Особенности системы обеспечения экономической безопасности мегаполиса
(Корсак А. Б.)
(«Налоги» (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь)
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ МЕГАПОЛИСА
А. Б. КОРСАК
Корсак А. Б., к. э.н., директор Департамента экономической безопасности Правительства г. Москвы.
В современных условиях принципиально изменились экономико-правовой статус регионов, их роль и место в региональной политике. Мегаполис представляет собой особую региональную экономическую систему, методология функционирования и развития которой в настоящее время не изучена. Следует отметить, что в современных условиях изменилась сущность региональной политики, что повлекло за собой необходимость дальнейшего развития ее теории и совершенствования практики. В современных условиях региональная политика базируется на следующих факторах:
— смещение экономических реформ на региональный уровень;
— учет специфики региона при определении направлений развития экономических систем;
— преобладание частного капитала в субъектах региональной экономической системы;
— превалирование косвенных методов воздействия на функционирование региональной экономической системы;
— обострение угроз со стороны монополизма олигархического капитала, депрессивность ряда регионов;
— локальная безработица, концентрация бедных слоев населения;
— увеличение миграционных потоков, включая незаконную миграцию;
— криминализация экономики и появление новых видов экономических угроз;
— угрозы со стороны организованной экономической преступности и терроризма.
В научных работах рассмотрены цель и задачи региональной политики в условиях становления рыночных отношений, уточнен понятийный аппарат, предложены различные классификации регионов с учетом целей региональной политики, дана оценка конкурентных позиций регионов различных типов, проведен анализ факторов, детерминирующих успешность адаптации региона к рынку.
В то же время методология обеспечения экономической безопасности регионов, особенно мегаполисов, еще не нашла отражение в научных исследованиях российских и зарубежных ученых с позиций построения целостной системы, в рамках которой концентрируются информационные ресурсы, ведется скоординированная работа по нейтрализации экономических угроз и противодействию теневой экономике.
Следовательно, региональная социально-экономическая политика представляет собой отношения по поводу распределения и перераспределения власти между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в части управления социально-экономическим развитием и обеспечением экономической безопасности территориального образования. Эффективная региональная социально-экономическая политика базируется на поиске и использовании механизмов, обеспечивающих самодостаточное социально-экономическое развитие региона, динамическое равновесие между интересами государства в сохранении его целостности, обеспечении единого экономического пространства и интересами регионов в формировании конкурентоспособной экономики и обеспечении благоприятных условий жизни населения. Эффективность региональной политики обеспечивается в конечном счете научно обоснованным и четким разделением предметов ведения между уровнями власти, с одной стороны, и целостностью, согласованностью проводимых ими политик — с другой.
Исходя из этого, обеспечение экономической безопасности является одним из основных приоритетов деятельности властных структур по управлению региональной политикой.
В мегаполисе с учетом специфики и перспектив социально-экономического развития целесообразно сформировать механизмы управления по обеспечению экономической безопасности органами исполнительной и законодательной власти. Эти механизмы призваны реализовать департаменты, комитеты, управления, органы местного самоуправления, связанные с решением задач по обеспечению экономической безопасности; негосударственные организации, такие как союзы предпринимателей, ассоциации финансовых и банковских структур, ассоциации предпринимательских структур (малый и средний бизнес), ассоциации, союзы, объединения и предприятия негосударственной системы безопасности.
Механизмы обеспечения экономической безопасности представляют совокупность форм и методов организации отношений в сфере экономической безопасности, применяемых для создания необходимых условий социально-экономического развития и защиты экономических интересов и собственности в регионах России.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективной защиты жизненно важных экономических интересов мегаполиса необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, на органы власти должна возлагаться вся совокупность задач в данной сфере, наиболее эффективно разрешаемых путем реализации государственно-властных полномочий. Во-вторых, отнесение указанных вопросов к ведению определенного звена государственного механизма должно быть жестко увязано с закреплением за ним необходимых функций. В-третьих, эффективная реализация основных направлений деятельности органов власти возможна в случае их наделения достаточными полномочиями. При этом в силу специфики правосубъектности публичных субъектов их компетенция и юрисдикция определяются исключительно в нормативных правовых актах. Соответственно, наличие правовых пробелов и коллизий норм, определяющих правовое положение органов государственной власти, с высокой степенью вероятности влечет невозможность достижения поставленных перед ними целей.
