Философия трудового права — новое направление междисциплинарных философско-правовых исследований
(Томашевский К. Л.) («Трудовое право», 2006, N 7)
ФИЛОСОФИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
К. Л. ТОМАШЕВСКИЙ
Томашевский К. Л., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Философские исследования проблем права имеют в Белоруссии и России богатую, многовековую историю. Развитые философские концепции правопонимания можно обнаружить в наследии целого ряда белорусских (Ф. Скарына, М. Литвин, А. Волон, А. Олизаровский) и русских мыслителей (А. Н. Радищев, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой). Вместе с тем философия права сформировалась в особое направление философских исследований и даже стала преподаваться в качестве учебной дисциплины на юридических, философских и иных гуманитарных факультетах университетов в XIX веке. Окончательное формирование философии права практически совпало по времени с появлением такой самостоятельной отрасли права, правовой науки и учебной дисциплины, как трудовое право. Этим обстоятельством отчасти объясняется тот факт, что феномен философии трудового права, находящейся на стыке философии права и науки трудового права, до настоящего времени не был исследован. В этой связи возникает вопрос о целесообразности и значимости подобного исследования. Полагаем, что на данный вопрос должен быть дан положительный ответ. Как известно, межотраслевые исследования, находящиеся на стыке нескольких наук либо науки и философии, науки и религии, значительно обогащают затрагиваемые области знаний, позволяя привнести в них новые идеи, концепции, на базе которых впоследствии возникают теории, школы и даже новые направления в науке. Яркими примерами могут служить появившиеся на стыке социологии и психологии с одной стороны и правоведения с другой стороны две теории (школы) права: социологическая (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский и др.) и психологическая (Л. И. Петражицкий). В последнее время учеными-трудовиками стали высказываться идеи о существовании позитивистской и социологической школ трудового права (В. М. Лебедев), естественного и позитивного трудового права (С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов). В указанном делении усматривается попытка осмысления доктрины трудового права через учения и категориальный аппарат философии права. В настоящей статье ставится цель первоначально наметить понятие философии трудового права, определить его методологическую основу, остановиться на проблеме сущности и бытия трудового права, а также соотношении философии, доктрины и догмы трудового права.
Понятие и методология философии трудового права
Раскрыть понятие того или иного философского или правового явления означает раскрыть его существенные признаки (характеристики). Дать единую дефиницию философии трудового права не менее сложно, чем определить такие феномены, как философия и право. Философия трудового права характеризуется следующими чертами: — является областью философских и правовых исследований, поскольку находится на стыке философии и трудового права; — опирается на методологический и категориальный аппарат как философии, так и юриспруденции; — дает возможность взглянуть на трудоправовые явления в философском ракурсе, глубже понять сущностные, гносеологические и аксиологические стороны того или иного феномена; — позволяет осмыслить и оценить те или иные явления трудоправовой действительности (законодательство о труде, практику его применения и т. д.) с позиций таких общефилософских категорий, как добро и зло, общее и частное, качество и количество и т. д. Специфика философии трудового права состоит в ее направленности на обеспечение естественных трудовых прав прежде всего работника. Одна из целей философии трудового права — разработка и обоснование (оправдание) такого порядка регулирования трудовых и связанных с ними отношений, при котором нравственно-правовые идеи всеобщей свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма пронизывают эти отношения. Таким образом, философия трудового права призвана не только оценивать действующее трудовое законодательство, но также выдвигать предложения по его совершенствованию в духе вышеуказанных высоких правовых идей. В перспективе по мере развития философии трудового права задача по обоснованию реформирования законодательства о труде может перейти в область политики трудового права, которая также находится в настоящее время в стадии зарождения. В самом общем ракурсе философию трудового права можно определить как новое междисциплинарное направление философских и правовых исследований явлений трудоправовой действительности. Содержание данного нового направления гуманитарных исследований (а в перспективе — и учебной дисциплины) могли бы составить такие составные части, как онтология трудового права (учение о его сущности и бытии), аксиология трудового права (включая учение о трудоправовых ценностях), гносеология трудового права (учение о познании трудового права, включая толкование, конкретизацию его норм, преодоление пробелов в праве) и некоторые другие. Как отмечалось во введении, философия права разрабатывалась множеством мыслителей прошлого и настоящего, в том числе философов и юристов, работы которых, безусловно, являются базисом для формирования философии трудового права. Из современных российских философов права нельзя не упомянуть таких известных теоретиков, как С. С. Алексеев <*> и В. С. Нерсесянц <**>. В последнее время появилось довольно много учебников и учебных пособий, излагающих курс философии права <***>, в которых не нашли отражения междисциплинарные проблемы на стыке философии и отраслевых юридических наук. ——————————— <*> Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма, 1997. <**> Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. <***> См., например: Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997; О. Г. Данильян, Л. Д. Байрачная, С. И. Максимов и др. Философия права: Учебник / Под общ. ред. О. Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005, и др.
