Право интеллектуальной промышленной собственности в контексте научной деятельности

(Сенников Н. Л.) («Юрист», 2006, N 11)

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Л. СЕННИКОВ

Сенников Н. Л., доцент кафедры гражданского права, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Центр мировой политики в области решения экономико-правовых проблем в 2006 г. переместился в Санкт-Петербург, в город, основанный Петром I, геополитиком истории государства Российского, великим самодержцем Российской империи, основавшим город на Неве с целью приобщения отечества к мировым торгово-предпринимательским отношениям. Развитие России в глобальном экономико-политическом пространстве согласно материалам Х Санкт-Петербургского международного экономического форума и в соответствии со Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. определяет функции государства, обусловленные необходимостью регулирования институтов рынка при все возрастающем спросе хозяйствующих субъектов на инновационные технические решения — объекты интеллектуальной промышленной собственности и технические способы их использования в производстве товаров, работ, услуг с их последующим перераспределением на рынке. Общественные отношения в области науки, государственной научно-технической деятельности регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О науке и государственной научно-технической политике», «Патентным законом РФ» и другими нормативно-правовыми актами в контексте коммерциализации объектов интеллектуальной промышленной собственности. Соответствующий комментарий законодательных принципов позволяет обеспечить эффективную реализацию исключительных имущественных и личных неимущественных прав субъектов интеллектуальной промышленной собственности, непосредственно работающих в научных организациях или выполняющих специальные договорные обязательства, позволяющие признать их научными работниками. Научно-техническая деятельность, направленная на создание и введение в хозяйственный оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, их коммерциализация должны быть признаны в юридическом значении новым терминологическим понятием — научно-технический оборот. Участниками научно-технического оборота исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности являются физические и/или юридические лица <1>. ——————————— <1> См.: п. 1 ст. 44 Конституции РФ; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; ст. 7 — 9.1 Федерального закона от 23 сентября 1992 г. N 176 «Патентный закон РФ» (в ред. от 24 декабря 2002 г.).

К физическим лицам относятся граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица Российской Федерации и иностранные юридические лица, государство и/или муниципальные образования в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и ратифицированными международными нормативными актами при условии, что осуществляемые ими права соответствуют их правоспособности и дееспособности <2>. ——————————— <2> См.: гл. 1 ГК РФ; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Правоспособность физического лица определяет, что только индивидуум может быть признан автором изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау, творческим научно-техническим трудом которого(ых) они созданы. Состояние дееспособности при этом значения не имеет <3>. ——————————— <3> См.: ст. 17, 18, 21, 22, 23, 24 и др. ГК РФ; п. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «»О науке и государственной научно-технической политике»; ст. 7 Федерального закона от 23 сентября 1992 г. N 176 «Патентный закон РФ» (в ред. от 24 декабря 2002 г.).

Право авторства — это личное неимущественное право, принадлежащее индивидууму (физическому лицу), возникающее в силу создания объекта интеллектуальной промышленной собственности, оно неотчуждаемо и не может передаваться иному правопреемнику <4>. ——————————— <4> См.: ст. 18, 19 и др. ГК РФ.

Исключительные имущественные права научного работника на введение изобретения, полезной модели, промышленного образца в научно-технический оборот принадлежат ему, если он имеет право на подачу заявки и последующее получение патента на объект интеллектуальной промышленной собственности на свое имя <5>. ——————————— <5> См.: ст. 18, 23, 24 и др. ГК РФ.