Органы специальной компетенции включают в себя органы государственной власти мегаполиса, в компетенцию которых входит обеспечение экономической безопасности. Это в первую очередь органы исполнительной власти, которые наряду с отраслевой деятельностью призваны обеспечивать определенные аспекты экономической безопасности. В эту группу включаются также органы государственной власти с особым статусом, наделенные отдельными полномочиями по обеспечению экономической безопасности. Основным же органом государственной власти мегаполиса, в компетенцию которого входят обеспечение экономической безопасности и противодействие теневой экономике, является управление по экономической безопасности при правительстве региона.
В совокупности органы общей и специальной компетенции образуют организационную структуру (силы) обеспечения экономической безопасности мегаполиса.
Суть деятельности по обеспечению экономической безопасности заключается в своевременном выявлении проблемных ситуаций и тенденций в состоянии экономических объектов и выработке мер (воздействий), которые либо сохраняют объект в сложившемся состоянии, либо обеспечивают его прогрессивные изменения. Дисбаланс состояний и тенденций объектов защиты может носить характер угроз.
Экономическая система мегаполиса как объект безопасности чрезвычайно обширна по своему составу, поэтому для построения эффективной СОЭБМ необходимо выделить в ЭСМ минимально достаточный набор подсистем, который в совокупности определяет интегральный уровень ее безопасности с точки зрения сохранения возможностей целевого развития, целостности и самоорганизации. В этих целях был проведен факторный анализ состава ЭСМ. Основной задачей факторного анализа (36), как известно, является сокращение возможных компонент влияния на базовую характеристику исследуемого процесса или явления. В нашем случае базовая характеристика — это интегральный уровень безопасности ЭСМ, а компоненты влияния — различные элементы ее структуры, которые насчитывают в исходном варианте до 50 объектов. Для решения задачи сокращения этого набора факторный анализ предлагает два основных метода: главных компонент и главных факторов. Основное различие этих методов состоит в том, что при использовании метода главных компонент предполагается, что должна обрабатываться вся изменчивость исходных характеристик исследуемого процесса (в нашем случае уровень безопасности), тогда как при использовании метода главных факторов анализируется только та изменчивость конкретной характеристики, которая является общей для других рассматриваемых характеристик процесса. В большинстве случаев эти методы приводят к весьма близким результатам. Однако теория рекомендует для выявления также и структуры взаимосвязей факторов, так что, безусловно, важно в нашем случае использовать метод главных факторов. Возникает естественный вопрос: сколько главных факторов следует выделять? Отметим, что в процессе последовательной фильтрации факторов они включают все меньше и меньше первоначальной изменчивости характеристик исследуемого процесса. Решение о том, когда необходимо остановить процедуру выделения главных факторов, зависит главным образом от точки зрения на то, что считать малой «случайной» изменчивостью, которой можно пренебречь. Это решение достаточно произвольно, однако имеются определенные рекомендации, позволяющие рационально выбрать число главных факторов, под которыми в нашем случае подразумеваются элементы структуры ЭСМ. В диссертационном исследовании в этих целях использовались: критерий Кайзера, правило Парето и закон управляемости, который требует для обеспечения принятия многокритериальных решений не превышать порог реального восприятия анализируемых факторов лицом, принимающим решение (ЛПР). Правило Парето применительно к многофакторному экономическому анализу в упрощенном виде гласит: 80% проблем являются результатом 20% факторов. Это правило хорошо объясняется житейским примером: если вы рассыпали 100 монет одинакового номинала, то 80% монет вы найдете за 20% времени, а на каждую последующую монету потребуется затратить гораздо больше времени, что непропорционально получаемой отдаче. По этому правилу число главных факторов должно быть порядка 5. Психология и теория управления научно обосновывают, что ЛПР способно адекватно воспринимать и принимать оперативные решения не более чем по 7 параметрам.
