Общие и специальные меры предупреждения преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности

(Пискунов С. А.) («Таможенное дело», 2009, N 1)

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ, ХРАНЕНИЕМ, СБЫТОМ ТОВАРОВ И ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

С. А. ПИСКУНОВ

Анализ современного состояния преступности на потребительском рынке, в частности преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, выявление ее причинного комплекса, изучение личности преступника не являются самоцелью, а выступают необходимым условием целенаправленного предупреждения преступности. В криминологии предупреждение преступности традиционно рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности <1>. Предупреждение преступности неразрывно связано с проведением комплекса мер, направленных на выход России из экономического кризиса, в котором она находится на данном историческом этапе. Несомненно, сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, постоянное внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование государственной идеологии являются путями предупреждения преступности на потребительском рынке. ——————————— <1> См.: Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986. С. 32.

Объектом профилактического воздействия в данном случае выступает совокупность взаимосвязанных политических, экономических и социально-психологических процессов, препятствующих добросовестной предпринимательской деятельности на потребительском рынке, в сфере обеспечения соблюдения требований безопасности. Основной (конечной) целью предупреждения преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, должно стать достижение и сохранение тенденции снижения количества этих преступлений. Основной задачей предупреждения преступности на потребительском рынке является выделение приоритетных направлений предупреждения исходя из ее структуры и тенденций, криминогенной детерминации, особенностей соответствующей личности преступника, а также опасности последствий. Приоритетными направлениями здесь следует считать: выявление и изучение всего детерминационного комплекса преступности; устранение детерминантов, способствующих совершению преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, а также предотвращение и пресечение названных преступлений; выявление лиц, совершивших данные преступления либо склонных к совершению таких преступлений; возмещение ущерба, причиняемого преступностью на потребительском рынке. Меры предупреждения преступлений на потребительском рынке классифицируются: — по содержанию решаемых вопросов (социально-экономические, политические, организационно-управленческие, идеологические, правовые и т. п.); — по направленности профилактического воздействия (устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, пресечение отдельных преступлений и т. п.); — по характеру воздействия на факторы, порождающие преступления на потребительском рынке (нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, ликвидирующие такие обстоятельства); — по субъектам (государственные и правоохранительные органы, общественные организации, отдельные граждане и др.). В числе мер общесоциального предупреждения преступлений, совершаемых на потребительском рынке, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, необходимо, как нам представляется, в первую очередь выделить: — стабилизацию политической ситуации в России, укрепление и повышение авторитета политической власти, выработку стратегии и тактики экономической и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия; — стабилизацию экономической ситуации, равенство и добропорядочность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует осуществлению экономической деятельности на законных основаниях, добросовестной конкуренции; действенность правоохранительных органов; устойчивость российской валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства как важнейшего института экономики; — создание правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшних реалий: принятие комплекса законов, внесение изменений в ряд действующих законодательных актов и нормативных документов, регулирующих не только уголовно-правовые отношения, но и отношения в области экономики, политики, налоговой сферы, здравоохранения, культуры, социальной сферы, а также административной и гражданско-правовой; — беспрепятственный финансовый контроль за деятельностью субъектов экономических отношений, проверку всех финансовых операций; розыск неучтенных финансовых ценностей, сосредоточенных не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом; — меры организационно-управленческого, криминологического и иного характера, подкрепленные адекватными правовыми средствами. В рамках этих направлений необходима работающая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров и услуг, которая обеспечила бы решение проблем финансирования, получения необходимого оборудования, средств производства, помещений и т. д. Требуется также обеспечить экономическую поддержку предпринимательству, а именно стимулировать его развитие валютно-финансовой, налоговой, ценовой, инвестиционной, кредитной политикой (обеспечение доступа предпринимателей к инвестициям, предоставление им льготного кредита при создании предприятий, комплекс налоговых льгот). Важно обеспечить административную поддержку предпринимательства, которая должна выражаться в упрощении и обеспечении процедуры создания предпринимательских структур, их функционирования. Предпринимателям нужна от государства информационная поддержка, касающаяся состояния экономики и рынков, изменений в финансовой политике, разъяснений по законам о налогах и т. д. Организации предпринимателей должны шире развернуть работу по научному обеспечению предпринимательской деятельности, организации обучения предпринимателей с учетом результатов исследований, раскрывающих уровень их подготовки (экономической, управленческой и т. д.). На основании названных направлений и учитывая, что предупреждение преступности — задача многоплановая, комплексная