Следует признать, что в науке российского трудового права ранее уже высказывались идеи о существовании естественного трудового права и его различении с позитивным трудовым правом (С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов) <*>, проводились комплексные исследования принципов трудового права <**>, в том числе свободы труда <***>, ряда иных вопросов, соприкасающихся с философией трудового права. ——————————— <*> Хохлов Е. Б. О механизме правового регулирования труда в условиях многоукладной экономики // Правоведение. Изв. вузов. 1994. N 1. С. 39 — 48; Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2003. С. 81 — 86. <**> Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977; Дмитриева И. К. Принципы российского трудового права: Монография. М.: РПА МЮ РФ, Изд-во «Цифровичок», 2004. <***> Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
Еще десять лет назад Е. Б. Хохлов писал об использовании теории естественного права в трудоправовых исследованиях: «Указанная концепция без каких-либо сложностей применима к конкретике трудового права. Механизм правового регулирования труда в условиях плюралистической экономики строится на основе важнейшего естественного права — права индивида свободно распоряжаться собой, в том числе своими способностями к труду» <1>. В свою очередь, другой представитель санкт-петербургской школы трудового права С. П. Маврин отмечает, что «свобода, равенство, социальная справедливость — три высших принципа права, имеющих всеобщий характер, на которых основывается естественное трудовое право и должно основываться позитивное трудовое право» <2>. В данном подходе применительно к трудовому праву во многом восприняты теория естественного права и юридико-либертарная концепция правопонимания, разработанная В. С. Нерсесянцем <3>, которые отчасти разделяются и нами. Отличие трактовки естественного трудового права у С. П. Маврина от концепции правопонимания В. С. Нерсесянца состоит в замене понятия «справедливость» категорией «социальная справедливость», а также в том, что В. С. Нерсесянц избегает термина «естественное право», различая при этом право и закон. Томский ученый-трудовик В. М. Лебедев обосновывает социологический подход к исследованию трудоправовых явлений. По его мнению, «к содержанию трудового права следует относить не только его нормы, объединенные в институты, субинституты, части, трудовые правоотношения, но и фактические трудовые и тесно примыкающие к ним отношения» <4>. ——————————— <1> Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е. Б. Хохлова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. С. 170 — 171. <2> Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2003. С. 86. <3> Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 32 — 39. <4> Лебедев В. М. Теоретические основы Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2003. N 11. С. 15.
Вышеуказанными подходами, безусловно, не исчерпываются все современные трактовки правопонимания. Сохраняет свою актуальность интегративный подход Р. З. Лившица, являвшегося одновременно ведущим ученым-трудовиком и теоретиком права. Данный автор предложил следующее определение права: «Право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса. Эта формулировка, как мы уже указывали, охватывает и ценностное, и нормативистское, и социологическое понимание права. Ее можно считать обобщающей, дающей представление о праве как о единстве идей, норм и общественных отношений» <*>. ——————————— <*> Лившиц Р. З. Теория права: Учебник. 2-е изд. М.: БЕК, 2001. С. 68.
Вместе с тем научных работ, специально исследующих феномен философии трудового права, до настоящего момента написано не было. Идея о зарождении философии трудового права стала высказываться и обосновываться только в последнее время <*>. ——————————— <*> Томашевский К. Л. Принципы трудового права по законодательству Беларуси и России: теоретический и сравнительный аспекты // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2006. С. 278; Он же. Уводзiны ў фiласофiю працоўнага права // Праўнiк. 2006. N 1 (2).
Разработка философии трудового права должна осуществляться с использованием общенаучных методов, таких как системно-функциональный, конкретно-исторический, аналитико-критический методы, методы моделирования, сравнения и ряд других. Используются философские, социологические и специально-юридические методы (формально-юридический, правовое моделирование и т. п.); логические приемы (например, индукция и дедукция). Философской и методологической основой, на которой базируется наша трактовка философии трудового права, выступает диалектический идеализм или, иначе говоря, идеалистическая диалектика.
