Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия
(Цирина М. А.) («Журнал российского права», 2012, N 4)
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОНАРКОТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ: МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ <*>
М. А. ЦИРИНА
——————————— <*> Tsirina M. A. Distribution of pro-narcotic information in the Internet: counteraction measures.
Цирина Мадина Ахметовна, старший научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Анализируется одна из острейших проблем международного характера — распространение пронаркотической информации в Интернете. Автор выделяет и рассматривает направления по противодействию указанному явлению, уделяя при этом особое внимание разграничению юридической ответственности субъектов интернет-отношений за распространение пронаркотической информации.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, пронаркотическая информация, Интернет.
In the presented scientific article one of burning issues of the international character — distribution of the pronarcotic information of the Internet is considered. The author allocates and considers directions on counteraction to the specified phenomenon, special attention thus giving to differentiation of legal responsibility of subjects of Internet relations for distribution of the pronarcotic information.
Key words: narcotics, psychotropic substances, pronarcotic information, the Internet.
В настоящее время проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ (и, как следствие, наркотизация населения) стоит довольно остро. Явление наркотизма приобрело угрожающие для безопасности отдельных стран, в том числе и для России, масштабы и, по сути, является угрозой глобальной и национальной безопасности. Об этом свидетельствуют положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 (п. 37). Согласно официальным данным, в Российской Федерации лиц, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества не в медицинских целях, в 2003 г. было зарегистрировано 495 620 человек, в 2004 г. — 493 647, в 2005 г. — 500 508, в 2006 г. — 517 839 человек. В 2007 г. происходит резкий скачок уровня потребления наркотических средств или психотропных веществ. В частности, общее число лиц, употребляющих указанные средства и вещества, составило 537 774 человек <1>, из них 356 188 <2> — лица, больные наркоманией. ——————————— <1> Подробнее об этом см.: Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N 3. <2> Подробнее об этом см.: Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. N 4. С. 2 — 7.
В 2008 г. число лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, увеличилось до 549 577 человек, при этом больных с диагнозом наркомания — 358 120. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2008 г. только в Центральном федеральном округе зарегистрировано 96 212 <3> лиц, употребляющих наркотики без медицинских показаний, в то время как больными наркоманией в названном федеральном округе признаны 63 158 <4> человек. ——————————— <3> При этом в Белгородской области зарегистрировано 4733 человека; в Брянской области — 1695; во Владимирской области — 990; в Воронежской области — 10 152; Ивановской области — 1957; Калужской области — 1820; Костромской области — 2151; Курской области — 4827; Липецкой области — 2662; Московской области — 16 984; Орловской области — 895; Рязанской области — 1022; Смоленской области — 2669; Тамбовской области — 1752; Тверской области — 1956; Тульской области — 3466; Ярославской области — 1707; Москве — 34 773 человека. <4> В Белгородской области лиц, больных наркоманией, — 1276 человек; Брянской области — 1213; во Владимирской области — 885; в Воронежской области — 4849; Ивановской области — 1521; Калужской области — 1220; Костромской области — 1027; Курской области — 2075; Липецкой области — 1724; Московской области — 12 303; Орловской области — 668; Рязанской области — 975; Смоленской области — 1812; Тамбовской области — 1116; Тверской области — 1907; Тульской области — 2380; Ярославской области — 1398; Москве — 24 809 человек.
В 2009 г. число лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача, достигло 555 272 человек, в то время как официально наркобольных по сравнению с 2008 г. стало меньше: 357 759 человек. Соответствующее увеличение их количества зафиксировано и в субъектах РФ. В частности, в Центральном федеральном округе зарегистрировано 99 073 лица, употребляющих наркотики без медицинского указания, а больных наркоманией — 65 316. По состоянию на декабрь 2009 г. в Дальневосточном федеральном округе лиц, употребляющих указанные средства и вещества без медицинских показаний, — 33 677, а лиц, официально признанных наркоманами, — 18 483. Наркоситуация в стране продолжает стремительно ухудшаться. Особую опасность представляет распространение наркомании в детской и подростковой среде. В России средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15 — 17 лет, однако резко увеличивается процент потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми в возрасте 9 — 13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков даже детьми в возрасте 6 — 7 лет. По состоянию на декабрь 2010 г. общее число лиц, зарегистрированных с диагнозом наркомания, составило 350 936. В России специализированными наркологическими учреждениями зарегистрировано более 140 тыс. детей <5> и подростков, страдающих наркологическими расстройствами. Число же лиц старше 18 лет, употребляющих наркотики, гораздо больше — 350 184. ——————————— <5> См.: Развитие наркоситуации в Российской Федерации: по материалам заседания Коллегии ФСКН России 27 февраля 2010 г. // Наркоконтроль. 2010. N 2. С. 2 — 5.
Немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ способствует распространению среди потребителей наркотиков опасных заболеваний, особенно таких как ВИЧ и гепатит, тем самым существенно повышая уровень смертности. По официальным данным, ежегодно в Российской Федерации от приема наркотиков умирает около 10 тыс. человек. Однако, по экспертным оценкам, это число составляет более 30 тыс. <6>. ——————————— <6> См.: Иванов В. П. Указ. соч. // Наркоконтроль. 2008. N 3.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что наркоситуация, связанная с распространением и, как следствие, употреблением наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, имеет тенденцию к дальнейшему обострению в условиях, когда принимаемые меры по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией не адекватны сложившейся тяжелой ситуации. Тема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ в последнее время стала предметом многочисленных обсуждений. На заседании Совета Безопасности РФ по вопросу совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков Д. А. Медведев отметил, что «омоложение состава потребителей наркотиков — это действительная угроза для безопасности нашей страны, самый серьезный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию нашего общества» <7>. На заседании Президиума Государственного совета РФ 18 апреля 2011 г. он же подчеркнул высокую значимость вопросов борьбы с распространением и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров среди молодежи. Особый акцент при этом был сделан на роли Интернета в незаконном распространении наркотиков <8>. ——————————— <7> Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков» // URL: http://www. scrf. gov. ru/news/471.html. <8> Подробнее об этом см.: URL: http://www. mosportal. ru/2/i125_1091.htm.
Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков через Интернет является ключевым пунктом доклада Международного комитета по контролю над наркотиками о выполнении решений XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В плане борьбы с незаконным изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими Генеральная Ассамблея признала, что использование Интернета создает дополнительные преграды для решения проблемы злоупотребления наркотиками <9>. ——————————— <9> Подробнее об этом см.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2008 г. E/INCB/2008/1 // Наркоконтроль. 2009. N 2. С. 35 — 36.
Количество таких интернет-сайтов исчисляется тысячами, при этом 40% их находятся в российском сегменте <10>. Только за прошедший год было выявлено более 1300 интернет-сайтов, не только подробно описывающих состояние измененного под воздействием указанных средств и веществ сознания человека, но и содержащих подробные инструкции по приготовлению наркотических средств и психотропных веществ, а также по их употреблению. Кроме того, с помощью такого рода интернет-сайтов можно узнать о месте продажи наркотиков, договориться о встрече с целью их покупки. ——————————— <10> См.: Выступление председателя правительства Иркутской области Д. Ф. Мезенцева на заседании Президиума Госсовета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» // URL: http://www. mosportal. ru/2/i125_1091.htm.
Распространение подобной пронаркотической информации в Интернете оказывает пагубное воздействие в первую очередь на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. Даже позитивная на первый взгляд информация об изъятии, к примеру, двух килограммов наркотиков на сумму в 150 млн. руб. может быть воспринята определенным контингентом как реклама легкого способа зарабатывания денег <11>. ——————————— <11> См.: Клочкова А. В. Проблема нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. N 1.
Эффективные направления противодействия распространению пронаркотической информации и наркотизации населения — это информационная профилактика наркомании в Интернете, создание безопасного интернет-пространства, а также разграничение ответственности участников интернет-отношений за размещение пронаркотической информации в Интернете. Интернет должен выступать в качестве инструмента, позволяющего снизить спрос на наркотики через формирование нетерпимого отношения молодежи к наркомании и наркопреступности. В рамках реализации данного направления важным является увеличение количества и повышение качества интернет-материалов по антинаркотической тематике, а также по пропаганде здорового образа жизни. В качестве основного подхода к созданию безопасного интернет-пространства целесообразно использовать программные и технологические решения, обеспечивающие безопасность детей, подростков, да и всего населения страны. Первая такая попытка была реализована посредством установки контент-фильтров во многих российских школах. К примеру, в образовательных учреждениях г. Майкопа внедрена система контентной фильтрации на компьютерах, имеющих выход в Интернет. Все образовательные учреждения были зарегистрированы Комитетом по образованию на сайте skf. edu. ru, получили логин и пароль, загрузили с сайта дистрибутив программы, необходимое количество лицензий и установили контент-фильтр <12>. ——————————— <12> См.: решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28 октября 2008 г. N 163 «О ходе выполнения муниципальной целевой программы «Развитие системы образования г. Майкопа на 2006 — 2009 гг.» (вместе с Информацией о ходе выполнения муниципальной целевой программы «Развитие системы образования города Майкопа на 2006 — 2009 годы» в 2008 году).
