К вопросу о понятии стратегии борьбы с преступностью

(Суханов С. В.) («Российский следователь», 2010, N 11)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ <*>

С. В. СУХАНОВ

——————————— <*> Sukhanov S. V. On the issue of the concept of strategy of struggle with criminality.

Суханов С. В., аспирант кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), г. Иркутск.

В статье рассматривается термин «стратегия борьбы с преступностью», анализируются нормативно-правовые акты, а также различные точки зрения понимания сущности «стратегии борьбы с преступностью». Автором предложено определение понятия стратегии борьбы с преступностью.

Ключевые слова: преступность, стратегия борьбы, определение понятия.

The article considers the term of «strategy of struggle with criminality», analyses normative-law acts and also various viewpoints of understanding of the essence of concept of «strategy of struggle with criminality». The author proposes the definition of the concept of strategy with criminality.

Key words: criminality, strategy of struggle, definition of the concept.

При рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации стратегии борьбы с преступностью, в международных правовых актах, правовых документах, научных трудах по криминологии используются различные термины, отражающие некоторые черты рассматриваемого понятия. Использование многочисленных терминов и понятий, обозначающих один и тот же вид деятельности, имеет определенные недостатки, поскольку за каждым термином стоит разное содержание, что создает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном случае, так и в практической работе <1>. ——————————— <1> См.: Щербаков В. Ф. Государственная политика противодействия преступности в сфере экономики: понятие и сущностная характеристика // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. N 4. С. 151.

В этой связи установление значения терминов и понятий, обозначающих определенный феномен, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. По мнению Н. Н. Полянского, «дать надлежащую форму, определяющую термин, — это иногда может иметь значение не меньшее, чем иное, даже серьезное техническое открытие» <2>. В. М. Савицкий, определяя конкретную роль понятия права, отмечал «особенность терминов, которые выполняют роль стержня, вокруг которого концентрируются все другие языковые единицы, служат скелетом, который обрастает, обволакивается словесной тканью» <3>. ——————————— <2> Полянский Н. Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. 1938. N 5. С. 132. <3> Савицкий В. М. Язык процессуального закона. М., 1997. С. 9.

В целом появление термина «стратегия» связано с военным искусством. В Большой Советской энциклопедии сказано, что стратегия есть «мысль генерала». Наиболее известным военным философом, исследовавшим проблемы теории стратегии войны, является Карл фон Клаузевиц <4>. ——————————— <4> См.: История войн / Авт.-сост. Н. Н. Головкова, А. А. Егоров, В. Н. Подельников. Ростов-на-Дону, 1997. С. 345.

Заслугой Карла фон Клаузевица можно считать четкое разделение функций в войне, которую он подразделял на расстановку сил и ведение боя: «…отсюда происходит два совершенно различных вида деятельности: 1) организация отдельных боев и ведение их; 2) увязка их с общей целью войны» <5>. ——————————— <5> Клаузевиц К. О войне / Пер. с нем. А. К. Рачинского. М.: Гос. военное издательство, 1934. С. 67.

Карл фон Клаузевиц отмечал как иерархичность системы целей и средств их достижения: «первое средство от последней цели всегда отделено на почтительное расстояние целой иерархией промежуточных целей», — так и полную подчиненность средств достижения целей низшего уровня целям более высокого уровня: «…можно следить за действием причины до тех пор, пока оно заслуживает наблюдения, и точно так же можно оценивать целесообразность применения средства не только по отношению к ближайшей цели, но и рассматривая эту цель лишь как средство для достижения более высокой цели, и продолжать идти по этому пути, пока мы не дойдем до цели, которая не нуждается уже ни в какой проверке, ибо необходимость ее не подлежит сомнению» <6>. ——————————— <6> Там же. С. 99.

В научной литературе рассматриваемый термин употребляется в переносном смысле, где он обозначает пути и способы достижения в жизни какого-либо состояния, явления, а также излагается в виде конкретных рекомендаций <7>. ——————————— <7> См.: Определение такой стратегии выступает обдуманным, осознанным и контролируемым процессом.

«Стратегия борьбы с преступностью» относится к числу понятий, которые в современных условиях, «разорвав» узкие рамки одной науки, используются специалистами различных наук. Методологически верно говорить о динамике протекания разнообразных процессов и связей (соответственно, понятий), а также взаимодействие основных сфер общества: права, экономики, политики, идеологии, психологии, науки, техники, технологии, философии, культуры, социологии, истории. Однако, несмотря на популярность и определенную активность изучения, единого понимания указанного термина пока нет. Например, А. И. Долгова отмечает, что «содержание стратегии в криминологии все-таки близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она, в частности, определяет направления основных ударов с тем, чтобы выиграть эту борьбу. Важно определение стратегии не в идеальных условиях (для всех времен и народов), а в данных конкретных обстоятельствах, какими бы тяжкими они ни были: при отсутствии и финансовых средств у государства, и должного числа высококвалифицированных, преданных делу кадров в правоохранительных органах, при активном наступлении преступности на общество» <8>. ——————————— <8> Долгова А. И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 6.

