Национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере как категория
(Вербицкий В. В.) («Экологическое право», 2013, N 4)
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ КАК КАТЕГОРИЯ <*>
В. В. ВЕРБИЦКИЙ
——————————— <*> Verbitckij V. V. National security of the Russian Federation in the ecological sphere ecological dimentionas a category.
Вербицкий В. В., кандидат юридических наук, доцент.
Наличие в экологическом законодательстве недостаточно определенных и синонимичных терминов влияет на эффективность его применения, приводит к неоднозначности понимания текстов законов. В статье автор разграничивает закрепленные в законодательстве термины «экологическая безопасность» и «национальная безопасность в экологической сфере» и относит последнюю к новой комплексной категории, означающей направление сосредоточения усилий органов власти на обеспечении всех зависящих от окружающей среды жизненно важных потребностей граждан, общества и государства.
Ключевые слова: угрозы национальным интересам Российской Федерации, соотношение экологической безопасности и национальной безопасности в экологической сфере, национальные интересы Российской Федерации в экологической сфере.
The existence in the legal system of ecological regulation of the terminology which is indefinite and not exhaustedly defined has a direct effect on its application and leads multiplicity of understanding of the legal text. In this article the author delineates terminology used in the legal systems such as ecological and national security with reference to ecology. As to ecology it is referred to a new sinthe tie aimed at the direction of the concentration of effords but the organs of administration to secure all vital needs of the citizens, society and state that are dependent on the invironment.
Key words: treats to national interests of the Russian Federation, a ratio of the ecological safety and national security in the ecological sphere, national interests of the Russian Federation in the ecological sphere.
Существование угроз различным национальным интересам Российской Федерации и осознание государством необходимости им противодействовать, развитие в России теории обеспечения национальной безопасности привели к утверждению Президентом Российской Федерации в 1997 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации <1>, а в дальнейшем и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) <2>. ——————————— <1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
В обоих случаях целью утверждения документов являлась консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Впервые на уровне базового документа по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, каковым является Стратегия, признано значение охраны окружающей среды и рационального природопользования для обеспечения национальной безопасности. Так, в соответствии с п. 24 Стратегии для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности (национальной обороны, государственной и общественной безопасности) сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таком приоритете устойчивого развития, как экология живых систем и рациональное природопользование. Стратегия как базовый, концептуальный документ, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности и который является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства (п. 24 Стратегии), должен базироваться на научно обоснованных, подтвержденных практикой развития и применения законодательства правовых понятиях (категориях). Примером влияния проблемы определения терминов на правовое регулирование отношений, возникающих в экологической сфере, является введение в нашей стране в конце 1980-х годов в научный и правовой оборот термина «экологическая безопасность» как обозначающего самостоятельное направление или раздел международной безопасности <3>. ——————————— <3> См.: Тимошенко А. С. Глобальная экологическая безопасность — международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. N 1. С. 87; Колбасов О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государство и право. 1988. N 12. С. 47 — 55; Новикова Е. В., Петрова Т. В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. N 3. С. 13 — 19.
С 1991 г. термин «экологическая безопасность» прочно занимает свое место в законодательстве о безопасности и экологическом законодательстве России. Закон Российской Федерации «О безопасности» <4> (далее — Закон о безопасности) в ст. 13 прямо относил экологическую безопасность к одному из видов безопасности, наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной безопасностью. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» <5>, многократно используя термин «экологическая безопасность», ввел новые термины, основанные на нем, — «обеспечение экологической безопасности», «требования и нормы экологической безопасности» и др. В 1993 г. данный термин прочно вошел в Конституцию России <6>, в п. «д» ч. 1 ст. 72 которой обеспечение экологической безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2. <5> См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457 (утратил силу). <6> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.
Наконец, в 2002 г. определение понятия экологической безопасности было сформулировано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» <7> как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. ——————————— <7> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
С. А. Боголюбов справедливо указывает на то, что, несмотря на закрепление рассматриваемого понятия в указанных Законах, использование его во многих нормативных актах экологического и иных отраслей законодательства, большое количество защищенных на эту тему диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук <8>, рассмотрение данного вопроса в докторских диссертациях, в учебной и научной литературе, научные дискуссии по поводу понимания экологической безопасности не прекращаются до сих пор <9>. ——————————— <8> См.: Дзейтов С. А. Государство и экологическая безопасность: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1994; Злотникова Т. В. Законодательные основы экологической безопасности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1995; Вербицкий В. В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Виноградов В. П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории Волжского бассейна: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. <9> См.: Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии. М.: Эксмо, 2010. С. 46.
