Ситуационное право и общерегулятивное правоотношение в правореализации
(Погодин А. В.) («Юридический мир», 2013, N 2)
СИТУАЦИОННОЕ ПРАВО И ОБЩЕРЕГУЛЯТИВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ В ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ
А. В. ПОГОДИН
Погодин Александр Витальевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук.
В статье анализируется ситуационное право как относительно новая категория юриспруденции, дается характеристика общерегулятивного правоотношения и определяется их функция в правореализации.
Ключевые слова: ситуационное право, общерегулятивное правоотношение, конкретные правоотношения, правореализация.
Situational law and general regulative legal relationship in law-implementation A. V. Pogodin
The article analyses the situational law as a relatively new category of jurisprudence; gives characteristics of general regulative legal relationship and determines the function thereof in law-implementation.
Key words: situational law, general regulative relationship, concrete legal relationships, law-implementation.
Правореализация в динамике и на микроуровне преимущественно состоит из многообразных конкретных правовых отношений. Именно с ними, а также ситуационным правом и общерегулятивными правоотношениями, своеобразными профессиональными инструментами, имеют дело практикующие юристы <1>. Адекватное современной практике и системное теоретическое знание о конкретных правоотношениях, о ситуационном праве и общерегулятивном правоотношении формирует высокопрофессиональное мировоззрение юриста, является необходимой теоретико-методологической компонентой эффективного правового мышления и действия в конкретной, прежде всего сложной, правореализационной ситуации. Рассмотрим более подробно 1) ситуационное право и 2) общерегулятивное правоотношение. ——————————— <1> Более подробно о конкретных правоотношениях и их функциях в правореализации см.: Погодин А. В. Элементы теории правореализации. Исследование практики взаимодействия частных и публичных субъектов, права, социокультурной среды. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
Понятие «ситуационное право». Реализация норм объективного права в сложной жизненной ситуации с неизбежностью предполагает составление формально и содержательно безупречного юридического документа, например договора кредитования, решения суда и т. п. Такие вторичные формы права — правореализационные акты необходимы и обязательны для правореализаторов под угрозой правовой ничтожности деяния или гарантированной позитивной результативности его оспаривания <2>. Они по содержанию и сущности не что иное, как нормативная модель ситуационной социально-правовой свободы и ответственности личности, как закономерное продолжение интегрированного в практику объективного права, его функционально неотъемлемая часть, имеющая ситуационно-объективно-субъективную природу. Это и есть ситуационное право, объективное право в динамике, «живое» право — нормативное основание сложной правореализации. Ситуационное право — сравнительно новая теоретическая конструкция (категория) для юридической науки. Эта категория методологически и логически обусловлена существующим теоретико-правовым знанием и, самое главное, отражает реальные явления правореализационной практики. ——————————— <2> О первичных и вторичных формах права см.: Погодин А. В. Содержательная характеристика российского права // Основные характеристики российской правовой действительности / Науч. ред. Ю. С. Решетов. Казань: Казан. ун-т, 2010. С. 27 — 29.
