Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

(Смирнов П. К.) («Российский следователь», 2008, N 22)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

П. К. СМИРНОВ

Смирнов П. К., соискатель Московского института предпринимательства и права.

Автором статьи особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании, в связи с чем Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков была разработана и успешно реализуется Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 — 2009 годы. Широкому распространению преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, способствовало то, что борьба с такой преступностью до последнего времени в Российской Федерации осуществлялась преимущественно на основе реализации карательно-репрессивных норм уголовного законодательства. Однако, несмотря на неоспоримость наличия сдерживающего эффекта в наказании, наиболее перспективным способом противодействия любому виду преступности следует признать предупреждение совершения новых преступлений. При использовании неуголовно-правовых средств в борьбе с преступностью значительно экономится административный ресурс. Объясняется это тем, что в данном случае государству нет необходимости затрачивать миллиардные средства на поимку преступника и его наказание, включая средства, необходимые на уголовно-процессуальные процедуры. Сюда же включены расходы на содержание армии, государственных служащих, правоохранительных органов и органов уголовной юстиции <1>. ——————————— <1> Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Реализация органами внутренних дел уголовной политики в сфере защиты экономики. М., 2004. С. 7.

На состоявшемся в феврале 2007 г. заседании коллегии МВД России министр Р. Г. Нургалиев объявил о реализации силами МВД многоуровневой государственной системы профилактики. Реализуя задачи, поставленные Президентом, Министерство внутренних дел разработало и издало Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденную Приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19. Статьей 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» в государственной антинаркотической политике выделяется приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Ранее эту линию проводило указание Президента РФ от 17 сентября 1998 г. N 343-рп «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими». До настоящего момента в Российской Федерации принималось несколько Федеральных целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 1995 — 1997 гг., на 1999 — 2001 гг. и на 2002 — 2004 гг., но, к сожалению, бюджетные средства на реализацию данных программ выделены не были, в связи с чем запланированные по этим программам мероприятия не были выполнены. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании как основ для раскрытия потенциала страны. В настоящее время разработана новая Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 — 2009 годы, которая уже успешно реализуется <2>. ——————————— <2> О выполнении мероприятий в рамках указанной Федеральной целевой программы см. доклад руководителя Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России А. Михайлова на заседании коллегии ФСКН России в декабре 2006 г.

Основным разработчиком и координатором данной программы является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Общий объем финансирования данной Программы составляет 3092,7 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета — 3062,7 млн. рублей. Цель Программы — сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 — 20% по сравнению с 2004 г. В качестве государственных заказчиков Программы выступили 16 министерств, федеральных служб и агентств Российской Федерации. В их числе Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба исполнения наказаний РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Федеральное агентство геодезии и картографии РФ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ; Федеральное космическое агентство РФ; Федеральное агентство по образованию РФ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ; Федеральное агентство по промышленности РФ; Федеральное агентство по сельскому хозяйству РФ; Федеральное агентство по физической культуре и спорту РФ. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 — 2009 годы содержит большой комплекс мероприятий, реализация каждого из которых, несомненно, будет способствовать достижению сформулированной в Программе цели. В качестве основных можно выделить два направления: 1. Формирование правосознания и повышение правовой культуры населения с целью удержания граждан от незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, выработки нетерпимости к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств, веществ и их аналогов. 2. Снижение уровня наркотизма в молодежной среде. При разработке мер предупреждения исследуемых преступлений, по перечисленным направлениям, использовано несколько подходов предупредительной деятельности: юридический, утилитаристский, силовой, конвенциональный, культурно-нормативный <3>. ——————————— <3> О содержании перечисленных подходов предупредительной деятельности см. подробнее: Радаев В. В. Деформализация правил и уход от налогов в российском законодательстве // Модернизация российской экономики / Под ред. Е. Г. Ясина. Книга 1. М., 2002. С. 268.

Следует отметить, что высокий уровень правовой культуры личности обеспечивает правомерное поведение, мотивом которого выступает глубокое внутренне осознанное убеждение справедливости требований правовых норм, иными словами, в основе такого поведения лежит глубокое уважение к закону <4>. Необходимо добиваться правильного осознания широкими слоями общества основополагающего значения профилактики преступлений для обеспечения достойной жизни граждан, создания высокоразвитой экономики, укрепления демократических основ правового государства, защиты интересов безопасности государства. Население России должно понять, что пока не наступит коренной перелом в борьбе с преступностью (в том числе и на потребительском рынке), реального прогресса достигнуть будет невозможно <5>. ——————————— <4> Денисенко К. В. Правовая культура и предупреждение преступности // Криминологический журнал. 2007. N 1. С. 41 — 42. <5> Соловьев А. А. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым на потребительском рынке в сфере оборота нефтепродуктов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 89.