Сложность обоснования с позиций эколого-правовой науки существования особых отношений по обеспечению экологической безопасности привела к тому, что многими учеными и практиками видится синонимический ряд между понятиями «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», их значения близки друг другу по смыслу и не заслуживают более длительных дискуссий и обсуждений на предмет обнаружения значительных различий <10>. ——————————— <10> См.: Боголюбов С. А. Указ. соч. С. 47; Семьянова А. Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М., 2005. С. 19; Боголюбов С. А., Хлуденева Н. И. Об охране окружающей среды: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2009. С. 18 — 21.
Именно отсутствие самостоятельного предмета и новых специфических способов регулирования отношений по обеспечению экологической безопасности явилось причиной отказа значительной части сообщества юристов-экологов и государства от идеи составления и принятия отдельного федерального закона об экологической безопасности <11>. ——————————— <11> См.: Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. N 8-9. С. 118 — 127; Голиченков А. К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2003. N 3. С. 53 — 56, N 4. С. 45 — 49, N 5. С. 44 — 49; 2004. N 1. С. 34 — 41; Колбасов О. С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 27 — 37; Веденин Н. Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 53 — 54.
По мнению же представителей других отраслей правовой науки (в частности, конституционного права), именно то, что в доктрине права концепция экологической безопасности разрабатывалась преимущественно в трудах специалистов в области экологического права, не могло не отразиться на понимании данной категории как тождественной понятию «охрана окружающей среды». Так, Д. С. Велиева считает, что «в отличие от понятия «экологическая безопасность», которое выражает состояние защищенности соответствующих объектов, термин «охрана окружающей среды» обозначает соответствующую деятельность, направленную в том числе (но не только) на достижение указанного состояния. Предметное содержание экологической безопасности является более широким, чем охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и обеспечение экологических интересов и потребностей человека, общества и государства. Охрана окружающей среды выступает в качестве средства (но не единственного) обеспечения экологической безопасности. Экологическая же безопасность выступает в качестве результата целого комплекса мер, в который входит в том числе и охрана окружающей среды» <12>. ——————————— <12> Велиева Д. С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2012. N 3.
Схожая терминологическая и концептуальная проблема выявляется при изучении используемых в п. 85 — 88 Стратегии понятий «экологическая безопасность» и «национальная безопасность в экологической сфере (сфере экологии)». В подразделе 8 Стратегии «Экология живых систем и рациональное природопользование» определено, что стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата (п. 85). На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов (п. 86). Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, снижается добыча многих стратегически важных полезных ископаемых (п. 87). Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах (п. 88). Из приведенных выше пунктов Стратегии национальной безопасности неясно, являются ли понятия «экологическая безопасность» и «национальная безопасность в экологической сфере (сфере экологии)» синонимами или законодатель вложил в них различный смысл. Не вносит ясности в определение степени соотношения указанных понятий и действующее законодательство. Исходя из смысла Закона о безопасности, национальная безопасность (безопасность) представляет собой совокупность предусмотренных законодательством Российской Федерации видов безопасности — безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности. В этом случае, если экологическая безопасность является частью национальной безопасности, то термин «национальная безопасность в экологической сфере», используемый в Стратегии, необходимо считать синонимом термина «экологическая безопасность». А если это так, остается неясным, насколько целесообразно использование в Стратегии двух синонимичных терминов, при условии, что в отраслях законодательства используется только термин «экологическая безопасность». В научных и прикладных работах представителей различных отраслей правовой науки указанные термины рассматриваются как синонимы <13> и даже используются как основа для создания терминов, производных от них. Так, анализируя данные о состоянии окружающей среды, Е. А. Белокрылова и Е. А. Бевзюк делают вывод о том, что эти сведения «подтверждают наличие серьезных внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации в области обеспечения военной (оборонной), техногенной (промышленной) и экологической безопасности» <14>. ——————————— <13> См.: Платонов Ю. Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. N 8; Платонов Ю. Н. Экологическая сфера и ее международно-правовой статус // Журнал российского права. 2010. N 3. <14> Белокрылова Е. А., Бевзюк Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
По нашему мнению, используемый в Стратегии термин «национальная безопасность в экологической сфере» отражает более широкий и многоаспектный, чем «экологическая безопасность», круг отношений, а основой для определения соотношения указанных терминов, необходимости их закрепления в правовых документах должны являться не только положения экологического законодательства и эколого-правовой науки, но и положения концептуальных правовых документов о национальной безопасности и теории национальной безопасности. Пунктом 6 Стратегии национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В доктрине национальной безопасности сложилось общее мнение о том, что национальная безопасность является родовым понятием по отношению к так называемым видам безопасности. Основу классификации видов безопасности должны составлять наиболее существенные признаки, в частности объекты безопасности (личность, общество и государство), сферы общественных отношений, в которых проходит жизнедеятельность государства и общества, угрозы безопасности <15>. ——————————— <15> См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. А. В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 16, 20, 26.
