Проблема оборота огнестрельного оружия на Дальнем Востоке

(Морозов Н. А., Шевцов А. С.) («Журнал российского права», 2010, N 1)

ПРОБЛЕМА ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Н. А. МОРОЗОВ, А. С. ШЕВЦОВ

Морозов Николай Александрович — кандидат юридических наук; кафедра уголовного права Юридического института Дальневосточного государственного университета.

Шевцов Андрей Сергеевич — Приморская коллегия адвокатов «Правое дело».

По данным ООН, все огнестрельное оружие запрещено лишь в Люксембурге и Малайзии. Ручное огнестрельное оружие запрещено только в России, Республике Беларусь, Китае, Японии и во Вьетнаме. В свою очередь, никакие виды огнестрельного оружия не запрещены лишь в Буркина-Фасо, Дании, Финляндии, Германии, Румынии, Швеции, Уганде и Замбии. В тех странах, где гражданам предоставлено право на ношение ручного огнестрельного оружия в целях самообороны или охотничьего или спортивного оружия для охоты или занятий спортом, имеется весьма жесткое оружейное законодательство, ограничивающее круг возможных субъектов его владения и пределы его применения. Вместе с тем важным криминогенным фактором современности является незаконный оборот оружия. Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия уступает лишь индустрии наркобизнеса. Насилие с применением оружия превратилось в инструмент давления на государственные структуры различных уровней, стало способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, несговорчивых банкиров, неисправных должников и настойчивых кредиторов, средством разрешения конфликтов в преступной среде. Незаконный оборот оружия является одним из центральных вопросов для Российской Федерации в целом и для Дальнего Востока в частности. Дальний Восток России — это обширная приграничная территория. Данная теория в силу особенностей определенного геополитического и социально-экономического положения имеет и ряд присущих ей общих черт, связанных с интенсивным движением транспорта, товарно-денежных потоков, высоким уровнем миграции и т. п. Традиционными для приграничных районов России являются прежде всего трансграничные преступные посягательства: контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, операции по незаконному вывозу из России сырья, оружия, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов и других природных ресурсов. Организованные преступные группировки из России все активнее выходят на территории соседних стран. Они активно действуют на территории Японии, Республики Корея и КНР. Дальневосточные группировки в последнее время значительно активизировали свою внешнеэкономическую деятельность, налаживают преступные связи с зарубежными преступными формированиями, особенно в таких видах преступлений, как контрабанда автотранспорта, оружия, наркотических веществ. Россия сегодня активно вовлекается в незаконные экспортные и импортные операции с оружием. Среди каналов нелегального перемещения оружия и боеприпасов через границы в последнее время выделяется контрабанда на судах торгового и рыболовного флота России. Одними из наиболее часто встречающихся мест, куда нелегально предпринимаются попытки вывоза из России оружия, являются Япония и Китай. В 2007 г. органами внутренних дел Дальневосточного федерального округа (ДФО) зарегистрировано 1209 преступлений (за аналогичный период 2006 г. — 1202), связанных с незаконным оборотом оружия, из которых раскрыто 918 (в 2006 г. — 851). За этот период на Дальнем Востоке выявлено 612 лиц (в 2006 г. — 560), совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. При этом количество преступлений с использованием огнестрельного оружия снизилось на 6,1% <1>. ——————————— <1> См.: В 2007 г. на Дальнем Востоке выявлено 1209 преступлений, связанных с оборотом оружия // prim. regnum. ru/news/903903.html (24.10.2007).

Не удалось избежать проблем с незаконным оборотом оружия и такой благополучной в отношении преступности стране, как Япония. В последнее время возросло количество случаев, когда жертвами криминального применения оружия становились политические деятели, представители СМИ и простые граждане. Так, высокий общественный резонанс получило такое преступление, как убийство мэра города Нагасаки в апреле 2007 г. Согласно подсчетам главного полицейского управления Японии, за первое полугодие 2007 г. в стране в четыре раза увеличилось количество погибших от огнестрельных ранений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года <2>. ——————————— <2> См.: Японское правительство станет давать пожизненный срок за применение огнестрельного оружия // РИА «Новости». 2007. 16 окт.

