Управление многоквартирным домом и регистрационный учет граждан по месту жительства
(Рыжов А. Б.) («Жилищное право», 2007, N 4)
УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ И РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
А. Б. РЫЖОВ
Рыжов Александр Борисович, консультант аппарата комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства — это обязанность граждан Российской Федерации. Согласно статье 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 для регистрации гражданин Российской Федерации обязан обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Согласно статье 4 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 в поселениях, в которых имеются или должны иметься территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета являются данные органы; в остальных населенных пунктах — местная администрация. Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Согласно пунктам 9, 16 Правил регистрации, для регистрации гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений. Согласно пунктам 11, 17 Правил регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 Правил регистрации, в органы регистрационного учета. Таким образом, пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации раскрывают правовую природу ответственного за регистрацию — это собственник жилого помещения либо представитель собственника жилого помещения, соответствующий особым признакам, указанным в Правилах регистрации. Согласно пункту 5 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года N 415, соблюдение правил пользования жилыми помещениями контролировали жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии — предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов). С признанием (Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25) Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР утратившими силу и согласно пунктам 4, 9, 16 Правил регистрации ответственность за регистрацию теперь возлагается только на жилищно-эксплуатационные организации, а при отсутствии таковых — на собственника жилого помещения — гражданина или юридическое лицо (точнее, на представителя данного юридического лица). Возложение ответственности за регистрацию на собственника жилого помещения представляется весьма логичным, так как это гармонически сочетается с правами и обязанностями собственника жилого помещения, установленными частью 2 статьи 30 ЖК РФ. В условиях построения рыночной экономики и правового государства выглядит логичным и высказанное в литературе <1> предложение «освободить» от несвойственной функции лиц, занимающих должности, связанные с выполнением хозяйственных обязанностей, и обозначенных в качестве ответственных за регистрацию Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713. ——————————— <1> Шешко Г. Ф. О правилах регистрации // Жилищное право. 2006. N 5. С. 40 — 43.
Но что же такое жилищно-эксплуатационная организация, на должностных лиц которой, при ее наличии, возлагается ответственность за регистрацию? Как следует из Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, за регистрацию отвечают должностные лица «жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов». Статья 22 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала, что «для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создаются жилищно-эксплуатационные организации, деятельность которых осуществляется на основе хозяйственного расчета. Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории». Согласно статье 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем — жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии — соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем — гражданином, на имя которого выдан ордер. Таким образом, в соответствии с ЖК РСФСР жилищно-эксплуатационные организации определялись как организации, осуществляющие эксплуатацию государственного и общественного жилищного фонда и вместе с тем являющиеся представителями собственника жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда при заключении договора найма <2>. С введением в действие ЖК РФ категория жилищно-эксплуатационных организаций как обладающих вышеуказанной специфической совокупностью признаков практически <3> исчезла, поскольку, с одной стороны, заключение договоров найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом или уполномоченным органом местного самоуправления либо управомоченным им лицом, а с другой стороны, функции управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 163 ЖК РФ, возлагаются на управляющую организацию, выбираемую по результатам открытого конкурса <4>. ——————————— <2> В Приказе Госстроя России от 21 апреля 2003 года N 142, регулирующем порядок инвентаризации задолженности предприятий ЖКХ, использовано иное, но по конструкции аналогичное определение: жилищные эксплуатационные организации — организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, непосредственно оказывающие услуги по предоставлению в пользование жилья гражданам, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. <3> Теоретически не исключена ситуация, когда организация, управляющая домом, все помещения в котором находятся в государственной или муниципальной собственности, наделяется также и полномочиями представлять собственника государственного или муниципального жилищного фонда при заключении договоров найма. <4> Данный вывод также имеет значение для применения части 4 статьи 185 ГК РФ, предусматривающей удостоверение некоторых видов доверенностей жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, части 2 статьи 53 ГПК РФ, предусматривающей удостоверение доверенности жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, части 2 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», предусматривающей удостоверение подписи на заявлении о рождении ребенка жилищно-эксплуатационной организацией.