Роль участкового уполномоченного милиции в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера и экстремистской направленности

(Тарабрин С. В.) («Российский следователь», 2010, N 24)

РОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ <*>

С. В. ТАРАБРИН

——————————— <*> Tarabrin S. V. Role of district militia officer in prevention and suppression of crimes of terrorist and extremist character.

Тарабрин Сергей Викторович, слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России.

В статье автором рассматривается порядок обеспечения безопасности и правопорядка в населенном пункте основным субъектом милиции (полиции) — участковым уполномоченным милиции (УУМ), на основе анализа действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД и непосредственно УУМ. Данная статья позволит читателю понимать важность и значимость деятельности участкового уполномоченного на современном этапе в период реформирования ОВД РФ. Статья предназначается как для широкого круга читателей, так и должностным лицам государственных (правоохранительных) органов, интересующимся вопросами безопасности, обеспечения правопорядка, а также деятельности ОВД.

Ключевые слова: государство, правопорядок, общественный порядок, безопасность, терроризм, МВД, ОВД, УУМ, нормативные правовые акты, пресечение, регулирование, функции и задачи.

The author of the article considers the procedure of securing safety and legal order in populated locality by the main subject of militia (police) a district militia officer on the basis of analysis of current normative legal acts regulating activity of the Agency of Internal Affairs and district militia officer. The present article allows the reader to understand the importance and significance of activity of district militia officer at the contemporary stage during the period of reform of the Agency of Internal Affairs. The article will be interesting both for a wide range of readers and for officials of state (enforcement) agencies, interested in the issues of safety, security legal order and activity of the Agency of Internal Affairs.

Key words: state, legal order, social order, safety, terrorism, Ministry of Internal Affairs, Agency of Internal Affairs, district militia officer, normative legal acts, crossing, regulation of function and tasks.

Терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; захвата заложников, похищения человека, создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Террорист — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Борьба с терроризмом — деятельность по недопущению террористических актов, взрывов, вооруженных столкновений между организованными преступными группами на территории Российской Федерации, выявлению и обезвреживанию лиц, участвующих в террористической деятельности, неотложное реагирование на подготовку и проведение их акций, обеспечение общественного порядка и безопасности. Действия УУМ при совершении террористического акта: — немедленно сообщить о случившемся дежурному, должностным лицам; — организовать вызов к месту происшествия аварийных, специальных служб; — принять меры к охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев; — принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения; — в случае возникновения пожара организовать тушение; — не допускать посторонних к месту происшествия; — в случае обнаружения предметов, опасных для населения, принять меры к оцеплению опасной зоны на расстоянии, исключающем возможность поражения людей, недопущению в нее посторонних и транспорта; — при прибытии на место происшествия следственно-оперативной и других специальных групп, участвующих в предотвращении теракта, действовать согласно указаниям ее руководителя, о чем доложить дежурному. В целях выявления и предотвращения террористических актов УУМ обязан: — незамедлительно реагировать на сообщение граждан о замеченных подозрительных лицах, информацию о подготовке взрывов, захватов заложников и других тяжких преступлениях; — при получении сведений от граждан о готовящемся теракте установить все данные о заявителе, возможное или конкретное место совершения теракта, другую информацию. Немедленно доложить об этом дежурному, начальнику горрайоргана, принять меры к выявлению лиц, готовящих теракт; — выявлять обстоятельства, способствующие совершению террористических актов, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; — знать и обеспечивать наблюдение за местами наиболее вероятного совершения терактов — важными объектами органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны, общежитиями, предприятиями, организациями и учреждениями, спортивными сооружениями, культурно-зрелищными учреждениями, предприятиями общественного питания, торговли, здравоохранения, также площадями, вокзалами, рынками, парками, транспортными магистралями; — особое внимание обращать при отработке маршрутов патрулирования: на подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах; на граждан, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режиму работы и организации охраны; на лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, и эти требования следует довести до лиц, несущих службу по ООП на административном участке (во время совместного патрулирования, инструктажа — проверки несения службы (ОВО, ведомственной охраной, ЧОП)); — знать оперативную обстановку и особенности маршрута (поста), приметы лиц, имущества и транспортных средств, объявленных в розыск; — своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий; — немедленно докладывать дежурному по горрайоргану обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону.