Однако доля насильственных преступлений, связанных с использованием оружия, в общем объеме преступности Японии стабильно низка. Так, в Японии соотношение убийств с применением огнестрельного оружия к общему количеству убийств составляет всего 4,1%, что на порядок ниже, чем в других развитых странах. Другой проблемой является незаконный ввоз огнестрельного оружия на территорию Японии. В 1999 г. полиция изъяла 1001 пистолет: 837 стволов (84%) — пистолеты заводского изготовления, 164 ствола (16%) — подделки кустарного изготовления. Из общего числа изъятого оружия 58% принадлежало членам или сообщникам борекудана. Большая часть пистолетов завезена в Японию из других стран (производства США — 30%, Китая — 20%, Филиппин — 10%). Японская мафия использует каналы контрабандного ввоза оружия также из Бразилии, Италии, Испании, Бельгии, а теперь и России. С 1989 г. возрастает импорт оружия китайского и российского производства, в том числе пистолетов Токарева. Широкую огласку получило обнаружение в 1994 г. в секте «Аум Синрике» запасов огнестрельного оружия, в том числе российского производства (автоматы Калашникова), что позволило, кстати, говорить о «московском следе секты» с последующими обвинениями в адрес одного из ведущих российских политиков этого периода. Кроме того, возрастает количество изъятых в Японии пистолетов, вывезенных из России. Только за шесть месяцев 2000 г. правоохранительными органами Японии было конфисковано 75 российских пистолетов, например в 2000 г. в порту Отару только на одном российском судне («Островский») было обнаружено 23 пистолета Макарова и свыше 70 боеприпасов к ним. По статистике Японии, в 2003 г. оружие российского производства занимало 5% в общем объеме незаконного оборота оружия в Японии (несмотря на то, что в 2000 г. был выявлен всего один случай незаконного ввоза российского оружия). За девять месяцев 2003 г. правоохранительные органы Японии выявили 57 случаев незаконного ввоза российского оружия. Большая часть оружия завозится в Японию на российских рыбацких судах, которые также нередко занимаются и перевозкой нелегальных эмигрантов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (КНР, КНДР и других стран) <3>. ——————————— <3> См.: Увеличился поток незаконного ввоза в Японию оружия из России // www. tiaostrova. ru (2003. 29 окт.).

В случае с Китаем незаконный оборот огнестрельного оружия принимает главным образом форму контрабандного перевоза огнестрельного оружия, особенно в районах вдоль юго-западных границ этого государства. Именно там преступная деятельность, связанная с контрабандным провозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия, получила наибольшее распространение. Более того, речь идет прежде всего о транснациональных преступлениях, совершаемых организованными преступными группами посредством сговора между местными жителями и посторонними лицами и проявляющих отличительные особенности профессиональной, коллективной и международной преступности, осуществляемой в рамках скоординированного процесса производства, транспортировки и сбыта оружия. Такое оружие поступает в основном из внешних источников и создает большую угрозу для общественного порядка и стабильности в Китае. Благодаря решительным мерам, применяемым компетентными властями, в последние два года наметилась тенденция к постепенному снижению количества контрабандно возимого огнестрельного оружия, и это количество с тех пор остается на относительно низком уровне. В 1993 г. филиппинская полиция начала операцию с целью изъятия огнестрельного оружия, в результате операции было изъято 12 409 единиц огнестрельного оружия. Государственное лицензирование оружейных заводов привело к снижению количества незаконных оружейных заводов до минимума. К 30 октября 1994 г. было зарегистрировано 568 194 единицы огнестрельного оружия. В 1993 и 1994 гг. трижды издавались президентские указы, предоставляющие трехмесячную амнистию для сдачи незарегистрированного огнестрельного оружия, которое могло быть зарегистрировано на имя владельца. В результате было зарегистрировано 77 645 единиц огнестрельного оружия. Целями данных указов была регистрация предположительно 250 000 единиц незарегистрированного огнестрельного оружия для завершения и обновления записей об огнестрельном оружии и основание отделов огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, которые функционируют как расчетные палаты для всех отчетов и информации, имеющих отношение к огнестрельному оружию и боеприпасам. Благодаря строгому контролю оружия в Японии имеется очень низкий уровень преступлений, связанных с его применением. Жесткий запрет на свободное владение оружием позволяет оперативно раскрывать преступления, связанные с его применением. В Японии никому не разрешается иметь огнестрельное оружие «для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти» <4>. ——————————— <4> Закон Японии «О контроле за огнестрельным и холодным (клинковым) оружием» от 1958 г.