В результате проведенного исследования в состав ЭСМ были включены 5 подсистем, которые, конечно, не исчерпывают весь спектр элементов экономической системы, но представляются наиболее значимыми с точки зрения сохранения рассмотренных выше системных свойств. Рассмотрим выделенные подсистемы.
1. Бизнес-подсистема является центральным элементом всей конструкции модели и отражает экономические интересы частных лиц и основных категорий хозяйствующих субъектов через собственность и предпринимательскую деятельность. При этом в современных условиях основной тенденцией и проблемой экономики российского мегаполиса является изменение форм собственности и ее передел (подчас стихийный и агрессивный) в глобальных масштабах. Поэтому предлагаемая модель СОЭБМ ориентирована на обеспечение защиты и эффективного управления собственностью, имеющей приоритетное значение для сохранения и развития системных свойств ЭСМ. При этом первостепенное значение имеют экономические интересы личности, семьи как базовой составляющей всей социально-экономической системы города. Это обусловлено в том числе и тем, что экономический рост в период реформирования в значительной степени зависит от активного стимулирования процессов создания новой собственности и новых собственников, новых видов производства и услуг.
Благоприятное развитие экономики мегаполисов в России определяется в первую очередь развитием малого и среднего бизнеса и поощрением капитализации интеллектуальной собственности и информационных ресурсов. В то же время необходимо также всемерно развивать экономику семьи, то есть экономику домохозяйств, что также связано со становлением малого предпринимательства. Это обусловлено тем, что, по экспертным оценкам, при доле малого предпринимательства во внутреннем валовом продукте менее 50% (пороговое значение) создаются угрозы экономической безопасности.
Обобщение сложившихся концептуальных положений и методологических основ, принципов оценки состояния экономической безопасности позволило предложить следующие интегральные критерии оценки состояния безопасности объектов собственности бизнеса.
1. Защищенность собственности.
В современных условиях многие городские предприятия, имеющие важное значение для обеспечения экономических интересов города, являются объектами посягательств на их собственность. Как правило, агрессивная приватизация или поглощение осуществляются на грани, но в рамках закона, а само предприятие интересует только в плане завладения недвижимостью. Поэтому необходимо отслеживать признаки нарушения прав собственности жизненно важных объектов города на ранних стадиях, допускающих принятие упреждающих мер защиты.
2. Рентабельность.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
При этом показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
— показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
— показатели, характеризующие рентабельность продаж;
— показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
3. Управляемость.
Этот критерий особенно важен для оценки качества управления объектами, находящимися в полной или частичной городской собственности. К сожалению, управление многими муниципальными предприятиями находится на низком уровне, а представители городской администрации не всегда обеспечивают эффективное управление принадлежащими городу пакетами акций.
4. Профильность.
В условиях недружественного поглощения и агрессивной приватизации серьезной проблемой является сохранение целевого назначения и профильности многих объектов, имеющих важное значение для нормального функционирования городских служб и поддержания приемлемого уровня жизни.
Безусловно, предложенные критерии не претендуют на полноту охвата проблем экономической безопасности. Они предназначены лишь для оценки безопасности системообразующих свойств, которые формируют объекты собственности рассматриваемых ниже приоритетных подсистем ЭСМ. Исходные данные для использования вышеназванных критериев обеспечивают рассматриваемые в последующих разделах диссертации методики оценки ущерба/рисков для конкретных объектов собственности.
В качестве интегрального критерия оценки экономической безопасности в социальной сфере предлагается применять приемлемость уровня жизни населения.