Онтология трудового права
Под онтологией (от греч. on (ontos): «сущее» + logos: «слово», «понятие», «учение») принято понимать «философское учение о бытии» <*>, «учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего» <**>. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1980. С. 355. <**> Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 443.
Правовая онтология анализируется в литературе по философии права. Причем учение о бытии (сущности) права одни авторы сводят к вопросу о том, к какому типу реальности отнести право <*>, другие — к анализу человека как правового существа, бытия и существования права и формах существования права <**>. На наш взгляд, исходя из этимологического и философского понятия онтологии под онтологией права следует понимать учение о бытии и сущности права, включая различные правовые явления. ——————————— <*> Данильян О. Г., Байрачная Л. Д., Максимов С. И. и др. Философия права: Учебник / Под общ. ред. О. Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005. С. 213. <**> Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 40 — 52.
Соответственно, онтология трудового права — это учение о сущности и бытии трудового права во всех его смыслах; реализации трудовых и связанных с ними правоотношений; взаимодействии международного и национального трудового права; функционировании отрасли трудового права и отдельных ее элементов (частей, институтов, подинститутов, норм); соотношении трудового права и законодательства; формах (источниках) существования трудового права и ряду иных вопросов. Сущность трудового права определить достаточно сложно, поскольку само трудовое право можно рассматривать в различных смыслах. Суть трудового права в объективном смысле (как отрасли права) состоит в фиксации правовых норм, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения. Сущность трудового права в субъективном смысле состоит в определенной сфере свободы, мере возможного поведения субъекта трудового права, которая принадлежит ему от рождения или на основании законодательства. Исходя из способа существования (бытия) права, можно выделять естественное (непозитивное или надпозитивное) трудовое право и позитивное трудовое право. Последнее отличается от первого тем, что отражается в позитивных источниках права (нормативных правовых актах, нормативных соглашениях, судебных прецедентах, правовых обычаях и других). Позитивное трудовое право — это право, отраженное в трудовом законодательстве или иным образом санкционированное государством (например, локальные нормативные акты, коллективные договоры и соглашения) и соответствующее четырем высоким правовым идеям, составляющим суть естественного трудового права. Как видно из последнего определения, понятие позитивного права (в том числе трудового) не совпадает с понятием законодательства. Во-первых, позитивное право может существовать не только в форме законодательства (нормативного правового акта), но также в формах правового обычая, нормативного договора, судебного прецедента. Во-вторых, законодательство является носителем (источником) позитивного права лишь настолько, насколько его нормы соответствуют требованиям всеобщей свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма. В противном случае законодательство является неправовым и содержит в себе не право, а узаконенный произвол. Таким образом, для того чтобы трудовое законодательство и отдельные его нормы могли именоваться правовыми, они должны находиться в гармонии с велениями вышеназванных трудоправовых идей. Оценка законодательства о труде как правового или неправового должна осуществляться судами (преимущественно конституционными судами), правовой доктриной (авторитетными учеными-юристами, специализирующимися в области трудового права), а в перспективе — и философами трудового права. Естественное трудовое право — это юридические нормы, выводимые разумом из правовых идей всеобщей свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма, независимо от того, отражены ли они в позитивных источниках. Эти высокие правовые идеи проявляют себя в ряде общеправовых и отраслевых принципов права (например, идея всеобщей свободы проявляется в принципах свободы труда, свободы трудового договора, запрещения принудительного труда). Что же касается признаков права, то они различаются в зависимости от того, под каким углом зрения мы рассматриваем право. Так, для позитивного права, как видно из приведенного выше определения, существенными являются такие признаки, как: а) его соответствие высоким идеям свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма; б) нормативность; в) формальная определенность и г) обязательность в силу поддержки со стороны государства. Право непозитивное, на наш взгляд, всегда характеризуется двумя первыми признаками, и лишь иногда — третьим (яркий пример — общепризнанные принципы международного права, отраженные в декларациях и иных формально не обязательных к применению документах). Что касается права субъективного, то его сердцевиной (а не признаком) является реальная или условная свобода, возможность лица определять свое поведение. Важным является вопрос о соотношении естественного и позитивного трудового права. Очевидно, что второе должно соответствовать первому. Сложнее решается вопрос о том, каковы последствия того, что идеи естественного права находят воплощение в источниках позитивного трудового права. Перестают ли при этом существовать идеи и нормы естественного права? Полагаем, что на этот вопрос должен быть дан отрицательный ответ. Если юридические нормы закреплены в источниках позитивного трудового права на основе правовых идей всеобщей свободы, равенства, справедливости и гуманизма (например, в норме статьи 42 Конституции Республики Беларусь о справедливой доле вознаграждения в экономических результатах труда нашла отражение правовая идея справедливости), то такие нормы могут рассматриваться и как часть позитивного права, и как часть естественного права, поскольку они соответствуют признакам как одного, так и другого (эти признаки были рассмотрены выше).
