К вопросу о совершенствовании информационных банков ОВД в сфере потребительского рынка: практические рекомендации
(Алегин А. П.)
(«Российский следователь», 2007, N 3)
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВ ОВД
В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
А. П. АЛЕГИН
Алегин А. П., ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат экономических наук.
Борьба с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка — одна из насущных проблем современной России. Наше государство заинтересовано в том, чтобы эта борьба имела комплексный и всесторонний характер, и прикладывает значительные усилия к оптимизации деятельности органов, участвующих в ней.
Существенную роль в противодействии нарушениям правопорядка на рынке потребительской продукции играют органы внутренних дел, организация работы которых по прошествии более чем десятилетия российских реформ все еще нуждается во многих изменениях. К примеру, такие изменения должны быть произведены в части информационного обеспечения.
Важнейшими задачами отделов по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и иных соответствующих подразделений милиции являются: выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг; информирование органов власти и населения о состоянии общественного порядка на рынке потребительской продукции; обобщение, подготовка и внедрение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений; стратегическое, текущее и операционное планирование деятельности отделов на потребительском рынке и т. п. Исполнение данных задач опирается на масштабную аналитическую работу, которая требует обеспечения полной, достоверной, своевременной и точной информацией.
Практика показала, что одним из наиболее эффективных способов работы с информацией является ее организация в информационные банки. Под этим понятием подразумевается автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав банка данных входят одна или несколько баз данных (т. е. независимых от прикладных программ совокупностей связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования), справочник баз данных, системы управления базами данных, а также библиотеки запросов и прикладных программ. В органах внутренних дел, по нашему мнению, необходимо создание интегрированных банков данных стратегической, индикативной, доказательственной и справочной информации.
Используемые в целях борьбы с экономической преступностью в сфере потребительского рынка банки данных должны иметь четко очерченное содержание. Банк данных стратегической информации должен включать основные характеристики развития ситуации на потребительском рынке, в том числе:
— данные о структуре потребительского рынка в городе, районе;
— данные о структуре управления потребительским рынком в районе, городе;
— обобщенные в аналитических материалах данные о деятельности государственных органов-субъектов противодействия правонарушениям в сфере потребительского рынка;
— аналитические материалы о структуре (сегментации) потребительского рынка в территориальном и временном срезах;
— обобщенные данные об основных стабильных товаропотоках по схеме «производитель товара — посредник — перевозчик — продавец»;
— обобщенные данные о встречных денежных потоках по схеме «продавец — банк — перевозчик — посредник — производитель товара»;
— обобщенные данные о традиционных и нетрадиционных источниках наполнения потребительского рынка потребительскими товарами, в том числе о динамике соотношения импорта и товаров отечественного производства.
Этот банк также должен содержать сведения, характеризующие основные криминогенные явления и проблемы в сфере потребительского рынка, в том числе по аспектам:
— общего развития криминогенной ситуации в сфере потребительского рынка и прогнозе преступности как по видам преступлений, так и в региональном срезе;
— незаконного предпринимательства;
— получения продавцами — хозяйствующими субъектами в сфере потребительского рынка (юридическими и физическими лицами) свехприбыли за счет укрытия от контроля государства реальных сумм выручки и конвертации ее укрытой части в доллары США и ЕВРО;
— получения продавцами неконтролируемой государством сверхприбыли от торговли подакцизными товарами, подлежащими маркировке, реализуемыми без марок акцизного сбора или с поддельными марками;
— монополистических действий и ограничения конкуренции на потребительском рынке;
— захвата российского потребительского рынка нелегальными мигрантами из числа иностранных граждан;
— незаконного производства и реализации товаров;
— принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения;
— незаконного использования товарного знака;
— заведомо ложной рекламы;
— уклонения от уплаты таможенных платежей;
— контрабанды товаров;
— уклонения граждан от уплаты налогов;
— уклонения от уплаты налогов с организаций;
— обмана потребителей;
— «челночной» торговли.
