Из практики прокурорского надзора
(Редакционный материал)
(«Законность», 1999, N 8)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Органы регистрационного учета не должны наделяться полномочиями, не предусмотренными законодательством.
Приказом МВД РФ от 30 июня 1998 г. N 394 «О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты МВД России» утвержден Перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России в соответствии с постановлениями Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 2-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П и Указом Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации».
Подпункт 1.6.1 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденной Приказом МВД России от 23 октября 1995 г. N 393 (далее — Инструкция), дополнен абзацем вторым следующего содержания:
«Примечание. Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета осуществляется по представлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, наряду с документами, удостоверяющими личность граждан, надлежащим образом оформленных и заверенных документов, подтверждающих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации наличие оснований для вселения в жилое помещение (или свидетельствующих об отсутствии обстоятельств, препятствующих вселению)».
Последнее предложение п. 4.5 Инструкции изложено в следующей редакции: «Одновременно выясняется наличие обстоятельств, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, препятствующих вселению граждан в жилое помещение».
Эти правовые нормы наделяют органы регистрационного учета полномочиями, не предусмотренными Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила).
Согласно п. п. 12, 21 Правил, на органы регистрационного учета фактически были возложены обязанности по проверке подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам и т. д.
Пункты 12 и 21 Правил признаны Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Тем не менее Приказ МВД России от 30 июня 1998 г. N 394 вновь неправомерно возложил на органы регистрационного учета обязанности по проверке надлежащего оформления документов, выяснению наличия обстоятельств, препятствующих вселению граждан в жилое помещение, и др.
По протесту первого заместителя Генерального прокурора РФ, направленному министру внутренних дел РФ, абз. 2 подпункта 1.6.1 и последнее предложение п. 4.5 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в редакции, утвержденной Приказом МВД России от 30 июня 1998 г. N 394) отменены.
——————————————————————