Соотношение философии, доктрины и догмы трудового права
Философия трудового права рассматривается нами как междисциплинарное направление, возникшее на стыке философии и науки трудового права. Следовательно, наука (доктрина) трудового права находится в непосредственном взаимодействии с философией трудового права. Это взаимодействие, на наш взгляд, состоит в следующем. С одной стороны, философия трудового права занимается во многом той же проблемной областью, что и наука трудового права, черпает определенную часть терминологии и методологических приемов в трудоправовой доктрине, которая разрабатывалась на протяжении последнего века. С другой стороны, философия трудового права способна обогатить науку трудового права, поскольку позволяет осмыслить проблемы трудового права с различных философских и мировоззренческих позиций, при помощи философских методов, категорий и иных инструментов познания действительности. Для выяснения вопроса о соотношении догмы трудового права с доктриной и философией трудового права необходимо выяснить сущность понятия «догма трудового права». Категория «догма права» активно используется как в теории права, так и в отраслевых юридических науках. Вместе с тем четкости и однозначности в ее понимании не наблюдается. Из дореволюционных ученых-юристов исследованием понятия догмы права занимался С. А. Муромцев. Данный исследователь отмечал, что «догма права превратила «организм» права в простую логическую систему понятий и определений» <1>. Догма права была предоставлена «полному господству формально-логического приема», «занималась исключительно изложением действующих источников» <2>. По мнению С. А. Муромцева, «догматическая работа стремится к точному определению юридических понятий и обобщению их, к определению данных норм и сведению их к общим принципам, к расположению их в правильном порядке и взаимному соподчинению их, наконец, к восполнению пробелов, которые окажутся в созданной таким образом системе» <3>. «Догматик должен передать норму так, чтобы юрист, которым он руководит, получил верное представление о функции, для выполнения которой норма назначена» <4>. ——————————— <1> Муромцев С. А. Определение и основное разделение права / Вступ. статья, комментарий профессора Ю. И. Гревцова. 2-е изд., доп. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, изд-во юридического факультета СПбГУ, 2004. С. 35. <2> Там же. С. 37. <3> Там же. С. 50. <4> Там же. С. 52.
Под догмой права С. А. Муромцев понимал «систематическое изложение начал (принципов) действующего права какой-либо страны и какого-либо времени», «исследование какого-либо действующего права в интересах применения его на практике» <*>. Догматическое исследование, по мнению С. А. Муромцева, состоит из следующих процессов: описание, обобщение, определение, классификация <**>. Догмой он считал часть юридического искусства, но не науку. ——————————— <*> Муромцев С. А. Что такое догма права? М.: Типографiя А. И. Мамонтова и Ко, 1885. С. 8, 11. <**> Там же. С. 11 — 18.
Иного подхода к догме права и ее соотношении с доктриной придерживался современный российский теоретик и философ права В. С. Нерсесянц. На его взгляд, под догмой права «имеются в виду общепринятые в юриспруденции (в правовой доктрине той или иной юридической школы, направления и т. д.) исходные основные положения о позитивном праве, его установлении и действии» <*>. Учение о догме права, по мнению этого же автора, принято именовать доктриной права (доктриной позитивного права). Таким образом, у В. С. Нерсесянца доктрина и догма права — это два близких и взаимосвязанных понятия. ——————————— <*> Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма-Инфра-М., 1999. С. 382.