С иных позиций охарактеризовал понятие «стратегия борьбы с преступностью» В. Н. Кудрявцев, отмечая, во-первых, что, несмотря на то что современные словари определяют стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения войны», «общий план боевых операций», она имеет и более широкое значение: «искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах». И во-вторых, «принимаемые стратегии, как правило, связаны с общей политической доктриной страны, ее общественным и государственным устройством и господствующей моралью» <9>. При этом, по мнению В. Н. Кудрявцева, выбор стратегий борьбы с преступностью зависит не сколько от положения дел с преступностью и от возможностей правоохранительных органов, сколько прежде всего от устойчивости и разбалансированности государственной политики в целом. ——————————— <9> Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 2005. С. 38.

В. И. Колесников, характеризуя стратегию борьбы с преступностью в России, приводит следующие черты: 1) стратегия — это искусство управления, базирующееся на научно обоснованных долгосрочных прогнозах развития криминальной ситуации, а также учете реальных перспектив организационно-правового и ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности; 2) совокупность необходимых комплексных и безотлагательных мер по совершенствованию всего механизма борьбы, а не просто контроля над преступностью; 3) необходимость обновления правовой, прежде всего законодательной, основы, приведение ее в соответствие с реалиями и прогнозируемыми перспективами развития преступности; 4) предусмотреть возможности наращивания усилий правоохранительных структур государства на приоритетных направлениях (борьба организованной, корыстно-насильственной, экономической преступностью и наркобизнесом); 5) создание единого федерального фонда для возмещения материального ущерба пострадавшим от преступлений, а также направленного на развитие материально-технической базы правоохранительной деятельности, учитывающего интересы всех ведомств <10>. ——————————— <10> См.: Колесников В. И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 18 — 27.

Обобщая вышесказанные точки зрения, нельзя не согласиться с мнением В. Н. Кудрявцева, который отмечает, что термин «стратегия» представляется более содержательным, чем «борьба» или «преодоление», потому что он предполагает наличие общей концепции, определение не только ближайших, но и отдаленных целей и способов их достижения, разнообразных мер, пригодных для применения в различных условиях <11>. ——————————— <11> См.: Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 2005. С. 38.

Многие авторы при характеристике понятия «стратегии борьбы с преступностью» выделяют и такой термин, как «тактика». Согласно Толковому словарю русского языка тактика — это совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели <12>. Здесь стоит вспомнить мнение одного из основоположников стратегической науки Шерфа, который отвергал традиционное деление на стратегию и тактику, так как эти понятия невозможно строго разделить <13>. ——————————— <12> См.: Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 777. <13> См.: Кеммерер. Развитие стратегической науки в XIX столетия / Пер. с нем. Государственное военное издательство СССР. М., 1938. С. 171.

Аналогичный подход можно проследить и в позиции ряда ученых-криминологов. В этой связи будет справедливым привести следующие определения. Так, о понятии «стратегия борьбы с преступностью» С. В. Бородин пишет: «Теория управления под стратегией понимает способы достижения целей» <14>. А. И. Долгова подчеркивает, что «стратегия — это искусство борьбы с преступностью, не только в целом, но и с отдельными ее видами (с учетом их места в общей системе преступности), т. е. проведение отдельных операций» <15>. ——————————— <14> Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 15. <15> Долгова А. И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 11.

Следует отметить, что термин «стратегия борьбы с преступностью» применяется в международных правовых актах <16>, законодательных актах, правовых документах, научных трудах по криминологии <17>. ——————————— <16> См., например: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН); Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (заключено в г. Минске 30 ноября 2000 г.). <17> См.: Вандышев А., Овчинский В. Стратегия профилактики // Советская юстиция. 1991. N 1. С. 5 — 6; Островских Ж. В. Специально-криминологические стратегии борьбы с бандитизмом: понятие, система, характеристика // Криминологический журнал БГУЭП. 2008. N 3. С. 18 — 24; и др.