Предупреждение террористических актов

На современном этапе важную роль в противодействии терроризму играет оперативно-розыскная деятельность (ОРД), проводимая ФСБ и ОВД РФ. В связи с этим основными задачами УУМ являются: — постоянное ориентирование (нацеливание) граждан на выявление лиц, замышляющих или потенциально способных совершить террористический акт; — приобретение (укрепление) оперативных позиций на объектах. Предпочтение при этом отдается установлению негласных отношений с лицами из числа работников и служащих, находящихся по роду своей деятельности в местах возможного совершения терактов (оперативные работники ФСБ и ОВД РФ); — установление конфиденциального сотрудничества с гражданами, работающими в подобных местах, а также с их связями. Как правило, это положительно сказывается и на повышении общего уровня раскрываемости преступлений; — анализ и тщательное изучение оперативной и иной информации о незаконном приобретении (изготовлении) оружия, боеприпасов, ВВ, ВУ, их продаже и хранении отдельными лицами; — систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта. Это позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств по их предупреждению, выявлять новые поисковые признаки подозреваемых и т. п.; — выявление лиц и фактов, имеющих отношение к подготовке терактов, хищения оружия, боеприпасов и совершению тяжких преступлений с их использованием. Для предотвращения терроризма чаще других в практике оперативных аппаратов ФСБ и ОВД России используются следующие ОРМ: — опрос граждан — мероприятие, позволяющее выявлять потенциальных свидетелей, осведомленных о лицах, причастных к террористической деятельности, и о конкретных действиях с их стороны, прямо или косвенно указывающих на их противоправную деятельность; — сбор образцов для сравнительного исследования — добывание, в том числе негласное, определенных предметов (например, сумок, одежды), конкретных материалов (составляющих к ним) или их частей для осмотра, анализа, испытания или проверки в интересах выяснения их особенностей; — обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств — обследование (в том числе тайное) соответствующих объектов в интересах решения задач предотвращения и пресечения актов терроризма. Специфика данного мероприятия как метода ОРД заключается в том, что оно обеспечивает сбор не только разведывательной информации, но и данных, указывающих на источники доказательств, использование которых в последующем гарантирует привлечение объектов ОРД к ответственности; — оперативное внедрение — форма разведывательной операции; предполагает проникновение оперативного работника в криминальную среду лиц, вынашивающих террористические намерения или склонных к совершению подобных преступлений, и добывание нужных сведений от самих объектов в целях недопущения и пресечения их преступной деятельности; — наблюдение — получение информации об интересующем объекте путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, на транспорте и на открытой местности. В связи с этим УУМ в пределах своих компетенций, опираясь на общественность, должен уметь оказывать помощь должностным лицам ФСБ и МВД России в процессе их реализации. Одним из главных направлений оперативно-розыскной деятельности ОВД (КМ) является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, в т. ч. замышляющих и подготавливающих террористические акции. И в этой же связи причин и условий, способствующих их противоправной деятельности. Профилактика террористических взрывов в основном связана с обучением населения и сотрудников ОВД способам обнаружения и устранения условий для совершения данных преступлений, с привлечением к этой работе общественности, совершенствованием технической укрепленности объектов преступных посягательств (новейшей высокой технологии). Важным элементом профилактики является также высокая раскрываемость данного вида преступлений и изоляция активных профессиональных преступников, в первую очередь организаторов преступлений (ведение учета). При обычном режиме работы УУМ для предупреждения террористических взрывов, взаимодействуя с соответствующими государственными органами, в том числе территориальными органами ОВД, следует обучать население вопросам защиты на улице, в транспорте и дома. Это направление работы ОВД на сегодняшний день остается наиболее слабым. Чрезвычайно редко можно встретить в различных СМИ практические рекомендации населению по предупреждению террористических акций. Необходимо шире привлекать к профилактической работе общественность, частные охранные предприятия и детективов, чтобы ограничить свободу действий преступников в окружающем пространстве. Необходимость совершенствования деятельности ОВД на современном этапе по борьбе с бомбовым терроризмом вызвала создание сети специальных взрывотехнических подразделений в правоохранительных органах, интенсивную разработку новых научно-технических средств и методов, бурное развитие теории криминалистики в части разработки положений, характеризующих профилактику и предупреждение преступности, технико-криминалистическое и структурно-функциональное обеспечение борьбы с терроризмом. В настоящее время