Финансовые агенты как субъекты правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(Копина А. А.) («Финансовое право», 2009, N 5)

ФИНАНСОВЫЕ АГЕНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

А. А. КОПИНА

Копина А. А., преподаватель кафедры налогового права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

В статье рассматриваются компании, осуществляющие финансирование под уступку денежных требований, как субъекты правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Особое внимание уделяется рассмотрению обязанностей, установленных этим Законом, проведению надзора Федеральной службой по финансовому мониторингу. Легализация доходов, полученных преступным путем, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации относится к числу экономических преступлений, что объясняется тем, что зачастую легализация «грязных» денег происходит с использованием легальных финансовых институтов; при этом проникновение подобных средств в экономику приводит к ее подрыву, поскольку законный бизнес становится просто нерентабельным и конкуренция становится невозможной. Некоторые виды преступной деятельности невозможны без использования денежных средств; к подобным относятся терроризм и коррупция, борьба с которыми должна вестись в том числе и путем перекрытия финансирования подобной деятельности и невозможности легализовать средства, полученные от ее осуществления. На реализацию этой задачи направлен и Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1> (далее — Закон о противодействии), целью которого является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный Закон предусматривает использование ряда мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иные меры, предусмотренные федеральными законами Российской Федерации. Под обязательным контролем Закон о противодействии понимает контроль за операциями с денежными средствами, перечень которых определен ст. 6 указанного Закона. Сведения об этих операциях должны сообщать организации, осуществляющие данные операции с денежными средствами и имуществом, к которым ст. 5 Закона о противодействии до 15 января 2008 г. относила: кредитные организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

Федеральный закон от 28.11.2007 N 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <2> вступил в силу 15 января 2008 г. В соответствии с ним к перечню лиц, на которых распространяются основные требования Закона о противодействии, добавлены организации, заключающие договоры о финансировании под уступку денежного требования в качестве финансового агента. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6036.

Законопроект N 488142-4 «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Государственная Дума приняла 9 ноября 2007 г. сразу в трех чтениях, поскольку он был направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией. Данные изменения произведены в связи с тем, что под регулирование положений ФАТФ подпадают и коммерческие организации, заключающие договоры о финансировании под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, а этого ранее российским Законом о противодействии не предусматривалось, в том числе и по причине неопределенности, вызванной противоречиями, находящимися в самих нормах, регулирующих факторинговую деятельность. Так, ст. 825 Гражданского кодекса Российской Федерации <3> под финансовым агентом понимает банки и другие кредитные организации, а также коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа, однако Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <4> не предусматривает подобной лицензии. До настоящего времени судебная практика была несколько противоречива: были решения судов о признании сделок недействительными (ничтожными), поскольку совершены организациями, не имеющими соответствующего разрешения (лицензии), что противоречит законодательству в части несоблюдения нормы о специальном субъектном составе, хотя и здесь судьи несколько переусердствовали, ибо такие сделки, скорее, должны признаваться оспоримыми, а не ничтожными. В то же время некоторыми судами признается право компаний заключать соответствующие договоры и без наличия соответствующей лицензии <5>. В связи с этим до 2009 г. ситуация складывалась такая, что именно банки и кредитные организации в большинстве своем осуществляли финансирование под уступку денежного требования, т. е. даже специализированные организации старались получить лицензию банка, чтобы потом не доказывать свое право на осуществление факторинговой деятельности в суде, при этом другими видами деятельности по этой лицензии они могли и не заниматься. Банки и иные кредитные организации и без названных изменений подпадают под влияние Закона о противодействии. Таким образом, расширение перечня лиц за счет включения в них и финансовых агентов косвенно подтверждало право коммерческих компаний и без наличия лицензии кредитной организации осуществлять данную деятельность. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410. <4> Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430. <5> См.: Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2000, дело N Ф09-276/2000-ГК или Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.1998 N 955/98, хотя есть и противоположная позиция: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2006 г. по делу N А56-10078/2005.

