А деньги все утекают
(Мошкович М., Завойкина Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 37)
А ДЕНЬГИ ВСЕ УТЕКАЮТ…
М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА
Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».
Наталья Завойкина, газета «ЭЖ-Юрист».
Все чаще в адресованных кредитным организациям письмах Центробанк предупреждает: возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями являются уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. О каких же банковских операциях идет речь? Да каждый раз о разных…
Все операции, о которых пишет ЦБ РФ, объединяет один общий признак — денежные средства выводятся из страны и уже не возвращаются обратно ни в виде товаров, ни в виде денег. Так, в марте 2008 года под подозрение Центрального банка попали авансовые платежи резидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования (письмо от 13.03.2008 N 24-Т), в июле — денежные переводы в пользу нерезидентов по предъявляемым к платежу векселям (письмо от 04.07.2008 N 80-Т).
Новое письмо ЦБ РФ (от 03.09.2008 N 111-Т) относит к числу сомнительных операции по переводу юридическими лицами — резидентами денежных средств со своих счетов в уполномоченных банках в РФ на свои же счета, открытые в банках за пределами территории РФ.
По информации Центробанка, в последнее время резко возросли объемы таких переводов — преимущественно в Эстонию, Латвию и Кипр (банки этих стран уже фигурировали в предыдущих письмах ЦБ РФ), а также в Казахстан и Молдову, характеризующиеся следующими особенностями.
Во-первых, резиденты-плательщики имеют крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал. Месячный объем таких операций, как правило, более чем в 100 раз превышает размеры уставного капитала резидента.
Во-вторых, операции по счетам этих резидентов в России в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами РФ.
В-третьих, со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах (как правило, такие платежи составляют менее 2% от объема переводов за пределы РФ).
Обо всех случаях подобных операций банкам необходимо будет направлять сведения в Росфинмониторинг в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако очевидно, что обеспокоенность Центробанка вызывает не терроризм, а растущие объемы оттока капиталов из страны и все новые схемы, изобретаемые организациями в этих целях.
Какие же методы борьбы предлагает ЦБ РФ на этот раз?
Банкам рекомендовано в случае выявления такой сомнительной операции запрашивать у клиента документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на его счет в России, а также иные документы, подтверждающие его вещные права на реализуемые на территории РФ товары либо иные активы.
Если клиент имеет право распоряжаться денежными средствами на счете дистанционно (например, с помощью интернет-банкинга), то банк в случае выявления сомнительной операции вправе после предварительного предупреждения отказать клиенту в приеме распоряжения на проведение операции, подписанного аналогом собственноручной подписи (включать в договор с клиентом условие о возможности такого отказа ЦБ рекомендовал банкам еще в 2007 году в письме от 27.04.2007 N 60-Т). В этом случае расчетные документы будут приниматься только на бумажном носителе — иначе говоря, клиенту придется появиться в банке лично.
Территориальные учреждения ЦБ РФ, в свою очередь, будут отслеживать количество подобных операций в кредитных учреждениях. При выявлении их систематического проведения или проведения в значительных объемах предполагается организация встреч с руководителями банков на предмет уточнения деталей проводимых операций и возможной разработки плана действий по их прекращению.
Помогут ли эти меры, покажет практика. Наиболее действенным, наверное, было бы искоренение причин, способствующих вывозу капиталов из страны, но здесь ЦБ РФ не властен…
——————————————————————