Ситуационное право является формализованным результатом индивидуального правового регулирования. В ходе этой правоустанавливающей интеллектуально-эмоционально-волевой деятельности, по степени значимости, а иногда сложности в чем-то сопоставимой с правотворчеством (или это разновидность, а может быть, продолжение правотворчества?), с учетом интересов сторон, их возможностей, ситуационных социально-психологических условий и требований норм объективного права сложная жизненная ситуация доурегулируется (в частной практике при пробелах в праве вообще могут создаваться в формате частного нормативного договора новые ситуационные нормы) и в ней появляется такой организующе-стабилизирующий ситуацию нормативный комплекс, как ситуационное право. Его роль и значение в функционировании права, особенно в части правореализации, трудно переоценить. Если ситуационное право качественное и реализуется в полном объеме (что бывает далеко не всегда), то оно способно обеспечить с эффектом высокой степени гарантированности социально-психологически-правовое взаимодействие участников сложной жизненной ситуации, т. е. структурировать, легализовать и поддержать, а при необходимости охранять и защищать через правоохранительные и судебные институты государства и общества ситуационную социальную коммуникацию и создаваемые в ее пределе ценности, в том числе инновационную социальную коммуникацию. И наоборот: если ситуационное право имеет дефекты, например скрытые кабальные условия для стороны или третьих лиц, то это может спровоцировать конфликт, вызвать ситуационное социальное напряжение, возможно даже разрушить социально целесообразную коммуникацию и, как следствие, дискредитировать право. Именно через качественное ситуационное право регулятивный потенциал и юридическая сила норм объективного права материализуются, приобретают законченную структуру реально действующего регулятора, переводятся в стадию предреализации и становятся индивидуальной формально-определенной нормативной конструкцией — предпосылкой — условием и мерилом правомерности последующего поведения правореализаторов. От того, насколько оно (ситуационное право) соответствует духу и букве объективного права, консолидированному интересу сторон, социальным условиям, зависит законность конкретного правоотношения и ситуационное социально-психологически-правовое качество жизни человека, общества и государства. Ситуационное право возникает и в простых правореализационных ситуациях, например розничная купля-продажа, проезд в общественном транспорте и т. п. Здесь его формализация минимальна, поскольку оно существует главным образом как элемент правосознания конкретного субъекта — непосредственного участника ситуации, как когнитивное ситуационное право в виде интеллектуально-эмоционально программируемой и пригодной для модели поведения. Причем только в том случае, если правореализатор адекватно осознает свои и чужие субъективные права и обязанности, ситуационные запреты и ограничения, меры поощрения и наказания, т. е. правильно интерпретирует требования объективного права применительно к простой ситуации и готов ими руководствоваться. Когнитивное ситуационное право, вне всякого сомнения, появляется (в идеале должно появиться) и в сложной как публично-правовой, так и частноправовой жизненной ситуации, но тут оно обязательно закрепляется в той или иной документарной форме. Вообще для формирования (и последующей реализации) ситуационного права исключительно важную роль играет правосознание человека, прежде всего уровень развития категорического нравственно-правового императива. Таким образом, ситуационное право — это формально выраженный синтез: 1) социального фактического (социального предметного содержания сложной ситуации); 2) субъективного психологического (интеллектуально-эмоционально-волевого освоения ситуации конкретным человеком); 3) формального правового (выявление и интерпретация норм объективного права применительно к данной ситуации). В теории переход объективного права в конкретное состояние, которое возникает ситуационно, принято обозначать через диалектику объективного и субъективного права. Однако при более углубленном анализе эта традиционная (и не конструктивно-критически воспринимаемая современными исследователями) формула требует уточнения и дополнения. Рассмотрим поясняющий пример. Комплекс норм купли-продажи недвижимости — правовой институт ГК РФ — элемент объективного права. Как только конкретные субъекты на этой нормативной основе доурегулируют ситуацию и составляют частный договор и другие юридические документы, то здесь, как было отмечено выше, ситуационно на формально-правовом уровне появляются не только субъективные права покупателя и продавца, но более сложный комплекс — ситуационное право, куда входят субъективные права, субъективные обязанности, запреты, ограничения, меры юридической ответственности и т. п. Следовательно, применительно к правореализации точнее говорить о диалектике взаимодействия объективного и ситуационного права и соответственно — о содержании и форме объективного и содержании и форме ситуационного права. Если же необходимо сконцентрировать внимание только на субъективном праве, то речь должна идти о статутном праве (дозволении) неперсонифицированного субъекта как элементе объективного права и субъективном праве конкретного человека — составляющей ситуационного права. В свете изложенного вполне уместно отметить: право, как любой социальный регулятивный институт, двойственно по своей природе. С одной стороны, оно существует в виде формально-определенной потенциальной возможности (статутное право, статутная обязанность, статутная юридическая ответственность и т. п.) объективно, независимо