировал принятие мер против наводнения, наблюдал за «исполнением народного здоровья», за состоянием дорог, мостов и телеграфных столбов <3>. ——————————— <1> Вестник полиции. 1911. N 7. С. 216. <2> Инструкция полицейским урядникам, утвержденная министром внутренних дел по согласованию с Министерством юстиции. 28 июля 1887 г. СПб., 1908. <3> Правящая Россия: Полный сборник сведений о правах и обязанностях административных учреждений и должностных лиц Российской империи (от Государственного Совета до сельского старосты). Ч. 1. СПб., 1904. С. 159.

Важной функцией урядника являлась обязанность производить дознание. В связи с этим прокурором Московской судебной палаты Н. В. Муравьевым для урядников было разработано пособие по обнаружению и расследованию преступлений <4>. В пособии содержалась информация об обязательных действиях низших чинов полиции при получении сведений о преступлениях, о порядке принятия заявлений о преступлениях и правилах проведения дознания, о необходимости уведомления о случившемся прокурора, судебного следователя и пристава. За медлительность при исполнении приказания начальства, за нерадение и беспорядки на службе, за неисполнение Инструкции полицейские урядники несли ответственность. Контролировали их деятельность становые приставы, которые имели право делать урядникам выговоры, замечания, подвергать их аресту до семи суток, увольнять со службы. За более серьезные проступки урядники подлежали ответственности по суду (дела о проступках урядников рассматривал по постановлению губернского правления окружной суд <5>). ——————————— <4> Пособие нижним чинам полиции при производстве дознания / Сост. Н. В. Муравьев. М., 1909. <5> Там же. С. 6.

В сфере должностных обязанностей урядника находилась помощь в организации деятельности сотских и десятских. На основании Закона от 5 мая 1903 г. сотские и десятские не входили в состав чинов уездной полиции и находились в заведовании сельского и волостного начальства в качестве низших служителей внутренней сельской полиции. Надзор и руководство за ними по исполнению полицейской обязанности принадлежали исправникам и ставным приставам <6>. ——————————— <6> Гривачевский В. Сельская полиция // Вестник полиции. 1910. N 7. С. 189.

При выполнении своих обязанностей урядник, как и околоточный надзиратель, руководствовался множеством законов, уставов, инструкций центрального аппарата государства и нормативными актами губернских властей. При предупреждении и пресечении преступлений он руководствовался Уставом предупреждения и пресечения преступлений, при нарушении санитарного состояния — Уставом врачебным. Согласно Уставу строительства урядник был обязан наблюдать за правильностью построек в селениях и деревнях. При обнаружении строений, представляющих угрозу для окружающих, он обязывал владельцев в назначенный срок устранять опасность, а в противном случае привлекал к ответственности виновных лиц. Лесной устав обязывал урядника содействовать тушению пожара в казенных лесах <7>, а также проводить дознание: по какой причине произошел пожар, случайность ли, неосторожность или кто-либо совершил умышленный поджог. По Уставу сельского хозяйства урядник осуществлял надзор за выполнением правил охоты. Земельное законодательство обязывало урядника доводить до сведения крестьян порядок выкупа земель в виде наследования, знакомить их с правилами пользования землей. Обязанности урядника были столь разнообразны, что выполнить их, как показала практика, было совсем непросто. Многие из занявших эту должность получали нарекания со стороны населения. Такая ситуация имела объективные основания. С одной стороны, часто в глухой российской провинции урядниками становились люди случайные, не отвечающие требованиям не только полицейской, но и иной государственной службы, многие из них оказывались не способными нести тяжелую полицейскую службу, где требовалась верность, скромность, благие намерения к своему Отечеству. С другой стороны, урядники были наделены большими полномочиями, не ограниченными никаким цензом <8>, и не всегда правильно использовали свое служебное положение. Неслучайно по инициативе губернаторов с одобрения Министерства внутренних дел на местах стали открываться школы для обучения полицейских урядников <9>. Срок обучения в этих школах устанавливался от одного до четырех месяцев, программа составлялась на местах и менялась в зависимости от уровня подготовленности слушателей, особенностей каждой губернии и даже уезда. Полицейские урядники в период учебы: слушали курс лекций по сыскному делу, знакомились с порядком допроса подозреваемого и свидетеля, изучали тактику задержания преступника, знакомились со спецификой конвоирования арестованного, обучались методам производства обыска и выемки, учились ведению полицейского наблюдения, изучали особенности раскрытий таких видов преступлений, как убийства, кражи, поджоги, конокрадство и отравление <10>. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, слушатели изучали курс первичной медицинской подготовки. ——————————— <7> Свод законов Российской империи. Т. VIII. Ст. 403. <8> Тарасов И. Лекция по полицейскому (административному) праву. Т. 1. Ч. 2. М., 1908. С. 58. <9> Борисов А. В., Дугин А. Н., Малыгин А. Я. и др. Полиция и милиция России: Страницы истории. М.: Наука, 1995. С. 83. <10> Курс лекций школы урядников полицейской стражи Минской губернии. Минск, 1914. С. 15 — 56.

Первая школа для полицейских урядников была открыта в Перми в 1880 г. Аналогичные школы открывались в Самаре, Минске, Астрахани и других крупных губерниях. 27 мая 1907 г. в Самаре закончили занятия первые курсы для полицейских урядников. Организованы были эти курсы по указанию губернатора В. В. Яконина самарским вице-губернатором С. П. Белецким. На курсах урядники занимались повторением всех законоположений, составлявших круг обязанностей полиции, и ознакомлением циркулярных требований как центрального правительства, так и губернской власти. Кроме того, они знакомились со способами раскрытия преступлений и ведения дознания. Большое внимание уделялось изучению русского языка. Слушатели писали диктанты, изложения, упражнялись в составлении различных официальных бумаг, рапортов <11>. ——————————— <11> Борисов А. В., Дугин А. Н., Малыгин А. Я. и др. Полиция и милиция России: Страницы истории. С. 84.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена. Урядники должны были изучать особенную часть уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов, Свод законов Российской империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов <12>. Создание подобных школ должно было способствовать росту профессионального мастерства полицейских урядников и укреплению кадрового состава полиции Российской империи. При этом, как свидетельствуют источники, многие урядники, выполняя свой служебный долг, демонстрировали глубокую порядочность и верность Отечеству. Об этом свидетельствуют страницы рубрики «Самоотверженное исполнение долга» в журнале «Вестник полиции», выходившем в 1907 — 1917 гг. <13>. Выполняя свой служебный долг, околоточные и урядники часто становились жертвами преступников. Обострившаяся с 1905 г. политическая обстановка в стране способствовала увеличению количества тяжких преступлений (убийств, грабежей и разбоев). Особенно увеличилось количество преступлений в отношении полицейских чиновников, таких как городовые, околоточные надзиратели, урядники, которых население рассматривало как виновников сложившейся тяжелой обстановки в стране. Только в одной небольшой Аниченской уездной полиции с 1907 по 1910 гг. преступниками были убиты семь сотрудников полиции, из них четыре урядника <14>. Институт урядников существовал до 1917 г. и, несмотря на наличие многочисленных проблем в организации деятельности урядников, может рассматриваться как попытка усовершенствования функционирования полиции в Российской империи. ——————————— <12> Там же. С. 85. <13> Из товарищеских бесед // Вестник полиции. 1908. N 13. С. 13. <14> Минюк П. В. Смерть старого героя // Вестник полиции. 1911. N 6. С. 175.

——————————————————————