Контролируемая поставка в системе мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков

(Артюшенко А. Б.)

(«Общество и право», 2010, N 1)

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА В СИСТЕМЕ МЕР БОРЬБЫ

С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

А. Б. АРТЮШЕНКО

Артюшенко Алексей Борисович, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье определяется место контролируемой поставки в системе мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Осуществлена классификация видов данного оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с признаками, присущими контролируемой поставке.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, нормативные правовые акты, меры борьбы, контролируемая поставка.

In the article the place of controllable delivery in system of measures of struggle against a drug trafficking is advanced. Classification of kinds of the given operatively-search action according to the signs inherent in controllable delivery is carried out.

Key words: a drug trafficking, standard elements of law, struggle measures, controllable delivery.

В системе оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков [1], контролируемая поставка является наиболее сложным и эффективным мероприятием. Она, как правило, связана с разоблачением наркодельцов, занимающихся транспортировкой крупных партий наркотиков как в бывшие государства — участники СНГ, так и в другие страны. Впервые метод контролируемой поставки как операции по скрытому полицейскому контролю грузов, связанных с наркотическими средствами, был применен в 70-х годах прошлого столетия сотрудниками Интерпола. В настоящее время указанная операция включена в арсенал методов деятельности правоохранительных органов большинства стран мира.

Основополагающим началом контролируемой поставки наркотиков являются документы и положения, разработанные ООН. Так, п. «i» ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. дает определение контролируемой поставки как «метода, при котором допускается ввоз, провоз или вывоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении преступления». В типовом руководстве ООН по подготовке сотрудников антинаркотических подразделений органов охраны правопорядка говорится: «Контролируемые поставки являются эффективным методом обеспечения соблюдения законов о наркотиках, позволяющим должностным лицам правоохранительных органов разных стран выявлять членов международных организаций, которые осуществляют поставки наркотических средств или психотропных веществ через национальные границы. Этот оперативный метод требует тесного сотрудничества правоохранительных органов, а также тщательного планирования этой деятельности и точного исполнения».

В теории оперативно-розыскной деятельности под контролируемой поставкой наркотиков понимается осуществляемое, при наличии указанных в законе оснований и с соблюдением установленных процедур, перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, партии наркотических средств или психотропных веществ в целях пресечения противоправных действий и выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. В. И. Михайлов пишет: «В практике оперативно-розыскной деятельности под контрольной поставкой понимается осуществляемое при наличии указанных в законе оснований и с соблюдением установленных процедур перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, товаров и предметов в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению» [2, с. 12].

Авторами, исследующими контролируемую поставку, приводилась классификация контролируемых поставок по различным признакам [2; 3]. Различают следующие виды контролируемых поставок. Во-первых, по территориальному признаку.

Внутренняя контролируемая поставка — контролируемое перемещение груза с наркотиками (груза наркотиков), незаконно транспортируемого в пределах границ одного государства. Практика подтверждает эффективность подобных операций, так как они позволяют выявить межрегиональные связи наркодельцов, источники и каналы внутригосударственного нелегального оборота наркотиков.

Внешняя контролируемая поставка (международная) — контролируемое перемещение груза с наркотиками (груза наркотиков), незаконно транспортируемого за пределы или через границы какого-либо конкретного государства. Как правило, эти контролируемые поставки проводятся совместными усилиями сразу нескольких субъектов оперативно-розыскной деятельности двух и более государств.

Транзитная контролируемая поставка — контролируемое перемещение груза с наркотиками (груза наркотиков) транзитом через территорию одного государства на территорию другого.

Во-вторых, по способу перемещения контролируемые поставки принято различать на:

контролируемые поставки транспортных грузов (в контейнерах, специальных емкостях, багаже);

контролируемые поставки в личных вещах и в полостях тела человека (внутриполостной способ транспортировки наркотиков) [4];

контролируемые поставки в почтовых отправлениях;

контролируемые поставки с использованием других способов транспортировки.

В-третьих, по способу получения первичной информации контролируемые поставки подразделяются на выявляемые на этапе подготовки (имеется оперативная информация о готовящемся перемещении наркотиков) и выявляемые в ходе незаконного перемещения наркотиков (факт незаконного перемещения наркотиков выявляется в результате пограничного и таможенного досмотра, при проверке почтовых отправлений и т. п.).