Именно по указанным признакам Законом о безопасности к элементам национальной безопасности относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности. Закон о безопасности и Стратегия связывают безопасность с национальными интересами. В п. 6 Стратегии определяется, что национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Выявление сущности и роли национальных интересов в деятельности по обеспечению национальной безопасности уже давно является предметом исследования ученых в области обеспечения национальной безопасности. По их мнению, национальные интересы России — это: — совокупность сбалансированных, интегрированных, объективных потребностей граждан, общества и государства, направленных на реализацию национальных ценностей и служащих основой для принятия стратегических решений по вопросам внутренней и внешней политики государства <16>; ——————————— <16> См.: Там же. С. 35, 36.
— категорический императив ее общественного развития, основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны. По своему содержанию национальные интересы России являются интегрированным выражением сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства <17>. ——————————— <17> См.: Авдеев Ю. И., Ерошин В. П., Шурыгин С. Б. Концепция национальной безопасности России (проект). М., 1996. С. 6.
Под национальными ценностями <18> следует понимать материальное и духовное достояние, накопленное народом России в процессе самобытного исторического развития. Национальные ценности составляют основу материального, нравственного, культурного существования и развития многонационального народа России в соответствии с многовековыми традициями. Национальные интересы направлены на создание, сохранение и достижение благоприятных условий для стабильного развития граждан, общества и государства. Национальные интересы должны представлять первопричину всех политических заявлений и действий <19>. ——————————— <18> Ценность — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 646. <19> См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Указ. соч. С. 35, 36.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальные интересы Российской Федерации в экологической сфере — это совокупность сбалансированных, интегрированных, объективных потребностей личности, общества и государства, удовлетворение которых невозможно без окружающей среды как основы материального, нравственного, культурного существования и развития многонационального народа России в соответствии с многовековыми традициями. С учетом этого вывода анализ Стратегии национальной безопасности, иных концепций, стратегий, основ, федеральных законов, содержащих базовые положения об обеспечении различных видов безопасности, позволяет выделить следующие национальные интересы России в экологической сфере. Сохранение здоровья и защита жизни населения России, которые невозможно полноценно обеспечить без сохранения качества окружающей среды на минимально необходимом уровне, определяемом нормативами качества окружающей среды. Так, в п. 1 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года признано, что глобальные экологические проблемы, связанные с негативными для окружающей среды процессами, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Разработка указанных Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития <20>. ——————————— <20> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждены Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. // Документ официально опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
В преамбуле Экологической доктрины Российской Федерации указано, что устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды <21>. ——————————— <21> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-Р «Экологическая доктрина Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Развитие российской экономики в целом, которое невозможно обеспечить без использования минеральных и иных природных ресурсов окружающей среды и учета факторов, связанных с состоянием природной среды. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обращается внимание на то, что дефицит пресной воды и изменение климата создают дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории. Снижение до 2020 г. уровня экологического воздействия в 2 — 2,5 раза, при одновременном увеличении экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) в 1 — 1,5 раза <22>, позволит в дальнейшем снизить общий уровень негативного воздействия на окружающую среду. ——————————— <22> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Развитие отдельных отраслей экономики (направлений экономики), создание и существование которых объективно обусловлено природными факторами — размером территории России, ее географическим положением по отношению к территориям других государств, природными ресурсами планеты. Так, Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года <23> к национальным интересам России в экологической сфере (океане) относит освоение ресурсов Мирового океана как обязательное и необходимое условие сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости. Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе и на океанические склоны и ложа океанов. ——————————— <23> См.: Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. URL: http://www. president. kremlin. ru.
Освоение ресурсов Мирового океана, особенно его Арктического направления, повлечет за собой необходимость развития позитивно влияющих на экономику страны направлений деятельности, в том числе: — разработку новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов; — продолжение работ в области специального судостроения; — создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов, укрепление морского потенциала в целом; — создание условий, в том числе и с привлечением возможностей российских регионов, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Арктическом региональном направлении; — укрепление Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений; — ограничение доступа иностранного капитала в отдельные виды морской деятельности, влияющие на национальную безопасность Российской Федерации; — поддержку наукоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в исследованиях, освоении и использовании пространств и ресурсов Мирового океана и др. Обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, интерес к которым не мог бы и возникнуть без осознания обществом и государством необходимости экономии природных ресурсов, сохранения благоприятной для жизни и здоровья человека окружающей среды. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года признано, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем. В качестве основных направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека определены создание развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии <24>. ——————————— <24> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Обеспечение обороноспособности страны, которая зависит от многих факторов, в том числе от наличия и доступности на территории страны необходимых для создания вооружений, размещения объектов военной инфраструктуры природных объектов и ресурсов. Так, в соответствии с пп. «г» п. 46 Военной доктрины Российской Федерации <25> к одной из важнейших задач развития оборонно-промышленного комплекса относится совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения. ——————————— <25> См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 724.
