Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений

(Соколова Е. Н.)

(«Юридическая психология», 2009, N 1)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Е. Н. СОКОЛОВА

Соколова Е. Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России, подполковник милиции.

Служебная деятельность сотрудников оперативных подразделений имеет специфические особенности, выражающиеся, прежде всего, как в самом характере их деятельности, которая регламентируется нормативными правовыми актами, так и в моральных оценках со стороны не только государственных органов, но и общественности. Одной из характеристик моральной оценки профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является соблюдение законности, что в широком смысле предполагает выполнение законов государства всеми гражданами, а именно сотрудниками. Процесс соблюдения законности имеет двойственную природу и должен рассматриваться в диалектическом единстве: соблюдение общественных норм лицами, специально уполномоченными следить за соблюдением законности, и гражданами, не наделенными такими полномочиями. Для сотрудников оперативных подразделений в контексте оперативно-розыскной деятельности соблюдение законности имеет исключительно важное значение и предполагает учет психологической природы и механизма правового регулирования поведения сотрудников, учитывая при этом преимущественно негласный характер их деятельности, в связи с чем не находится под непосредственным контролем широких масс трудящихся и государственных органов, обеспечивающих надзор за соблюдением законности.

Положение сотрудника оперативного подразделения в социально-производственной системе, социальный статус, признание обществом его права на занятие тем или иным видом деятельности, использование права на участие в распределении благ обеспечивают правовые и социальные возможности осуществления деятельности.

Основным механизмом координации, упорядочения, поддержания, регламентации и регуляции многообразных социальных отношений, в которые вступает сотрудник, а также взаимодействие с другими лицами являются нормативно обусловленные формализуемые и вербализуемые как правила и законы, которые носят предписательный характер нормы. В данном случае нормы оказываются включенными в систему внешних и внутренних факторов регуляции поведения. На основе представления о самом себе, сложившихся отношений с окружающими в процессе значимой деятельности сотрудник предписывает, нормативно задает себе и свою личностную позицию, и формы социального поведения, в которых реализуется процесс реализации его личности. Именно такие личностные нормы должны рассматриваться в соотношении с нормами социальными, которые соотносятся с его нравственными ценностями. Действенность социальной нормы как регулятора поведения сотрудника оперативного подразделения зависит от степени ее совпадения с индивидуальной системой взглядов, принципов и норм поведения и выступает в виде долга, ответственности, совести, нередко побеждающие в борьбе с чувствами, личными склонностями, желаниями, привычками. Таким образом, социальная норма оказывает регулирующее воздействие на сотрудника оперативного подразделения в силу убежденности в ее необходимости и справедливости.

Проблемность соблюдения законности сотрудником оперативного подразделения возникает в ситуациях, когда социальная норма лишь внешне осваивает нормативные требования общества, но на уровне сознания они не закрепляются и проявляются в поведении, мотивами которого могут выступать нежелание вступать в противоречие с общественным мнением либо боязнь обострить отношения с большинством членов служебного коллектива. Эта возможность обусловлена как его индивидуальными характеристиками, так и специфическими особенностями общества как социально-экономической системы и служебного коллектива. В психологии принято мнение о том, что служебный коллектив не только влияет на индивидуальные установки, мнения, отношения, ценности, демонстрируемое поведение в результате принятия нормативных стандартов, но и изменяет их. Когда члены служебного коллектива допускают возможность нарушения законности, в большинстве своем при этом оправдывая действия нарушителя в соответствии с внутригрупповой ценностной ориентацией либо санкционируя в перспективе мнимое наказание (т. е. внешнее вынесение условной санкции, при этом внутренне проявляя солидарность), то при таком отношении к нормативной системе в конкретном коллективе имеются потенциальные нарушители законности. Примером могут служить факты совершения нарушений законности, а именно: фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности, отчетности, учетов; изыскание так называемой спонсорской помощи, т. е. нелегальных материальных средств; использование служебного положения в личных целях и т. д. Подобные факты нарушения законности могут быть вызваны как внешними, так и внутренними условиями. К внешним можно отнести: особенности установления отношений сотрудника с гражданами, представляющими оперативный интерес; особенности установления отношений сотрудника с гражданами, привлекаемыми к негласному сотрудничеству; психологические особенности деятельности руководителей оперативных подразделений, а именно стиль руководства (демократический, авторитарный, либеральный) и личность руководителя (его морально-психологические качества), а также и условия функционирования служебных коллективов. К внутренним условиям относятся уровень личной убежденности в правильности принятого решения и соответствия его моральным канонам, принятым в обществе.

Важным проблемным полем, определяющим готовность сотрудников оперативных подразделений соблюдать законность, являются морально-психологические особенности руководства личным составом того или иного оперативного подразделения, а именно: стиля руководства; требовательности к себе и подчиненным; правильного сочетания мер воспитательного воздействия, т. е. стимулирования, наказания, соревнования; а также состояния дел в подразделении. Особенностью руководства сотрудниками оперативных подразделений является возможное отсутствие такого элемента управления, как официальное делегирование полномочий. В «гласной» системе управления руководитель, поручая своему подчиненному выполнение определенного задания, передает ему часть своих полномочий, власть и ответственность, т. е. права и обязанности, однако при выполнении негласной деятельности сотрудник оперативного подразделения зачастую скрывая свою истинную роль и официальный социальный статус, принимает необходимые решения, исходя из внутренних убеждений, которые на сознательном уровне можно определить как моральный выбор, определяющий последующие поступки.