2. Финансовая подсистема занимает особое место в экономике мегаполисов. И дело не только в том, что формирование бюджета, распределение и перераспределение доходов составляют базис функционирования экономики любых городов. Мегаполисы являются мощнейшими концентратами финансовых ресурсов государства. В этом заключается их особая экономическая миссия. В этой связи неправильно критиковать Москву или Санкт-Петербург за высокую степень аккумулирования финансовых ресурсов. Необходимо организовывать эффективную работу этих ресурсов как в масштабах мегаполиса, так и в масштабах государства и даже в мировом масштабе. В этом отношении весьма поучителен пример организации работы с финансами в Лондоне.
Лондонский Сити является ведущим финансовым и деловым центром мира — настоящим «мотором» всей системы британских финансовых услуг. Вклад этого сектора в экономику Великобритании составляет свыше 13 млрд. фунтов, причем значительная часть этой суммы приходится на Сити, занимающий одну квадратную милю! Вклад Сити в ВВП Британии составляет 3%, а в ВВП Лондона — 13%. При этом основная роль Лондонского муниципалитета заключается в том, чтобы, выражаясь нашими терминами, поддерживать и обеспечивать экономическую безопасность, а также рекламировать Сити. Лондонский Сити занимает жизненно важное место в британской и европейской экономике. Его рынки отличаются новаторством, высокой конкурентностью и выраженной международной ориентацией. Лучшие компании мира делают бизнес в Лондоне, поскольку именно там лучше и надежнее всего делать бизнес. Вот лишь некоторые показатели деятельности:
— ежедневный объем валютообменных сделок в Лондоне составляет 504 млрд. долл.;
— 56% мирового рынка иностранных ценных бумаг приходится на Лондон;
— 70% сделок с евробондами совершается в Лондоне;
— ежегодно в Лондоне совершаются сделки по купле-продаже металлов на сумму 2500 млрд. долл.;
— Лондон — ведущий мировой рынок страховых услуг. В 2001 г. сумма взносов, полученных британскими страховыми компаниями от клиентов, составила 157 млрд. долл.;
— в 2000 г. объем активов, находящихся в управлении в Великобритании, составил 2829 млрд. фунтов;
— зарубежные доходы судовых компаний в Лондоне составили почти 1 млрд. фунтов;
— в Лондоне работают 463 иностранных банка;
— 19% международных банковских кредитов оформляются через Британию (самый крупный единый рынок);
— на Лондонской фондовой бирже представлены котировки акций 429 иностранных компаний;
— 75% фирм, входящих в список 500 лучших компаний, публикуемый журналом «Форчун», имеют офисы в Лондоне.
3. Информационно-интеллектуальная подсистема. Общепризнано, что информация и знания — движущие силы современной экономики. Являясь результатами инновационной деятельности, они воплощаются в объектах интеллектуальной собственности, которые по природе своей нематериальны, но являются основой развития материального производства и обеспечения самых разнообразных экономических потребностей. Сегодня во всем мире главным источником экономического роста, повышения благосостояния людей и успеха в конкурентной борьбе все в большей мере становятся не природные ресурсы, а идеи и основанные на них инновации. В настоящее время более 2/3 рыночной стоимости, например, американских компаний заключается в нематериальных активах. Даже в структуре стоимости традиционных товаров, таких как нефть, доминирует интеллектуальная составляющая (более 50%). А в стоимости нового автомобиля или компьютера около 70% приходится на интеллектуальную собственность. Поэтому в посланиях Президента России Федеральному Собранию, программах Правительства Российской Федерации последовательно проводится курс на инновационный путь развития экономики России.
