Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания
(Новоселова Н. В.) («Административное право и процесс», 2010, N 6)
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Н. В. НОВОСЕЛОВА
Новоселова Наталья Валерьевна, доцент кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
Задачи разработки антикоррупционных механизмов, в том числе и механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, провозглашаются Федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)».
Ключевые слова: государственная служба, гражданский служащий, конфликт интересов на государственной службе, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Development of the mechanism of detection and conflict of interests resolution at the state service: certain problems of law understanding N. V. Novoselova
Tasks of development of anti-corruption mechanisms including the mechanisms of detection and resolution of conflict of interests at the state service are proclaimed by Federal Program «Reform and Development of the System of State Service of the Russian Federation (2009 — 2013)».
Key words: state service, state servant, conflict of interests at the state service, commission on compliance with requirements to official behavior of civil servants and resolution of conflicts of interests.
Понятие «конфликт интересов на государственной службе» не является новым для законодательства Российской Федерации <1>. Программные документы в сфере реформирования государственной службы на протяжении последнего десятилетия ставят задачу формирования и развития механизмов выявления и разрешения конфликта интересов <2>, но конкретные мероприятия по их внедрению в государственно-служебные отношения следует связывать с развитием законодательства по противодействию коррупции. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г., в качестве одной из главных мер противодействия коррупции называет законодательное развитие механизма разрешения конфликта интересов на государственной службе. На реализацию указанной меры направлены также положения соответствующей статьи «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе» Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». ——————————— <1> Международное право механизм выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе рассматривает как один из важных механизмов предотвращения коррупции и один из элементов прозрачности и открытости деятельности государственных органов. В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. провозглашается, что государство-участник должно стремиться в соответствии с принципами своего внутреннего законодательства устанавливать меры и системы, обязывающие публичных лиц представлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникнуть коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц. <2> Концепция реформирования системы государственной службы, утв. Президентом РФ 15 августа 2001 г.; Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003 — 2005 гг.), утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336; Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)», утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261.
Впервые нормативное определение понятия «конфликт интересов» в законодательстве о государственной службе как ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, появилось в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Данное положение носило, скорее, декларативный характер, поскольку его значение было нивелировано формулировкой ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», запрещающей государственному служащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Введение института конфликта интересов в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» связано с либерализацией запрета на занятие другой оплачиваемой деятельностью: ч. 2 ст. 14 Закона, позволяя гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит обязательное условие — выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликта интересов. Это так называемая ситуация возникновения конфликта интересов при «правомерном извлечении дохода» <3>, которая может возникать достаточно часто, и процедура, связанная с предотвращением и выявлением конфликта интересов, по мнению законодателя, должна быть максимально простой. Но к сожалению, исходя из формулировки ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», процедура упрощена настолько, что порядок обращения гражданского служащего с таким уведомлением остался неурегулированным. По мнению А. А. Гришковца, для обеспечения реализации права гражданского служащего на занятие иной оплачиваемой деятельностью необходимо нормативно определить форму уведомления. Данное уведомление должно содержать сведения о деятельности, которую должен осуществлять служащий (консультации, преподавательская), форму и порядок оплаты, срок, в течение которого служащий собирается осуществлять соответствующую деятельность <4>. Как отмечает А. В. Куракин, положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» требуют дополнительного уточнения: принцип уведомления не предполагает по своей сути получения какого-либо согласия со стороны представителя нанимателя; кроме того, в Законе не указано, в какой форме это уведомление должно быть реализовано <5>, хотя все другие виды информирования представителя нанимателя осуществляются в письменной форме. ——————————— <3> Казаченкова О. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал рос. права. 2006. N 3. <4> Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. … д. ю.н. М., 2004. <5> Куракин А. В. Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2008. N 1.