Например, в ст. 10 Закона СССР «О Советской милиции» от 6 марта 1991 г. термин «определение стратегии борьбы с преступностью» отдельно использовался наряду со следующими понятиями: — разработка и руководство осуществлением общесоюзных программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; — разработка и координация выполнения межреспубликанских программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; — общее руководство (координация) деятельностью милиции и осуществлением согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественной безопасности и общественного порядка, борьбы с преступностью; — борьба с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, преступлениями на почве национальной или расовой вражды или пренебрежения, преступлениями, носящими межреспубликанский, общесоюзный и международный характер; — предупреждение преступлений и других правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и др. <18>. ——————————— <18> См.: Закон СССР от 6 марта 1991 г. N 2001-1 «О Советской милиции» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Изложенное позволяет говорить об определенной самостоятельности рассматриваемого понятия. Стратегия борьбы с преступностью как научная проблема не может быть решена без определения понятия, отражающего данное правовое явление. Понятие — это «1. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. 2. Мысль о предметах и явлениях действительности, отражающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. 3. Представление о чем-либо, осведомленность в чем-либо» <19>. ——————————— <19> Евгеньева А. П. Словарь русского языка. М., 1981. Т. 3. С. 290.

Таким образом, понятие есть мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) явления, обладающие этим признаком. Поскольку содержание всякого понятия составляют общие и существенные признаки явлений действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего явления. В данном случае это определение такого феномена, как стратегия борьбы с преступностью. Определением (дефиницией) называют логическую процедуру придания строго фиксированного смысла языковым выражениям (терминам). Понимать термин — значит знать, какие именно явления подпадают под него, т. е. по любому предъявленному нам явлению уметь решать вопрос, можно ли данный феномен обозначить данным термином. Чтобы достичь однозначности, с термином соединяют обычно особую мысль, в которой как раз и раскрывается его понимание <20>. ——————————— <20> См.: Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М., 1998. С. 215.

Представляется, что понятие «стратегия борьбы с преступностью» обладает рядом существенных (общих) признаков: 1) выбором концепции воздействия на преступность; 2) направленностью на эффективную реализацию превентивных мер воздействия на преступность; 3) контролем над эффективной реализацией превентивных мер воздействия на преступность. Началом осуществления стратегии борьбы с преступностью становится выбор концепции воздействия на преступность с последующем ее закреплением в нормативно-правовых актах. При этом в вопросах стратегии борьбы исторически известны две основные концепции воздействия на преступность. Во-первых, война с преступностью, которая обычно практикуется в деспотичных и тоталитарных государствах. К таким мерам относят практику массовых показательных казней (Китай, Северная Корея), военный режим с тоталитарным патрулированием и расстрелом на месте без суда и следствия (Ирак), практику телесных наказаний (Афганистан, Иран), политику государственного внутреннего террора, основанную на установлении суровой уголовной ответственности за совершение незначительных проступков и независимость мышления (Ирак, Иран, Афганистан) <21>. ——————————— <21> См.: Иншаков С. М. Системное воздействие на преступность в вооруженных силах России: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1997. С. 123 — 124.

Следовательно, концепция войны с преступностью не укладывается с мерами политического, экономического, социального, воспитательного характера, ограниченного сочетания наказания виновных с оказанием необходимой помощи нуждающимся в этом гражданам и др. И во-вторых, предупреждение преступности как «самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей. Осуществление предупредительной деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет от практически неизбежного наступления уголовного наказания» <22>. Кроме того, профилактика преступлений представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с преступностью… она открывает куда более широкие возможности «вытеснения» преступности из жизни нашего общества, чем иные меры <23>. ——————————— <22> Блувштейн Ю. Д., Зырин М. Н., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 9 — 10. <23> См.: Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮрИнфоР, 1999. С. 142.

Таким образом, предпочтение при выборе определенной стратегии борьбы с преступностью должно отдаваться «предупреждению», с учетом сохранения стабильности гражданского общества и демократических институтов <24>. В этой связи в литературе не случайно отмечается, что основным ядром стратегии борьбы с преступностью является «предупреждение преступности» <25>. ——————————— <24> См.: Пинкевич Т. В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Дис. … докт. юрид наук. М., 2002. С. 262 — 263. <25> Середа И. М. Стратегии борьбы с преступлениями против налоговой системы: понятие и общая характеристика // Российский следователь. 2006. N 3. С. 27.

При этом успех в стратегии борьбы с преступностью связан не только с мерами общесоциального, но и специально-криминологического уровня. Например, нормативной базой для выработки современной стратегии борьбы с преступностью на общесоциальном уровне может выступать Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <26>, в которой прослеживаются различные политические, социально-экономические, духовно-нравственные, организационно-управленческие меры борьбы с преступностью. ——————————— <26> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СПС «КонсультантПлюс».