Правовая культура и преступность связаны очевидной зависимостью — более высокий уровень правовой культуры естественным образом ограничивает преступность, является предпосылкой уменьшения ее интенсивности. Наибольшей эффективности в решении вопросов профилактики можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения. Особенно это актуально, учитывая, что основными потребителями наркотических средств сейчас являются молодые люди. Эффективность предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, может быть обеспечена правовым информированием граждан, информированием граждан об успешности деятельности органов государства, ведущих борьбу с данным видом преступности, и уровнем карательного воздействия за совершение соответствующих преступлений. Работа органов государственной власти, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков, должна сформулировать у граждан сознание того, что каждое такое преступление, кем бы оно ни было совершено и какие бы ухищрения при этом ни применялись, будет раскрыто, а виновные понесут достаточно строгое наказание, так как данные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью. Информирование граждан о карательном содержании норм некоторых отраслей права есть исходное и наиболее универсальное средство общего предупреждения, представляющее собой доведение до сведения граждан соответствующей совокупности правовых знаний. По мнению некоторых авторов, антинаркотическая пропаганда в СМИ ведется без достаточно продуманной системы и глубокого анализа сложившейся ситуации в целом по стране и учета региональных особенностей, как правило эпизодически. Нередко антинаркотические передачи создаются журналистами как бы вообще, исключая адресную направленность. Поэтому в них не учитываются ни возраст аудитории, ни социальная принадлежность, ни интересы тех или иных групп подростков, ни мотивация просмотра или прочтения материала о наркотиках. Не всегда рассчитано удобное время для теле — и радиопередач. В условиях развития так называемой свободы слова и демократии появляются и печатные издания, оплаченные самой наркомафией, которые содержат подробную информацию о свойствах тех или иных видов наркотиков, способах их приготовления, хранения, местах приобретения и т. д. Это своего рода энциклопедия для начинающих наркоманов. Выпуск в свет подобных изданий никем не контролируется, выходят они без рецензий специалистов. Вызывает, например, недоумение публикация в газете «Вечерние ведомости Екатеринбурга» статей «Наркотики… нежны как котики» и «Как приготовить кастрюлю зелья за три рубля» (24 сентября 1998 г.), пропагандирующих изготовление и потребление наркотических средств, свободный оборот которых запрещен и преследуется по закону <6>. ——————————— <6> Ефремова Г. Х., Ратинов А. Р., Кроз М. В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации. М., 1999. С. 29.

Нередко искаженная, необъективная, до конца не продуманная информация причиняет неустранимый многогранный вред всему обществу и отдельным его гражданам. Например, у определенной части населения, услышавшей цену продаваемых наркотиков, СМИ невольно могут сформировать уверенность в возможности в одночасье разбогатеть: стоит только один раз рискнуть, чтобы получить большую сумму денег <7>. ——————————— <7> Севрюкова Е. А. Указ. соч. С. 142.

Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет, журналов и предоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации, необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а не сенсационность. Используя огромный потенциал СМИ, следует проводить мероприятия в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности. Для этого необходимо активно сотрудничать с: руководителями печатных изданий (газет, журналов и т. п.), в которых создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного оборота и злоупотребления наркотиками; журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике; администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т. д.; молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни. Еще в 2001 г. Главным управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков были разработаны методические рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с прессой в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Согласно данным рекомендациям, основными формами взаимодействия правоохранительных органов и прессы должны являться: — брифинг; — заказ тематики статьи журнала; — подбор материала по запрашиваемой журналистами теме; — непосредственная работа пресс-служб правоохранительных органов. Первые три формы предполагают подготовку материала для периодических изданий журналистами, которые не являются специалистами в области наркологии, психологии, педагогики или юриспруденции. Главными критериями отбора материала для них являются острота темы, сенсационность, неординарность и др. Такой подход не всегда способствует профилактике незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Поэтому для правильного освещения наркоситуации журналистами в средствах массовой информации рекомендуется следующее: 1. Информация должна быть правдивой. Ложная и поверхностная информация может привести к утрате доверия к органам внутренних дел со стороны населения, особенно молодежи, которая неплохо информирована, а иногда и имеет опыт употребления наркотиков. С другой стороны, она не должна быть слишком подробной, чтобы не возбуждать нездоровый интерес, за исключением материалов о роковых последствиях употребления наркотиков. 2. Информация не должна быть устрашающей, а должна иметь деловой и разъясняющий характер, нести элементы воспитательного воздействия, сочетать подробности, вызывающие страх перед наркотиками, и ненавязчивые советы по отказу от их потребления. 3. Информация не должна порождать отрицательное отношение к людям, потребляющим наркотики, со стороны общества, но в то же время она должна разъяснять, по каким признакам можно распознать наркомана, как нужно себя вести с ними, чем можно ему помочь и т. д. 4. Информация не должна содержать сведений, раскрывающих рецепты изготовления наркотических средств, указывающих на места произрастания наркосодержащих культур, приобретения или возможного хищения наркотических средств. 5. Информация не должна раскрывать методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией, чтобы лица, занятые наркобизнесом, не смогли выработать меры противодействия. 6. Материал должен способствовать выработке критического отношения читателя к наркотикам и наркобизнесу. 7. Критическая информация о деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков должна быть взвешенной и не называть конкретных слабых мест работы, чтобы не привлекать внимание наркобизнесменов, которые могут незамедлительно воспользоваться информацией для своей пользы. Согласно аналитическому обзору ВНИИ МВД <8> в целях налаживания и развития делового взаимодействия между правоохранительными органами и СМИ в первую очередь необходимо: ——————————— <8> Влияние прессы на состояние наркоситуации в России. Аналитический обзор. ВНИИ МВД России. М., 2002.