В зависимости от избранной тактики контролируемые поставки принято подразделять на обычные и подменные (чистые). При проведении обычной контролируемой поставки обнаруженная партия наркотических средств из незаконного оборота не изымается. Подменной называется такая поставка, в процессе организации которой наркотики изымаются, а вместо них используется муляж. Нередко такие операции называют «чистыми» контролируемыми поставками. Этот метод устраняет опасность утери наркотиков, дает большие возможности для маневрирования при организации наблюдения за грузом, что снижает риск вызвать настороженность наркокурьеров, а также наркодельцов, которые могли организовать контрнаблюдение.

В частности, В. С. Овчинский пишет: «С учетом характера контролируемой поставки различают обычные поставки, когда обнаруженные предметы (оружие, наркотики и др.) не изымают до завершения операции, и чистые, когда производят полное или частичное изъятие контролируемого предмета, заменяя на муляж (предметы, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также могущие использоваться в качестве компонентов для изготовления оружия массового поражения, подлежат безусловной замене)» [5].

Возможен и комбинированный вариант контролируемой поставки, когда наркотики подменяются частично. Это позволяет использовать в операции лишь часть перевозимых наркотиков, сохраняя другую часть, и избежать лишних подозрений со стороны контрабандистов. Такие вопросы, как целесообразность подмены наркотиков или же вопросы о необходимом количестве наркотиков, оставляемых в грузе, должны решаться отдельно в каждом конкретном случае, в зависимости от национального законодательства, тактических особенностей проведения операции и т. д. Практика показывает, что некоторые страны дальнего зарубежья, например Великобритания, как правило, считают обязательным максимально полное изъятие наркотика из контролируемого груза, оставляя такое количество, которое необходимо для возбуждения уголовного дела и проведения экспертизы.

В зависимости от характера действий правонарушителей контролируемые поставки наркотических средств подразделяются на сопровождаемые и не сопровождаемые курьерами. Наличие сопровождения, а также вероятность контрнаблюдения со стороны наркодельцов учитывается при выборе тактики проведения подготавливаемого мероприятия.

Таким образом, контролируемая поставка наркотиков — это закрепленный как международным, так и национальным законодательством комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий, суть которых заключена в обеспечении контролируемого перемещения (перевозки, пересылки) обнаруженной правоохранительными органами незаконной партии наркотических средств или психотропных веществ в целях выявления и последующего разоблачения максимально полного числа участников противоправных действий, связанных с незаконным производством и распространением указанных средств, а также получения иных данных, имеющих значение в деле борьбы с наркопреступностью.

Литература

1. Далее по тексту под термином «наркотики» следует понимать совокупность наркотических средств и сильнодействующих веществ.

2. Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. М., 1998.

3. Кубов Р. Х. Оперативно-розыскная профилактика организованных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Российский следователь. 2008. N 3.

4. В специальной литературе встречается указание на проведение контролируемой поставки при перемещении наркотиков внутриполостным способом, однако практика ряда государств считает такой способ проведения контролируемой поставки недопустимым, так как присутствует явная угроза для здоровья и жизни человека.

5. Овчинский В. С. Контролируемая поставка // Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001.

——————————————————————

Вопрос: На основании указа Президента Российской Федерации регистрация при воинской части запрещена, имею служебную квартиру, но при ней тоже не регистрируют или только временно. Где мне и как постоянно зарегистрироваться, защитить свои и семьи права?

(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 2)

Вопрос: На основании указа Президента Российской Федерации регистрация при воинской части запрещена, имею служебную квартиру, но при ней тоже не регистрируют или только временно. Где мне и как постоянно зарегистрироваться, защитить свои и семьи права?

Ответ: При ответе на Ваш вопрос необходимо отметить, что в настоящее время нет указа Президента Российской Федерации, ограничивающего каким-либо образом правовой режим регистрации граждан, в том числе и военнослужащих, по месту жительства.

Данный вопрос регламентируется п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение (выделено мной — С. Ш.), специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (п. 17 Регламента) для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

— документ, удостоверяющий личность;

— заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6;

— документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенную копию, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Таким образом, Вы можете быть зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части или по адресу служебной квартиры.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук

——————————————————————