Утверждена Программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы»

(Фадеева М. П.)

(«Российский следователь», 2006, N 12)

УТВЕРЖДЕНА ПРОГРАММА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА НА 2006 — 2008 ГОДЫ»

М. П. ФАДЕЕВА

Фадеева М. П., преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России.

В настоящее время в Российской Федерации практически сформирована законодательная основа для образования системы государственной защиты лиц, содействующих правоохранительным органам, что является следствием воздействия международного права и зарубежного законодательства, а также опыта, накопленного другими государствами. Отдельные страны в этих целях приняли специальные процессуальные нормы, реализовали на практике законодательные инициативы, а также непроцессуальные меры, направленные на длительное обеспечение защиты указанных лиц.

Однако существующий в нашей стране Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступивший в действие с 1 января 2005 г., и ряд норм УПК РФ даже в своей совокупности еще не образуют требуемую систему государственной защиты указанных лиц.

Это особенно актуально в условиях отсутствия в настоящее время практического опыта применения установленных Законом мер защиты и обеспечения безопасности. К тому же вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем возникает широкий комплекс проблем по консолидации усилий и координации их деятельности.

Поэтому в целях обеспечения необходимого внутреннего логического правового единства и реализации Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» Председателем Правительства М. Фрадковым подписано Постановление от 10 апреля 2006 г. N 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы», ресурсное обеспечение которой предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета. Этот шаг является следующим не менее важным этапом создания российской системы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

Международный опыт и практика показывают, что программный подход к проблеме является наиболее прогрессивным, а в России может стать руководством к действию по применению мер государственной защиты, предусмотренных Федеральным законом. Подтверждение тому — существующие за рубежом на государственном уровне программы защиты участников уголовного судопроизводства.

Так, например, в США наряду с принятыми законами о защите жертв и свидетелей преступлений специальная Федеральная программа, финансируемая государством, действует начиная с 1971 г. В соответствии с параграфом 502 министр юстиции США может арендовать, покупать, модифицировать и переоборудовать жилые помещения для обеспечения здоровья и благосостояния свидетелей обвинения и членов их семей. При вынесении судом приговора или решении вопроса о досрочном освобождении осужденного из заключения во всех штатах, в соответствии с программой, учитывается мнение потерпевших. Следует отметить еще одно немаловажное положение — все подразделения полиции, а также различные внеправительственные службы ведут статистику жертв преступлений, которая имеет большое значение для определения социальных последствий преступности, а также для разработки профилактических мер.

В Канаде, как и в США, достаточно эффективно функционирует программа по защите свидетелей, которая осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской королевской конной полиции. Именно это подразделение полиции задолго до принятия рассматриваемого документа оказывало помощь участникам процесса в обеспечении их безопасности.

Свидетели, включенные в программу, имеют возможность менять место жительства. Ответственным за выбор нового места жительства защищаемого лица является офицер полиции. В каждом отдельном случае рассматривается степень опасности и угрозы для жизни защищаемого лица, а при особо острой угрозе применяется исключительная мера — изменение идентификационных данных.

Свидетель, принятый в программу, охраняется вплоть до конца своей жизни. Однако в случаях, если защищаемое лицо потребует выхода из программы, если будет замечено, что оно вовлечено в незаконную деятельность или отказывается выполнять необходимые инструкции, соглашение с ним о защите будет расторгнуто.

Основной программой защиты свидетелей в Австрии стали внесенные в 1993 г. в Уголовно-процессуальный кодекс изменения (Федеральный закон N 526). Законодательно был определен круг свидетелей, подлежащих включению в программу, а именно лица, которым угрожает опасность в связи с тем, что они располагают значимой информацией по делам о преступлениях, связанных с организованной преступностью, о преступлениях против государственного строя, о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков и некоторых других серьезных преступлений. Меры защиты по аналогии с другими государствами включают: перемещение свидетеля на безопасную территорию, социальную адаптацию на новом месте жительства, а также ряд дополнительных мер по обеспечению эффективного сотрудничества свидетеля с правоохранительными органами, включая психологическую помощь подзащитным. Программа защиты в Австрии осуществляется до тех пор, пока существует опасность в отношении защищаемого лица.

В 1989 г. Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ для решения проблемы борьбы с организованной преступностью образовали совместную комиссию, которой в 1990 г. была подготовлена Концепция и приняты Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране находящихся под угрозой свидетелей. В соответствии с указанной Концепцией при уголовной полиции земель и федеральном управлении уголовной полиции стали создаваться координационные пункты охраны свидетелей, призванные определять специфические меры охраны и координировать деятельность соответствующих подразделений полиции, контролирующие все контакты защищаемого лица, находящиеся за пределами следственных действий. После включения свидетеля в программу защиты ответственность за его безопасность ложится на соответствующие пункты охраны, причем вызов в судебные и правоохранительные органы для участия в уголовном процессе также осуществляется через эти подразделения.