В апреле 2009 г. Президент Российской Федерации подписал Закон, вносящий поправки в Гражданский кодекс, в соответствии с которыми финансовыми агентами отныне выступают коммерческие организации; таким образом, вопрос о лицензировании факторинговой деятельности разрешился в пользу ее отмены. В связи с этим отметим: коммерческие организации, выступающие в качестве финансовых агентов в договорах финансирования под уступку денежных требований, теперь подпадают под надзор Федеральной службы по финансовому мониторингу, поскольку отсутствует иной регулирующий орган в этой сфере. В соответствии со ст. 7 и Постановлением Правительства от 18.01.2003 N 28 организации, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, обязаны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, для чего финансовому агенту необходимо представить в Росфинмониторинг заявление о постановке на учет и карту постановки на учет по форме, установленной Росфинмониторингом. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона о противодействии организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом, обязаны: 1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента); 2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей; 3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях; 4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом; 5) представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и операций, в отношении которых при проведении внутреннего контроля есть основания полагать, что они совершаются в целях легализации (отмывания) денежных средств или финансирования терроризма. Предусматриваются еще и дополнительные обязанности, такие как: 1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц; 2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или его заместителя; 3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц; 4) на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах; 5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц; 6) разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях; 7) иные обязанности. В ходе идентификации клиента необходимо выяснить следующие сведения: — в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); — в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. После документального фиксирования в уполномоченный орган представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: — вид операции и основания ее совершения; — дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена; — сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания), в соответствии с разъяснениями <6> ФМС России для лиц, имеющих вид на жительство, идентификация производится при предъявлении действительного вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; ——————————— <6> Письмо ФМС России от 12.03.2007 N МС-1/4-3626 «О миграционной карте».

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; — сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; — сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; — сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции. В соответствии с п. 1.3 Инструкции Росфинмониторинга о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86 <7>, допускается представление информации следующими способами: ——————————— <7> Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2005 N 6890.

а) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях, удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации и заверенного печатью организации (подается по форме 3-СПД, форма и порядок заполнения которой установлены этим же Приказом); б) в виде электронного документа, формируемого организацией, подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью и имеющего равную юридическую силу с информацией на бумажных носителях. Информация на бумажных носителях направляется организациями (лицами) в Росфинмониторинг почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным, с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки; помещается в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки. Для отправки организациями электронных сообщений в Росфинмониторинг предусмотрены следующие способы передачи информации: сеть Интернет, модемная связь. Подготовка и отправка информации в виде электронного документа в Росфинмониторинг осуществляется с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации в Росфинмониторинг с применением средств криптографической защиты информации. На Росфинмониторинг возложена обязанность обеспечивать сохранность и неразглашение информации, представленной организациями (лицами). Банки осуществляют идентификацию в соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Правительство Российской Федерации в своих Рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р <8>, установило, что при разработке программы идентификации клиентов целесообразно использовать анкетирование, и при этом расширило список сведений, которые необходимо устанавливать и фиксировать; так, для идентификации юридического лица необходимо указать еще и коды статистики. Также Правительство в этом документе рекомендует при идентификации юридических лиц особенно обратить внимание: ——————————— <8> Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. N 29. Ст. 2995.

а) на состав учредителей (участников) юридического лица; б) на структуру органов управления юридического лица и их полномочия; в) на размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества. Однако данный документ носит рекомендательный характер, и лицо должно принимать его к сведению, что косвенно подтверждается также рекомендуемой для этого формой анкеты, установленной Приказом КФМ России <9>, которая не содержит граф, в которые необходимо вносить коды статистики и сведения о составе учредителей, структуре управления, а также размере зарегистрированного и оплаченного уставного капитала. Таким образом, обязанная организация при разработке правил идентификации своих клиентов вправе и не учитывать указанную информацию. ——————————— <9> Приказ КФМ России от 11 августа 2003 г. N 104 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс».

Идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов — физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30000 руб.: 1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы); 2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 3) связанных с осуществлением оплаты жилого помещения, коммунальных услуг, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также с осуществлением платежей за услуги связи; 4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок; 5) связанных с уплатой алиментов. Также при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15000 руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 руб., идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не производятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В процессе исполнения указанного Закона перед факторинговыми компаниями встал вопрос, должны ли они производить идентификацию должника по передаваемым требованиям, ведь он не является их клиентом и его сложно назвать выгодоприобретателем. О неоднозначности толкования участниками рынка факторинговых услуг данного положения свидетельствует запрос, поданный Ассоциацией факторинговых компаний в Росфинмониторинг, с просьбой разъяснить порядок применения Закона о противодействии для факторинговых компаний <10>. По мнению специалистов из Росфинмониторинга, финансовый агент должен идентифицировать и клиента, и должника в одном порядке, который предусмотрен для идентификации клиента <11>. ——————————— <10> По данным официального сайта АФК // URL: www. asfact. ru. <11> Подробнее см.: Копина А. А. Идентификация агента // ЭЖ-Юрист. 2008. N 46.