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного, государственного и муниципального жилищных фондов регулирует жилищное законодательство. Согласно статье 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Согласно пункту 17 статьи 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно пункту 8 статьи 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно пункту 9 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно статье 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, ответственность за регистрацию подразумевает наличие полномочий, связанных с непосредственным контролем над тем, какие граждане допускаются к пользованию жилым помещением. В Правилах пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25, содержатся упоминания лиц, обеспечивающих выполнение данных Правил пользования: собственники жилого помещения — граждане и юридические лица; наймодатель жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и уполномоченные им лица; управляющая организация; органы государственного контроля и надзора; наниматель. Не все функции контроля за соблюдением отдельных положений Правил пользования связаны с выполнением должностными лицами предусмотренных пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями. Так, согласно Правилам пользования наниматель должен согласовывать с наймодателем вселение иных лиц, сдачу в поднаем, уведомлять наймодателя о временных жильцах. Управляющая организация обязана реагировать на сообщения о неисправностях в жилом помещении, контролирует полноту и своевременность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанных лиц нельзя считать обладающими полномочиями по непосредственному контролю над тем, какие граждане допускаются к пользованию жилым помещением — зарегистрированные по месту жительства либо нет. Исключением может быть лишь случай наделения их таким полномочием собственником жилого помещения (частного, государственного, муниципального жилищного фонда) или уполномоченным им лицом. Органы государственного контроля и надзора действуют в соответствии с четко определенными полномочиями, также не связанными с непосредственным контролем над тем, какие граждане допускаются к пользованию жилым помещением. Несомненно, соответствующие должностные лица наймодателя или уполномоченные им лица относятся к должностным лицам, осуществляющим выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, включает должностных лиц жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Как уже отмечалось, с признанием утратившими силу Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и согласно пунктам 4, 9, 16 Правил регистрации ответственность за регистрацию теперь возлагается только на жилищно-эксплуатационные организации, а при отсутствии таковых — на собственника жилого помещения — гражданина или юридическое лицо (точнее, на представителя данного юридического лица). Поэтому должностные лица могут нести ответственность за регистрацию в жилом помещении только при наделении их соответствующими полномочиями собственником жилого помещения. Из изложенного, а также из смысла пунктов 11 и 17 Правил и из Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, следует, что лица, выполняющие функцию ответственного за регистрацию, — это: 1) граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения (согласно частям 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением и вправе предоставить его во владение и (или) в пользование гражданину, а также юридическому лицу на законном основании). Также к данной категории следует отнести должностных лиц предприятий, учреждений, наделенных полномочиями представлять собственника (владельца) помещения в вопросе регистрации (должностные лица гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления); также представителей собственника (владельца) государственного и муниципального жилищного фонда (должностные лица упомянутого в части 2 статьи 92 ЖК РФ органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом); 2) должностные лица жилищно-строительных и жилищных кооперативов: а) в отношении жилых помещений в доме кооператива, на которые членом жилищного кооператива не приобретено право собственности в соответствии с частью 1 статьи 129 ЖК РФ (согласно части 2 статьи 124 ЖК РФ решения общего собрания членов жилищного кооператива являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива; согласно части 2 статьи 128 ЖК РФ жилищный кооператив может сдавать внаем за плату освободившиеся жилые помещения и т. д.); б) в отношении жилых помещений в доме кооператива, на которые в силу выплаты пая полностью или по иным законным основаниям приобретено право собственности, — при условии, что данным должностным лицам собственники жилых помещений частного, государственного и муниципального жилищного фонда предоставили соответствующее полномочие. Следует отметить, что Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, содержит указания на организационно-правовую форму организаций. Тем самым, например, из числа ответственных за регистрацию исключаются должностные лица товариществ собственников жилья, являющихся, согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ, некоммерческими организациями. Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ под управляющей организацией подразумевается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, вместе с тем Перечень не предусматривает выполнение функции ответственного за регистрацию индивидуальным предпринимателем или его работниками. Носящее инструктивный характер письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 сентября 2004 года N ЮТ-4712/03 «Об организации паспортно-учетной работы» <5> указывает, что передача паспортно-учетной работы (функции паспортно-учетной работы) в организации (информационно-расчетные центры и расчетно-кассовые центры) производится на договорной основе с хозяйственными обществами или государственными и муниципальными организациями, предприятиями, учреждениями, управляющими жилищным фондом, а при их отсутствии — с местной администрацией. С введением в действие ЖК РФ основанием ведения паспортно-учетной работы может являться лишь соглашение организации с собственником жилого помещения или наделение собственникам жилого помещения (государственного или муниципального жилищного фонда) соответствующими полномочиями либо соглашение с лицом, уполномоченным собственником жилого помещения. ——————————— <5> Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 сентября 2004 года N ЮТ-4712/03 «Об организации паспортно-учетной работы» // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005. N 1 (ч. II).