Также следует отметить тот факт, что положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не были изменены в связи с принятием в декабре 2008 г. пакета антикоррупционных законов, в отличие от п. 1 ч. 3 ст. 17 Закона. В соответствии с последним некоторым бывшим гражданским служащим в течение двух лет после ухода с государственной службы необходимо получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов для замещения должностей, а также выполнения работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности. Казалось, что тождественные по характеру ситуации, связанные с занятием гражданским служащим (бывшим гражданским служащим) оплачиваемой деятельности, при возможности возникновения конфликта интересов требуют унифицированного механизма его разрешения. Поэтому вызывает недоумение, что гражданский служащий для занятия иной деятельностью должен только уведомить представителя нанимателя, а после ухода с государственной службы — получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» действие ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространено на лиц, проходящих правоохранительную и военную службу. Нерешенным остался вопрос, связанный с механизмом реализации установленных в данной статье запретов на лиц, проходящих правоохранительную и военную службу: соответствующие положения ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающие механизм урегулирования конфликта интересов, на них не распространяются. Означает ли это, что названный механизм в целом и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в частности не были имплантированы в законодательство о правоохранительной и военной службе? В связи с этим сразу обращает на себя внимание возникшее противоречие между названием ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора» — и содержанием части первой этой же статьи, обязывающей гражданина получить согласие в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. По мнению В. В. Григорьева, установленный в данной норме запрет распространяется на граждан, замещавших должности не только государственной гражданской службы, но и иных видов государственной службы (военной, правоохранительной) <6>, но до сих пор не решен вопрос о создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов для этих видов государственных служащих. Возникшее противоречие еще раз подтверждает позицию ряда ученых, заявляющих, что сейчас существенно активизировалось развитие гражданской службы (в нормативном правовом отношении, деятельностном плане, кадровом обеспечении и др.) и заметно отставание в развитии военной и правоохранительных служб <7>. ——————————— <6> Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. <7> Барциц И. Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал рос. права. 2008. N 6.
Впервые на законодательном уровне образование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов было предусмотрено в ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней же определялось, что такие комиссии создаются в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта по управлению государственной службой. Организация комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов рассматривается как создание внутриведомственной основы противодействия коррупции в рамках проводимой в стране административной реформы <8>. По мнению Н. Шуваловой, из содержания п. 5 ст. 19 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что создаваемые в государственных органах, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Федерации комиссии должны составить единую систему управления нравственными отношениями на гражданской службе, координируемую и контролируемую федеральным государственным органом по управлению государственной службой <9>. ——————————— <8> Цирин А. М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал рос. права. 2009. N 3; Астанин В. В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе) // Рос. юстиция. 2009. N 2. <9> Шувалова Н. Почему бездействуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в конфликте интересов // Государственная служба. 2009. N 2.
Анализ мероприятий антикоррупционного характера, проводимых федеральными органами исполнительной власти в рамках утвержденных ими антикоррупционных программ <10>, показывает, что комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов создаются формально и связываются исключительно с мероприятиями по совершенствованию механизма кадрового обеспечения, что ограничивается изданием приказа о создании комиссии. Причинами бездействия формально созданных комиссий называют: вспомогательный характер поставленных перед ними задач; вытекающую из этого функциональную ограниченность; эпизодический характер работы; рекомендательный характер принимаемых комиссиями решений; разобщенность деятельности комиссий, созданных в государственных органах, ввиду отсутствия организационной структуры, которая бы обеспечивала координацию и контроль их деятельности <11>. ——————————— <10> Разработка и внедрение ведомственных антикоррупционных программ в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят в План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг.: одобр. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р. <11> Шувалова Н. Указ. соч.
В первую очередь необходимо преодолеть бессистемность в разработке программных документов и законодательства в сфере государственной службы, а также несогласованность между законодательными актами о государственной службе и коррупции. В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., под конфликтом интересов предлагалось понимать состояние, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное или беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Как считает С. Е. Чаннов, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями <12>. Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. То есть установленный ранее Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации подход к определению понятия «конфликт интересов» был сохранен, однако личная заинтересованность была определена в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как возможность получения материальной выгоды и определение конфликта интересов соответственно было сужено по сравнению с Концепцией. Между тем международное право связывает конфликт интересов не только с выгодами материального характера <13>. ——————————— <12> Чаннов С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Административное право. 2009. N 2. <13> Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, устанавливает, что государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных и финансовых выгод для своих семей.
