Организационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан (на примере МВД по Чеченской Республике)

(Абдулкахирова З. З.) («Российский следователь», 2013, N 20)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ МВД ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ)

З. З. АБДУЛКАХИРОВА

Абдулкахирова Зарема Зайндиевна, старший инспектор по особым поручениям отдела учета кадров, наград и присвоения званий УРЛС МВД по Чеченской Республике, подполковник внутренней службы.

В предлагаемой статье подробно анализируется организационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан. Статья посвящена рассмотрению не только теоретических аспектов исследуемой темы, но и практики реализации требований федерального законодательства в Чеченской Республике.

Ключевые слова: общественное доверие, полиция, общественное мнение, организационно-правовое обеспечение, реформирование.

Organizational-law support of activities of agencies of internal affairs on improvement of public credit and support of citizens (as exemplified by the Ministry of Internal Affairs in the Chechen Republic) Z. Z. Abdulkakhirova

The article analyses in detail organizational-law support of activities of agencies of internal affairs on improvement of public credit and support of citizens. The article concerns consideration of not only theoretical aspects of the topic in question, but also the practice of realization of requirements of federal legislation in the Chechen Republic.

Key words: public credit, police, public opinion, organizational-law support, reform.

В процессе разработки проекта Федерального закона «О полиции» <1> Президентом Российской Федерации были определены основные задачи по реформированию органов внутренних дел, среди которых особое место занимает совершенствование организации взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью. Реализуя данное требование, в ст. 8 указанного нормативного правового акта устанавливается, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Выделение принципа открытости и публичности в самостоятельную статью Закона особо подчеркивает важность этого вопроса. ——————————— <1> Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 28 июня 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Как справедливо отмечает Д. А. Медведев, «…людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы, каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок» <2>. Общественное мнение о деятельности полиции, определенное в Законе как один из основных критериев оценки ее деятельности, должно складываться из того, насколько граждане чувствуют себя защищенными. ——————————— <2> Вступительное слово на совещании по вопросам правоохранительной деятельности. 23 сентября 2010 г., Московская область, Горки // URL: http://special. kremlin. ru. Выступления и стенограммы.

Модернизация правового регулирования, общественных отношений, возникающих по поводу реализации права граждан на обращение, существенно упростила его осуществление. Сегодня граждане могут направлять обращения в органы внутренних дел как в письменной, так и устной форме. Во всех территориальных управлениях органов внутренних дел созданы телефоны доверия и активно применяются электронные средства связи. Безусловно, такая деятельность оказывает положительное влияние на мнение граждан о работе полиции. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного доверия и поддержке граждан невозможна без ее качественного обеспечения. Организационно-правовое обеспечение общественного доверия и поддержки гражданами деятельности органов внутренних дел включает в себя совокупность постоянно осуществляемых ими процессов и действий на обслуживаемой территории. Так, Г. М. Миньковский под организационным обеспечением понимает систему средств, приемов, методов, используемых субъектами уголовной политики в пределах своей компетенции для разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью <3>. ——————————— <3> Миньковский Г. М., Ревин В. П. Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел // Методические материалы. М.: Академия управления МВД России, 1996. С. 23.

Иными словами, под организационным обеспечением деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан можно понимать совокупность средств, приемов и методов, используемых как органом внутренних дел в целом, так и его структурными подразделениями и службами в пределах своей компетенции для увеличения общественного доверия к себе и обеспечения поддержки своей деятельности с более интенсивным привлечением граждан и их объединений к участию в управлении делами государства в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. Эти меры полиция применяет для создания необходимых условий, способствующих повышению общественного доверия к ее деятельности, формированию положительного общественного мнения у населения об органах внутренних дел в целом. Необходимо отметить, что в современной правовой науке отсутствует единый подход, позволяющий сформулировать всю совокупность элементов организационного обеспечения как самостоятельного вида деятельности полиции. Значительная часть авторов говорит об организационном обеспечении уголовной политики, включая в его структуру нормативно-правовое, информационно-аналитическое, методическое, ресурсное и кадровое обеспечение <4>. Схожей точки зрения придерживаются Д. И. Аминов и А. В. Куделич <5>. Другая часть исследователей, анализируя рассматриваемую деятельность, склонны считать, что ее целесообразно подразделять на ресурсное, организационно-структурное, методическое, информационное, управленческое обеспечение и иные его аспекты <6>. ——————————— <4> Баринова Л. В., Мартыненко Н. Э., Ревин В. П. Словарь терминов и схем по курсам: «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел» и «Организация профилактической деятельности органов внутренних дел». М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 49. <5> Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: тезисы лекций / Под ред. В. П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 1999. С. 64. <6> Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под ред. Л. И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 73.