— через предоставление со стороны правоохранительных органов соответствующей информации принять меры к тому, чтобы, с одной стороны, было резко сокращено количество выступлений прессы, рекламирующих наркотики, наркоманов, а с другой — увеличен показ благотворных антинаркотических результатов вследствие активизации сотрудничества правоохранительных органов с масс-медиа, другими учреждениями и общественными формированиями; — начать организацию широкомасштабных антинаркотических действий, в которых объединить все имеющиеся возможности правоохранительных и силовых ведомств со СМИ. При этом особое внимание уделить подбору, систематизации и направленности информации со стороны правоохранительных органов, предоставляемой прессе для реализации; — переходить к более основательному учету совместных выступлений, контролю их действенности, анализу проводимой работы в целом, имея в виду ее постоянное наращивание, усиление влияния на общественность, перманентность антинаркотических акций. По мнению К. В. Денисенко, одной из многочисленных драм современного российского общества является полное разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений, сформировавшейся в СССР, которая небезуспешно ставила заслоны на пути распространения пьянства и наркомании <9>. В настоящее время среди населения (особенно в молодежной среде) прогрессируют пьянство, наркотизм, токсикотизм, социальный паразитизм и другие социальные аномалии, что, бесспорно, ведет к объективному росту числа лиц с негативным социальным поведением, в ряду которых молодое поколение занимает особое место. ——————————— <9> Денисенко К. В. Указ. соч. С. 42.

Результаты исследований, проведенных М. Жирновой, свидетельствуют о том, что на распространение наркотизма и рост преступности среди несовершеннолетних и молодежи оказывает влияние тот же широкий спектр объективных и субъективных факторов, что и на формирование личности несовершеннолетнего преступника в целом. Сами же осужденные наркоманы называют следующие причины, побудившие их начать прием наркотиков: любопытство, неправильно понятое чувство товарищества на фоне незнания последствий употребления наркотиков для организма человека (50%), неорганизованность досуга (45%), наличие предшествующего тяжелого заболевания, в связи с которым в больнице применялись наркотические средства (12%) <10>. ——————————— <10> Жирнова М. Наркоман в армейском строю // Красная звезда. 1997. 7 фев.

Кроме того, многочисленные социологические опросы, проводимые в среде несовершеннолетних, показывают, что у подростков преодолен барьер страха перед наркотиками. В сознании молодежи уже активно работает «миф» о преимуществах наркомании перед пьянством <11>. Согласно социологическим исследованиям многие подростки впервые употребляют наркотики не только из любопытства, но еще и потому, что в молодежной среде бытует мнение о «престижности» употребления одурманивающих веществ. Поэтому нужно добиваться переориентации подрастающего поколения на другие жизненные ценности, ставить более интересные и желанные цели. ——————————— <11> Сафин Ф. Ю. Особенности предупреждения наркотизма в молодежной среде // Борьба с преступностью в федеральных округах РФ. Материалы научно-практической конференции. М., 2004.