Если исходить из того, что моральный выбор определяется объективными и субъективными компонентами поведения человека, то закономерно определить степень свободы человека при принятии решения. Объективными в данном случае будут являться наличествующие варианты выбора поведения и возможности их реализации, а субъективными — уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований профессиональной деятельности, развитость моральных качеств и другие нравственные характеристики. Так, например, сотрудник оперативного подразделения К-ского РОВД Карасев получил оперативную информацию о разбойничьих нападениях и убийствах, совершаемых организованной преступной группой братьев Мосиных. При дальнейшей разработке полученной информации выяснилось, что один из членов этой группы некто Рябов является бывшим сослуживцем Карасева по службе в Афганистане. Рябов принимал участие в трех убийствах, и задержание его должно осуществляться с применением оружия на поражение в случае оказания сопротивления.

Карасев хорошо помнил те времена, когда они с Рябовым, участвуя в активных военных действиях, помогали друг другу выжить, делясь последним. Вполне закономерно, перед Карасевым возникает ситуация морального выбора между личными убеждениями и требованиями «мундира», т. е. ситуация нравственного конфликта.

Ситуаций, подобных вышеописанной, содержащих моральный выбор, в деятельности сотрудников оперативных подразделений возникает в процессе службы великое множество.

Одним из психологических условий, которые приводят к нарушению норм закона, является несоответствие прав и обязанностей сотрудника оперативного подразделения, выполняющего конкретные задания. При этом мотивами, объясняющими нарушение законности, можно отметить следующие:

— отказывается от работы из-за невозможности выполнения возложенных на него обязанностей;

— изыскивает нелегальные материальные средства и самовольно присваивает полномочия (права);

— фальсифицирует действия, отчетность, учеты.

Рассматривая условия, характеризующие нарушения законности, можно разделить их на две группы:

— условия, формирующие стиль руководства подразделением уголовного розыска;

— условия функционирования служебных коллективов, создания формальных и неформальных групп внутри них.

Эти две группы оснований классификации условий нарушения или соблюдения законности необходимо рассматривать в диалектическом единстве, и только в целях анализа их можно отделить друг от друга.

В первой группе выделим стиль руководства (демократический, авторитарный, либеральный) и личность руководителя. (В процессе управления руководитель занимает формальную позицию лидера коллектива, и он может быть вдохновителем или программистом.)

Стиль взаимодействия руководителя и подчиненного:

а) абсолютное преобладание формального лидера над всеми другими должностными лицами в смысле удельного веса вклада, вносимого в решение;

б) полное преобладание роли руководителя: он широко опирается на подчиненных, но их инициативу регулирует по своему усмотрению;

в) преобладание роли формального лидера при активном параллельном функционировании неформального. Тут (по сравнению с первыми двумя) имеются попытки управления коллективом сотрудников из числа подчиненных;

г) взаимодействие в условиях конфликта.

Вторую группу условий, могущих привести к нарушению законности, составляют взаимоотношения в группе:

а) интеллектуальные — такие, при которых взаимодействие строится на основе конкретного представления о социальном статусе личности, ролевой деятельности, ролевом ожидании, направленности личности и др. Представление о другом человеке, сформированное на основе оценки социального статуса сотрудника, уточняется в процессе взаимодействия путем анализа действий этого человека (практических действий и их результатов). Анализ действий сотрудника уголовного розыска носит объективный характер и отвечает потребностям практической деятельности. Однако этот путь формирования представления о сотруднике может привести к взаимному непониманию: тот, кого оценивают по критериям, соответствующим его собственной деятельности, не всегда оценивает себя по тем же параметрам. Расхождение взаимных экспектаций, обнаруживающееся в подобных случаях, порождает конфликты, и успешное взаимодействие становится невозможным;

б) наши представления о другом человеке так или иначе эмоционально окрашены. По этому основанию взаимоотношения могут быть объединяющими (конъюнктивными) или разъединяющими (дизъюнктивными);

в) взаимоотношения имеют и волевой аспект. Люди, вступающие в общение друг с другом, могут находиться, если так можно сказать, в волевом равновесии, когда сила влияния одного равноценна силе обратного влияния. Но часто во взаимоотношениях преобладает волевое начало одного из взаимодействующих лиц. В деле соблюдения законности это может привести к нарушению нормы поведения как бы не по своей воле;

г) социально-психологическая несовместимость сотрудников может привести к нарушениям законности. Это вызывается:

— нерациональным распределением функций взаимодействующих сотрудников;

— несоответствием личностных возможностей структуре и содержанию выполняемой деятельности;

— отсутствием единства в понимании общего направления целей деятельности и основных способов их достижения;

— отсутствием взаимопонимания и способности к взаимодействию;

— взаимным недоверием взаимодействующих сотрудников;

— отсутствием желания и стремления к взаимной подстраховке и взаимопомощи;

— разнородностью мотивов служебной деятельности сотрудников уголовного розыска и их отношения к своим обязанностям (что приводит к групповщине и круговой поруке).

Таким образом, в заключение можно определить для сотрудника оперативного подразделения важные умозаключения.

1. Только соблюдение законности позволяет решить сложные задачи по борьбе с преступностью.

2. Коллективное единство в соблюдении законности требуется как для достижения общих целей, так и для удовлетворения личных потребностей и интересов сотрудников оперативного подразделения.

3. При соблюдении законности интересы коллектива всегда должны главенствовать над личными интересами.

4. Соблюдение законности объединяет коллектив, делает его сплоченным и готовым к решению практически любых оперативных задач.

——————————————————————