Другой известный российский ученый-теоретик С. С. Алексеев под догмой права понимает «единственные внешне объективированные реалии, фактически наличествующие в правовой сфере, — юридические нормы, юридические факты и т. п., выраженные в законах, других юридических актах, раскрывающие свойства права» <*>, объективное (позитивное право) как «строго определенная «данность» и «неизменность» <**>. Схожие определения догмы права как формально-логического истолкования позитивного права встречаются и в других работах <***>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма, 1997. С. 41. <**> Он же. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: Норма, 2001. С. 6 — 7. <***> Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1980. С. 176; Данильян О. Г., Байрачная Л. Д., Максимов С. И. и др. Философия права: Учебник / Под общ. ред. О. Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005. С. 386.
На наш взгляд, для правильного понимания догмы права и его соотношения с правовой доктриной необходимо четко определить сами понятия «догма» и «доктрина». Согласно словарным определениям, «догма — это положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий» <*>. В свою очередь, «доктрина — это учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип» <**>. Аналогичные определения догмы и доктрины приводятся и в других словарях <***>. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1980. С. 176. <**> Там же. С. 177. <***> Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1982. С. 152 — 153.
С учетом вышеизложенных словарных определений и анализа научных точек зрения можно предложить следующие авторские дефиниции догмы и доктрины трудового права (причем эти определения применимы и к другим отраслям права). Догма трудового права — это аксиомы трудового права, положения, принимаемые за непререкаемую истину, не требующие доказательств в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В догме трудового права находят отражение те юридические нормы, отношения, факты и иной правовой «инструментарий», который обеспечивает стабильность данной отрасли права. Догма выступает тем «каркасом», в котором выражается предмет и метод трудового права и который наряду с принципами трудового права конституирует саму данную отрасль. Так, к догматическим положениям можно отнести следующие позиции: «труд не является товаром», «трудовые отношения являются возмездными», «работник является более слабой стороной в трудовых отношениях по сравнению с работодателем» и другие. В свою очередь, доктрина трудового права, на наш взгляд, может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле слова доктрина трудового права — это синоним науки трудового права, выступающей видом гуманитарной юридической науки. Иначе говоря, доктрина трудового права в широком смысле есть система знаний (представлений, идей, концепций, учений, теорий, школ, направлений) о трудоправовых явлениях (нормах, отношениях, фактах, механизмах, процедурах и т. д.). В узком смысле слова доктрина трудового права — это конкретное учение, определенная концепция, теория или школа в рамках науки или философии трудового права. Применительно к этому узкому смыслу в науке трудового права можно выделять, например: концепцию единого трудового правоотношения, концепцию множественности (расщепленности) трудовых правоотношений; а в зарождающейся философии трудового права — позитивистскую, социологическую и естественно-правовую школы (теории) трудового правопонимания и т. д. Теперь важно правильно соотнести между собой понятия доктрины и догмы трудового права. Догма трудового права — это один из итогов, результатов описаний, обобщений и иных мыслительных процессов, осуществляемых в рамках доктрины трудового права. Вместе с тем догма трудового права представляет собой не единственный результат научного исследования трудоправовых явлений. Такими результатами выступают также спорные авторские (необщепринятые) трактовки тех или иных трудоправовых вопросов, а также рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, практики его применения, которые, как правило, не являются догматическими положениями. Важно учитывать различные задачи, стоящие перед доктриной и догмой трудового права. Следует согласиться с С. А. Муромцевым, что «правоведению надлежит изучать законы развития той области социальных явлений, которая известна под именем права» <*>. Преломляя этот общий вывод к науке (доктрине) трудового права, основная задача последней видится в исследовании законов развития трудоправовых явлений. Для решения указанной задачи наука опирается на весь имеющийся эмпирический материал, анализирует законодательство (действующее, прошлое), использует весь методологический аппарат, обращаясь к зарубежному опыту, практике применения норм права, их эффективности. В свою очередь, главная задача догмы трудового права — облегчить процесс применения норм трудового права на практике. Конечная же цель доктрины и догмы трудового права во многом совпадает — сделать трудовое право живым, прогрессивным, ориентированным на потребности общественного развития. ——————————— <*> Муромцев С. А. Определение и основное разделение права / Вступ. статья, комментарий Ю. И. Гревцова. 2-е изд., доп. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, изд-во юридического факультета СПбГУ, 2004. С. 27.
В заключение статьи отметим, что поднятыми в ней вопросами философия трудового права, безусловно, не исчерпывается. Данная новая область знания и миропонимания нуждается в дальнейшем философском осмыслении и юридическом исследовании.
——————————————————————