Роль и место МВД России как субъекта и объекта государственного контроля в системе предупреждения преступлений

(Тарасов Ю. А.) («Российский следователь», 2013, N 20)

РОЛЬ И МЕСТО МВД РОССИИ КАК СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ю. А. ТАРАСОВ

Тарасов Юрий Анатольевич, адъюнкт Московского университета МВД России, подполковник полиции.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с определением места и роли МВД России как субъекта и объекта государственного контроля в системе предупреждения преступлений в экономической сфере.

Ключевые слова: Президент РФ, Правительство РФ, МВД России, субъект контроля, объект контроля, экономические преступления, Закон «О полиции».

The role and place of the Russian Interior Ministry as subject and object of state control in the prevention of crime Yu. A. Tarasov

This paper discusses current issues related to the definition of the place and role of the Russian Ministry of Internal Affairs as the subject and the object of state control in the prevention of crime, including in the economic sphere. The rules of the Federal Law «On Police» with criminological value are analyzed.

Key words: President of the Russian Federation, Government of the Russian Federation, Russian Ministry of Internal Affairs, subject of control, object of control, economic crime, police, laws.

Проведенный анализ находящихся в СПС «КонсультантПлюс» федеральных законов по различным вопросам деятельности МВД России показывает, что в настоящее время действует 139 таких законов. Вместе с тем в этих законах роль и место МВД России как субъекта внешнего или вневедомственного контроля над экономической преступностью, не говоря уже о подразделениях, входящих в его систему, конкретно не определены. Анализ ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» Федерального закона «О полиции» показывает, что в этой статье предусмотрено осуществление вневедомственного контроля полиции по следующим основным направлениям: — контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (п. 8); — контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (п. 9). Кроме того, в п. 19 ст. 12 «Обязанности полиции» установлено осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем в этой статье и в данном Законе в целом не установлено осуществление полицией внешнего контроля над общеуголовной и тем более над экономической преступностью, как ее составной части. В то же время анализ положений Закона «О полиции» показывает, что в этом Законе контролю и надзору за деятельностью полиции отведена глава 10, имеющая название «Контроль и надзор за деятельностью полиции». Так, в п. 1 ст. 49 «Государственный контроль за деятельностью полиции» установлено, что государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Таким образом, государственный внешний контроль, в т. ч. за деятельностью полиции по предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности, согласно п. 1 ст. 49 Закона уполномочены осуществлять четыре субъекта: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации (Федеральное Собрание РФ) и Правительство РФ. Кроме того, отметим, что в п. 2 ст. 49 этого Закона предусмотрено осуществление ведомственного контроля за деятельностью полиции. Данный вид контроля осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, то есть министром. Следует также сказать, что в ст. 50 Закона «О полиции» предусмотрено осуществление за деятельностью полиции общественного контроля, в ст. 51 — судебного контроля и надзора, а в ст. 52 — прокурорского надзора. Перейдем к анализу представленности в Законе «О полиции» криминологической составляющей. Отметим в этой связи, что в п. 1 ст. 1 данного Закона «Назначение полиции» говорится, что одним из предназначений полиции является противодействие преступности. А в п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона установлено, что одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений. Отметим также, что, согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 рассматриваемого Закона, полиция обязана выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу. Таким образом, в Законе «О полиции» функция предупреждения преступлений в целом нашла определенное отражение. Однако в части, касающейся экономической преступности и ее предупреждения, в Законе речь не идет. При этом нужно также отметить, что вопросы экономической безопасности, осуществления контроля со стороны МВД России, а также внешнего контроля за деятельностью МВД России нашли определенное отражение в ряде указов Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 01.03.2011 N 254; от 05.09.2011 N 1158) <1> издан главой государства в целях совершенствования руководства деятельностью МВД России и органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом, усилению гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). ——————————— <1> СПС «КонсультантПлюс».

Редакция данного Указа свидетельствует о том, что МВД России является субъектом внешнего государственного контроля. Кроме того, данным Указом перед МВД России поставлена задача по обеспечению защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации контрольных функций. В этой связи представляется целесообразным выделить превентивную и антикоррупционную направленность положений этого Указа при осуществлении органами внутренних дел контрольных функций. Основополагающим для функционирования системы МВД России является Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» <2>. Данным Указом утверждены Положение о МВД России и Структура центрального аппарата МВД России. ——————————— <2> В ред. Указов Президента РФ от 19.09.2011 N 1204, от 18.05.2012 N 633, от 12.07.2012 N 983, от 15.01.2013 N 30 // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно п. 14 Положения о МВД России в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В свою очередь, в состав органов внутренних дел входят, в частности, центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России и т. д. При этом отметим, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции входят в состав полиции. В соответствии с данным Указом в структуре центрального аппарата министерства создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). Анализ изданных Президентом РФ указов показывает также, что в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» на ГУЭБиПК и подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации возложена функция по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности. Как показывает анализ Положения о ГУЭБиПК МВД России <3>, данное Главное управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности, включая осуществление контроля над экономической преступностью, т. е. можно сделать вывод, что ГУЭБиПК МВД России является субъектом внешнего государственного контроля над экономической преступностью. ——————————— <3> URL: http://mvd. ru/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop.