и что решаться она должна совокупными усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма, предлагается рассмотреть мероприятия, которые, как нам представляется, смогут снизить уровень преступлений, совершаемых на потребительском рынке, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности. Важное место в общепредупредительной деятельности, объектом которой является преступность на потребительском рынке, принадлежит социально-политическим мерам. От укрепления роли государственной власти, рационализации подходов к выработке решений в формировании среднего и малого предпринимательства России, от создания условий для эффективной работы механизмов, основанных на саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих факторов, зависит экономическая безопасность предпринимательской деятельности. Составной частью разработки и реализации антикризисных программ должны стать меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем и устранение факторов, способствующих всеобъемлющей криминализации экономики. Общепредупредительное значение на потребительском рынке наряду с социально-политическими имеют и социально-экономические меры. К сожалению, пока задача создания в Российской Федерации рыночного хозяйства, опирающегося на реальные показатели экономики, не нашла своего эффективного решения. Современное состояние экономики таково, что отечественные предприниматели оказываются перед выбором: либо стать банкротом и разориться, либо предпринять попытку отказаться от легальной предпринимательской деятельности и обеспечить себе материальное благополучие. В данном случае антикриминогенную роль сыграла бы экономическая поддержка предпринимательства со стороны государства. Необходимо создание условий и стимулов для развития и совершенствования рыночной экономики и предпринимательства, формирование структуры развитого социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспеченного правовыми и конституционными механизмами, информационными потоками, квалифицированными кадрами; обеспечение реализации системы социальных гарантий для населения на базе восстановления здорового развития экономики; поддержание и развитие потребительского спроса на внутреннем рынке как основы экономического развития страны и повышения уровня жизни населения; формирование и осуществление комплексной структурной и промышленной политики, обеспечивающей защиту российских производителей, создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции, соответствующей современному уровню научно-технического развития; развитие механизма государственного регулирования рыночной экономики, соответствующего федеральному устройству государства и задачам обеспечения интересов России и ее граждан; создание нормальных условий и необходимых гарантий для инвестиций; комплексное оздоровление финансовой и банковской системы; формирование бюджетной политики государства; проведение аграрной реформы; восстановление и расширение экспортного потенциала, преодоление дискриминационных ограничений, действующих против российских товаров на зарубежных рынках, защита экономики от негативного влияния со стороны внешнего рынка и обеспечение необходимого уровня экономической безопасности страны. Осуществляя меры предупреждения преступлений в этой сфере, следует помнить о том, что это вмешательство тоже должно быть оптимальным, иначе, добиваясь минимального уровня криминализации, можно парализовать сами рыночные отношения. Вместе с тем положительный предупредительный эффект будет иметь и повышение исполнительской дисциплины, полная ответственность государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетная дисциплина, проведение эффективной технической политики, направленной на развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т. д. Социально-политические и социально-экономические меры предупреждения преступности на потребительском рынке, как нам представляется, имеют решающее значение для эффективности ее предупреждения. Без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации экономики, без систематических действий по декриминализации экономической системы невозможна и общая стабилизация социально-экономической ситуации в стране. Общепредупредительный эффект присутствует и в социальном контроле над сферой предпринимательской деятельности, осуществляемый государственными органами и институтами гражданского общества, который одновременно преследует цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социального контроля над преступностью в сфере предпринимательской деятельности в самом общем виде является установление нормального порядка жизнедеятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений на потребительском рынке. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и девиантной личности, совершаются в типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективное предупреждение менее опасных видов правонарушений — административных, гражданско-правовых, финансовых, которое осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности на потребительском рынке. Важным условием эффективного общепредупредительного воздействия на преступления, совершаемые на потребительском рынке, связанные с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдение фундаментальных прав человека. В системе специально-криминологических мер следует в первую очередь обозначить криминологический прогноз. Он позволяет на основе экспертизы нормативно-правовых актов предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации, минимизации или нейтрализации. Указанные меры воздействуют на преступность опосредованно и дают позитивный эффект через достаточно длительный промежуток времени <2>. Тем не менее именно прогноз лежит в основе разработки специальных мер предупреждения преступлений, совершаемых на потребительском рынке, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности. ——————————— <2> См.: Булатов Р. М., Шеслер А. В. Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономической деятельности. Казань, 1999. С. 24 — 32.

