Безопасность как неотъемлемая составляющая благоустройства населенных пунктов

(Торговченков В. И.)

(«Законность», 2013, N 10)

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В. И. ТОРГОВЧЕНКОВ

Торговченков Владимир Иванович, прокурор Тамбовской области, государственный советник юстиции 3 класса.

В статье исследуются вопросы безопасности граждан в контексте проблемы заброшенных, разрушенных и аварийных домов, строений и сооружений.

Ключевые слова: безопасность, бесхозяйные домовладения, заброшенные дома, прокуратура.

Safety as an integral part of urban planning

V. I. Torgovchenkov

The article studies the issues of safety of citizens in the context of problem of abandoned, destroyed and repair houses, facilities and structures.

Key words: safety, unpossessed property, abandoned houses, the public prosecutor’s office.

В 2012 г. прокуратурой Тамбовской области проводилась активная работа по надзору за соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия. Масштабы проблемы, выразившиеся в недостаточном внимании со стороны органов государственной власти и местного самоуправления к памятникам истории и архитектуры, высветили необходимость принятия мер и по другому не менее важному вопросу, от скорейшего решения которого напрямую зависит безопасность каждого жителя области.

Областной прокуратурой инициировано проведение проверки исполнения законодательства о благоустройстве населенных пунктов. При этом прокурорам на местах прокуратурой области было предложено уделить особое внимание вопросам безопасности и надлежащего содержания жилых домов, зданий и сооружений.

Бесхозяйные и разрушенные домовладения, в которые есть свободный доступ, — потенциально опасные объекты с точки зрения общественной безопасности и антитеррористической защищенности. Они становятся местом пребывания преступных элементов, лиц без определенного места жительства, а также нелегально находящихся на территории России иностранных граждан. Беспрепятственное проникновение в заброшенные дома создает условия для совершения противоправных действий.

Подтверждением тому может служить факт обнаружения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в нежилом полуразрушенном строении в с. Калиас Кирсановского района Тамбовской области 137 патронов к нарезному оружию калибра 5,45 мм и двух магазинов к автомату АК-74. МОМВД «Кирсановский» возбуждено уголовное дело, ведется расследование.

В другом случае Рассказовским МСО СУ СК РФ по Тамбовской области в отношении гражданина Ф. 1991 г. р. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 134 УК. Согласно установленным обстоятельствам в заброшенном доме «Усадьба В. Т. Асеева», расположенном в г. Рассказово, регулярно собирались компании подростков и молодых людей для распития спиртного. На чердаке дома находившийся в состоянии алкогольного опьянения Ф. совершил с ранее незнакомой ему несовершеннолетней Н., не достигшей 16-летнего возраста, половой акт.

С целью недопущения подобного прокурорами по результатам надзорных мероприятий принят комплекс мер, направленных как на выявление и учет подобных строений, так и на исключение возможности доступа в них и использования.

По результатам проверки областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятых в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», прокурорами активно использовались полномочия по понуждению органов местного самоуправления снести неиспользуемые аварийные дома, жители которых расселены.

Из 8 муниципальных образований, принявших участие в реализации программ, в 5 выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим выполнением обязательств по сносу домов, что было одним из первостепенных условий вступления органов местного самоуправления в программы. Всего своевременно не было снесено 49 аварийных зданий.

К примеру, прокурором г. Моршанска установлено, что на момент проверки не были выполнены работы по сносу 13 из 23 аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в 2010 — 2012 гг. в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Ввиду продолжающегося разрушения строения представляли опасность для жизни и здоровья граждан, предупредительных знаков около них не было, территория вокруг не ограждена, эти места могли посещать подростки и дети.

По результатам проверки прокурор города направил в суд заявление о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования и обязании снести аварийные строения. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Прокуратурой области в адрес администрации области внесено представление об устранении нарушений законодательства. Благодаря принятым актам реагирования деятельность органов местного самоуправления заметно активизировалась.

Уклонение от решения рассматриваемого вопроса способствует снижению эффективности проводимой работы в области профилактики нарушений террористической направленности.

Прокурором г. Мичуринска вскрыт факт нахождения возле дома по ул. Советской заброшенного двухэтажного строения, доступ к которому имели лица девиантного поведения. В соответствии с п. 2.2.3 муниципальной целевой программы «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2012 — 2015 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Мичуринска от 16 марта 2012 г. N 538, одним из профилактических мероприятий предусмотрено уточнение перечня заброшенных зданий и помещений, расположенных на территории города.

Поскольку необходимая работа по учету объектов проводится ненадлежащим образом, главе администрации г. Мичуринска внесено представление.