Обобщая все разнообразие подходов, сформированных в современной правовой науке, справедливым считаем вывод о том, что организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан состоит из совокупности следующих элементов: — информационно-аналитическое обеспечение; — организационно-структурное и управленческое обеспечение; — кадровое и методическое обеспечение; — обеспечение взаимодействия полиции с отдельными гражданами и общественностью в целом. Рассмотрим более детально выделенные элементы. Информационно-аналитическое обеспечение представляет собой деятельность, направленную на сбор, систематизацию, анализ информации об оценке деятельности органа внутренних дел в средствах массовой информации, в т. ч. в социальных сетях, в результате социальных опросов институтами изучения общественного мнения, проведение на основании этих материалов анализа мнения населения, формирование оценки уровня доверия граждан органам внутренних дел. Главная роль в реализации информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан принадлежит подразделениям по связям с общественностью, которые обеспечивают сбор, систематизацию и анализ вышеуказанной информации. В своей деятельности они руководствуются федеральным законодательством и подзаконными нормативными актами. В числе ведомственных нормативных правовых актов можно выделить: Приказ МВД РФ от 6 сентября 2011 г. N 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и Внутренних войск МВД России» (в ред. от 2 октября 2012 г.), Приказ МВД РФ от 30 декабря 2007 г. N 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел РФ», Приказ МВД от 20 мая 2008 г. N 435 «Об утверждении новой редакции программы МВД РФ «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (с изм. от 25 июля 2009 г.). Общее значение информационно-аналитического обеспечения заключается в том, чтобы из общего потока информации, сложившейся обстановки, решаемых задач, актуальности той или иной проблемы отображать только те сведения, которые необходимы и достаточны органам внутренних дел для выполнения функций по повышению доверия граждан и формированию положительного общественного мнения о деятельности полиции. Сбор, систематизация и анализ необходимой информации основываются на: 1) определении состояния преступности, ее тенденций на территории обслуживания за определенный отрезок времени; 2) установлении факторов, влияющих на состояние преступности, причин и условий, способствующих совершению преступлений, что, в свою очередь, влияет на формирование общественного мнения; 3) определении социально-демографических групп, которыми они чаще всего совершаются, а также населенных пунктов и коллективов, наиболее пораженных преступностью; 4) выявлении наиболее резонансных преступлений и неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел, повышающих недоверие граждан к деятельности полиции; 5) оценке общественными организациями, в т. ч. и правозащитными, результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и ее профилактике; 6) определении мер по устранению причин и условий в деятельности органов внутренних дел, отрицательно влияющих на повышение доверия, формирование положительного мнения и, как итог, на поддержку гражданами деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по противодействию правонарушениям на территории обслуживания. Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на МВД России возлагается обязанность осуществлять, во-первых, постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, во-вторых, мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. При этом предусмотрена необходимость регулярного доведения полученных результатов до сведения государственных и муниципальных органов, а также граждан через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет <7>. ——————————— <7> Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. 640 с.