от воли, сознания человека и даже реалий регулируемой практики. Здесь право представляет собой относительно самостоятельную статичную нормативную конструкцию, право в «чистом» виде (и эта его ипостась достаточно детально описана в нормативной теории, но в ней нет такого же подробного анализа функционирования — реализации права, и это проблема теории государства и права). С другой стороны, право становится реально действующим регулятором только там и тогда, где и когда оно востребовано-реализовано в конкретной ситуации, то есть через сознание и деятельность персонифицированного праводееспособного субъекта в виде ситуационного права интегрировано в ту или иную общественно значимую практику, и является неотъемлемым организующе-стабилизирующим элементом многообразных социальных отношений, урегулированных нормами объективного права. Какова в правореализации связь между ситуационным правом и правоотношениями? Функциональная взаимосвязь — взаимопереходы между ними можно показать на примере логической модели. 1. Простая полноценная (недеформированная) правореализация: общерегулятивное правоотношение (объективное право) — когнитивное ситуационное право (правосознание личности) — простое конкретное правоотношение (правореализационная практика). 2. Сложная полноценная правореализация: общерегулятивное правоотношение — когнитивное ситуационное право — формализованное ситуационное право (индивидуально-правовое регулирование) — сложное конкретное правоотношение. Что собой представляет общерегулятивное правоотношение? Общерегулятивное правоотношение в правореализации. Термин «правоотношение» многозначен и универсален. В зависимости от контекста и содержания отображаемых реалий его можно использовать для обозначения: 1) объективно существующей нормативной модели регулируемого общественного отношения — комплекса норм объективного права, адресованного участникам той или иной социальной ситуации (общерегулятивное правоотношение); 2) явления — элемента правореализационной практики (конкретное правоотношение); 3) структуры теоретико-правового знания (категория «правоотношение»); 4) вполне допустимо выделять психологический феномен — когнитивное правоотношение <3>, но все-таки точнее использовать терминологическую конструкцию «когнитивное ситуационное право». В теории еще с середины XX в. под общерегулятивным правоотношением понимается предельно абстрактная и глобальная связь персонально неопределенного круга лиц, которая возникает на основе норм конституции, например конституционное право на труд образует соответствующее общерегулятивное отношение. Такая трактовка, основанная на толковании исключительно конституционных принципов, деклараций, идеологем без учета отраслевых норм и норм правовых институтов, малопригодна для правореализатора и даже практикующего юриста. Она не содержит алгоритма поведения, необходимых процедур и индивидуальных правовых форм-документов применительно к конкретной правореализационной ситуации, на ее основе невозможно создать качественное и неоспоримое ситуационное право, например трудовой договор. Не случайно некоторые авторы предлагают отказаться от данной терминологии <4>. Реальное существование общерегулятивного правоотношения в правореализационной практике и, следовательно, необходимость сохранения этой конструкции в теории и наполнение ее новым содержанием обусловлены, во-первых, спецификой регулируемого объекта (социальный фактор); во-вторых, особенностями нормативного правового регулирования (технико-юридический фактор); в-третьих, творческим развитием идеи логической нормы (С. С. Алексеев), теоретическими разработками о внутриотраслевом и межотраслевом взаимодействии правовых норм (научно-теоретический фактор); в-четвертых, самое главное — способностью высококлассного практикующего юриста в процессе системного правового мышления максимально задействовать регулятивный потенциал объективного права для конкретной правореализационной ситуации (фактор правосознания юриста). Поскольку именно в правосознании субъекта общерегулятивное правоотношение приобретает законченную структуру, иными словами, есть практические, специально-юридические, доктринальные и профессионально-психологические предпосылки-основания для характеристики общерегулятивного правового отношения как вторичной структуры содержания объективного права, а для конкретного правореализатора как исходной нормативной основы ситуационного права и последующей его реализации. В качестве примера рассмотрим общерегулятивное правоотношение проезда в общественном транспорте. На его основе изо дня в день на территории Российской Федерации возникают, изменяются и прекращаются тысячи и миллионы одноименных конкретных правоотношений. При этом каждое отношение уникально и неповторимо, поскольку оно воспроизводится в разных социальных ситуациях, на различных видах транспорта и субъектами с разным уровнем социально-правовой культуры. Но это однотипные отношения, в системе они образуют относительно самостоятельную правореализационную практику. Одним из факторов, системообразующих и структурирующих данную практику, является общерегулятивное правоотношение проезда в общественном транспорте. Здесь прослеживается универсальная, характерная для всех правореализационных практик закономерность в виде глубинной функциональной связи и зависимости общерегулятивного правоотношения (объективного права) и конкретных правоотношений (правореализация), где необходимой связующей структурой выступает когнитивное или формализованное ситуационное право. ——————————— <3> О когнитивном правоотношении см.: Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. С. 732. <4> Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 447.