в рамках криминалистической техники (одного из разделов криминалистики) сформировалась новая отрасль, которая получила название криминалистической взрывотехники. И УУМ следует иметь представление о специфике их деятельности для профессионального контакта с гражданами и соответствующими должностными лицами. Должностные лица ОВД, ФСБ, в целях предупреждения и пресечения террористических актов с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств в рамках административно-правовой, уголовно — процессуальной деятельности осуществляют ряд общих и специальных мер по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом именно опираясь на поддержку должностных лиц различных государственных органов и общественность. К числу общих мер следует отнести: патрулирование сотрудниками ППС милиции, УУМ, ПДН, ОВО, ОМОН и военнослужащими улиц и городов, парков и скверов, поездов дальнего следования, электричек, метро и других видов общественного транспорта; досмотр автотранспортных средств, их водителей и пассажиров на дорогах работниками ГИБДД; «зачистка» (оперативно-служебный досмотр и обследование) силами работников милиции и спецслужб (специалистов) помещений и территорий вокзалов, аэропорта, парков, стадионов, концертных залов, театров, кинотеатров, различных особо важных объектов (объекты повышенной опасности) и других мест массового скопления людей перед проведением общественных и спортивных мероприятий; служебный досмотр охраняемых территорий и помещений и т. д. При этом сущность поиска и досмотра состоит в визуальном и одорологическом (с применением служебно-розыскных собак) обследовании участков местности, помещений, зданий и сооружений, отдельных предметов, носильных вещей, одежды и багажа человека с целью обнаружения взрывоопасных предметов в условиях неопределенности их фактического наличия, реальных свойств и конкретного места нахождения. Досмотру подлежат все предметы материальной среды в конкретной ситуации: бесхозные предметы на улицах или в транспорте; посторонние предметы в обстановке, в технологическом оборудовании, коммуникациях; ручная кладь, багаж, личные вещи пассажиров; грузы и иные предметы, перевозимые в транспортных средствах. В процессе реализации вышеуказанных и иных мер УУМ не следует быть «наблюдателем» или же уклоняться от этих мероприятий с учетом несвойственности его обязанностей. Кроме того, в большинстве случаев лица, проводящие их, нуждаются именно в должностном лице, имеющем информацию о данном объекте, участке, местности и способном предоставить соответствующую необходимую информацию. Взрывоопасные объекты распознаются по комплексу внешних отличительных и особых демаскирующих признаков, а также по результатам применения служебно-розыскной собаки (СРС), натренированной на обнаружение взрывчатых веществ. В последнее время применение служебно-розыскных собак в рамках поисковых мероприятий обязательно. Результаты работы собаки в каждом случае оформляются инспектором-кинологом отдельным актом. Каких-либо специальных исследований обнаруженных предметов, подозрительных на наличие взрывоопасных вложений, на этом этапе не производится. Безусловно, основанием для инициирования дальнейшей работы служит наличие внешних признаков взрывотехнического изделия и положительная реакция собаки на предмет. При наличии этих признаков принимаются первичные меры безопасности и для дальнейшей работы с соответствующим предметом вызываются специалисты-взрывотехники или саперы. Некоторые отличия имеет досмотр (специальный контроль) взрывоопасных предметов, выполняемый сотрудниками милиции (обученным персоналом) в рамках особых мер по предупреждению и пресечению террористических акций. К числу особенных мер защиты относятся: — досмотр и специальный контроль служащих и посетителей режимных объектов государственных предприятий, учреждений и организаций, выполняемый работниками милиции (государственных охранных структур) с применением стационарных и иных средств металлообнаружения; — предполетный досмотр и специальный контроль ручной клади, багажа и носильных вещей авиапассажиров в аэропортах работниками милиции и служб безопасности авиакомпаний, выполняемый с применением рентгенотелевизионной техники (касается УУМ ОВД на транспорте — не для районного территориального ОВД); — специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей, выполняемый работниками почтовых служб безопасности с целью выявления и изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, радиоактивно, химически, биологически опасных веществ и иных запрещенных к пересылке предметов; — досмотр личных вещей, багажа и грузов граждан, пересекающих Государственную границу РФ, выполняемый работниками таможни и пограничниками; — личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, выполняемый персоналом частных охранных предприятий и служб безопасности (совместно ОВО и лицензионно — разрешительной службы). Досмотр и специальный контроль проводят только те сотрудники милиции, которые прошли необходимую подготовку, таможенный персонал (УУМ взаимодействует только при случае, когда подразделение данного государственного органа дислоцируется (объект) на его