Всеобщая идентификация

(Прошунин М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 42)

ВСЕОБЩАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

М. ПРОШУНИН

Максим Прошунин, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права РУДН.

Банк России выпустил указание от 14.09.2006 N 1721-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также издал информационное письмо от 29.09.2006 N 10.

В указании от 14.09.2006 N 1721-У Банк России уточнил, что идентификация клиентов и выгодоприобретателей не производится только в случаях, предусмотренных Законом, а также исключил положения, позволяющие не идентифицировать физических лиц, осуществляющих операции по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600 тыс. руб. или ее эквивалент в иностранной валюте.

Также Банк России исключил право кредитных организаций не идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей при осуществлении операций с наличными денежными средствами с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов, кроме операций с использованием платежных (банковских) карт, если сумма проводимой операции равна или превышает 600 тыс. руб. или ее эквивалент в иностранной валюте.

Иными словами, Банк России убрал из Положения практически все основания, предусматривающие исключения из общего правила об идентификации кредитными организациями всех клиентов и их выгодоприобретателей и противоречащие последним изменениям в Законе. В настоящий момент только в Законе содержатся исключения, связанные с процедурой идентификации клиентов и их выгодоприобретателей.

Единственным изменением в Положении, не связанным напрямую с изменениями в Законе, следует считать рекомендацию Банка России для кредитных организаций сообщать в рамках Положения Банка России от 20.12.2002 N 207-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений…» о невозможности завершить идентификацию выгодоприобретателей по операциям, подлежащим обязательному контролю, или по операциям, сведения о которых были направлены в Росфинмониторинг. При этом кредитные организации предоставляют информацию в том объеме, который им удалось получить на момент ее направления в Росфинмониторинг.

При буквальном толковании данное положение носит рекомендательный характер, то есть будет обязательным для исполнения только при включении кредитными организациями соответствующего положения в свои правила по осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что Банк России может рекомендовать сделать в ближайшее время.

В информационном письме Банка России от 29.09.2006 N 10 разъяснено: при отсутствии подозрений у работников кредитной организации в причастности операции к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма началом осуществления физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей (эквивалент в иностранной валюте), является передача физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты.

Итак, Банк России подтвердил: оформление данного вида операций осуществляется без документа, удостоверяющего личность физического лица (как следствие, невозможно заполнить графу 15 «Код страны гражданства физического лица» Реестра операций с наличной валютой и чеками, на правомерность чего было указано Банком России). Помимо этого, Банк России подтвердил в письме возможность назначения руководителя подразделения, не осуществляющего банковские операции в качестве ответственного сотрудника банка. Такое назначение возможно, если анализ должностной инструкции сотрудника, положения о структурном подразделении, которое он возглавляет, внутренние локальные документы банка позволяют отнести его полномочия и (или) функции руководимого им подразделения к деятельности, связанной с осуществлением банковских операций. С практической точки зрения указанные внутренние документы должны содержать прямое указание на функции, связанные с осуществлением банковских операций.

Представляется, что данные полномочия (функции) должны быть неотъемлемой частью процесса (процедуры) осуществления банковских операций в кредитной организации. О наличии подобной связи можно говорить при оформлении, бухгалтерском учете, осуществлении внутреннего контроля и юридического обслуживания банковских операций. Речь идет именно о банковских операциях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в ч. 1 ст. 5 ФЗ от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями. В связи с этим участие в осуществлении кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не может рассматриваться как деятельность, связанная с осуществлением банковских операций.

——————————————————————