При этом к основным задачам Главного управления относятся: — организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления; — обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления; — определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления; — принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления; — координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления; — организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления; — организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности. Основными функциями и полномочиями ГУЭБиПК МВД России являются: — обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в т. ч. совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс; — осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством; — документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. Следует также сказать, что в соответствии с Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 г. N 25005) ГУЭБиПК входит в Перечень оперативных подразделений системы МВД России. Структурный анализ Указа «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и утвержденного им Положения о МВД России свидетельствует, что в систему органов внутренних дел России в соответствии с п. 4 данного Указа, кроме центрального аппарата, входят территориальные органы МВД России. При этом структура территориальных органов МВД России представлена следующими четырьмя уровнями: 1) на окружном уровне — главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам; 2) на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; 3) на региональном уровне — министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ; 4) на районном уровне — управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в т. ч. по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур». На всех указанных выше уровнях территориальных органов МВД России созданы подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, являющиеся структурными подразделениями полиции. Таким образом, анализ рассматриваемого Указа, а также Положения о МВД России показывает, что система подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России включает в себя следующие пять уровней. 1. Первый уровень представлен Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции, созданным в центральном аппарате МВД России. 2. Окружной уровень. Данный уровень представлен главными управлениями МВД России по федеральным округам, управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам. 3. Межрегиональный уровень, представленный оперативными бюро МВД России, центрами специального назначения МВД России, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. 4. Региональный уровень. Данный уровень представлен министерствами внутренних дел по республикам, главными управлениями, управлениями МВД России по иным субъектам РФ. 5. Районный уровень. Этот уровень включает в себя: управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям; управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур». Отметим также, что согласно п. 5 Положения о МВД России руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. Отсюда можно сделать вывод, что и контроль деятельности всей системы МВД России, включая деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, уполномочен осуществлять Президент РФ, а также Администрация Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ. Данное положение Указа, считаем, соответствует рассмотренной выше ст. 49 Федерального закона «О полиции». Проведенный анализ Положения о МВД России свидетельствует также, что в соответствии с подп. 2 п. 12 к основным задачам МВД России отнесено противодействие преступности в целом, а следовательно, и экономической. Отметим также, что в п. 9 данного Положения установлено, что МВД России, а значит, и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, уполномочены разрабатывать и принимать в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению. В ходе рассмотрения нормативных правовых актов МВД России было установлено, что меры по предупреждению преступлений определены в базовом Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» <4>, которым, кстати, утверждена Инструкция «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (последняя редакция Инструкции от 30.12.2011 N 1340). ——————————— <4> В ред. Приказов МВД России от 29.01.2009 N 60, от 21.08.2010 N 618, от 25.12.2010 N 883, от 30.12.2011 N 1340 // СПС «КонсультантПлюс».