Таким образом, интеллектуальная собственность переместилась из «тихой заводи» юриспруденции и рутинного предпринимательства в стремительный поток высокотехнологичной экономики. Эта тенденция наиболее выражена в экономических системах крупных городов и мегаполисов по причинам высокой концентрации творческого и научно-технического потенциала, порождающего объекты интеллектуальной собственности и процессы вовлечения их в хозяйственный оборот. При этом если раньше компании в основном опасались, что конкуренты обойдут их в сфере производства и сбыта, то теперь их беспокоит, как бы соперники не овладели правами на важнейшие технологии и фундаментальные концепции, обеспечивающие им ведущие позиции в бизнесе. В результате реформирования экономики России основным критерием успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики становится конкурентоспособность производимых им товаров, обеспечение которой достигается прежде всего за счет высокого уровня технических, технологических и дизайнерских решений, воплощенных в товаре.
Однако, каким бы хорошим ни был товар, его успешная реализация на рынке невозможна без обеспечения безопасности от нарушения своих или чужих прав интеллектуальной собственности. Права на интеллектуальную собственность становятся одним из важнейших факторов обеспечения устойчивых финансовых и рыночных позиций компаний, а надежная охрана и эффективное использование этих прав — неотъемлемыми условиями их дальнейшего преуспевания. Проблема защиты интеллектуальной собственности и стимулирования ее эффективного использования еще более обостряется на уровне экономической системы мегаполиса.
В связи с этим следует отметить, что в Москве в последнее время все отчетливее просматривается тенденция проявления нового вида угрозы экономической безопасности в форме так называемого интеллектуального рейдерства. Например, зафиксированы факты, когда одним и тем же гражданином Н. ежемесячно подаются до 150 заявок на патентование давно созданных объектов интеллектуальной деятельности в самых различных областях. Среди них рецепты и бренды основных продуктов питания (хлеб бородинский, хлеб дарницкий, сушки, колбаса вареная, сосиски и т. д.). Кроме того, запатентованы такие общеизвестные технические решения, как «тоннель», «танкер» и т. д. Всего за одним лицом Н. закреплены права на более чем 1500 изобретений. Имеются основания предполагать, что за такими случаями массового патентования стоит подготовка организованного захвата незащищенных объектов интеллектуальной собственности. Чтобы представить себе масштабы этой угрозы, достаточно сказать, что уязвимыми в отношении интеллектуального рейдерства являются большинство результатов НИОКР, выполненных в различных областях за бюджетные средства, многие городские информационные ресурсы, известные торговые марки и бренды. Поэтому, если не принять адекватных мер, развитие интеллектуального рейдерства способно нарушить нормальное функционирование экономики московского мегаполиса. Главным инструментом реализации данной угрозы в современных условиях становится право «захватчиков» наложить запрет на выпуск продукции, подпадающей под действие принадлежащих им документов, подтверждающих наличие исключительных прав. Реальное действие права запрета другим лицам изготавливать, использовать и продавать товары на основе патентованного изобретения можно показать на примере судебного процесса, возбужденного корпорацией «Поляроид» против компании «Истмен Кодак» за нарушение нескольких патентов первой на фотоаппараты мгновенного действия. Судебный запрет вступил в силу немедленно, и компании «Истмен Кодак» пришлось закрыть свой завод, выпускавший нарушающие патенты «Поляроид» фотоаппараты и пленки, и уволить несколько тысяч работников, занятых в этом производстве. Кроме того, окружной суд присудил компании выплатить ущерб в сумме более 900 млн. долл. корпорации «Поляроид» за нарушение ее патентов. И хотя российская судебная практика не знает пока столь серьезных прецедентов в сфере интеллектуальной собственности, очевидно, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями и участниками настоящих патентных баталий.
С учетом выявленной тенденции в диссертационном исследовании разработаны первоочередные меры защиты и стратегического управления интеллектуальной собственностью мегаполиса, которые будут изложены в последующих разделах.
4. Подсистема жизнеобеспечения, включающая жилищно-коммунальные услуги и продовольственное обеспечение, для мегаполисов приобретает все более важное значение по мере их развития и укрупнения. Достаточно сказать, что история развития таких мегаполисов, как Лондон и Рим, начиналась с создания систем водопровода и канализации. Реформирование экономических основ ЖКХ Москвы и других мегаполисов России имеет принципиальное значение и должно отвечать требованиям обеспечения их экономической безопасности.