Социальный фактор. Конкретная практика, например выборы, купля-продажа недвижимости, в состоянии прерывности (статики) состоит из ряда стабильно устойчивых и относительно самостоятельных элементов, в ней можно выделить, в частности, институты развития, ресурсы, идеологию, технологии и т. п. В состоянии динамики (движения) та или иная практика есть система конкретных публичных и частных отношений. Субъект правового нормотворчества регулирует и отдельные элементы практики (регулятивно-статическая функция), и общественные отношения (регулятивно-динамическая функция). Общерегулятивное правоотношение является комбинированным средством и одновременно объективно существующей нормативной моделью (правовой формой) конкретного регулируемого общественного отношения. Технико-юридический фактор. В процессе регулирования сложного общественного отношения, например купли-продажи недвижимости, используются различные нормы (нормы — правила поведения, нормы-сроки, нормы-дефиниции и т. д.) и с их помощью создается его идеально-должный образец. Поскольку эффективно регулировать публичное или частное отношение можно только путем моделирования его структуры, т. е. путем определения пределов поля свободы сторон (например, покупателя и продавца недвижимости), в границах которого они могут свободно действовать, и эти действия будут правомерными. Общерегулятивное правовое отношение как комплекс норм как раз и есть такая модель (форма) реального общественного отношения. Вообще моделирование и сама модель сложного общественного отношения включает: 1) установление идеологической основы в виде целей, принципов, идей и ценностей, на которых базируются регулируемое отношение и соответствующая практика; 2) описание объективной ситуации и временных пределов, в которых возникает, изменяется и прекращается отношение; 3) определение в обезличенной (неперсонифицированной) форме непосредственных субъектов и иных возможных участников отношения, в том числе государственных и муниципальных чиновников, призванных организационно обеспечить и проконтролировать процесс функционирования отношения, например регистратор недвижимости; 4) закрепление ролевого (ситуационного) правового статуса субъектов, например закрепление прав, обязанностей, запретов и ограничений покупателя и продавца недвижимости, определение средств и методов деятельности сторон (формальный социально-правовой режим регулируемого отношения), а также определение вида и меры юридической ответственности; 5) дефиницию объекта-ценности и его содержательных параметров; 6) выработку в необходимых случаях юридического механизма (система процедур) осуществления с эффектом гарантированного результата законных интересов субъектов и юридических документов, фиксирующих отношение; 7) определение структур и их компетенции в процессе контроля и надзора за тем, как функционирует отношение; 8) определение судебных структур, к чьей юрисдикции относится данное отношение. При этом правовые нормы различных отраслей права являются специфическим средством моделирования сложного общественного отношения. Создать адекватную модель с помощью одной, например материальной, нормы правила поведения невозможно. Требуется система норм различной отраслевой принадлежности: конституционных норм; норм той отрасли, к которой относится отношение; норм иных отраслей права. В идеале и в перспективе это вполне осуществимо — нормативно-правовое регулирование должно быть комплексным, т. е. модель общественного отношения должна содержаться в одном нормативно-правовом акте. Практикующий юрист воссоздает в процессе рефлексии общерегулятивное правоотношение и формирует ситуационное право, на основе которого возникает конкретное правоотношение и осуществляется правореализация.
