О проблемах комплектования образовательных учреждений МВД России

(Стручкова Т. В.) («Административное право и процесс», 2009, N 5)

О ПРОБЛЕМАХ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Т. В. СТРУЧКОВА

Стручкова Т. В., ДКО МВД России.

Решению проблем отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России, по мнению автора статьи, во многом способствовало бы совершенствование соответствующей нормативной правовой базы.

The author believes that improvement of the relevant legal base would promote solution of problems related to recruiting candidates for the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the RF <*>. ——————————— <*> Struchkova T. V. On recruiting candidates for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

В настоящее время образовательная система МВД России является одной из самых крупных и развитых в правоохранительной сфере. Она включает в себя 23 образовательных учреждения высшего профессионального образования, 27 их структурных подразделений (филиалов). Образовательные учреждения МВД России за счет средств федерального бюджета на основе целевого приема готовят кадры для замещения в органах внутренних дел Российской Федерации должностей, подлежащих комплектованию специалистами с высшим и средним профессиональным образованием. Нормы приема курсантов и слушателей на обучение за счет средств федерального бюджета как по очной, так и по заочной форме обучения ежегодно определяются планом комплектования образовательных учреждений Министерства, утверждаемым приказом МВД России на основе предложений комплектующих органов внутренних дел и ведомственных вузов. Отбор кандидатов на обучение включает в себя: проведение специальной проверки, оформления личных (учебных — для поступающих на заочную, очно-заочную (вечернюю) формы обучения) дел, прохождение ими предварительного медицинского освидетельствования (военно-врачебной экспертизы) и профессионально-психологического отбора. Данные мероприятия проводятся комплектующими органами. Проведению отбора предшествует комплекс организационных мероприятий по отбору кандидатов на обучение и комплектованию образовательных учреждений переменным составом. Так, образовательные учреждения и территориальные органы готовят информационные материалы о проведении вступительных испытаний; в средствах массовой информации размещают сведения о деятельности вуза, о правилах приема и условиях обучения в них. Для информирования абитуриентов широко используются сайты образовательных учреждений в сети Интернет. Большую роль в комплектовании вузов играет профориентационная работа, в ходе которой проводятся встречи с учащимися старших классов общеобразовательных школ, издаются и распространяются памятки об условиях и правилах приема в вузы и др. Важным путем совершенствования отбора кадров на обучение в вузах МВД России в настоящее время является существенное улучшение организации профориентационной работы, она проводится систематически, планомерно. Предварительное изучение практической составляющей, к сожалению, оставляет желать лучшего. Хочется отметить, что как в деятельности комплектующих органов, так и в деятельности образовательных учреждений имеются просчеты и упущения в работе по отбору кандидатов на обучение, что значительно затрудняет комплектование вузов переменным составом. В частности, не всегда прогнозируются как перспективные на 3 — 5 лет вперед, так и текущие потребности ОВД в оперативных работниках, участковых уполномоченных, следователях и других не менее важных специалистах. Такой подход к комплектованию порождает проблему закрепления выпускников на должностях соответствующего профиля. Так, по окончании обучения, о чем свидетельствуют результаты специального исследования, только 30% молодых специалистов назначаются в органах внутренних дел на должности, соответствующие профилю подготовки. На комплектование образовательных учреждений отрицательно влияют и такие причины, как: 1) несвоевременное начало работы кадровых аппаратов комплектующих органов по отбору кандидатов на учебу, в результате чего личные (учебные) дела направляются в учебные заведения с опозданием, что вызывает затруднения в работе кадровых подразделений вузов не только по изучению личных (учебных) дел, но и по своевременному направлению вызовов кандидатов для прохождения вступительных испытаний; 2) невыполнение комплектующими органами требований ежегодных Приказов МВД России «Об объявлении набора на учебу в образовательные учреждения МВД России» в части представления необходимого количества личных (учебных) дел кандидатов на учебу к установленному сроку. Это приводит к тому, что ежегодно конкурс на 1 приемное место на момент сдачи вступительных испытаний снижается. Если в 2006 г. конкурс на очную форму обучения составлял 2 человека на 1 приемное место, то в 2008 г. конкурс снизился с 2 до 1,6 человека; 3) некачественное оформление личных (учебных) дел. Обращает на себя внимание то, что указанные причины приводят не только к отсутствию регионального конкурса, невыполнению плана комплектования вузами, но и отрицательно сказываются на качественном составе будущих курсантов. Количественный отбор кандидатов в образовательные учреждения МВД России также во многом связан с проблемами медицинского и психофизиологического отбора. По данным органов здравоохранения в Российской Федерации, только 33% детей, в том числе в возрасте 15 — 17 лет, признаны абсолютно здоровыми. В результате ухудшения здоровья детей и подростков от 20 до 50% старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии, уровень годности юношей к службе в армии по состоянию здоровья составляет не более 28 — 30%. Это не может не сказаться на комплектовании вузов Министерства внутренних дел, так как в число абитуриентов попадают молодые люди с ослабленным физическим развитием. Актуальность и необходимость проведения медико-психологических обследований кандидатов на учебу, направленные на выявление среди абитуриентов лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, вызваны тем, что большое количество выпускников общеобразовательных школ обладают недостаточно высоким интеллектуальным потенциалом, имеют элементы отклоняющегося поведения, в том числе склонность к употреблению наркотиков и психотропных веществ. Формальный подход к изучению интеллектуально-мотивационной готовности кандидатов на учебу, их нравственных, деловых и других личностных качеств приводит к негативным последствиям уже на этапе проведения вступительных испытаний, не говоря об отрицательном воздействии на качественный состав будущих курсантов. Результатом некачественного профессионально-психологического отбора кандидатов на начальном этапе поступления в вуз является низкая мотивация курсантов и слушателей к учебе в образовательных учреждениях и большое число отчислений по собственному желанию и отрицательным основаниям. Решению рассматриваемой проблемы во многом способствовало бы совершенствование нормативной правовой базы, детализирующей и уточняющей организацию отбора кандидатов на учебу в вузы МВД России. Представляется целесообразным меры по комплектованию образовательных учреждений отражать в положениях о службах и структурных подразделениях, должностных инструкциях, регламентирующих их деятельность, а также деятельность отдельных должностных лиц. Отражение данных вопросов повысит ответственность лиц, причастных к отбору кадров в учебные заведения МВД России, и действенность контроля за работой с кадрами. Только тесное взаимодействие руководителей комплектующих органов и образовательных учреждений приведет к выполнению задачи качественного отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России.

——————————————————————