Ограничение прав японских граждан является исторически сложившейся традицией, поскольку частное владение огнестрельным оружием в Японии объявлено вне закона со времени издания сегуном Тойотоми Хидойоси указа о конфискации оружия крестьян в XVI в. «Katana — gari» (конфискация мечей) — мера, установленная Тойотоми Хидойоси в 1588 г. с целью подавления мятежей и восстаний сельского населения. Эта политика была продолжена династией Токугава <5>. ——————————— <5> Firearms Control in Japan 2001 Firearms Division National Police Agency // http://proknadzor. ru (21.10.99). (Пер. Филиппов В. В.)

В 1950 г. в Японии вступил в силу Закон «О контроле над хранением огнестрельного оружия и мечами», в 1958 г. — Закон «О контроле над огнестрельным оружием и мечами», устанавливающий общий принцип признания хранения огнестрельного оружия в Японии незаконным. Впоследствии к этому Закону было принято десять важных поправок, детально регламентирующих запрет. Центральной частью современного законодательства Японии об оружии является Закон «О контроле за огнестрельным оружием и мечами», который регулирует владение и импорт огнестрельного оружия. В Японии запрещено владение даже так называемым имитационным оружием, которое только внешне похоже на настоящее. Запрещены торговля и владение модельными пистолетами и револьверами, поскольку есть шанс, что они могут быть переделаны в настоящее оружие <6>. ——————————— <6> См.: Шелковникова Е. Безоружные самураи // http://www. hb. marine. su/holiday/men_cl/gan_all/samurai. htm.

Владение и использование охотничьих винтовок (дробовиков) и короткоствольного оружия хотя и не запрещено, но контролируется также очень строго <7>. Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактически огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно. Разрешение на его приобретение дают исключительно комиссии общественной безопасности префектур для целей охоты или спортивных стрельб по мишеням. Комиссия после получения заявки проводит тщательную проверку заявителя: возраст, делинквентность, психическое здоровье. Гражданин, получающий лицензию, в обязательном порядке должен пройти соответствующую подготовку и сдать зачеты по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. А лицензия на нарезное охотничье оружие может быть выдана только тому, кто владеет гладкоствольным охотничьим оружием более 10 лет. Тем не менее к 2000 г. на руках у населения хранилось 415 тыс. охотничьих ружей, пневматических пистолетов, воздушных ружей. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено. На охотничью пневматику также необходимо получить разрешение Комиссии общественной безопасности. ——————————— <7> Kopel D. Japanese Gun Laws and Crime // American Rifleman, December 1988. С. 72 — 75.

Пистолеты почти полностью запрещены, за исключением полицейских и персонала сил самообороны и только в служебное время. Спортивные пистолеты имеют некоторые спортсмены, но только с разрешения Комиссии общественной безопасности. Также находятся под контролем некоторые виды игрушечных пистолетов. Производство и торговля охотничьим огнестрельным и пневматическим оружием также осуществляются по специальным лицензиям, выдаваемым губернаторами префектур. Примерно 97% охотничьего огнестрельного и пневматического оружия производится на экспорт. В Китайской Народной Республике для пресечения незаконного оборота оружия и улучшения обстановки в стране в 1996 г. был принят Закон «О контроле над огнестрельным оружием» <8>. Этот Закон содержит подробные положения, регулирующие производство стрелкового оружия и торговлю им, в нем установлена политика строгого контроля за экспортом стрелкового оружия, с тем чтобы препятствовать перенаправлению законного оружия по незаконным каналам. ——————————— <8> См.: Law of the People’s Republic of China on the Control of Firearms. Adopte at the 12-th Session of the Standing Committee of the 8-th National People’s Republic of China on July 5, 1996, and Effective as of October 1, 1996.