Сразу отметим, что определяющее значение в названной Инструкции имеет пункт 1. В нем дается понятие предупреждения преступлений органами внутренних дел: это деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Содержание данного пункта показывает, что предупреждение преступлений является одним из видов деятельности ОВД, а к субъектам предупреждения преступлений относятся службы, подразделения и сотрудники ОВД. Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 Инструкции основными задачами ОВД по предупреждению преступлений, в частности, являются: — выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; — выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление; — установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом следует сказать, что согласно Инструкции (п. 4) Главное управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России как структурное подразделение центрального аппарата МВД России наделено полномочиями по осуществлению различных видов деятельности, направленной на предупреждение преступлений в экономической сфере. Кроме того, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России наделено правом осуществления контроля и оказания практической и методической помощи в организации деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях (за исключением главных управлений МВД России по федеральным округам, оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России). Таким образом, анализ п. 4 рассматриваемой Инструкции показывает, что данное Главное управление является не только субъектом предупреждения экономических преступлений, но и субъектом контроля организации деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России. То есть данное Главное управление уполномочено осуществлять ведомственный контроль в соответствии со своей отраслевой компетенцией. Перейдем к анализу полномочий по предупреждению экономических преступлений со стороны территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, а также к определению предметов внешнего государственного контроля на этом уровне. В соответствии с п. 5 рассматриваемой Инструкции подразделения окружного, межрегионального и регионального уровней наделены полномочиями по организации работы подчиненных служб и подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне по комплексному решению задач предупреждения преступлений, нормативно-методическому обеспечению деятельности по предупреждению экономических преступлений, а также контролю за ее осуществлением на местах. Подразделения МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней уполномочены осуществлять контроль за организацией работы подчиненных подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне по комплексному решению задач, в т. ч. направленных на предупреждение экономических преступлений. Перечисленные направления их предупредительной работы на окружном, межрегиональном и региональном уровнях являются предметами внешнего госконтроля. Отметим также, что согласно п. 6 Инструкции в задачи территориальных органов МВД России районного уровня также входит осуществление деятельности по предупреждению преступлений. В частности, они проводят комплексные и целевые оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению преступлений и улучшению криминогенной обстановки; выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль; привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к деятельности по предупреждению преступлений. Эти направления деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне являются предметами внешнего госконтроля. С учетом проведенного анализа направлений деятельности по предупреждению преступности на различных уровнях в системе МВД России полагаем важным определить основные направления деятельности самих подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Дополнительный анализ рассматриваемой Инструкции позволяет определить, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции в целях предупреждения экономических преступлений должны сфокусировать внимание на следующих направлениях: — на выявлении причин и условий совершения преступлений экономической направленности; — внесении предложений по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; — проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления экономической направленности, а также своевременном принятии к ним мер предупредительного воздействия; — осуществлении ежемесячного анализа состояния преступности экономической направленности и принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению таких преступлений; — поддержании эффективного взаимодействия с другими подразделениями ОВД по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью экономической направленности, использовании имеющейся у них оперативной информации в работе по предупреждению и пресечению противоправной деятельности такими лицами; — осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и разобщение организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики; — обобщении и предупреждении характерных способов уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов (прибыли); — осуществлении комплексных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к совершению экономических преступлений, финансированию терроризма и экстремизма; — анализе состояния правопорядка в сфере потребительского рынка, выявлении, документировании правонарушений в этой сфере, а также защите прав потребителей и борьбы с правонарушениями на потребительском рынке. Указанные выше направления по предупреждению преступлений в сфере экономики, по нашему мнению, являются основными предметами внешнего государственного контроля, осуществляемого за деятельностью подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, созданных на различных уровнях системы МВД России. Итак, анализ данной Инструкции позволяет сделать вывод, что в системе органов внутренних дел Приказом МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сформирована вертикальная система предупреждения преступлений: от центрального аппарата до территориальных органов МВД России на районном уровне внутренних дел. Субъектами внешнего государственного контроля за деятельностью МВД России и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции являются: Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Вместе с тем и само МВД России является субъектом внешнего контроля. МВД России, в т. ч. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, а также территориальные органы МВД России осуществляют вневедомственный контроль над экономической преступностью и коррупцией. Кроме того, в системе МВД России осуществляется и ведомственный контроль за деятельностью подчиненных подразделений, в т. ч. и за деятельностью подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. В системе МВД России и других правоохранительных органов осуществляется и внутренний, или ведомственный, контроль. Данный вид контроля предусмотрен ст. 49 Федерального закона «О полиции». Так, в МВД России, ФСБ России, СВР России такой вид контроля осуществляют специальные инспекции, входящие в организационно-аналитические или инспекторские управления (департаменты) <5>. ——————————— <5> Тарасов А. М. Государственный контроль: Монография. Континент, 2008. С. 113; и др.

Таким образом, сделаем вывод, что государственными органами (субъектами) предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности являются органы государственной власти, их подразделения, должностные лица, на которых законом или другими нормативными правовыми актами возложены полномочия по выявлению, устранению, нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, их отдельных видов. Контроль, имеющий обязательную превентивную цель, играет важное значение в повышении эффективности деятельности органов, осуществляющих предупреждение экономических преступлений, в т. ч. МВД России, являющегося субъектом и объектом госконтроля. С учетом сказанного приведем схему, в которой указаны общие субъекты контроля и предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности (см. схему).

Общие субъекты предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности и внешнего контроля

Президент РФ, Органы судебной Администрация Президента РФ, ветви власти: Контрольное управление Конституционный Суд Президента РФ, РФ, Верховный Суд РФ, Муниципальные органы полномочные представители Высший Арбитражный исполнительной и Суд РФ представительной власти (не являются госорганами) Палаты Федерального Органы прокуратуры Собрания РФ, Счетная палата РФ Органы исполнительной Общественные и представительной объединения и власти субъектов РФ организации Правительство РФ (федеральные органы исполнительной власти) Уполномоченный по правам человека в РФ

Таким образом, в общую государственную систему предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности входят государственные органы власти, наделенные контрольными полномочиями и являющиеся важной и востребованной частью общей функциональной системы предупреждения преступности в Российской Федерации. Органы, осуществляющие контрольные функции, выявляют отклонения в экономической деятельности подконтрольных органов, их должностных лиц, устанавливают причины их появления, вырабатывают предложения по их устранению и предупреждению в будущем.

Литература

1. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Реализация органами внутренних дел уголовной политики в сфере защиты экономики. М., 2004. 2. Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 3. Минин А. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология». М., 2001. 4. Тарасов А. М. Государственный контроль в России: Монография. М.: Континент, 2008.

——————————————————————