Финансовые агенты, как и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами, на которых распространяется действие Закона о противодействии, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля, которые разрабатываются в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации и подлежат утверждению в установленном порядке. В целях исполнения данного положения были приняты следующие документы: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» <12>, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» <13>, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <14>, Приказ Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу «Об утверждении Рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 11 августа 2003 г. N 104 <15>, Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 мая 2008 г. N 138 «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» <16>, Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 N 130 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» <17>. ——————————— <12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 188; 2005. N 44. Ст. 4562. <13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 26. Ст. 2676; 2007. N 45. Ст. 5492. <14> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 29. Ст. 2995; 2003. N 2. Ст. 197; 2005. N 50. Ст. 5302; 2007. N 46. Ст. 5582; 2008. N 18. Ст. 2049. <15> Финансовая газета. 2003. N 42. По заключению Министерства юстиции Российской Федерации данный документ в государственной регистрации не нуждается (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 28.08.2003 N 07/8796-ЮД). <16> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2008 г., регистрационный N 11843 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27. <17> Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2008 N 11823.

В соответствии с этими документами и в целях согласования правил организация представляет следующие документы: заявление о согласовании правил и два экземпляра правил внутреннего контроля. Образец заявления приведен в приложении 3 к Административному регламенту. В заявлении указываются идентификационные данные организации (наименование, ОГРН или ИНН, вид деятельности), адрес, по которому следует направить уведомление о принятом решении, и подпись должностного лица, ответственного за согласование правил внутреннего контроля за осуществлением операций с денежными средствами. Названные правила организация разрабатывает самостоятельно, исходя из норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и отдельных рекомендаций по составлению названных правил, которые должны включать: — порядок документального фиксирования необходимой информации; — порядок обеспечения конфиденциальности информации; — квалификационные требования к подготовке и обучению кадров; — критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации; — порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Семнадцатого февраля 2009 г. начал действовать Приказ <18> Росфинмониторинга, утвердивший Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное Положение установило круг лиц, которые обязаны проходить обязательную переподготовку и обучение не реже одного раза в год, к которым для факторинговых компаний относятся: руководитель организации, руководитель филиала организации, заместитель руководителя организации (филиала), специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета, работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, работники службы внутреннего контроля организации (филиала), иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов. ——————————— <18> Приказ Росфинмониторинга от 1 ноября 2008 г. N 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обучение производится в следующих формах: вводный инструктаж в организации, плановый инструктаж в организации, внеплановый инструктаж в организации, участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях, самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления. Руководителем организации должен быть утвержден список работников, которые обязаны пройти обучение в организации, а также не позднее 31 января предшествующего года — план-график, разработанный на основе программ обучения. Не реже одного раза в год организация обязана проводить проверку знаний и навыков соответствующих работников. Проверку исполнения обязанностей, предусмотренных Законом о противодействии, в том числе и по идентификации клиентов и выгодоприобретателей, Росфинмониторинг осуществляет в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 N 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <19>. Проверки организаций проводятся в форме: ——————————— <19> Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2008 N 11811.

— камеральных проверок (проводятся по месту нахождения Росфинмониторинга и его территориальных органов, путем анализа имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа) информации о проверяемой организации, а также сведений и документов, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов согласно приложению 1 к рассматриваемому Приказу, в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом); — выездных проверок (по месту нахождения проверяемой организации, путем анализа документов и иной информации, истребованных от организации, а также информации о проверяемой организации, имеющейся в распоряжении Росфи нмониторинга (территориального органа), в порядке и в соответствии с требованиями указанного Приказа, срок проверки не может превышать 30 дней, который может быть продлен еще на 30 дней в исключительных случаях и на основании мотивированного запроса приказом руководителя Росфинмониторинга). Проверке подлежит любой период деятельности организации начиная с 1 февраля 2002 г. — даты вступления в силу Федерального закона, однако для факторинговых компаний проверка будет осуществляться с 15 января 2008 г., т. е. даты вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений. Проверка проводится на основании приказа, подписанного руководителем Росфинмониторинга (уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа (уполномоченным им должностным лицом), заверенного печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации. Приказ о проведении проверки должен содержать: — цель проводимой проверки; — наименование организации, в которой проводится проверка, место нахождения организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); — период деятельности организации, подлежащий проверке; — фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(-ых) на проведение проверки; — дату начала и дату окончания проверки. Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации может проводиться только по приказу руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица) на основании мотивированного обращения руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица). По результатам проверок составляются акты проверки в двух экземплярах. Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным(-и) лицом(-ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(-и) на проведение проверки. Второй экземпляр акта проверки не позднее трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается представителю организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта получения акта проверки. К акту выездной проверки прилагаются заверенные подписью руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) и печатью организации копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях Федерального закона. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет ответственность в соответствии со ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

——————————————————————