Учитывая то, что много детей проводят свободное время в интернет-кафе, где к Интернету обеспечивается свободный доступ любому желающему, необходимо обязать владельцев таких кафе устанавливать на персональные компьютеры контент-фильтры, способные блокировать интернет-ресурсы с противоправной информацией, популяризирующей потребление наркотиков. В качестве положительного примера можно привести только один регион России — Ханты-Мансийский автономный округ, который принял на региональном уровне законодательный акт, обязывающий оборудовать все публичные точки доступа к Интернету такими контент-фильтрами. Особо следует отметить проект «Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте», реализуемый на базе Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий», заключившей соглашение с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков о сотрудничестве в целях выявления пронаркотической информации в Интернете, а также пресечения такого рода противоправной информации. Согласно концепции названного проекта эксперты горячей линии проводят оценку информации об интернет-сайтах, пропагандирующих наркотические средства или психотропные вещества, а также информации о способах их реализации. По результатам такой оценки направляются официальные запросы интернет-провайдерам, курирующим проверяемый сайт, с предложением о его закрытии как содержащего противоправную информацию. Важное место должно отводиться вопросам привлечения к ответственности участников интернет-отношений за распространение информации, популяризирующей потребление и изготовление наркотиков. При рассмотрении правоотношений по использованию Интернета необходимо учитывать их сложный субъектный состав, обусловленный участием в интернет-отношениях организаций или лиц, обеспечивающих доступ, размещение и передачу информации в Интернете. Их называют по-разному: в европейском законодательстве используется термин «intermediary service providers», в американской практике — «on-line service provider, provider of access, provider of the informational content». В российских законопроектах употребляется термин «оператор услуг Интернета» — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием интернет-технологий <13>. В специализированной литературе такие организации или лица именуются интернет-провайдерами <14> (англ. Internet Service Provider, ISP — поставщик интернет-услуг). ——————————— <13> См.: проект модельного Закона «Об Интернете», разработанный Некоммерческим партнером «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК») по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2007. URL: spec. edu. ru. <14> См.: The Electronic Frontier: the Challenge of Unlawful Conduct Involing the Use of the Internet: a Report of the President’s Working Group on Unlawful Conduct on the Internet (2000, March). URL: www. usdoj. gov/criminal/cybercrime/unlawful.
В число услуг, предоставляемых интернет-провайдерами, входят: доступ в Интернет по коммутируемым или выделенным каналам, в том числе беспроводной доступ в Интернет; выделение дискового пространства для хранения и обеспечения работы сайтов (хостинг); поддержка работы почтовых ящиков или виртуального почтового сервера; размещение оборудования клиента на площадке провайдера (колокация); аренда выделенных или виртуальных серверов; резервирование данных и др. В связи с этим интернет-провайдеры делятся на типы в соответствии с предоставляемыми услугами. Наиболее распространенной является следующая классификация интернет-провайдеров <15>: 1) провайдер доступа <16>; 2) хостинг-провайдер (провайдер сервера) <17>; 3) контент-провайдер (провайдер содержания) <18>; 4) кеш-провайдер <19>; 5) провайдер ссылок <20>; 6) провайдер «последней мили» <21>. ——————————— <15> См.: Хатаева М. А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернета: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. <16> Провайдер, передающий, маршрутизирующий материал или предоставляющий соединение для передачи материала через систему или сеть, контролируемую или управляемую им, к чему приравнивается промежуточное хранение материала в целях указанной передачи, маршрутизации или предоставления соединения. <17> Провайдер, осуществляющий деятельность по хранению информации в системах или сетях, контролируемых или управляемых им, в соответствии с указаниями пользователей. Иными словами, хостинг-провайдер осуществляет услуги по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в Интернете. Сервер может принадлежать либо компании-поставщику, либо клиенту. В последнем случае услуга носит название «колокейшн». Для размещения личного сайта в Интернете необходимо воспользоваться услугами хостинг-провайдера, который предоставит определенное место на своем сервере, а также предложит определенный пакет услуг, к которым относятся: создание и продажа хостинг-аккаунтов; создание персональных виртуальных серверов (при этом у пользователя возникает возможность самостоятельно размещать интернет-сайты и сдавать их в аренду другим пользователям Интернета); предоставление выделенного сервера (в этом случае пользователь может размещать несколько незначительных по объему интернет-сайтов или один масштабный проект с высоким уровнем посещаемости) и др. <18> Провайдер, предоставляющий определенный объем информации для размещения на информационных ресурсах в Интернете (дисковые пространства веб-серверов). Также их называют поставщиками информации. <19> Провайдер, обеспечивающий автоматическое промежуточное временное хранение материала в системе, контролируемой или управляемой провайдером. Основной смысл их деятельности заключается в том, что материал, временное хранение которого осуществляется кеш-провайдером, изначально размещается в Интернете не на контролируемых им технических устройствах, а в ином месте. Временное хранение осуществляется здесь по принципу зеркала, что означает автоматическое воспроизведение содержимого определенного ресурса (запросы пользователей переадресуются с исходного источника информации на «зеркало»). <20> Провайдер, перенаправляющий пользователей или связывающий пользователей с интернет-сайтами, на которых размещена какая-либо информация, например информация об условиях продажи либо приготовления наркотиков. <21> Провайдер, предоставляющий услуги по прокладыванию линии связи непосредственно от магистрали до клиента.