Следует отметить особо и тот факт, что в предупреждении преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, огромную роль играет их выявление и раскрытие, что в существенной степени снижает латентную преступность. Выявление указанной категории преступлений происходит прежде всего посредством контрольно-проверочных мероприятий, и в первую очередь контрольной закупки. Какова общая процедура проведения проверочной закупки? При получении информации о том, что по определенному адресу по низким ценам гражданам продается спиртосодержащая продукция, сотрудники милиции проводят проверочную закупку. Когда закупка произведена, проверяется наличие у продавца документов, подтверждающих безопасность товара. Документы, как правило, отсутствуют. В связи с этим изымаются все емкости со спиртосодержащей жидкостью, пустая тара из-под нее, ценники, которые иногда вывешиваются продавцами прямо в подъездах возле квартир, а также приспособления для розлива (воронки, мерные емкости и т. п.). От участников проверочной закупки получаются объяснения, изъятая спиртосодержащая жидкость направляется на исследование. После подтверждения наличия в спиртосодержащей жидкости диэтилфталата истребуется заключение специалиста санэпиднадзора о запрещении применения этого вещества в пищевых целях и его опасности для жизни и здоровья человека. Затем материалы направляются в прокуратуру. Следователю фактически остается принять решение о возбуждении уголовного дела и процессуально оформить уже установленные обстоятельства. Обращаясь к организационным (управленческим) аспектам исследуемых проблем, следует выделить особую значимость научно обоснованного, всесторонне взвешенного управления в сфере предупреждения преступности исследуемого вида. Именно тщательная организация предупредительного воздействия (как на стратегическом, так и на оперативно-тактическом уровне) способна задействовать соответствующие социально-экономические, политические, идеологические и специальные меры, превратить имеющиеся возможности в реальность. Первостепенное значение в этом плане имеет оптимальное финансовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое и иное ресурсное обеспечение предупредительных мер. Определенную сложность при расследовании таких дел составляет доказывание умысла на перевозку, хранение с целью сбыта, сбыт спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности. Большинство сбытчиков поясняют, что приобрели спирт на рынке у неустановленных лиц, затем дома разбавляли его водой и продавали, но считали спирт доброкачественным и даже сами пили его без вредных последствий для здоровья. Для опровержения этих доводов большое значение имеет изъятие заводской тары, в которой спирт обычно приобретается преступником, поскольку на ней зачастую имеются этикетки с действительным наименованием продукции, указанием на денатурирование, содержание диэтилфталата и запрещение применять жидкость в пищевых целях. На поиск такой тары обращается особое внимание сотрудников милиции, осуществляющих проверочную закупку и изъятие продукции. Эта тара признается вещественным доказательством, с которым трудно спорить. Иногда преступники пытались уничтожить этикетки и срывали их с тары. Однако и в этих случаях тара изымалась, остатки этикеток тщательно осматривались, в протоколах осмотра подробно отражались читаемые обрывки текста. Оказывалось, что по небрежности сбытчики спиртосодержащей жидкости не на всех емкостях полностью удаляли важные для следствия части этикеток, что также позволяло использовать остатки текста для доказывания их вины. В тех случаях, когда умысел сбытчика на совершение преступления не был установлен, отслеживалось, продолжает ли он торговать недоброкачественной продукцией. В таком случае повторно осуществлялись проверочные мероприятия по обычной схеме и возбуждалось уголовное дело, в ходе расследования которого сбытчику трудно было оправдываться тем, что он не имел представления о качестве спиртосодержащей продукции <3>. ——————————— <3> См.: Илюшин А., Меньшов Ю. Борьба с «теневым» рынком алкогольной продукции // Законность. 2005. N 11. С. 42 — 44.