Производство оружия осуществляется под контролем правительства КНР. Производство и торговля оружием лицензируются вышеуказанным Законом «О контроле над огнестрельным оружием» (разд. 7). Уголовным и административным законодательством установлены повышенные санкции за преступления и правонарушения, связанные с незаконным производством, продажей, приобретением и хранением огнестрельного оружия либо его контрабандой. Китайские законы запрещают частным лицам владеть оружием и боеприпасами. В гражданском обороте разрешено использовать лишь спортивные и охотничьи виды огнестрельного оружия, которые приобретаются по специальной лицензии местных органов общественной безопасности (разд. 2 Закона «О контроле над огнестрельным оружием»). Использование огнестрельного гражданского оружия в целях самообороны не предусмотрено. Законом также предусмотрен институт служебного оружия <9>. Данный Закон закрепляет классификацию оружия самообороны. В статье 2 указанного Закона оружие самообороны (включая боеприпасы) подразделяется на два вида: тип 1, тип 2. Тип 1 — это пистолеты. Тип 2 включает в себя все охотничье оружие, пневматическое оружие и учебные ружья, за исключением охотничьих ружей, переделанных из винтовок (закон не относит их к охотничьему оружию). ——————————— <9> Firearms Management Regulations for Self-Defense of Servicemen Revised on Feb. 27, 2002.

Служащий может иметь по одной единице оружия каждого типа. Семья не может иметь более двух единиц оружия каждого типа и 50 патронов к оружию типа 1. В статье 5 Закон закрепляет исчерпывающий список служащих, которым положено иметь оружие самообороны. Заслуживает пристального внимания, на наш взгляд, опыт контроля за оборотом оружия на Филиппинах <10>, который осуществляет специальный отдел Национальной полиции. По данным филиппинского правительства, с 1 января по 1 октября 1994 г. на территории страны было совершено 766 преступлений, сопряженных с применением огнестрельного оружия <11>. ——————————— <10> См.: Материалы Международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия (Токио, 19 — 20 нояб. 1997 г.). Выступление представителя Филиппин г-на Серапио. С. 1 — 6. <11> См.: UNITED NATIONS. Economic and Social Council. 16 April 1996 // http://www. uncjin. org/Statistics/firearms/index. htm. 16 April 1996.

При этом, как подчеркнуто в Декрете Президента Филиппин N 1866 1997 г., «владение огнестрельным оружием является не правом, а привилегией законопослушного гражданина, для которой требуется лицензия, выдаваемая Филиппинской национальной полицией». Для получения лицензии лицу необходимо среди прочего представить доказательства гражданства, достигнуть возраста 21 года и не состоять на учете в полиции. Для ношения огнестрельного оружия требуется специальное разрешение от начальника полиции <12>. ——————————— <12> См.: Presidential Decree N 1866. The Revised Penal Code. 2004.

На Филиппинах официально разрешено к обороту пять категорий оружия: пистолеты и револьверы (их гражданский оборот ограничен); карабины и винтовки; крупнокалиберные карабины и дробовики (с целью охоты по разрешениям полиции на кенгуру, кабанов и т. д.); боевое и служебное оружие (гражданский оборот полностью запрещен). Указ Президента N 1866 закрепил презумпцию незаконного производства огнестрельного оружия и боеприпасов, в соответствии с которой владение любым оборудованием, инструментами, материалами, прямо используемыми в производстве огнестрельного оружия и боеприпасов, лицом, не связанным с законным производством огнестрельного оружия, является основанием для привлечения этого лица к ответственности за незаконное производство огнестрельного оружия и боеприпасов <13>. ——————————— <13> Presidential Decree N 1866. The Revised Penal Code. 2004. Sec 2. P. 310.

В соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона Республики N 8294, принятого Сенатом и Палатой представителей Филиппин во исполнение Указа Президента N 1866, уголовной ответственности подлежат президенты, менеджеры, директора или иные ответственные лица любой общественной или частной фирмы, объединения, компании, корпорации, если преднамеренно или умышленно допустили использование огнестрельного оружия, принадлежащего фирме, объединению, компании, корпорации, лицом или лицами, признанными виновными в нарушении законодательства об оружии. Контроль за оборотом оружия в Японии возложен на Национальное полицейское управление, которое осуществляет расследования нарушений законодательных актов об оружии. С начала 90-х гг. прошлого века Токийское управление полиции создало спецподразделение по борьбе с нелегальным ввозом огнестрельного оружия и информационные банки данных по преступлениям, связанным с огнестрельным оружием, контрабандой огнестрельного оружия, каналами перевозки и обнаружения оружия, полученного организованной преступностью. Карательные меры, предусматривающие уголовную ответственность за покушение либо приготовление к нелегальному ввозу ручного огнестрельного оружия всех видов, распространяются и за пределы страны. Если такое преступление подданный Японии совершил на территории иностранного государства, ему грозит до пяти лет тюремного заключения. Общий контроль за оборотом служебного и гражданского оружия в Китае возложен на Министерство общественной безопасности. Что касается незаконного оборота огнестрельного оружия внутри страны, то органы государственной безопасности Китая продолжают неустанно бороться против такой деятельности и объединяют свои усилия в деле борьбы, профилактики, контроля и организационного строительства с целью сведения воедино своего практического опыта и создания эффективного рабочего механизма <14>. Во-первых, они четко определяют свои цели и предпринимают специальные действия в надлежащее время. Во-вторых, они проводят экстенсивные информационно-пропагандистские кампании, мобилизуют широкие массы населения и используют средства массовой информации, включая газеты и телевидение, с целью повышения уровня осведомленности населения и расширения его знаний по проблеме огнестрельного оружия. В-третьих, они активизируют свои надзорные и правоприменительные функции. В-четвертых, они создают систему регулирования для эффективного выполнения своих обязанностей. В целях борьбы с деятельностью, связанной с трансграничным контрабандным перевозом и незаконным оборотом стрелкового оружия, китайские органы госбезопасности укрепляют свои административно-контрольные функции на границах, ужесточают проверки при въезде и выезде и активизируют сотрудничество с компетентными органами соседних государств путем заключения соглашений о сотрудничестве с ними, включая соглашения относительно расширения обмена информацией и совместных действий по борьбе с преступной деятельностью, связанной с контрабандным перевозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия. Китайские органы государственной службы безопасности постоянно уничтожают незаконное оружие и боеприпасы, конфискованные ими. Согласно статистическим данным, в 1998 и 1999 гг. было уничтожено 3579 и 2087 единиц незаконного огнестрельного оружия военного предназначения. ——————————— <14> См.: Доклад Генерального секретаря ООН. Незаконный оборот стрелкового оружия (25 августа 2000 г.). С. 24.

Введение строгих мер, контролирующих оборот оружия, уже в 1997 г. позволило снизить на 45% количество преступлений с применением огнестрельного оружия и на 85% сократить число фактов его незаконного хранения. Несмотря на то что с 2001 г. в Китае было отмечено постоянное снижение числа взрывов, хищений взрывчатых веществ и преступлений с применением оружия, в некоторых районах страны такие случаи все же происходят время от времени. Официальный представитель Министерства общественной безопасности Китая У. Хэпин заявил, что в свете трагедии в американской Вирджинии Китай еще более ужесточит контроль за оружием: «Трагедия в США затронула жизни очень многих молодых людей. Мы скорбим вместе (с ними), но это также напоминает нам о необходимости ужесточить контроль за использованием оружия… Китай не похож на США в том, что наше правительство и полиция осуществляют жесткий контроль за огнестрельным оружием, которое легко можно превратить в орудие убийства» <15>. ——————————— <15> См.: В Китае ужесточат контроль за оборотом оружия // http://www. novopol. ru/news19688.htm. РИА «Новости». 2007 г. 19 апр.

Министерство общественной безопасности КНР приняло решение о проведении в масштабах страны 4-месячной кампании по наведению порядка в сфере оборота взрывчатых веществ, стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия в целях снижения количества преступлений, связанных с их применением <16>. ——————————— <16> См.: В Китае проводится кампания по наведению порядка в сфере оборота взрывчатых веществ и стрелкового оружия // http://russian. people. com. cn/31521/4473949.html. (По материалам агентства Синьхуа.)