Актуальность продовольственной безопасности для мегаполисов обусловлена тем, что, концентрируя мегаагломерации населения, они, как правило, не имеют своего сельскохозяйственного производства и полностью зависят от внешних поставок продовольствия.
Например, Москва в настоящее время закупает по импорту около 88% мяса, 67% растительного масла, 89% сливочного масла. Проблема обеспечения г. Москвы основными видами сельскохозяйственного сырья чрезвычайно сложна и решается Департаментом продовольственных ресурсов в рамках соответствующей программы. Агропромышленная программа предусматривает создание вокруг Москвы «продовольственного кольца», в котором должно развиваться мясное скотоводство (Калужская область), свиноводство (Ярославская область), птицеводство (Московская область), кормопроизводство (Московская и Калужская области), молочное производство (Смоленская область). Производство продовольственного зерна планируется организовать с хозяйствами Ростовской и Липецкой областей. Создание единого комплекса сельскохозяйственных, животноводческих перерабатывающих производств ОАО «Мосагропром» и хозяйств ряда регионов Российской Федерации позволит обеспечить гарантированное производство отечественных продуктов питания для москвичей. Очевидно, что обеспечение продовольственной безопасности — целевой критерий обеспечения экономической безопасности Москвы и других мегаполисов.
5. Транспортная подсистема. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, базовым условием эффективного развития экономики мегаполисов является безаварийное функционирование и расширенное воспроизводство транспортной подсистемы с учетом объективных и специфических особенностей формирования городских мегаагломераций. Основными направлениями деятельности органов городской власти в данной сфере являются развитие дорожно-транспортной сети, скоростных внеуличных видов транспорта, в т. ч. новых его видов (монорельсовый транспорт, скоростная транспортная система «город — аэропорты» и др.), создание парковочной сети в городе.
Например, Московский транспортный узел является одним из крупнейших в мире. Он пронизывает практически всю территорию столичного региона и простирается на площади свыше 40 тыс. кв. км в пределах Большого кольца Московской окружной железной дороги. В состав Московского транспортного узла входят 11 железнодорожных магистралей, 2 окружных железнодорожных кольца длиной свыше 550 км; 202 железнодорожные станции, из которых 12 сортировочных и 157 грузовых станций, разветвленная сеть подъездных железнодорожных путей; 13 крупнейших автомагистралей и 3 кольцевые автомагистрали, 5 речных портов, разветвленная сеть водных путей, имеющих связь с Балтийским, Черным, Каспийским, Белым, Азовским морями; 4 аэропорта, 3 из которых имеют международное значение, сеть внутренних и международных авиалиний.
Исторически сложившаяся радиально-кольцевая улично-дорожная система Москвы создала специфические условия для развития московского транспорта. По мере роста города нарастали противоречия сложившейся структуры с усилением тангенциальных внутригородских связей. В проектах развития города предлагались несколько вариантов преодоления этих противоречий — от завершения радиально-кольцевой до преобразования в хордовую или комбинированную структуры. В настоящее время эти проекты реализованы частично, что при резком росте уровня автомобилизации в последние годы привело к ряду негативных последствий.
Согласно разработанной структурной модели в состав собственно системы обеспечения экономической безопасности мегаполиса (СОЭБМ) включены следующие основные элементы.
1. Управляющая подсистема.
Основное назначение данной подсистемы состоит в том, чтобы обеспечивать многоцелевой мониторинг состояния экономической безопасности ЭСМ и своевременно информировать другие звенья СОЭБМ о необходимости принятия тех или иных мер по созданию благоприятной экономической обстановки в мегаполисе.
Управляющая подсистема тесно связана с законодательной, исполнительной подсистемами, а также с правоохранительной системой и общественными организациями.
——————————————————————