Важным вопросом выступает проблема проведения экспертиз. Важно отметить, что определение соответствия или несоответствия продукции требованиям безопасности требует специальных познаний, поэтому в таких случаях назначаются и проводятся необходимые экспертизы, которые и дают ответ на вопрос, отвечает ли та или иная продукция требованиям безопасности или нет. Практика показывает, что лишь инновационный подход к экспертной деятельности будет содействовать повышению раскрываемости данной категории преступлений. Приведем пример. Экспертные возможности Приволжского регионального центра судебных экспертиз оказались недостаточными для проведения исследования всей изымаемой спиртосодержащей продукции. Проблема была решена направлением большей части такой продукции в экспертно-криминалистический центр ГУВД. Но и возможностей двух экспертов этого центра оказалось недостаточно. Приказом начальника ГУВД в ЭКЦ выделена дополнительная штатная численность за счет перераспределения штата. Кроме того, принято решение о временном перепрофилировании экспертов физико-химического профиля на исследование спиртосодержащих жидкостей. По согласованию с ЭКЦ МВД России эти сотрудники прошли обучение методике исследования спиртосодержащей продукции на наличие диэтилфталата. Работа экспертов организована по двухсменному графику, предусмотрено дежурство в выходные и праздничные дни. Закуплены необходимые материалы и оборудование. Кроме того, заключен договор с Волго-Вятским центром стандартизации и метрологии на аккредитацию этих видов исследований, оплачен и проведен первый этап аккредитации. Проведенные мероприятия позволили удовлетворить потребности в исследованиях спиртосодержащих жидкостей. Только за два месяца 2005 г. ЭКЦ ГУВД выполнено 430 экспертиз и исследований, а сроки исполнения сократились до 2 — 5 дней <4>. ——————————— <4> См.: Там же.

Вообще для решения указанной проблемы важно решение вопроса материальных затрат. Вопрос материальных затрат приобретает особую актуальность в условиях становления рыночных отношений. Общество в интересах удовлетворения неотложных нужд порой просто вынуждено экономить на некоторых видах социальной практики, к которым, к сожалению, относится и сфера правопорядка. Большое значение для совершенствования предупредительной работы имеет кадровое обеспечение. Предупреждение преступлений как вид служебной деятельности требует профессиональной подготовки. В нынешних условиях многие работники правоохранительных органов «охладели» к этой работе, полагаясь главным образом на карательные меры воздействия на преступность. Не случайно сами органы стали именоваться силовыми структурами. В связи с этим важны меры надлежащей профессиональной подготовки субъектов предупредительной деятельности. Прежде всего, необходимо усилить криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов в юридических учебных заведениях. Немалая роль в предупредительной деятельности отведена мерам правового характера. Они создают правовую базу для разработки и применения иных мер предупреждения и предусмотренных в соответствующих нормативных актах мер правового воздействия, а также основанных на них мер правового воспитания, непосредственно обеспечивающих предупреждение преступности в сфере предпринимательской деятельности. К правовым мерам относится принятие комплекса законов и подзаконных актов, а также изменение уже имеющихся законодательных актов <5>. ——————————— <5> См.: Антропенко И. А. Предупреждение преступлений в сфере потребительского рынка // Научный вестник Омской академии МВД России. 2003. N 2.

