Проблемы правового регулирования использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе и пути их решения
(Сушков И. А.) («Российский следователь», 2007, N 6)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
И. А. СУШКОВ
Принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ 18 декабря 2001 г. обозначило новую веху в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе. История возникновения и развития правового регулирования использования результатов ОРД берет свое начало с 12 июня 1990 г., когда были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Следующим этапом развития правового регулирования данных отношений явилось принятие 13 марта 1992 г. Закона об ОРД. Если в 1990 г. Закон, внесший изменения, не вызвал сомнений у правоприменителя, то Закон об ОРД в чистом виде противоречил и действующему законодательству, и теории доказывания в рамках использования результатов ОРД в уголовном процессе. Он предусматривал использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных действий и в качестве доказательств по уголовным делам. Данное противоречие было ликвидировано законодателем в новом Федеральном законе от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с ч. 2 ст. 11 «результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств». Нормативно-правовым актом, напрямую регулирующим порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе, стал Приказ ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ, СВР РФ от 13 мая 1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» <1>. Как я уже сказал, УПК РФ подвел черту в сфере правового регулирования результатов ОРД в уголовном процессе, однако не все проблемы с его принятием были решены. ——————————— <1> Приказ ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ, СВР РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
Проблемы правового регулирования использования результатов ОРД в уголовном процессе можно разделить на несколько групп: — проблемы противоречия уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при использовании результатов ОРД в уголовном процессе. Это касается, например, определения результатов ОРД. Статья 1 Инструкции о порядке представления результатов ОРД под результатами ОРД понимает фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. А Уголовно-процессуальный кодекс РФ в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ в ст. 5 (п. 36.1) определяет результаты оперативно-розыскной деятельности как сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Еще немаловажной проблемой использования результатов ОРД в уголовном процессе является то, что при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, необходимо судебное решение на его осуществление. Однако Инструкция не предусматривает передачу данных постановлений (или их копий) вместе с результатами ОРД в уголовный процесс, что ставит под сомнение возможность использования этих результатов; — проблемы несвоевременного приведения в соответствие ведомственных нормативно-правовых актов с вновь вступившими в силу федеральными законами и законами Российской Федерации и изменениями и дополнениями к ним. Проблемы, рассмотренные выше, являются уже результатом недоведения законодателем нормотворческой деятельности до конца, как было видно, многие проблемы несоответствия федеральных законов, законов и НПА вытекают из вновь внесенных изменений в те или иные нормы, регулирующие использование результатов ОРД в уголовном процессе. Например, в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ были преобразованы ГТК России и ФПС России, а ФСНП России была упразднена и образована ФСКН России. В Федеральный закон «Об ОРД» необходимые изменения были внесены, однако не все органы, осуществляющие ОРД, могут представлять ее результаты в соответствии с Инструкцией, что привело к необходимости издания ФСКН Приказа от 12 мая 2006 г. N 147 «Об утверждении Временной инструкции о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд». Однако данная Инструкция во многом отличается от Инструкции 1998 г., и, таким образом, не все органы, осуществляющие ОРД, поставлены в одинаковые правовые рамки. Из этого вытекает третья группа проблем: — проблемы формирования единого для всех органов, осуществляющих ОРД, правового поля использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе. Наличие нескольких правовых актов, регулирующих смежные правоотношения, в данном случае в сфере использования результатов ОРД в уголовном процессе, создает, по моему мнению, раздутую правовую базу. По моему мнению, для дальнейшего недопущения возникновения данных проблем необходимо даже не создание новой, единой для всех органов, осуществляющих ОРД, инструкции, а внесение изменений в Федеральный закон «Об ОРД» и создание новой главы о результатах ОРД и их использования в уголовном процессе. Предпосылки к этому высказывал еще в 1996 г. Е. А. Доля в книге «Использование в доказывании результатов ОРД» <2>. Он ввел такие понятия, как «оперативное доказательство», «оперативное доказывание», «собирание, проверка и оценка оперативных доказательств», однако данные понятия не получили дальнейшего развития и правового закрепления. По моему мнению, в случае формирования новой части Федерального закона об ОРД данные понятия помогли бы определить точно сведения, получаемые в процессе ОРД, и их отношение к уголовно-процессуальным доказательствам. В таком случае необходимо было бы и внесение изменений в УПК РФ и вместо ст. 89, запрещающей использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом, блока статей, регулирующих порядок использования и требования к результатам ОРД, которые используются в уголовном процессе. Таким образом, Федеральный закон об ОРД регулирует понятие результатов ОРД и их представление, а УПК — их использование и требования, предъявляемые к ним, в случае их использования в уголовном процессе. ——————————— <2> Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Издательство СПАРК, 1996. С. 5 — 6.
В современном правовом поле процесс решения данных проблем постоянен и направлен на недопущение их возникновения. Однако не всегда законодателю вовремя удается внести изменения в законодательство для недопущения нарушений прав человека нормами, регулирующими использование результатов ОРД в уголовном процессе. В таких случаях данные изменения осуществляются в соответствии с решением суда по жалобе граждан, права которых нарушены. Одним из таких решений является Постановление Европейского суда по правам человека от 15 декабря 2005 г. «Дело Ваньян против Российской Федерации» <3>. По решению суда нормы ОРД и органы, осуществляющие ОРД, нарушили права человека, что повлекло причинение Ваньяну Г. А. морального вреда, который был возмещен РФ по решению суда. В свою очередь, РФ принимает меры по недопущению дальнейшего возникновения таких ситуаций, и сейчас разрабатывается новая инструкция о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Остается надеяться, что данная инструкция решит те проблемы, которые существуют на сегодняшний день. ——————————— <3> Постановление от 15 декабря 2005 г. Европейского суда по правам человека (первая секция). «Дело Ваньян против России» (жалоба N 53203/99). Страсбург.
——————————————————————