С учетом принятых законодательных актов в ФРГ стали применяться две системы обеспечения безопасности свидетеля: долговременная защита, которая обеспечивается всеми доступными полицейскими методами (охрана по месту его жительства, работы, в общественном месте и особенно в зале суда), и вторая система мероприятий обеспечения безопасности, полностью изолирующая свидетеля от внешнего мира и направленная главным образом на оказание содействия защищаемому лицу в выборе нового места жительства, работы, в занятии собственным бизнесом, а также в оказании необходимой помощи материального плана. Подобные мероприятия образуют основу «новой» жизни свидетелей после окончания действия программы.

Италия имеет свою специальную программу о защите свидетелей, принятую в 1984 г., руководство которой осуществляет Департамент общественной безопасности Министерства внутренних дел через специальную центральную службу защиты и через Канцелярию Государственного обвинителя по делам, возбужденным против мафии (Prokuratore Nazionale Antimafia). Эта программа применяется в случаях, когда предпринимаемые в соответствии с действующим законодательством Италии меры по защите оказываются недостаточно эффективными.

Во Франции координацию и руководство всеми программами по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству, осуществляет Бюро по делам жертв преступлений при Министерстве юстиции. Кроме того, в этой стране учрежден межминистерский комитет и Национальный институт помощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия 150 обществ и отделов, поддерживаемых как государством, так и органами самоуправления. Ежегодно Национальным институтом оказывается содействие до 75 тыс. человек.

Обязанности по применению мер безопасности в отношении защищаемых лиц в установленных законодательством Великобритании случаях возлагаются на сотрудников Специальной Службы безопасности свидетелей (жертв преступлений). Они сопровождают свидетелей в судебные инстанции, информируют их о процессуальных решениях по делу, например об освобождении обвиняемого под залог, а также консультируют по вопросам соблюдения мер безопасности. По аналогии с США, в этой стране существует телефон помощи жертвам преступлений, по которому они могут в любое время обратиться с различными вопросами за содействием, выяснить, где отбывают наказание их обидчики, а также срок их освобождения.

На основе анализа правоприменительной практики зарубежных стран можно сделать вывод о том, что многие из них значительно опередили Россию в законодательной деятельности по защите и обеспечению безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

Конечно, содержание и направленность программ защиты в каждом государстве различны, но ведь различаются и цели и задачи, решаемые посредством этих программ. Тем не менее все они имеют одно общее свойство — ни одна из них не ограничивается защитой только лиц, участвующих в уголовном деле. В ряде случаев защита обеспечивается в течение довольно продолжительного времени, а в исключительных ситуациях — и пожизненно.

Государственная программа России рассчитана на трехлетний период и направлена на осуществление определенных Федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства. Предполагается, что в ходе реализации программы меры государственной защиты будут применены в отношении свыше 60 тысяч защищаемых лиц, при этом не имеет значения их гражданство, национальность, пол, имущественное, должностное и социальное положение, образование, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политическим убеждениям.

В программе определены основные мероприятия: 1) организационные (в частности, создание специальных подразделений в структуре органов государственной власти — участников программы); 2) нормативное правовое обеспечение; 3) меры обеспечения безопасности (осуществление личной охраны защищаемых лиц, охрана их жилища и имущества; переселение защищаемых лиц на другое место жительства; замена документов защищаемых лиц; изменение их внешности и др.).

В качестве дополнения в программе по аналогии с другими государствами следует предусмотреть меры превентивного характера, направленные на посягающего: запрет проживать в определенном районе, месте или обязанность проживать в месте, указываемом судом (например, в месте совершения преступления, проживания свидетеля, потерпевшего); обязанность ежедневно встречаться с сотрудником спецслужбы; запрет контактирования с определенными лицами (потерпевшим, свидетелем и т. п.); применение так называемого квазиадреса защищаемого лица, когда вместо его подлинных сведений о месте жительства указывается адрес отдела внутренних дел, в базе данных которого имеется настоящий адрес вызываемого судом лица; решение вопроса о применении или отказе в применении мер безопасности в течение суток; установление и усиление уголовной ответственности за посягательство в отношении участников процесса или их близких в связи с их содействием уголовному судопроизводству и т. д. Также в рамках программы следует установить общие основания и процессуальный порядок применения уголовно-процессуальных и иных мер государственной защиты, которые будут реализовываться за рамками уголовного процесса.

Участниками программы в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц являются МВД РФ, ФСБ РФ, Минобороны РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, ФТС РФ, Минздравсоцразвития РФ, в связи с чем российскому законодателю необходимо дополнительно разработать нормативные правовые документы, определяющие порядок межведомственного взаимодействия и сотрудничества с зарубежными государствами.

В целях повышения эффективности деятельности указанных органов государственной власти необходимо также разработать методику применения той или иной меры государственной защиты, а также одновременного применения нескольких мер в отношении одного защищаемого лица. Для этого следует выявить показатели эффективности реализации конкретных мер государственной защиты, что возможно на основе анализа правоприменительной практики и статистических данных, а также с учетом многочисленных предложений по их совершенствованию.

По нашему мнению, в России в конечном итоге будут созданы все необходимые условия для успешного функционирования системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, а также иных содействующих ему лиц.

——————————————————————