Следует признать, что ряд законов, которые, на наш взгляд, жизненно необходимы, до настоящего времени не принят. Ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке в России и его охрану, требует значительной переработки. Бланкетность диспозиции ст. 238 УК РФ предполагает необходимость постоянного обращения правоприменителя к законодательству, регламентирующему безопасность на потребительском рынке. Между тем далеко не все вопросы, связанные с безопасностью на потребительском рынке, надлежащим образом регламентированы. Существенный разброс норм по различным сферам, прямо или опосредованно касающихся безопасности на потребительском рынке, отсутствие целого ряда важных подзаконных актов, постоянная смена законодательства в области технического регулирования не только не дают возможности осуществлять надлежащее правоприменение, но и способствуют росту числа преступлений на потребительском рынке, наличию «лазеек» в законодательстве, которые используют правонарушители, а также не дают возможности организовать надлежащую работу по предупреждению преступлений на потребительском рынке. Как справедливо отмечает А. Ю. Захаров, «эффективному применению ст. 238 УК РФ препятствует ряд положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»: предметом данного преступления не могут быть работы и услуги, поскольку их сертификация указанным Законом не предусмотрена. Вместе с тем при наличии к тому оснований лицо несет уголовную ответственность за преступление против личности» <6>. ——————————— <6> Захаров А. Ю. Уголовная ответственность за преступления на потребительском рынке: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2006. С. 10.

В свете отмеченного выше небезосновательным представляется разработка и принятие отраслевого закона, регламентирующего безопасность в сфере потребительского рынка. К сожалению, конкретных разработок в данном направлении в настоящее время в российском обществе практически не производится, что не дает оснований полагать, что комплексное решение вопроса безопасности на потребительском рынке скоро найдет свое решение. В отсутствие возможностей комплексного решения указанной проблемы актуальной задачей на сегодняшний день должно стать принятие всех определенных законом подзаконных актов в сфере технического регулирования и обеспечения безопасности на потребительском рынке в целом. Это позволит достичь более четкого применения судами соответствующих норм, как в случае с уточнением специального субъекта преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ. Представляется, что социально оправданным и экономически рациональным может быть вариант ускоренного формирования правовой среды для рыночного хозяйства, предусматривающий синхронное (либо упреждающее) введение совокупности уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность с учетом охвата всего массива экономических преступлений. Наблюдаемый затяжной характер формирования рыночной правовой среды уже обернулся беспрецедентным ростом экономической преступности, усилением криминализации экономики и связанными с этими неисчислимыми потерями. Особую значимость в решении задач предупреждения преступности на потребительском рынке имеет качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, доведение до соответствия с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Цель таких мероприятий — создание оптимальной правовой базы предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности, учитывающей современную ситуацию, федеральные, региональные, местные интересы и особенности. Предупредительная деятельность должна строиться на основе пропаганды правовых знаний, воспитании чувства ответственности каждого члена общества перед буквой закона. Активная информационно-разъяснительная работа законодательства, регулирующего деятельность на потребительском рынке, помогает развивать определенные стандарты поведения и традиции, создает атмосферу равенства всех членов общества перед законом и таким образом снижает степень социальной напряженности, воспитывает уважение к закону, а также стимулирует активизацию предпринимательской деятельности. Профилактический потенциал правового воспитания очень велик, несмотря на то, что перестройка и переход к рыночным отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, созданная в 70-е и начале 80-х годов с большим трудом и затратами, была разрушена, как разрушено и многое другое, что представляется нам ценным в прошлом опыте борьбы с преступностью <7>. ——————————— <7> См.: Симоненко А. В. Воспитание в криминологии: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Наиболее перспективным и плодотворным представляется подход к правовому воспитанию как к деятельности, направленной не на правовое просвещение личности, а на развитие у нее правовой активности. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом <8>. Впрочем, без воспитания сознательности никакой, даже самый громадный, контролирующий аппарат не даст нужных результатов. ——————————— <8> См.: Елисеев С. А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1991. С. 179 — 181.

——————————————————————