Кампания будет проводиться с учетом местных условий. Так, в провинциях Шаньси, Хэбэй, Хунань, Шаньдун, Фуцзянь и Хэнань упор будет сделан на пресечении правонарушений и преступлений, связанных с незаконным производством, использованием, хранением и продажей взрывчатых веществ. В провинциях Цинхай и Гуйчжоу усилия будут сосредоточены на пресечении преступлений, связанных с незаконным изготовлением и продажей стрелкового оружия и боеприпасов к нему. В Гуанси, Юньнани, Синьцзяне, Внутренней Монголии, Хэйлунцзяне и других приграничных районах главный удар будет нанесен по преступлениям, связанным с контрабандным ввозом стрелкового оружия и боеприпасов. Несмотря на то что на Филиппинах отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий вопросы оборота служебного и гражданского оружия, в этой стране последние 15 лет отмечены постоянным снижением количества преступлений с применением огнестрельного оружия. Как полагают представители полиции Филиппин, это следствие принимаемых в государстве мер, направленных на повышение уровня воспитания всего населения страны в сфере использования оружия: специальные телевизионные программы и рекламные ролики призывают население противостоять нелегальному обороту оружия. Государственная политика страны в области контроля за оборотом оружия проходит под девизом легализации оружия, находящегося у населения в незаконном обороте, либо его добровольной возмездной сдачи. Начиная с 1994 г. на Филиппинах было «амнистировано» (официально зарегистрировано) 268 498 единиц огнестрельного оружия, а только в 1997 г. было добровольно сдано 570 858 единиц огнестрельного оружия. В целях борьбы с контрабандой огнестрельного оружия силами национальной полиции были установлены как металлодетекторы, так и рентгеновские аппараты в портах для отслеживания входящих грузов. В дополнение филиппинские власти позволили лицензированным торговцам оружия импортировать все виды огнестрельного оружия в целях уменьшения незаконной перевозки огнестрельного оружия. Филиппинское правительство попросило иностранных послов уведомить их правительства, что все сделки, предметом которых является огнестрельное оружие, предназначаемое для филиппинцев, должны быть отложены, чтобы национальная полиция смогла обеспечить надлежащую проверку <17>. ——————————— <17> См.: UNITED NATIONS. Economic and Social Council. 16 April 1996 // http://www. uncjin. org/Statistics/firearms/index. htm. 16 April 1996.

Таким образом, несмотря на совершенно разный подход к регулированию оборота огнестрельного оружия на территории рассмотренных нами государств, эти страны пытаются всеми доступными средствами сдерживать уровень преступлений, связанных с применением оружия, на относительно приемлемом для них уровне. Как уже говорилось, в Китае и Японии действует запрет на ручное огнестрельное оружие, а на Филиппинах такого запрета нет. Это объясняется, прежде всего, нестабильной политической ситуацией в стране. Фактически в стране идет война, поэтому государство не пытается создавать «мертворожденные» запретительные законы, исполнение которых оно не способно обеспечить, а добивается контроля над уже имеющимся оружием. В Японии и Китае ситуация совершенно иная: основной проблемой является контрабанда оружия и, как следствие, организованная преступность, что угрожает государственной безопасности. В этих странах законодатель сделал ставку на усиление и улучшение работы правоохранительных органов, а не перекладывает свои обязанности по поддержанию правопорядка на своих граждан.

Библиографический список

В 2007 г. на Дальнем Востоке выявлено 1209 преступлений, связанных с оборотом оружия // prim. regnum. ru/news/903903.html. В Китае проводится кампания по наведению порядка в сфере оборота взрывчатых веществ и стрелкового оружия // http://russian. people. com. cn/31521/4473949.html. (По материалам агентства Синьхуа.) В Китае ужесточат контроль за оборотом оружия // http://www. novopol. ru/news19688.htm. РИА «Новости». 2007. 19 апр. Доклад Генерального секретаря ООН. Незаконный оборот стрелкового оружия (25 августа 2000 г.). С. 24. Материалы Международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия (Токио, 19 — 20 ноября 1997 г.). Выступление представителя Филиппин г-на Серапио. С. 1 — 6. Увеличился поток незаконного ввоза в Японию оружия из России // www. tiaostrova. ru (29 октября 2003 г.). Шелковникова Е. Безоружные самураи // http://www. hb. marine. su/holiday/en_cl/gan_all/samurai. htm. Японское правительство станет давать пожизненный срок за применение огнестрельного оружия // РИА «Новости». 16 окт. 2007. Firearms Control in Japan 2001 Firearms Division National Police Agency // http://proknadzor. ru (21.10.99). (Пер. Филиппов В. В.) Firearms Management Regulations for Self-Defense of Servicemen Revised on Feb. 27, 2002. Kopel D. Japanese Gun Laws and Crime // American Rifleman, December 1988. С. 72 — 75. Law of the People’s Republic of China on the Control of Firearms. Adopte at the 12-th Session of the Standing Committee of the 8-the National People’s Republic of China on July 5, 1996, and Effective as of October 1, 1996. UNITED NATIONS. Economic and Social Council. 16 April 1996 // http://www. uncjin. org/Statistics/firearms/index. htm. 16 April 1996.

——————————————————————