Проблема низкой эффективности мер противодействия террористической деятельности на Северном Кавказе: историко-правовой экскурс
(Матчанова З. Ш.) («История государства и права», 2007, N 7)
ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ЭКСКУРС
З. Ш. МАТЧАНОВА
Матчанова З. Ш., ассистент кафедры международного права ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Россия со времен первой чеченской войны столкнулась с целой чередой террористических актов. Оговорим, что при использовании в настоящей статье определения «чеченский» подразумевается, прежде всего, географическая и геополитическая принадлежность субъектов и явлений. Существуют различные взгляды на природу конфликта федерального центра с Чеченской Республикой. На наш взгляд, имела место попытка придания борьбе за власть местных элит, ведущейся террористическими методами, характера национально-освободительного движения. Оценку военным действиям, их обоснованности, порядку ведения и эффективности должны дать политики и военные специалисты, мы же рассмотрим системные факторы, которые обусловили крайне низкую эффективность действий федерального центра на Северном Кавказе в 90-е годы XX в. Понимание условий, порождающих сохранение и воспроизведение террористической угрозы, должно предопределять введение мер своевременного предупреждения и эффективного противодействия. Проанализируем эти причины и условия, объединив их в группы по наиболее общим признакам. 1. Политико-правовые причины: политическая нестабильность; структурный кризис государства и его институтов, коррумпированность чиновников; ослабление правоохранительных органов, спецслужб, армии, выразившееся в снижении мотиваций, падении профессионального уровня, серьезном ухудшении материально-технической базы; падение авторитета власти и закона; попытки вмешательства со стороны отдельных представителей иностранных государств, ряда зарубежных религиозных организаций с целью сохранения очага нестабильности на территории России; борьба за власть политических партий и отдельных групп, преследующих узкоэгоистические цели; несовершенство действующего законодательства. Отметим, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. относил теракт к особо тяжким государственным преступлениям, определяя его как «убийство государственного или общественного деятеля… совершенное в связи с его… деятельностью» (ст. 66) <1> и аналогичные действия против представителя иностранного государства (ст. 67) <2>. Уголовный кодекс РФ 1996 г. относит терроризм к преступлениям против общественной безопасности, целью которого является «устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти» (ст. 205) <3>. Государственные органы России неоднократно допускали откровенные просчеты в реализации своей политики на Северном Кавказе, так как не учитывали все многообразие обстоятельств, характеризующих политико-правовую реальность России последнего десятилетия XX в. Очевидно, что игнорирование политических интересов каких-либо индивидов и групп не означает их устранения. Зачастую социальные конфликты, порожденные стремлением к доминированию той или иной группы, приобретают политический характер, а «терроризм здесь является крайней формой проявления конфликта» <4>. За годы советского режима в республиках и автономиях сложились этнические элиты, которые, как только ослаб контроль центра и образовался вакуум власти, начали борьбу за право контролировать политическую жизнь в своих республиках и распоряжаться ее ресурсами. ——————————— <1> Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // УК РФ: научно-практический комментарий / Ред. Л. Л. Кругликов. Ярославль, 1994. С. 197. <2> Там же. С. 198. <3> Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954. <4> Терроризм: современные аспекты: Сб. науч. статей / Академия управления МВД России; Институт социологии РАН / Ред. Г. В. Самойлов. М., 1999. С. 48.
2. Социально-экономические причины: глубокий экономический кризис в России; рост социально-экономического неравенства; безработица, особенно в беднейших регионах; коренные изменения в социальной структуре, приведшие к маргинализации многих социальных групп; существование нелегального рынка оружия и относительная легкость его приобретения; падение жизненного уровня; разрушение культурных, нравственных ценностей. В таких условиях произошел распад действующих социальных норм и связей. Чечня продемонстрировала пример криминализации массового сознания как результат криминализации режима с момента объявления независимости Чечни. Ситуация правового беспредела стала рассматриваться как норма, и ее развитие не получило никакого сопротивления ни со стороны властей, ни со стороны населения республики. Чечня всегда была регионом с избытком трудоспособного населения, развал экономики сделал безработицу поистине массовой (в городах она превышала 50%), а уже с 1992 г. был прекращен выпуск важнейших видов продовольствия, не выплачивались заработная плата, пенсии и пособия <5>, поэтому в сочетании с бездействием властей и со значительной степенью вооруженности населения многие обратились к криминальным способам обеспечения своей жизни и безопасности. ——————————— <5> Рубан Л. С. Региональные конфликты и политическая девиация // Вестник МГУ. Социология и политология. 1995. N 3. С. 102.
3. Религиозно-этнические причины: рост национальной нетерпимости; распространение религиозного экстремизма и сепаратистских настроений в их крайних проявлениях. В массовом сознании населения произошло возрождение национальных ценностей, что привело к созданию этнической оппозиции, которая стала дополнительным источником пополнения формировавшихся террористических групп. Исключительное влияние этнических традиций и обычаев никак не отразилось на формировании кавказской политики, что привело к тягостным для государства последствиям. Одновременно с национальным фактором террористами используется и религиозный фактор, обеспечивающий лояльность групп, исповедующих ту же религию, приток сторонников и поддержку, в том числе за пределами своих государств. Взяв на вооружение некоторые течения в исламе, например ваххабизм, террористы оправдывают свои самые жестокие преступления, преследующие скорее политические, нежели религиозные цели. Неэффективная деятельность государственных органов в сфере национальной и молодежной политики, некорректное поведение отдельных представителей власти нанесли серьезный урон межнациональным отношениям. Культурно-просветительская ниша, оставленная государством без внимания, была занята экстремистами для широкой пропаганды национализма, исламского фундаментализма, особенно среди исламской молодежи. 4. Психологические причины: утрата веры в способность государства обеспечить безопасность граждан; состояние психологического дискомфорта, тревоги, обостренное чувство социальной незащищенности, испытываемое значительной частью населения; рост социальной агрессии. На фоне такого дискомфорта усиливается стремление к идентификации групп на основе дистанцирования от «чужаков». Это способствует росту социальной агрессии. Источником агрессии против других групп часто является общая «травма», которой для чеченского этноса все еще служит сталинская депортация, когда в 1944 г. 150 тысяч чеченцев и ингушей (в основном женщины и дети) были насильно вывезены в Казахстан и Киргизстан. В 90-е годы «травмой» воспринимались все реформы, ломка сложившейся организации жизни <6>. Хотя некоторые из террористов движимы чувством мести и стремлением к ложно понимаемой свободе, ошибкой было бы распространять эту точку зрения на весь чеченский народ. В России представители власти, правоохранительных органов, армии должны опираться на понимание культуры, обычаев, традиций групп населения, склонных к террористическому насилию. В 90-е годы многие неудачи в сфере противодействия терроризму на территории Чечни были вызваны неспособностью властей наладить серьезный диалог и грамотно предотвратить эскалацию насилия в Северо-Кавказском регионе. ——————————— <6> Залысин И. Ю. Структурные и политические источники насилия // Социально-политический журнал. 1999. N 1. С. 103.
Таким образом, в 90-е годы XX в. были допущены серьезные системные ошибки в противодействии терроризму на Северном Кавказе, и только в настоящее время постепенно приходит осознание важности названных факторов.
——————————————————————