В частности, политические меры борьбы с преступностью должны быть ориентированы на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости, высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, создание эффективного государства. В этих целях необходима реализация следующих предупредительных мер: — совершенствование уголовно-правовой политики государства; — обеспечение действенной защиты частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности — один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти; — проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений; — создание условий, при которых российским предпринимателям было бы выгодно оставаться легальными; — борьба с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению; — предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность; — обеспечение открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти, включающей четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых ими решениях, а также тщательная регламентация деятельности органов власти; — устранение необоснованных административных препятствий, ограничивающих начало легальной предпринимательской деятельности и др. Социально-экономические меры должны быть ориентированы на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения, повышение устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия кризисных явлений мировой экономики, обеспечение населения высокооплачиваемыми рабочими местами, сокращение диспропорций в личных доходах и уровне регионального развития. Предупредительные меры в духовно-нравственной сфере образуют основу общечеловеческих принципов гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления и справедливости правосудия, в приоритетном развитии прав и свобод человека и гражданина. Целый комплекс мер, ориентированный на духовно-нравственную сферу, целесообразно посвятить вытеснению из сознания людей правового нигилизма <27>. Это меры, направленные, на повышение качества самих законодательных нормативных актов и обеспечение максимального их исполнения. ——————————— <27> См.: Середа И. М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 32.

Такие предупредительные меры состоят в следующем: — обеспечение согласованности норм проектов актов с принятыми законодательными и иными правовыми актами; — предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти; — обеспечение общественной поддержки создаваемых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив; — осуществление мониторинга функционирования созданного института после принятия соответствующих законодательных актов, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию и др. Специально-криминологическое предупреждение преступлений предполагает осуществление государственными и негосударственными организациями, а также отдельными гражданами мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности и усиление антикриминогенных факторов, с которыми связано совершение различных преступлений. Следующий признак стратегии борьбы с преступностью — направленность на эффективную реализацию превентивных мер воздействия на преступность. Данный признак может характеризоваться тремя основными критериями. Первая группа критериев достижения эффективной реализации превентивных мер воздействия на преступность связана с процедурами выработки и реального воплощения таких мер в социальной среде. В таком случае критерии опосредуются конкретными задачами, целями, стоящими перед правоохранительными органами в ходе их правореализационной деятельности. В практическом плане итогом осуществления предупредительных мер воздействия на преступность является достижение эффективного результата в охране прав и свобод граждан от бандитизма, убийц и насильников. Вторая группа критериев связана с обоснованностью применения новых комплексных мер в борьбе с преступностью, с распределением организационных функций, с координированием действий субъектов профилактики и др. Третья группа критериев эффективной реализации превентивных мер воздействия на преступность проявляется в снижении роста преступности, криминогенной обстановке в стране, в предотвращении социальных конфликтов, в защите прав личности от посягательств на ее жизнь и свободы. С эффективной реализацией предупредительных мер воздействия на преступность тесно связан другой признак стратегии борьбы с преступностью — контроль. Контроль над эффективной реализацией превентивных мер воздействия на преступность несет в себе черты административно-властного и распорядительного характеров и связан с регуляцией общественных отношений, но между тем он позволяет определить рациональное поведение субъекта профилактики при сосредоточении различного рода усилий при выборе эффективных способов реализации предупредительных мер (т. е. оценивает действия правоохранительных органов с точки зрения их результативной организации по исполнению возложенных на них обязанностей) <28>. Сюда же можно включить криминологическую экспертизу нормативных актов и решений, принимаемых органами государственной власти и самоуправления с целью оценки прогнозируемых последствий криминологического характера в результате их принятия и применения. ——————————— <28> См.: Просандеев Д. В. Эффективность правореализационного процесса: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 84, 88.

Все изложенное выше позволяет дать определение стратегии борьбы с преступностью. Стратегия борьбы с преступностью — это обусловленный сложившейся политической, социально-экономической ситуацией многоуровневый комплекс мер предупредительного воздействия на преступность в условиях направленности на достижение эффективной их реализации, а также контроля за ходом их осуществления. Подводя итог, следует сказать, что термин «стратегия борьбы с преступностью» позволяет определить основные направления воздействия на преступность, эффективную организацию и реализацию соответствующих мер воздействия, а также выделить отдельные элементы, определяющие успех стратегии борьбы с преступностью. Понятие «предупреждение преступности», в направлении которого граждане, государственные и негосударственные организации осуществляют на различных уровнях планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию, составляет лишь ядро и входит составной частью в понятие «стратегия борьбы с преступностью».

——————————————————————