——————————————————————
Интервью: Интервью с членом Правления, Председателем Волгоградского регионального отделения АЮР, Председателем Окружного Совета в Южном федеральном округе Евгением Юрьевичем Маликовым («Юридический мир», 2013, N 2)
ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНОМ ПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ АЮР, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ОКРУЖНОГО СОВЕТА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ ЕВГЕНИЕМ ЮРЬЕВИЧЕМ МАЛИКОВЫМ
— Евгений Юрьевич, на сегодняшний день Волгоградское региональное отделение является одним из передовых отделений Ассоциации юристов России. Какие задачи ставит перед собой Волгоградское региональное отделение на 2013 г.? Какие наиболее значимые проекты и мероприятия следует ожидать от отделения в Волгоградском регионе? — Наше Отделение ведет работу по всем направлениям деятельности, определенным Ассоциацией юристов России, — это оказание бесплатной юридической помощи населению, организация и проведение научных и практических конференций, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, общественная аккредитация высших учебных заведений юридического профиля, правовое просвещение и пропаганда права. Оказание бесплатной юридической помощи является одним из приоритетных направлений деятельности Волгоградского отделения Ассоциации. В настоящее время Отделением созданы семь центров бесплатной юридической помощи. Также с мая 2010 г. при Отделении постоянно функционирует первый в России передвижной пункт бесплатной юридической помощи на базе специализированного автобуса. Передвижной пункт на базе автобуса был создан при поддержке Губернатора Волгоградской области Анатолия Григорьевича Бровко и непосредственном участии члена Попечительского совета Отделения, генерального директора автобусного холдинга «Волгабас» Алексея Анатольевича Бакулина. Жители многих населенных пунктов в силу удаленности и обособленности последних, тяжелого материального положения часто просто лишены возможности обратиться к квалифицированному юристу непосредственно. Количество адвокатов в районах не всегда соответствует реальным потребностям населения, а стоимость оказываемых ими услуг — возможностям граждан. Поэтому возникает проблема оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и иным слабозащищенным категориям населения, проживающим в отдаленных районах региона, а именно там, где создание стационарных пунктов юридической помощи нецелесообразно с практической или экономической точек зрения, но при этом есть насущная потребность в получении такой помощи. Передвижной пункт включает в себя два рабочих места, оснащенных портативной компьютерной техникой с доступом в сеть Интернет и базами правовой информации, четыре спальных места, санузел, кондиционер. Таким образом, созданы комфортные условия для проведения членами Отделения выездных консультаций и оказания населению качественной бесплатной юридической помощи в любом месте Волгоградской области. В выездных консультациях также принимают участие нотариусы региона. График выездов автобуса ориентирован на то, чтобы охватить все муниципальные районы региона. По согласованию с органами местного самоуправления выезды пункта осуществляются не только в районные центры, но и в наиболее отдаленные поселения, деревни, хутора. Особое внимание нами также уделяется правовому воспитанию и просвещению детей, данное направление стало своего рода визитной карточкой Волгоградского отделения Ассоциации. Еще в 2008 г. нашим Отделением учреждена ежегодная акция «Юристы — детям». Цель акции — правовое воспитание и просвещение подрастающего поколения. В 2013 г. мы продолжим эту работу. Среди наиболее значимых из запланированных мероприятий хотелось бы отметить проведение Третьей всероссийской конференции по проблемам правового воспитания и просвещения детей, а также создание и открытие в Волгограде Центра художественного развития и правового воспитания детей. Помимо этого, в продолжение реализации Всероссийского проекта «Юристы России» Ассоциации юристов по увековечиванию памяти выдающихся российских юристов на 2013 г. Отделением запланирована установка памятника Вениамину Петровичу Грибанову. Напомню, что в июле 2012 г. по инициативе Волгоградского отделения Ассоциации впервые в России одной из улиц нового жилого комплекса Волгограда присвоено наименование в честь В. П. Грибанова с размещением на стене одного из домов указанной улицы мемориальной доски. В дальнейшем мы намерены продолжить деятельность по увековечиванию памяти выдающихся российских юристов. По предложению нашего Отделения обозначенные мероприятия включены в проект плана работы Ассоциации юристов России на текущий год.
— В ноябре 2012 г. Правлением Ассоциации юристов России Вы были назначены на пост Председателя Окружного Совета АЮР в Южном федеральном округе (ЮФО). Какие основные задачи стоят перед Окружным Советом по ЮФО и координацию каких региональных отделений он (Совет) будет осуществлять? — Поскольку Окружной Совет Ассоциации юристов России в Южном федеральном округе создан сравнительно недавно, ближайшими задачами его деятельности, полагаем, должны стать установление конструктивного взаимодействия и обмен положительным опытом между региональными отделениями, а также выведение наиболее значимых и успешных проектов и мероприятий отделений на уровень округа. Окружной Совет АЮР в ЮФО координирует деятельность шести региональных отделений Ассоциации, среди которых Адыгейское, Астраханское, Волгоградское, Краснодарское, Ростовское, а также отделение по Республике Калмыкия. Нельзя сказать, что взаимодействие и обмен опытом между региональными отделениями не осуществлялись ранее, это не так. Но создание окружного совета позволит нам с коллегами наиболее подробно в профессиональном кругу обсуждать вопросы и разрешать проблемы формирования правового государства, усиления авторитета закона, повышения уровня правовой культуры населения, преодоления правового нигилизма в обществе для более успешной реализации уставных целей и задач Ассоциации юристов России.