Банк индикативной информации должен состоять, во-первых, из обобщенных сведений о криминальных структурах, избравших сферу потребительского рынка для незаконной, нелегальной или преступной экономической деятельности, в том числе данных:
— о преступных группах, образуемых иностранцами, прибывшими в Россию нелегально, по признаку землячества и национальности. Это группировки, сформированные на базе азербайджанской, грузинской, армянской диаспор, а также китайские, вьетнамские и африканские группировки. Их характерными признаками являются: относительная длительность функционирования (от 1 месяца до года и более); наличие одного или нескольких организаторов (лидеров); четкое распределение ролей (функций) между участниками, взаимоосведомленность о действиях ядра группы и рядовых членов; отработанная система связи, конспирации и взаимоконтроля; наличие внутригрупповых материальных средств, необходимых для финансирования нелегальной, незаконной или преступной экономической деятельности и др.
— о преступных организациях, представляющих собой криминальное сотрудничество группы лиц, осуществляемое нелегально или под прикрытием легальных коммерческих структур, в целях совершения экономических преступлений, получения неконтролируемой государством прибыли, «отмывания» доходов, полученных преступным путем, противоправного вывоза капитала за границу или для обладания властью в определенной сфере экономики или на определенной территории. Такие организации зачастую отличает техническая оснащенность, наличие определенной структуры управления, денежных средств («общак»), коррумпированных связей, распоряжение вооруженными формированиями, действующими под видом служб безопасности, и т. п.
— о преступных сообществах — устойчивых объединениях нескольких организованных преступных групп (организаций) под «крышами» коммерческих ассоциаций с образованием организующего звена путем выделения, как правило, одного или нескольких лидеров и их ближайшего управленческого окружения, со строгой иерархией, жесткой дисциплиной, ответственностью и взаимоподдержкой. Преступная деятельность таких преступных объединений носит, как правило, планируемый характер, распространяется на определенную территорию и монополизирует конкретные виды экономических преступлений. Имеет соответствующие звенья организационного обеспечения и безопасности, значительные обобществленные материальные средства, высокую техническую оснащенность и вооруженность.
Во-вторых, в банк индикативной информации должны входить данные о криминальных авторитетах («ворах в законе» или иных криминальных лидерах), о ранее судимых за совершение тяжких преступлений и обоснованно подозреваемых в совершении новых, или о не судимых, но с устойчивыми асоциальными устремлениями, а также имеющих устойчивое влияние на определенной территории или в определенной преступной среде.
В этот банк также необходимо включать данные об особенностях экономической преступности организованных преступных групп, организаций, сообществ. Это могут быть в том числе сведения:
а) об использовании организованными преступными сообществами некоторых структур органов власти (законодательных, исполнительных и судебных) в своих корыстных целях, вследствие чего в стране активно функционируют, дополняя друг друга: теневая (не контролируемая государством) экономика, теневая политика и теневая юстиция;
б) о создании некоторыми организованными преступными организациями собственных вооруженных формирований;
в) о провоцировании организованными преступными сообществами вооруженных конфликтов за обладание возможностью распоряжаться природными богатствами отдельных регионов страны;
г) об активном внедрении (с использованием возможностей СМИ) в сознание подрастающего поколения криминальной идеологии и псевдокультуры, пропаганды культа насилия и жестокости;
д) о международном характере преступной экономической деятельности криминальных структур;
ж) об оказании влияния на политическую жизнь, средства массовой информации, органы государственного управления, правоохранительные органы, отправление правосудия и экономические процессы путем угрозы применения насилия или выброса компромата;
з) о непосредственной связи организованных преступных структур с национальными диаспорами как внутри страны, так и за ее пределами;
и) об особенностях структурного построения и управления преступными сообществами;
к) о способах совершения экономических преступлений на объектах потребительского рынка, в том числе о способах мошенничества, ограничения конкуренции, легализации преступных доходов, контрабанды потребительских товаров, уклонения от уплаты таможенных платежей и т. п.
Банк доказательственной информации образует совокупность сведений, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу. В качестве доказательств допускаются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, заключение и показания эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и др. Не являются доказательствами: а) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника; б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показание свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; в) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ.