В связи с этим особое внимание должно быть отведено мерам, ориентированным на разъяснение молодежи медицинских, социальных и правовых последствий наркомании. Разъяснительная работа может проводиться в формах: — регулярных встреч и бесед с различными группами населения (аудитория может формироваться по возрастному, половому, территориальному, профессиональному, социальному и т. д. признаку); — распространения наглядных пособий: буклетов, листовок, плакатов и т. д. о вреде наркотиков; — выступлений в средствам массовой информации; — оказания методической помощи педагогическим коллективам школ, ПТУ в вопросах освещения наркоситуации, организации антинаркотической пропаганды среди учащихся, обучения способам распознания подростков потребителей наркотиков; — информирования представителей территориальной, политической, законодательной, судебной власти, руководителей общественных и религиозных организаций о наркоситуации и мерах, предпринимаемых правоохранительными органами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; — участия в проведении круглых столов, дискуссий, анкетировании по выявлению отношения отдельных социальных групп к проблеме эффективности антинаркотических мероприятий. Профилактика наркотизма должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Сотрудникам правоохранительных органов важно оказывать содействие педагогическим коллективам учебных заведений в: — организации работы родительских групп по оказанию эмоциональной и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью изменения их реакции на проблему, повышения ответственности за воспитание подростков; — привитии родителям навыков определения симптомов употребления наркотиков, обучении их формам и методам воздействия на подростков с целью склонения их к добровольной сдаче имеющихся у них наркотических средств. Разъяснение необходимости обращения в учреждения здравоохранения за оказанием своевременной медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотиков; — организации внеучебного досуга в социально позитивных группах без подавления инициативы подростков с направлением ее в полезное русло; — разработке школьных программ санитарного просвещения по вопросам злоупотребления наркотиками. У несовершеннолетних и молодых людей в возрасте до 20 лет, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, имеются определенные особенности по сравнению со взрослыми потребителями наркотиков, в мотивации потребления наркотиков, видах предпочитаемых наркосредств, интенсивности формирования синдрома зависимости, тяжести медицинских и социальных последствий. Следовательно, меры индивидуальной профилактики к подросткам и молодым людям должны быть несколько иные, чем применяемые к взрослым наркоманам. Индивидуальная профилактика незаконного потребления молодежью наркотиков — это комплекс мероприятий по выявлению лиц, потребляющих наркотики, а также совершающих правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Основные формы индивидуальной профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, основаны на двух методах. 1. Метод убеждения: помощь, профилактические беседы, осуждение негативного поведения в коллективе; приобщение личности к социально полезной и значимой деятельности, воздействие шефов, наставников, общественных воспитателей, иных авторитетных лиц. 2. Метод принуждения: предупреждение, официальное предостережение, привод, лишение права заниматься определенной деятельностью, административный арест, условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы, лишение профессиональных и специальных прав. По мнению Е. А. Соломатиной, особое внимание следует уделять методу убеждения, для реализации которого немалую роль играют следующие мероприятия: — выявление и нейтрализация отрицательного влияния на подростка со стороны взрослых лиц, сверстников с антиобщественной направленностью поведения; — проведение бесед с участием медицинских работников и лиц, пользующихся авторитетом у подростков и способных оказать на них положительное влияние; — привлечение сил учебного заведения или трудового коллектива; — развитие позитивных интересов у подростков и молодых людей путем привлечения их к спорту, самодеятельности, другим формам общественно полезной занятости; — посещение места жительства подростка (в том числе совершеннолетних) и работа с его родителями <12>. ——————————— <12> Соломатина Е. А. Меры индивидуальной профилактики злоупотребления наркотиками лицами женского пола // Криминологический журнал. 2007. N 1. С. 77 — 80.

На взгляд указанного автора, мероприятия по индивидуальной профилактике должны предусматривать полное выявление начинающих потребителей наркотиков и принятие к ним комплекса мер индивидуального профилактического воздействия: посещение места жительства наркоманов, проведение с ними бесед, осуществление совместной работы с медицинскими учреждениями, учебными или трудовыми коллективами, общественными организациями, постоянный контакт с семьей подростка или совершеннолетнего молодого человека, закрепление общественного воспитателя, психологический курс реабилитации с участием специалистов и другие мероприятия. Мероприятия по изучению лиц, склонных к потреблению наркотиков из числа молодежи, и оказанию на них воспитательного профилактического воздействия должны быть строго индивидуальными, предельно конкретными, обоснованными и полными. Антинаркотическая работа также не должна проводиться в общих аудиториях, так как практика показывает, что несовершеннолетние стесняются задавать интересующие их вопросы в присутствии взрослых. Профилактическую работу, направленную на молодых людей, необходимо вести силами родителей, педагогов и психологов. Но, как показывает мировой и отечественный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной в том случае, когда она реализуется силами самой молодежи. Этот вывод основан на итогах проведенных исследований среди девушек, злоупотребляющих наркотиками, немалая часть которых весьма низко оценивает эффективность профилактических мероприятий, критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями, и считает, что в ближайшие несколько лет будет наблюдаться дальнейший рост наркомании <13>. ——————————— <13> Соломатина Е. А. Криминологическая характеристика и профилактика злоупотребления наркотиками лицами женского пола: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

На сегодняшний день одним из эффективных выходов из сложившейся ситуации могло бы стать привлечение к индивидуальной профилактической работе прежде всего самих молодых людей, так как лица из числа молодежи, например, иногда начинают употреблять наркотики, неосознанно следуя сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых, а также моде. Идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков является перспективной и выполняет насколько задач: — позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; — разрешает сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нельзя сводить к набору мер, носящих исключительно карательно-репрессивный характер. Систему предупреждения данных преступлений должны составлять разные по содержанию и направленности меры общесоциального, специального криминологического и индивидуального предупреждения.

——————————————————————