Об администрировании профилактики молодежного экстремизма
(Бедарев К. В.) («Административное право и процесс», 2013, N 9)
ОБ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
К. В. БЕДАРЕВ
Бедарев Константин Викторович, преподаватель Барнаульского юридического института МВД России, майор полиции.
Автор исследует причины сегодняшнего экстремизма в молодежной среде, предлагает ряд конкретных мер по профилактике экстремизма среди российской молодежи, опираясь на имеющийся отечественный опыт административных структур.
Ключевые слова: экстремизм, молодежь, местные органы власти, федеральные программы, образовательные учебные заведения.
On measures to strengthen prevention of extremism among young people K. V. Bedarev
The author investigates the causes of extremism in today’s youth, offers a number of concrete measures to prevent extremism among Russian youth, building on existing local experience of administrative structures.
Key words: extremism, youth, local government, federal programs, educational institutions.
Экстремизм (лат.) определяется как склонность, приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) <1>. ——————————— <1> Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 52.
По сравнению со «взрослым», молодежный экстремизм имеет некоторые существенные отличия. В основном он является производным от взрослого и поэтому менее организован, стихиен и за редким исключением идеологически недостаточно глубокий <2>. ——————————— <2> Патюков А. В. Факторы, способствующие возникновению и развитию экстремизма в молодежной среде // Военно-юридический журнал. 2010. N 8. С. 20.
Как правило, молодые экстремисты еще не имеют достаточного опыта для «полноценного» проведения своих акций. Многие экстремистские акции, проводимые молодежью, оказываются на редкость неэффективными и безрезультатными. Но сами по себе действия молодых экстремистов более активны, жестоки и резки, чем у старших и более опытных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюрьмы и смерти, физических травм, поэтому она готова на самые рискованные действия и операции. Основными тенденциями современного молодежного экстремизма являются возрастающая организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий. Многих из молодых экстремистов невозможно преследовать по закону (за их экстремистские действия) по причине их малолетнего возраста, или же их можно наказать только за совершение тяжких преступлений. Согласно статистическим данным Российской академии образования, за тридцать последних лет отмечается рост хронических нервно-психических заболеваний среди молодых людей. Безусловно, данный факт не может не сказаться на поведении молодежи, и в основном с негативной стороны, поскольку наличие нервно-психических заболеваний делает подростка или молодого человека более внушаемым, ведомым, а следовательно, и интересным с позиций лидеров экстремистских организаций <3>. ——————————— <3> Арчибасова Л. А. Особенности организации работы органов внутренних дел по профилактике молодежного экстремизма (на примере Омской обл.) // Современные проблемы молодежного экстремизма в Российской Федерации: состояние и тенденции: Материалы круглого стола (25 октября 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 10.
На современном этапе молодежи сложно адаптироваться в политической и общественной жизни страны. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Увеличивается агрессивность, нигилизм и в конечном счете экстремизм, усиливающийся за счет проведения многочисленных молодежных экстремистских акций. Социальная природа и психология молодежи, а именно потребность в общении, самоутверждении, завоевании внимания и признания, отчасти объясняют ее стремление к объединению в группы. В качестве сильного объединяющего молодежь фактора выступает ее незанятость, обусловленная социальным неравенством, невозможностью получить качественное образование в связи с расширением сети платного обучения, отсутствием достаточного количества бесплатных качественных спортивных комплексов или недоступностью досуговых заведений и проч. Так растет новое поколение, для которого проявления жестокости и совершение противоправных действий могут являться нормой жизни. В последнее десятилетие наблюдается активизация деятельности националистических и религиозных организаций, в пропагандистской работе которых активно используются проблемы территориальных споров на постсоветском пространстве. Это относится прежде всего к Северо-Кавказскому региону, представляющему собой так называемый евразийский перекресток <4>. ——————————— <4> Марченко П. П. Экстремизм — это крайнее проявление нетерпимости и бескультурья // Официальный сайт Думы Ставропольского края // URL: http://www. dumask. ru/.
Отметим, что профилактика молодежного экстремизма обусловливает необходимость продуманной социальной и молодежной политики, создания предпосылок для разумной альтернативы, при наличии которой потенциальные экстремисты смогли бы реализовать себя в иных, не связанных с совершением преступлений сферах деятельности. В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, т. к. решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств (Федеральная программа «Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом»). Не случайно эта национальная программа стала частью аналогичной Международной программы ЮНЕСКО <5>. ——————————— <5> Кузьмин А. В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное и муниципальное право. 2011. N 6. С. 38.
Сегодня уже выстроена многоуровневая система совещательно-консультативных органов, деятельность которых позволяет предупреждать и своевременно реагировать на возникающие ситуации, в т. ч. связанные с предупреждением экстремизма. На уровнях субъектов Федерации это разнообразные советы при главе субъекта по вопросам межэтнических отношений, молодежные этнические советы, т. н. молодежные парламенты. На уровне муниципальных районов и городских округов сформированы этнические советы, в поселениях работают «советы мира и дружбы», которые рассматривают все вопросы, волнующие местных жителей. Властями субъектов организовано сотрудничество с ректорами вузов, где учится молодежь из всех северокавказских республик. В 2011 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики совместно с МВД и ФСБ России были разработаны Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, в которых среди приоритетных задач обозначено создание центров досуга для молодежи, клубов интернациональной дружбы, введение в учебные программы основ межнационального общения и антиэкстремистского законодательства <6>. ——————————— <6> Официальный сайт специализированной организации «Национальный антикоррупционный совет Российской Федерации». URL: http://www. korupcii. net.