— В сентябре прошлого года в Волгограде состоялась Вторая всероссийская конференция по проблемам правового воспитания и просвещения детей, организованная Волгоградским РО АЮР. Какие на сегодняшний день проблемы правового воспитания актуальны и есть ли задумки их решения? — Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. При этом важно уже в раннем возрасте заложить основы правовых знаний, сформировав у ребенка четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности, воспитать его в духе неукоснительного соблюдения положений закона. Развитие правовой культуры ребенка, на наш взгляд, должно основываться на знании и понимании норм права, уважении закона и желании жить в соответствии с ним в силу внутреннего убеждения, а не из-за возможного наказания за его (закона) нарушение. По инициативе нашего Отделения Всероссийская конференция по проблемам правового воспитания и просвещения детей в Волгограде проводилась уже дважды (в 2011 и 2012 гг.) как совместное мероприятие Ассоциации юристов России и Министерства юстиции Российской Федерации. Поскольку Конференция показала актуальность затронутых вопросов, особенно в свете реализации утвержденных Президентом Российской Федерации в мае 2011 г. Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, было принято решение сделать конференцию по проблемам правового воспитания и просвещения детей ежегодной, определив местом ее проведения г. Волгоград. Среди практических итогов Конференции можно выделить издание ряда информационно-просветительских пособий по правовому просвещению. К сожалению, многие родители и педагоги зачастую не располагают необходимой информацией по вопросам, касающимся правового статуса несовершеннолетних на современном этапе. Именно поэтому нашим Отделением совместно с Волгоградским институтом экономики, социологии и права создана серия «Юристы — детям» о правах и обязанностях детей, в которую вошли 13 брошюр, посвященных таким темам, как «История развития законодательства о правах ребенка», «Дети и административное право», «Права детей в семье» и т. д. Данная серия ориентирована на педагогов, подростков и их родителей. Совместно с Нотариальной палатой Волгоградской области изданы книги «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» и «Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах» А. А. Лопатиной и М. В. Скребцовой. Отделением изданы монография «Права детей и их охрана» П. М. Филиппова и Г. С. Джумагазиевой, а также сборники статей по материалам Конференции. Указанные материалы были направлены в Центральный аппарат Ассоциации и ее региональные отделения, Министерство юстиции Российской Федерации для использования в деятельности по правовому воспитанию и просвещению, распространялись на соответствующих мероприятиях Отделения (открытые уроки для школьников, семинары для педагогов и т. п.), а также были размещены в открытом доступе на сайте Отделения www. alrf34.ru в разделе «Юридическая библиотека». Помимо этого, в рамках Второй всероссийской конференции по проблемам правового воспитания и просвещения детей Институтом дополнительного образования Волгоградского государственного университета совместно с Волгоградским отделением Ассоциации в качестве эксперимента был проведен семинар по программе «Совершенствование преподавания основ права и государства» с выдачей сертификатов о краткосрочном повышении квалификации. Слушателями семинара стали более 80 педагогов средних образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области. Как показало анкетирование участников указанного семинара, педагоги также считают необходимым проведение подобных мероприятий в тесном взаимодействии с представителями юридической науки и практики, что позволит скоординированно решать проблемы, возникающие в сфере правового воспитания и просвещения детей. Поэтому мы намерены и в дальнейшем развивать опыт проведения практикоориентированных семинаров.
