Общественно-социальная сущность полиции Российской Федерации в период реформирования МВД России

(Параносенков П. М.)

(«Административное право и процесс», 2014, N 1)

ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ МВД РОССИИ

П. М. ПАРАНОСЕНКОВ

Параносенков Павел Михайлович, заместитель начальника Штаба УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье автором рассмотрено общественное и социальное назначение полиции Российской Федерации с учетом обстоятельств, которые дают основания рассматривать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел как крупную проблему, имеющую важное значение с точки зрения как теории, так и практики.

Ключевые слова: общество, государство, правовое регулирование, сущность и задачи полиции.

Public social essence of the police of the Russian Federation during the period of reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia

P. M. Paranosenkov

Paranosenkov Pavel Mikhajlovich, Deputy Head of the Headquarters of the Administration for the Main Administration of the Ministry of Internal Affairs in Moscow, mayor of internal service.

The author of the article considers public and social purpose of the police of the Russian Federation taking into consideration of circumstances which allow to consider legal regulation of activities of agencies of internal affairs as a large problem of a great importance both from the viewpoint of theory and practice.

Key words: society, state, legal regulation, essence and tasks of police.

Анализ общественного назначения и сущности полиции является необходимым условием выяснения содержания и объема задач и функций, на нее возлагаемых. Вопрос о задачах и функциях полиции — это вопрос о характере и пределах ее вмешательства в частную и общественную жизнь, и поэтому четкое их обозначение служит фактором последующего адекватного правового регулирования деятельности полиции. С учетом социального назначения полиции можно утверждать, что ее задачи относятся к сфере противоправных деяний, а также аналогичных им по угрозе, создаваемой жизни, здоровью, достоинству, правам и свободам граждан, законным институтам общества и государства, общественно опасных событий.

Полиция наряду с армией и юстицией представляет собой такой государственный институт, который в силу реализуемых функций и используемых средств таит в себе весьма серьезную потенциальную угрозу правам и свободам человека и гражданина. В связи с этим, возможно, необходимы дополнительные правовые гарантии, обеспечивающие безусловное соответствие деятельности данного института его социальному назначению, предусмотренному законом.

Обязательным условием полноценного функционирования любой государственной структуры, в первую очередь полиции, является четкое установление в нормативно-правовом порядке ее назначения и целей деятельности. Следует отметить, что указания только на цели деятельности недостаточно для разъяснения общественной сущности полиции. Это связано с тем, что цели деятельности полиции во многом совпадают с назначением иных правоохранительных институтов государства, например прокуратуры. Кроме того, с учетом полученного исторического опыта развития органов внутренних дел, перед полицией ставилось множество различных целей, в связи с чем раскрыть сущность полиции посредством одного лишь выявления ее назначения не представляется возможным. На практике невыясненность общественной сущности полиции создает властным структурам дополнительные возможности манипулирования полицией в угоду собственным интересам.

Из изучения опыта работы полицейских структур зарубежных стран можно определить общественную сущность и средства деятельности полиции как самостоятельного государственного института. Предоставление полиции права применять силу для достижения законных целей — ее главная отличительная особенность, позволяющая занять особое место в государственной системе правоохранительных органов. Право насильственно заставлять неопределенный круг лиц что-либо сделать или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий позволяет обществу, сознающему, что механизмы общественной саморегуляции срабатывают далеко не всегда, адекватно воспринимать полицию.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» определено особое положение полиции в системе других правоохранительных органов, определяемое тем, что она имеет право на применение отдельных мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Однако следует отметить, что полицейская деятельность не есть исключительное насилие, в реальной практике в большинстве случаев воздействие полиции имеет и будет иметь форму устного напоминания, замечания или предложения.

Принудительность не может быть единственным отличительным признаком полицейской деятельности государства. В правовом государстве, где высшей ценностью являются человек, его права и свободы, основными принципами деятельности современной полиции являются «соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, а также взаимодействие и сотрудничество».

Необходимо отметить, что в определении полиции, содержащемся в ст. 1 Федерального закона «О полиции», она «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности», не отражен сущностный признак полиции. Положение о рабоче-крестьянской милиции (1920 г.) признавало милицию «вооруженным исполнительным органом советской власти», что давало весьма актуальную идею о том, что делом полиции должны быть те вопросы, где требуется принуждение, что компетенция полиции должна обусловливаться способом действий.

Целесообразно было бы поднять вопрос о закреплении в законодательном порядке военного характера организации полиции, а именно понятия «вооруженность», однако прежде необходимо рассмотреть данное предложение глубже. С одной стороны, «вооруженность» — это ориентир для цивилизованного определения задач и функций полиции, в соответствии с которыми она не должна играть ту роль, которая навязывалась ей на всех уровнях власти. С другой стороны, назвать полицию вооруженной организацией для демократического и правового государства, а также гражданского общества — недостойное бремя. Мера вторжения в сферу личной свободы гражданина должна быть пропорциональна социальной ценности той законной цели, ради которой полиции предоставляются такие правомочия.

Введя понятие «вооруженность», можно подчеркнуть, что полиция является правоохранительным органом, который в отличие от других правоохранительных органов действует определенным образом, определенным методом, что полиция, достигая свои цели, может применять оружие, но это не совсем точно, т. к. полиция наделена возможностью применять физическую силу и специальные средства. Однако основным отличием полиции от других правоохранительных структур (суда, прокуратуры) являются действия путем непосредственного принуждения без принятия определенных решений и постановлений, предваряющих применение силы. Кроме того, термин «вооруженность» требует осторожного применения с учетом того, что основной объем работы полиции не связан с применением оружия и использованием силы, одна потенциальная возможность ее немедленного применения, всегда присутствующая в полномочиях полиции, позволяет ей занять совершенно особое место в системе органов государства.

Несмотря на происшедшие в последнее время значительные сдвиги к улучшению правового регулирования деятельности российской полиции в рамках реформирования, вызванные динамическими процессами формирования государственности и общества, наблюдается потребность в более глубокой теоретической проработке серьезных проблем, касающихся выявления и определения социального назначения, сущности полиции, круга ее функций, соответствующих ожиданиям современного общества, поиска такой организационной модели полиции, которая, базируясь на лучших традициях государственного строительства, не уступала бы в то же время зарубежным аналогам. Необходима формулировка новых гуманистических принципов деятельности полиции, оснащения ее арсеналом правовых средств деятельности и гарантий правовой защищенности, а также создание непротиворечивой, гибкой и вместе с тем стабильной системы правового регулирования общественной деятельности полиции.

——————————————————————