Реализуя данное требование федерального законодательства, в 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. на территории Чеченской Республики проведено 10 брифингов, пресс-конференций и круглых столов с участием сотрудников МВД. Кроме того, дважды руководство МВД отчитывалось перед парламентом республики. Организовано взаимодействие в рамках соглашений с 12 национальными общественными, государственными организациями и объединениями, в т. ч. молодежными, осуществляющими свою деятельность на территории республики. Активная совместная работа также ведется с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике и муфтиятом Чеченской Республики. В республиканской периодической печати опубликовано 662 материала; в центральных и ведомственных изданиях МВД России — 4 материала; выдано в телеэфир более 2449 видеосюжетов и информационных сообщений, из них 106 — на центральных телеканалах. Для радиостанций выпущены в эфир 1346 сообщений информационного и профилактического характера, 102 из которых на центральных радиостанциях. На официальном сайте МВД России опубликовано 25 материалов, на официальном сайте МВД по Чеченской Республике — 2059 материалов, на лентах информагентств — 2937 сообщений. Организационно-структурное обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию общественного доверия и поддержке граждан предусматривает создание при территориальных органах внутренних дел на всех уровнях общественных советов. В целях реализации требований ч. ч. 7 и 8 ст. 9 Федерального закона «О полиции», для решения вопросов взаимодействия с населением, осуществления общественного контроля, обеспечения участия граждан и их организаций в мероприятиях по профилактике преступлений и правонарушений, открытости, доступности и публичности деятельности полиции при МВД по Чеченской Республике создан Общественный совет. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» <8> утверждены положение и состав Общественного совета при МВД по Чеченской Республике. В Совет вошли представители общественности, руководители республиканских СМИ, правозащитники, деятели науки и культуры, лидеры духовенства, представители бизнеса, всего 16 человек. ——————————— <8> Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3154.

В 15 территориальных органах МВД России на районном уровне, а также в ОМВД России по г. Аргуну и УМВД России по г. Грозному созданы общественные советы из числа граждан, госслужащих и представителей духовенства, пользующихся авторитетом и доверием среди жителей населенных пунктов. Общая численность членов данных советов составила порядка 130 человек. В рамках работы общественных советов органы внутренних дел Чеченской Республики используют разнообразные формы взаимодействия с общественными и религиозными организациями, советами старейшин, молодежью, средствами массовой информации и населением, это непосредственно связано с особенностями исторического, национального и культурного развития и сложившимися местными традициями. Основное значение в управленческом обеспечении имеет работа руководителя органа внутренних дел, которая включает в себя: профессиональную и психологическую готовность руководителя к реализации управленческой функции в различных условиях; профессиональную и морально-психологическую подготовку личного состава; разработку алгоритма и отработку действий личного состава в различных условиях; выявление и локализацию криминогенных тенденций, способных спровоцировать осложнение оперативной обстановки в зоне обслуживания; готовность объективно и правомерно давать оценку тем или иным действиям подчиненных сотрудников; компетентность и способность к урегулированию проблемных ситуаций, своевременному реагированию на жалобы и обращения граждан в отношении деятельности сотрудников полиции; своевременное устранение выявленных нарушений, привлечение нарушителей к ответственности и предупреждение появления в обществе негативного мнения о деятельности сотрудников полиции. Данный перечень не является исчерпывающим, он содержит основные направления для эффективной деятельности руководителя в различных условиях, дает возможность сконцентрировать усилия на решении текущих задач, что имеет особое значение в условиях преодоления различных негативных воздействий. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию общественного доверия и поддержке граждан представляет собой комплекс действий руководителя органа внутренних дел, начальников служб и подразделений, направленных на поиск, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, а в случае их несоответствия служебным требованиям — на увольнение сотрудников из органов внутренних дел. Интенсивная текучесть кадров, отток опытных профессионалов из органов внутренних дел, существование вероятности приема на службу лиц, не соответствующих требованиям моральных и этических норм сотрудника полиции, как правило, приводят к происшествиям среди личного состава, снижению результатов оперативно-служебной деятельности и снижению способности органа внутренних дел противостоять преступности. На современном этапе невозможно решить проблему повышения эффективности деятельности органов внутренних дел без совершенствования кадрового обеспечения. Эта деятельность выступает одной из главных функций начальника органа внутренних дел (руководителей служб и подразделений) как субъекта, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение общественного доверия и поддержку граждан. Реализация данной функции осуществляется путем решения следующих задач: — периодическое проведение аттестации личного состава на предмет соответствия занимаемым должностям в соответствии с требованиями Закона «О полиции» и ведомственных нормативных актов; — проведение тестирования различных категорий сотрудников для изучения уровня их правовой, специальной и моральной подготовки для выполнения функциональных обязанностей; — подбор сотрудников для включения в резерв на выдвижение, их служебно-боевая и психологическая подготовка с последующим проведением стажировки в предполагаемых должностях; — подбор и подготовка кандидатов для поступления в учебные заведения МВД России из числа молодых сотрудников и выпускников общеобразовательных школ, а также в первую очередь детей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, уволенных из органов внутренних дел по ранению, заболеванию, достижению предельного возраста; — методическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел; — воспитание у сотрудников необходимых морально-этических и профессиональных качеств личности для готовности к выполнению оперативно-служебных задач в любой обстановке при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности; — формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического климата в коллективе. Руководящими документами кадрового обеспечения являются Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних Российской Федерации» <9>, Приказ МВД РФ от 13 июля 2007 г. N 629 «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел РФ и работе с ним», Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел РФ» и др. ——————————— <9> Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6668.