С учетом того что в настоящее время большая часть преступлений в сфере экономики совершается опытными преступниками, которые заранее принимают меры к тому, чтобы уничтожить следы преступлений, то и надежд на раскрытие преступления только процессуальными средствами остается мало. Успех борьбы с экономической преступностью, особенно с организованной преступностью, чаще всего обеспечивается за счет применения средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому в «доказательственном» банке данных основным должен стать оперативно-розыскной блок, в котором аккумулируется ориентирующая и «диагностическая» информация, позволяющая к началу официального расследования получить данные о возможных источниках получения доказательств, а также некоторые надлежаще зафиксированные сведения, которые могут впоследствии быть введены в процесс расследования в качестве доказательств. Следует помнить, что в процессуальной части уголовного преследования вес имеют не сами по себе оперативные данные, а сформированные с их помощью в законном порядке процессуальные доказательства.
Наличие интегрированного банка данных доказательственной информации призвано обеспечить информационную поддержку принятия решений на всех стадиях уголовно-процессуальной деятельности: получения заявлений и сообщений о правонарушении (преступлении); принятия решения о возбуждении уголовного дела; принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела; принятия решения о соединении уголовных дел или же о выделении уголовного дела; предъявления обвинения и избрании меры пресечения; приостановления производства следственных действий по уголовному делу; подготовки обвинительных заключений и т. д.
Другая особенность банка данных доказательственной информации состоит в том, что весь объем новой информации, добытой дознавателями и следователями, концентрируется на бумажных и магнитных носителях у конкретных дознавателей и следователей, в чьем производстве находятся уголовные дела. В интегрированный же банк данных по решению следователя, дознавателя «сбрасывается» только некая часть информации, в случаях и объеме, когда ввод ее в интегрированный банк данных может обеспечить выявление дополнительной доказательственной информации, особенно в случаях приостановления производства по уголовному делу и необходимости розыска лица (лиц), совершившего(-их) преступление.
В горрайорганах, на основе документов первичного учета, имеющихся в дежурных частях, у оперативных работников, участковых инспекторов, работников подразделений дорожного надзора и других служб милиции, формируется банк данных оперативно-справочного назначения. В него включаются сведения о правонарушителях и лицах, подозреваемых в совершении преступлений; владельцах автотранспортных средств; владельцах огнестрельного оружия; похищенных и изъятых номерных вещах, предметах антиквариата и др.
На уровне Г(УВД) в интегрированных банках данных оперативно-справочного характера формируется информация о лицах, проходящих по уголовным делам, осужденных за совершение преступлений, разыскиваемых и т. п.; о предметах преступного посягательства и орудиях преступлений; о преступлениях и лицах, их совершивших. Кроме того, на этом уровне аккумулируются криминалистические данные, в том числе информация дактилоскопических учетов, сведения, содержащиеся в видеотеках, фототеках, и т. д.
В заключение добавим, что в перспективе было бы целесообразным создание межведомственного информационного банка в сфере потребительского рынка. Необходимость такого банка определяется тем фактом, что в борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке помимо органов милиции задействованы иные правоохранительные и контролирующие органы и структуры. Так, прокуратура играет существенную роль в противодействии правонарушениям, затрагивающим интересы широкого круга потребителей, а также накапливает огромный массив информации по подследственным ей уголовным делам. Таможенные органы обладают информационным ресурсом в отношении правонарушений и преступлений, связанных с перемещением потребительских товаров через Государственную границу. Подразделения Федеральной антимонопольной службы РФ фиксируют данные об обстоятельствах нарушений конкурентного законодательства. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, реализуя возложенные на нее задачи, обретает информацию о нарушениях законодательства о правах потребителей, санитарного законодательства, правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг и т. д.
Очевидно, что сведение данных, получаемых в процессе деятельности каждого из перечисленных ведомств, в единый банк значительно облегчит информационный обмен между ними, а также будет способствовать координации их работы и оптимизации их взаимодействия.
——————————————————————