На территории 11 сельсоветов и поссовета Токаревского района были жилые помещения, владельцы которых давно умерли, жилые дома пришли в негодность и фактически являются бесхозяйными. Вместе с этим каких-либо мер к определению правового статуса указанного жилья сотрудники органов местного самоуправления не принимали. В адрес глав сельсоветов и поссовета внесены представления об устранении нарушений закона.

Несколько таких домов в г. Жердевке находятся в непосредственной близости от железной дороги, что создает условия для совершения террористического акта или иных противоправных действий. Главе администрации города также внесено представление об устранении нарушений закона.

Должная работа в отношении заброшенных домов и строений не ведется многими органами местного самоуправления области, в связи с чем вопрос совершенствования деятельности администраций городов и районов прокуратурой области поставлен перед председателем ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области».

Отдельную проблему представляют многочисленные случаи уклонения собственников от выполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту объектов недвижимости.

Законодательством РФ установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, заключающиеся в обязанности собственника использовать жилое помещение по назначению и поддерживать в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Действующими в каждом муниципальном образовании области правилами благоустройства на собственников помещений многоквартирных домов, владельцев индивидуальных жилых домов возложена обязанность производить весь комплекс мероприятий по поддержанию своих объектов недвижимости в надлежащем техническом состоянии.

Контроль за соблюдением правил благоустройства осуществляют администрации городов и районов. Статьей 8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» установлена ответственность за неисполнение требований правил благоустройства.

Однако, как показали проверки, соответствующая работа по рассматриваемому направлению органами местного самоуправления не организована и не проводится.

В областном центре выявлены факты непринятия мер по ремонту фасадов многоквартирных домов. Здания длительное время не ремонтировались, внешние элементы фасадов находятся в неудовлетворительном состоянии, не покрашены, цоколь разрушен, окна закрыты листами металла.

Эти строения расположены на центральных улицах, в исторически сложившейся системе застройки, их техническое состояние негативным образом сказывается на внешнем облике и эстетическом виде города.

Согласно ст. 293 ГК при использовании собственником жилого помещения не по назначению, бесхозяйственном обращении с жильем, что приводит к его разрушению, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а также назначить соразмерный срок для ремонта помещения.

При неисполнении этого предупреждения, использовании жилого помещения не по назначению либо непроведении без уважительных причин необходимого ремонта суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Учитывая, что эти полномочия орган местного самоуправления не использует, прокуратура области внесла представление главе администрации г. Тамбова с требованием организовать и провести обследование городской территории с целью выявления жилых домов, зданий и строений, собственники которых уклоняются от обязанностей по содержанию и ремонту. Аналогичные акты реагирования приняты прокурорами городов Котовска, Моршанска, Мичуринска, Кирсановским межрайпрокурором, прокурором Жердевского и других районов.

По всем выявленным нарушениям прокуроры приняли меры реагирования, направленные на устранение нарушений и активизацию работы администраций городов и районов. Внесено 107 представлений об устранении нарушений законодательства, в суды направлено 28 заявлений об обязании выполнить работы по сносу аварийных строений, организовать учет заброшенных домов, исключить доступ в них.

Прокуратурой области на места направлено информационное письмо о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о благоустройстве населенных пунктов.

О состоянии законности в обозначенной сфере правоотношений проинформированы глава администрации области, председатель областной Думы и главный федеральный инспектор в Тамбовской области.

Надлежащий учет, ограничение доступа в заброшенные дома и строения, работа с собственниками объектов недвижимости — это действенные и эффективные меры по предупреждению преступлений террористической направленности (ст. ст. 205, 205.1 УК и др.), их значение явно недооценено.

Представляется необходимым обратить внимание и на взаимосвязь рассматриваемой проблемы со ст. 207 УК, предусматривающей ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Немаловажным аспектом при определении возможности наступления негативных общественно опасных последствий по этой статье является признак реальности восприятия сообщения о готовящемся взрыве или поджоге. Полученная информация о заложенной бомбе в неиспользуемых домах в силу объективной возможности и простоты совершения подобных действий многократно усиливает эффект реальности угрозы.

Более того, наличие подобных проблемных домов и строений значительно расширяет перечень объектов, в отношении которых сообщаются сведения о заложенных взрывных устройствах, а порой и подталкивает социально дезадаптированные элементы к совершению противоправных действий.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по профилактике террористических проявлений, а поскольку устранение указанных нарушений в области благоустройства не требует значительных финансовых затрат со стороны администраций городов и районов, необходимый положительный результат при проявлении должной принципиальности прокуроров может быть достигнут в короткие сроки.

——————————————————————