административном участке), пограничники (то же самое), сотрудники спецслужб, работники почтовых служб, безопасности, частные детективы и охранники. Специальному контролю или досмотру подлежат либо одежда граждан, либо конкретные предметы (почтовые отправления, ручная кладь, багаж, грузы, личные и носильные вещи граждан), непосредственно предоставленные для этих целей. Объекты, подозрительные на наличие взрывоопасных вложений, диагностируются по комплексу признаков, выявляемых как визуально, так и с использованием специальных технических средств контроля — металлоискателем, рентгеновской техникой, обнаружителем паров взрывчатого вещества. Тактика действий УУМ по пресечению террористической деятельности. Если одной из основных тактических форм действий ОВД по пресечению террористической деятельности является проведение контртеррористической операции, то УУМ следует владеть оперативной обстановкой своего административного участка. Кроме того, знать не только социально-географическую характеристику, но и специфические действия по предотвращению террористического акта. И эти правила имеют свои особенности действий УУМ: обслуживающего административный участок муниципальной территории (в том числе сельской, городской (без разделения на иные муниципальные территории), регионального центра и курортной зоны); ОВД на транспорте (в том числе водной, воздушной, железнодорожной); обслуживающего АЗТО; при пограничной зоне (государственной границы); крупной промышленной зоны. Контртеррористическая операция — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе: — получение информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих или потенциальных террористических организаций и групп, обнаружении лагерей и других мест содержания заложников; — предотвращение террористических акций, поиск, задержание или уничтожение террористических групп и ликвидация баз террористических организаций до начала их активных действий; — воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению целей борьбы с терроризмом; — деморализация террористов, дискредитация террористических организаций и террористических методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства; — обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей; — освобождение и эвакуация в безопасное место военнослужащих, гражданских лиц и иностранных граждан, захваченных в качестве заложников или удерживаемых насильно по другим причинам; — пресечение антигосударственной или террористической деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами; — деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя; — захват, разоружение или разгром бандформирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки или ликвидация особо одиозных боевиков и лидеров террористических организаций и групп. Участковому уполномоченному в целях общего развития профессионализма необходимо знать также следующие элементы противостояния терроризму. Первое. Для успешного проведения контртеррористической операции необходимо определить: общие принципы антитеррористической деятельности; систему управления контртеррористической операцией; порядок привлечения сил и средств, необходимых для проведения операции; компетенцию руководителя операции, его взаимоотношения с органами власти; процесс управления контртеррористической операцией; правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции; правила ведения переговоров с террористами; порядок информирования общественности о террористической акции; сроки окончания контртеррористической операции; обязанности организаций и граждан при возникновении кризисной ситуации. Второе. Противостояние терроризму в России основывается на следующих принципах: неотвратимости наказания за террористическую деятельность; приоритетности защиты прав лиц, подвергающихся опасности; правомерности причинения вреда террористу; минимальных уступок террористам; единоначалия в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами; персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти и управления за выполнение решений, принятых штабом по проведению контртеррористической операции; минимальной огласке при проведении специальных контртеррористических операций.

Литература

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 30.12.2008 N 321-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ). 2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 г. (опубликована в «Росс. газете» от 20 октября 2009 г.). 3. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым. 4. Устав ППС милиции общественной безопасности РФ. Утвержден Приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. N 17. 5. Актуальные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием: Материалы первой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1999. 6. Зубач А. В., Кокорев А. Н., Русакова Р. А. Основные направления деятельности милиции: Учеб. пос. М.: МосУ МВД России, «Щит-М», 2005. 7. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова: В 2 ч. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 8. Авдеев Ю. И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

——————————————————————