Практика показывает, что в тех субъектах Федерации, где проводится целенаправленная работа по оздоровлению социально-психологического климата в среде молодежи, возбуждается заинтересованность у подростков в проведении интересного и социально-полезного досуга, экстремистские движения будут терять свою активность. Одним из примеров этому может служить политика администрации Омской области по ежегодному проведению Сибирского международного марафона, который собирает рекордное количество участников в России, различного рода спартакиад, молодежных праздников и других зрелищных мероприятий <7>. ——————————— <7> Арчибасова Л. А. Указ. соч.
По данным МВД России, на территории нашей страны действуют до 80 международных экстремистских организаций, имеющих «финансовую и идеологическую подпитку из-за рубежа». Но фактически их численность больше в несколько раз, т. к. международными связями обзаводятся различные объединения, от антиглобалистов до «зеленых» и от фанатских клубов до поклонников экстремальных видов спорта <8>. ——————————— <8> Экстремизм и его причины / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 2009.
Следует отметить, что уделять детям и подросткам больше внимания необходимо по двум причинам: 1. Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если оно остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнется работа с моделями агрессивного поведения, тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни. 2. Серьезные формы насилия, распространенные среди подростков, причиняют вред большему количеству людей. Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за ее пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, вузы и центры дополнительного образования — это «горячие точки» агрессии, и в то же время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ. Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов. В России пока, к сожалению, системного подхода со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, не наблюдается. Как представляется, в общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1) учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относятся к ним со всей серьезностью, а не считают их чем-то незначительным; 2) случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются; 3) демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая. Определим некоторые пути решения указанных проблем. 1. Обучение персонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических факторах и социальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, о структуре и методах действия групп, их основных опознавательных знаниях, а также о деятельности местных группировок. 2. Образовательные подходы. Среди мер, направленных на учащихся как потенциальных членов групп, широко используется «воспитание сверстников». Встречи с представителями «конструктивной молодежи» (спортсмены, талантливая молодежь). 3. Кодекс внешнего вида и поведения. Еще один распространенный элемент мер по предотвращению насилия — наложение ограничений на то, как учащиеся одеваются и как они себя ведут. В группировках часто разрабатываются системы символьной коммуникации, которые служат для укрепления внутригрупповой сплоченности и сигнализируют чужакам о враждебности. Например, «правые группы скинхедов» используют белые шнурки в своих тяжелых кожаных бутсах. Этим они выражают готовность к физической агрессии. Такие меры, как запрет на знаки отличия и запрещение использовать определенные словесные выражения, могут сделать присутствие членов группировки менее заметным и снизить уровень общения, основанного на членстве в группировке. 4. «Планы безопасности» — комплекс мер, позволяющий избежать насилия в школе: установление CCTV-камер, аппаратуры просмотра местности, охраны. Это также поможет уберечь и от терроризма. Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодежи, не стоит забывать и о духовном просвещении, которое прежде всего заключается в воспитании толерантности. Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным <9>. ——————————— <9> Кузьмин А. В. Указ. соч. С. 38 — 44.
Крайне важна социализация молодежи, опирающаяся на отечественный и зарубежный опыт, традиции народов России и эффективно функционирующую систему легальных институтов социализации молодежи. В рамках политики социализации должны осуществляться мероприятия, направленные на воспитание толерантности, взаимного уважения и патриотизма, культурной открытости на всем протяжении обучения детей, подростков и молодежи в общеобразовательных, специальных учебных заведениях и вузах. Одним из основных блоков профилактики должно являться правовое воспитание подростков и молодежи. Успешная форма подобной деятельности имеет место, когда ранняя профессиональная ориентация молодежи на службу в органах внутренних дел на базе учебного центра организована в форме обучения школьников 10 — 11 классов специализированного юридического профиля общеобразовательных школ. При этом у обучаемых формируется не только позитивно направленное профессиональное самоопределение, но и вырабатывается образ законопослушного гражданина, понимающего и осознающего грань между дозволенным и запретным. Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но прежде всего он должен быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности. Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряженности. Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве <10>. ——————————— <10> Путин В. В. Россия: национальный вопрос // URL: http://www. ng. ru/politics/2012-01-23/l_national. html.
Существуют и другие вопросы, требующие урегулирования. Среди них необходимость уточнения понятийного аппарата, касающегося вопросов экстремизма. Например, необходимо определить, что представляют собой политический, религиозный или молодежный экстремизм. Нужно усилить ответственность за размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Требуют устранения правовые пробелы в вопросах профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Кроме того, необходимо обобщать и использовать уже имеющийся российский опыт для дальнейшего развития движения студенческих отрядов охраны правопорядка на базе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также при государственных и иных органах, отвечающих за реализацию молодежной политики в Российской Федерации.
——————————————————————