Развитие институтов, гарантирующих взаимодействие полиции с гражданами с целью создания положительного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, является одной из важнейших составляющих организационного обеспечения их деятельности. Повышение его качества может быть достигнуто посредством: — разработки с органами местного самоуправления согласованных планов по проведению совместных мероприятий; — разработки совместных согласованных долговременных общепрофилактических программ; — обмена информацией; — проведения совместного анализа оперативной обстановки; — организации периодических встреч представителей служб и подразделений ОВД с общественностью с целью выработки общих позиций и координации действий; — разработки совместных проектов по патриотическому воспитанию школьников и молодежи; — создания в рамках муниципального образования на базе крупных предприятий, учреждений, высших учебных заведений добровольных народных дружин из числа лиц, достигших 18-летнего возраста; — согласования вносимых в местные органы власти предложений по вопросам совершенствования действующих целевых программ республиканского, городского и районного уровней по профилактике преступности на обслуживаемой территории. Правовое обеспечение такого взаимодействия осуществляется посредством разработки и принятия широкого перечня нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Среди правовых актов Чеченской Республики необходимо отметить Конституцию Чеченской Республики <10>, Закон Чеченской Республики от 24 мая 2010 г. N 11-РЗ «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» (в ред. от 9 апреля 2012 г.). ——————————— <10> Конституция Чеченской Республики от 23 марта 2003 г. (в ред. от 1 ноября 2012 г.) // Вести Республики. 2003. N 18. 29 марта.

Важность решения задач повышения уровня доверия и поддержки населением полиции определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показать роль полиции в укреплении режима законности и правопорядка. На современном этапе очевидно, что преодоление недостатков в функционировании органов внутренних дел возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля над работой полиции и повышения роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан имеет немаловажное значение в рамках обеспечения безопасности как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Общественное мнение и критика, звучащая со стороны населения, являются своеобразными рычагами существенного влияния на эффективность деятельности органов внутренних дел.

Литература

1. Баринова Л. В., Мартыненко Н. Э., Ревин В. П. Словарь терминов и схем по курсам: «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел» и «Организация профилактической деятельности органов внутренних дел». М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 49. 2. Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. 640 с. 3. Вступительное слово на совещании по вопросам правоохранительной деятельности. 23 сентября 2010 г., Московская область, Горки // URL: http://special. kremlin. ru. Выступления и стенограммы. 4. Конституция Чеченской Республики от 23 марта 2003 г. (в ред. от 1 ноября 2012 г.) // Вести Республики. 2003. N 18. 29 марта. 5. Миньковский Г. М., Ревин В. П. Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел // Методические материалы. М.: Академия управления МВД России, 1996. С. 23. 6. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под ред. Л. И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 73. 7. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: тезисы лекций / Под ред. В. П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 1999. С. 64. 8. Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6668. 9. Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3154. 10. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 28 июня 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

——————————————————————