— Евгений Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об интересном проекте Вашего отделения под названием «Детский университет» (когда был создан, основные направления проекта и в какой форме проводится обучение). — Открытие первого в России Детского университета, организованного на базе Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета при содействии Волгоградского отделения Ассоциации, состоялось в январе 2011 г. Идея проекта принадлежит члену нашего Отделения — доктору юридических наук, профессору Валерию Алексеевичу Летяеву. Одно из основных направлений проекта — правовое воспитание и просвещение детей в целях формирования основ правосознания подрастающего поколения, предотвращения правовой безграмотности. В рамках данного направления лекции в Детском университете читают ведущие правоведы. Обучение в Детском университете бесплатное, занятия проводятся в соответствии с разработанной программой по выходным дням. С учетом возрастных и психологических особенностей слушателей лекции по отдельным темам длятся не более тридцати минут и сочетают в себе элементы трансляции знаний, интерактива. В текущем году еще один волгоградский вуз поддержит проект «Детский университет» — занятия для юных «студентов» теперь будут проводиться также в Волгоградском институте экономики, социологии и права. В настоящее время нашим Отделением и Волгоградским институтом экономики, социологии и права ведется подготовка к торжественному открытию Детского университета, которое намечено на февраль текущего года.
— Какие еще проекты правового воспитания и просвещения детей реализуются и будут реализованы? — Членами Отделения и Советом молодых юристов Отделения совместно с представителями органов власти, Общественной палаты региона, вузами проводились открытые уроки по правовому просвещению среди учащихся общеобразовательных учебных заведений, были организованы конкурсы рисунка для младших школьников и творческих работ на правовую тематику среди старшеклассников. В целях более планомерной работы в данном направлении с рядом учебных заведений Отделением заключены соглашения о взаимодействии, предметом которых является, в частности, содействие процессу формирования правового государства. В декабре 2008 г. Отделением совместно с Волгоградским молодежным театром создан первый в России спектакль «Сказка о потерянных правах», в котором школьникам в легкой, остроумной и хорошо запоминающейся форме разъясняется, что значит иметь права и обязанности и как тяжело приходится тому, кто этих прав лишился. При поддержке Отделения в течение 2008 — 2012 гг. показы спектакля «Сказка о потерянных правах» прошли в Волгограде и детских летних лагерях Волгоградской области, а также в рамках гастрольных туров Волгоградского молодежного театра по городам России (Липецк, Орел, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Грозный, Владикавказ, Нальчик, Черкесск, Майкоп, Краснодар). Одной из форм работы с детьми является организация выездов передвижного пункта бесплатной юридической помощи Отделения на базе автобуса в детские летние лагеря с показом спектакля «Сказка о потерянных правах». В ходе таких выездов юристы в игровой форме общаются с детьми, знакомят их с работой пункта. В 2013 г. мы собираемся продолжить реализацию акции «Юристы — детям». Так, в план работы Отделения включены проведение открытых уроков в средних учебных заведениях, организация показов спектакля «Сказка о потерянных правах», а также проведение конкурса для школьников «Какой закон я бы придумал?». Мы проводим подобные конкурсы с учетом специфики разных возрастных категорий несовершеннолетних не только для того, чтобы заинтересовать детей вопросами права, но и для того, чтобы увидеть правовую действительность глазами ребенка, понять особенности детского восприятия прав и обязанностей, законов, государственного устройства и использовать эти знания в работе по правовому воспитанию и просвещению. Как уже было сказано, Отделением запланировано также создание и открытие в текущем году Центра художественного развития и правового воспитания детей. Это совместный проект Волгоградского отделения Ассоциации и муниципалитета города Волгограда. Предполагается, что Центр разместится в предоставленном Отделением помещении, а к его работе по согласованию с муниципальными органами власти в сфере образования и культуры будут привлечены преподаватели по программам художественного развития (лепка, рисование и т. п.). Занятия по правовому воспитанию в Центре будут проводить члены нашего Отделения — представители научного сообщества и практикующие юристы. В настоящее время разрабатывается Положение о Центре и график его работы. Мы уверены в том, что общий уровень развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности, имеет немаловажное значение для активного и осознанного восприятия правовых знаний. В заключение хотелось бы выразить благодарность за методическую помощь и поддержку реализации проектов Отделения руководству Ассоциации юристов России и Министерству юстиции Российской Федерации.
— Желаем успехов! Спасибо за интервью!
——————————————————————