В п. 19 раздела III Климатической доктрины Российской Федерации <26> указано, что к одному из приоритетов политики в области климата, который зависит от состояния окружающей среды, относится своевременное выявление и оценка связанных с изменениями климата угроз обороноспособности, экономике, состоянию окружающей среды, жизни и здоровью населения. ——————————— <26> См.: распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6305.
Обеспечение продовольствием населения России, чего невозможно достичь без охраны и рационального использования земель, объектов животного мира, водных биологических ресурсов, иных природных ресурсов. Так, в соответствии с п. 7, 13 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации <27> обеспечение продовольствием населения напрямую зависит от продуктивности используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов, повышения почвенного плодородия и урожайности, расширения посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкции и строительства мелиоративных систем. ——————————— <27> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
В Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов признано, что в списке истребленных человеком за последние 400 лет видов, обитавших на территории России, есть и такие, которые в силу качеств своего генофонда могли бы использоваться для улучшения пород и выведения новых домашних животных: тур, степной тарпан, морская корова (наиболее перспективный вид для одомашнивания среди морских млекопитающих), а значит, являться основой для повышения продуктивности животноводства, рыбоводства, растениеводства, сельскохозяйственного производства <28>. ——————————— <28> См.: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 323 «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов» // Документ официально опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
Обеспечение занятости населения и его равномерное перераспределение по всей территории страны, которое зависит от многих факторов, в том числе от наличия в местах проживания населения или рядом с ними природных ресурсов, использование и переработка которых является необходимым условием создания рабочих мест. Так, Морской доктриной Российской Федерации признается, что рыбное хозяйство играет значительную роль в продовольственном комплексе страны и является одним из источников занятости населения в большинстве приморских регионов. Снижение социальной напряженности на отдельных территориях России, обусловленное неблагоприятным состоянием окружающей среды, климатическими и иными природными особенностями, и предотвращение исхода населения с таких территорий по экологическим причинам не могут не влиять на обеспечение суверенитета и территориальной целостности России. Так, в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года <29> признано, что многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию. —— ————————— <29> См.: Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 1057-р // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3682.
Предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды. Предотвращение таких масштабных по своим последствиям для окружающей среды, а через нее и здоровья человека, террористических актов является не только приоритетным направлением деятельности по обеспечению экологической безопасности, но и направлено на обеспечение общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства <30>. В связи с этим вполне логичными являются положения Экологической доктрины Российской Федерации о необходимости предотвращения диверсий и техногенных аварий с негативными последствиями для окружающей среды, преднамеренного применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды, предотвращения умышленных пожаров, вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем, а также предотвращения ввоза и распространения с террористическими целями видов живых организмов, вызывающих нарушения в данных экосистемах. ——————————— <30> См.: ст. 205 «Террористический акт», ст. 281 «Диверсия» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Сохранение и усиление влияния России в отдельных районах планеты, например, путем создания условий и возможностей для разведки и добычи ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами юрисдикции прибрежных государств (п. «б» Морской доктрины Российской Федерации). Из приведенных выше положений можно сделать вывод о том, что от окружающей среды зависит обеспечение экологических, экономических, политических, оборонных, социальных, государственных и других национальных интересов Российской Федерации. Термин «национальная безопасность в экологической сфере» не является синонимом термина «экологическая безопасность», так как последний отражает только одну из групп национальных интересов Российской Федерации, обеспечиваемых за счет окружающей среды. Это потребность государства в обеспечении права граждан жить в окружающей среде, качество которой позволяет сохранить их жизнь и здоровье. Термин «национальная безопасность в экологической сфере» отражает все виды национальных интересов Российской Федерации, обеспечение которых осуществляется за счет окружающей среды (зависит от окружающей среды). В итоге можно сделать вывод о том, что понятие «национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере», введенное в правовой оборот Стратегией национальной безопасности, является новой комплексной теоретической и правовой категорией, отражающей направление сосредоточения усилий федеральных органов государственной власти, иных сил обеспечения национальной безопасности на обеспечении всех зависящих от окружающей среды сбалансированных, интегрированных, объективных жизненно важных потребностей граждан, общества и государства.
——————————————————————