Очевидно, что данный перечень интернет-провайдеров не является исчерпывающим. В литературе выделяются также магистральные и конечные провайдеры как виды провайдеров доступа, а также операторы дата-центров и приложений как разновидность контент-провайдеров и т. п. Приведенная классификация лишь на первый взгляд имеет узко техническое значение, поскольку проводит градацию интернет-провайдеров в зависимости от осуществляемых ими функций. Посредством выполнения своих функций интернет-провайдеры получают (создают) определенные результаты, пользование которыми должно осуществляться в пределах, установленных соответствующими правовыми нормами, т. е. каждый классификационный вид по мере развития нуждается в специальном правовом регулировании. Вместе с тем разграничение интернет-провайдеров в зависимости от осуществляемых ими функций имеет практическое значение для определения субъектов юридической ответственности. Проблема ответственности интернет-провайдеров относится к ключевым проблемам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием Интернета (распространение экстремистских материалов, детской порнографии, защита интеллектуальной собственности, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров). Необходимость привлечения интернет-провайдеров к ответственности базируется на том, что они имеют организационно-техническую возможность в любой момент воздействовать на информационные общественные отношения своих пользователей. Форма воздействия может быть разнообразной: от блокирования информационного обмена до информирования третьих лиц о содержании передаваемой информации. Практика зарубежных стран в регулировании указанных отношений неоднозначна. В настоящее время существуют три основных подхода к степени ответственности интернет-провайдеров — владельцев информационных ресурсов за действия лиц, которые воспользовались указанными ресурсами или системами. Интернет-провайдер: 1) несет ответственность за все действия пользователей вне зависимости от наличия у него как субъекта права знания о совершаемых действиях (Китай и страны Ближнего Востока); 2) не несет ответственности за пользователей, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей (страны Европы); 3) выполняет роль посредника в оказании информационных услуг и не может нести ответственность за информацию, размещаемую пользователем (США). Ответственность интернет-провайдеров за распространение информации пронаркотической направленности должна дифференцироваться в зависимости от предоставляемых ими услуг. Благодаря работе провайдеров доступа пользователи получают доступ к Интернету. Особенностью деятельности провайдера доступа является то, что он не инициирует информационные отношения, не выбирает содержание передаваемой информации и ее получателя, не влияет на содержание информации, а лишь осуществляет техническое сопровождение доступа к интернет-сайтам. Провайдеры доступа далеки от содержательной стороны осуществляемых при их посредничестве информационных транзакций. В связи с этим интернет-провайдеры, осуществляющие только техническое сопровождение доступа к интернет-сайту, принадлежащему клиенту, должны освобождаться от ответственности за незаконное размещение пронаркотической информации третьими лицами. Хостинг-провайдер, предоставляющий услуги колокейшн (провайдер размещает оборудование клиента на своем сервере и подключает его к каналам с высокой пропускной способностью), не несет ответственности за содержание информации, размещенной на его сервере третьими лицами. Однако, когда владельцы интернет-сайтов одновременно осуществляют услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере, подключенном к Интернету, ответственность за незаконное размещение объектов авторских прав должна быть распределена между интернет-провайдерами и пользователями. Соответственно, интернет-провайдеры должны нести солидарную ответственность за размещение пронаркотической информации на их серверах третьими лицами, арендующими указанное дисковое пространство. Информационная профилактика наркомании в Интернете, создание безопасного интернет-пространства, а также совершенствование российского законодательства в части разграничения ответственности участников интернет-отношений за размещение пронаркотической информации положительно повлияет на наркоситуацию в стране.
Библиографический список
Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N 3. Клочкова А. В. Проблема нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. N 1. Развитие наркоситуации в Российской Федерации: по материалам заседания Коллегии ФСКН России 27 февраля 2010 г. // Наркоконтроль. 2010. N 2. Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. N 4. Хатаева М. А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернета: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
——————————————————————