Итак, наделение лица «ответственностью за регистрацию» — это наделение собственника жилого помещения либо представителя собственника жилого помещения, определяемого по указанным в Правилах регистрации особым признакам, обязанностью по выполнению, по сути, государственной функции обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Из изложенного следует важный вывод — договор управления многоквартирным домом может не предусматривать выполнение управляющей многоквартирным домом организацией несение функции «ответственного за регистрацию». В этом случае для регистрации по месту жительства, месту пребывания в жилом помещении гражданину следует обращаться к собственнику жилого помещения или его представителю. Учитывая заинтересованность органов государственной власти в сохранении привычной схемы работы, то есть в возложении ответственности за регистрацию на управляющие организации, а также то, что предоставление услуги по обеспечению регистрационного учета может повысить конкурентоспособность управляющей организации в глазах собственников жилых помещений, а также облегчит получение сведений, необходимых для определения размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг при отсутствии приборов учета потребления, важен и вывод о том, что с учетом ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, собственники помещений могут использовать услуги сторонней организации, должностные лица которой будут выполнять функцию «ответственного за регистрацию». В многоквартирном доме, в котором имеются помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, правомерно выполнение функций «ответственного за регистрацию» управляющими организациями, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами при условиях: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемым с каждым собственником помещения и условия которого утверждены общим собранием собственников помещений в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, содержатся положения о выполнении должностным лицом управляющей организации функции «ответственного за регистрацию» (в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации); решением органов управления жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива (в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего способа управления) утверждены положения о ведении должностным лицом соответствующего кооператива функции «ответственного за регистрацию». При заключении соответствующим кооперативом предусмотренного частью 6 статьи 155 ЖК РФ договора с собственником помещений в многоквартирном доме, управляемом кооперативом, в такой договор должны включаться положения о несении должностным лицом соответствующего кооператива функции «ответственного за регистрацию»; товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом (в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего способа управления) заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, содержащий положения о выполнении должностным лицом управляющей организации функции «ответственного за регистрацию». При заключении товариществом собственников жилья либо иным специализированным потребительским кооперативом предусмотренного частью 6 статьи 155 ЖК РФ договора с собственником помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо соответствующим кооперативом, в такой договор должны включаться положения о несении должностным лицом товарищества собственников жилья либо соответствующего кооператива функции «ответственного за регистрацию». Положения договора управления многоквартирным домом, касающиеся «ответственности за регистрацию», могут выглядеть следующим образом: «1. Собственник помещения в многоквартирном доме передает, а управляющая организация принимает обязанности по контролю за использованием данного жилого помещения в части соблюдения правил регистрационного учета граждан. 2. Управляющая организация обязана в пределах своей компетенции для реализации прав и обязанностей собственников помещений и лиц, пользующихся данными помещениями, выдавать собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся данными помещениями, справки, иные документы, а также принимать от указанных лиц заявления и иные документы». Плата с граждан за выполнение функции «ответственного за регистрацию» не должна взиматься, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан производится бесплатно. Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется… осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ цель управления многоквартирным домом — обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Эта цель частично совпадает с целями регистрационного учета граждан, так как, согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1, цель регистрационного учета — обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В частности, пунктом 19 и приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, предусмотрено использование сведений о количестве граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, в целях определения размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг при отсутствии приборов учета потребления. С учетом изложенного при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений, поскольку договор управления согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ заключается с каждым собственником помещений, договор управления может предусматривать обязанность управляющей организации нести функцию «ответственного за регистрацию». На основании соответствующего положения договора управления, решения органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива правомерен учет в составе платы собственников помещений в многоквартирном доме за управление многоквартирным домом расходов на выполнение услуги по несению функции «ответственного за регистрацию». Приведенные результаты анализа наглядно показывают, что нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с регистрацией граждан по месту жительства и пребывания, целесообразно привести в соответствие с ЖК РФ для исключения возможности их неоднозначного толкования в правоприменительной практике.
——————————————————————