Федеральный законодатель при формулировании понятия «конфликт интересов» в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» упускает в определении такой вид заинтересованности, как групповая, которая также была в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. Исключение групповой заинтересованности из определения «конфликт интересов» можно объяснить сложностью разработки механизма выявления и разрешения такого конфликта интересов в законодательстве о государственной службе, что не исключает принятия соответствующих норм в законодательных актах другой институциональной принадлежности. В определении содержания конфликта интересов на государственной службе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по сравнению с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также содержит значительные изменения. По мнению С. Е. Чаннова, теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей <14>. Такой подход требует обязательного формирования этических стандартов в системе государственной службы. О необходимости принятия федерального закона «Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации» достаточно давно говорят и ученые, и специалисты-практики <15>. Этические проблемы, связанные с конфликтом интересов на государственной службе, достаточно сложны, поэтому в целях разработки механизма предотвращения и выявления конфликта интересов целесообразно закрепить в должностном регламенте государственного гражданского служащего его общие служебные обязанности и запреты антикоррупционного характера, конкретизируя их под функциональные особенности замещаемой гражданским служащим должности. ——————————— <14> Чаннов С. Е. Указ. соч. <15> Куракин А. В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2008. N 8.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Понятие «косвенная заинтересованность» вызывает недоумение в правовой литературе: предполагается, что под косвенной заинтересованностью следует понимать создание реальной возможности получить материальную выгоду, что делает из несомненно оценочной категории «конфликт интересов на государственной службе» еще более оценочную. Оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт <16>, поэтому необходимо методологически определить критерии отнесения ситуаций личной заинтересованности к ситуациям конфликта интересов. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2005 г. N 1789-р, определяет разработку и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти необходимыми элементами реализации административной реформы в России. Концепцией отмечается, что в ряде органов исполнительной власти создаются дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно: наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств; высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями. Налицо взаимосвязь между должностями государственной службы, замещение которых связано с повышенными коррупционными рисками, и должностями государственной службы, на которых высока вероятность возникновения конфликта интересов. Для этих должностей государственной службы считается целесообразным в целях исполнения государственными служащими обязанности по информированию о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов определить и закрепить в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных государственных органах, перечня так называемых предконфликтных ситуаций. А. Ф. Ноздрачев предлагает гражданским служащим, замещающим должность, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, заявлять о характере и размерах своей заинтересованности при назначении на должность, при прохождении аттестации, при любом изменении ситуации <17>. ——————————— <16> Чаннов С. Е. Указ. соч. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (под ред. А. Ф. Ноздрачева) включен в информационный банк. —————————————————————— <17> Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: МЦФЭР, 2005.
Часть 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Часть 2 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» также устанавливает обязанность государственного и муниципального служащего уведомить в письменной форме о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, но уже не представителя нанимателя, а своего непосредственного начальника. Налицо коллизия между положениями законодательства о коррупции и законодательства о государственной гражданской службе. Представитель нанимателя рассматривается и законодательством о противодействии коррупции, и законодательством о государственной гражданской службе в качестве субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, состоящие в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего. Полномочия непосредственного начальника гражданского служащего, не являющегося представителем нанимателя, ограничиваются обязанностью сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов. Непосредственный начальник гражданского служащего не может давать оценку ситуации и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, поэтому необходимость такого промежуточного звена в пошаговом алгоритме действий гражданского служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов сомнительна. Оценка возникшей ситуации, заключающаяся в решении вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов, — один из самых сложных элементов механизма выявления и урегулирования конфликта интересов, поэтому Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается создание специального органа — комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Абсолютное большинство исследователей высказывают мнение, что самое слабое место Указа Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» заключается в рекомендательном решении комиссий, что, впрочем, можно объяснить поставленными перед ними задачами: содействие в обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Между тем решения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов должны носить обязательный характер. Исходя из анализа полномочий комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, можно установить очевидный дисбаланс между полномочиями комиссий <18> и характером принимаемых ими решений. С другой стороны, отмечается, что в соответствии с Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» основные задачи комиссий должны ограничиваться содействием государственным органам; в то же время анализ состава полномочий комиссий показывает, что многие полномочия выходят далеко за пределы решения задачи содействия: проверка информации о гражданском служащем, поступившей от правоохранительных, судебных и иных государственных органов, от организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан; право приглашения и заслушивания на заседании комиссии должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, представителей заинтересованных организаций, а также иных лиц; право установления комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) гражданского служащего признаков совершения им административного правонарушения или возможного преступления. ——————————— <18> Отдельные авторы считают, что эти полномочия «конкурируют» с полномочиями органов прокуратуры, органов дознания и следствия, судебных органов. См.: Дементьев А. Н., Качушкин С. В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 2.
Подводя итог настоящего исследования, можно прийти к очевидному выводу о необходимости большей интеграции международно-правовых механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе в российское законодательство без поправок на нашу современную российскую действительность. Механизм выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе в качестве антикоррупционного следует сделать необходимым элементом как реализации реформы государственной службы, так и административной реформы, посредством внедрения в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации правовых, организационных и иных мер по противодействию коррупции. Эффективное функционирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и создание системы управления государственной службой во главе с федеральным государственным органом по управлению государственной службой — это комплекс взаимосвязанных проблем правового и организационного характера.
——————————————————————