Право на получение патента принадлежит научной организации (работодателю), если договором с научным работником не предусмотрено иное. Если научная организация в течение четырех месяцев с даты уведомления автором о полученном научно-техническом результате, способном к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, не подаст заявку на получение патента в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам или не передаст право на получение патента другому хозяйствующему субъекту, при этом не сообщив автору о необходимости сохранения информации об объекте интеллектуальной промышленной собственности в тайне, то право на оформление и получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец переходит к научному работнику, являющемуся автором объективного научно-технического результата. В этом случае научная организация в течение срока действия патента имеет право на использование служебного объекта интеллектуальной промышленной собственности в собственном производстве с выплатой автору — правообладателю компенсации в размере, определяемом договором. Если научная организация получает патент на служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец или принимает решение о сохранении информации о таких объектах в тайне (установлении режима коммерческой тайны), или передает право на получение патента другому хозяйствующему субъекту, или не получает патент по не зависящим от научной организации причинам, автор объекта интеллектуальной промышленной собственности — научный работник, которому не принадлежит право на получение патента, тем не менее имеет право на получение материального вознаграждения от научной организации. Размер материального вознаграждения и порядок его выплаты определяются договором между автором и научной организацией, а в случае недостижения согласия (в течение трех месяцев) — в суде. Научная организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной работы научно-техническую деятельность по созданию и использованию в производстве объектов интеллектуальной промышленной собственности <6>. ——————————— <6> См.: п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Юридическое лицо, занимающееся научно-технической деятельностью по созданию и использованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, может учреждаться в виде научно-исследовательских организаций, научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторских организаций, проектно-конструкторских организаций, проектно-технологических и иных организаций. Выбор организационно-правовой формы субъекта научно-технической деятельности зависит от целей организации, подтвержденных зарегистрированными в законном порядке учредительными документами, от объема реализуемых прав на создание и использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, т. е. от правоспособности и дееспособности юридического лица. В том случае, если юридическое лицо образовано в виде некоммерческого субъекта права, для введения запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау в научно-технический оборот юридическое лицо должно быть реорганизовано в коммерческую организацию <7>. ——————————— <7> См.: ст. 57 — 60 ГК РФ.

При реорганизации государственной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научно-технической деятельности по созданию и использованию объектов интеллектуальной промышленной собственности. Не допускается выделение из инфраструктуры указанной научной организации каких-либо функциональных подразделений, обеспечивающих целостность научно-технического производства <8>. ——————————— <8> См.: п. 6 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Органы исполнительной власти России и субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельство о государственной аккредитации юридического лица, обеспечивающее введение в научно-технический оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Порядок государственной аккредитации устанавливается Правительством Российской Федерации. Тем не менее отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации юридическому лицу не является основанием для запрета осуществлять научно-техническую деятельность в области создания и/или использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, причем объем научно-технической деятельности по созданию и/или хозяйственному использованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау должен составлять не менее 70% от общего объема выполняемых организацией работ. При этом эти работы должны согласовываться с научным, техническим или научно-техническим советом, являющимся по учредительным документам одним из органов управления юридического лица. Научная организация, обладая свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на предоставление налоговых и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации (за государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделяемые в установленном законом порядке <9>. ——————————— <9> См.: п. 7. ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Научной организации, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагающей высококвалифицированными специалистами, научными работниками, чья научно-техническая деятельность имеет международное признание, Правительство Российской Федерации вправе присвоить статус Государственного научного центра по созданию и/или введению в научно-технический оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности <10>. ——————————— <10> См.: п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Научная организация владеет, пользуется, распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления научно-технического оборота, определяемого учредительными документами. Научная организация обязана постоянно поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды, создавая условия для эффективной деятельности научных работников и обеспечивая конкурентоспособность запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (незапатентованных ноу-хау) при введении их в хозяйственный оборот. С этой целью научной организации разрешается научно-техническое сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность с иностранными юридическими лицами <11>. ——————————— <11> См.: ст. 3 — 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Научные организации по введению объектов интеллектуальной промышленной собственности в научно-технический оборот могут входить в состав отраслевых академий наук Российской Федерации. Отраслевые академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании представления Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Функциональная структура отраслевых академий наук и входящих в их состав научных организаций, порядок и финансирование их деятельности по поводу создания и введения в хозяйственный оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау определяются учредительными документами (уставами отраслевых академий наук). Отраслевые академии наук ежегодно предоставляют Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации отчеты о достигнутых результатах по созданию и использованию исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности <12>. ——————————— <12> См.: п. 1, 4 ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В рыночной экономике научно-технический оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау регулируется обязательственным правом. Обязательственное право по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности — это правоотношения, опосредующие процессы создания, регистрации, защиты исключительных имущественных прав и последующей коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (ноу-хау). Заключение и реализация условий договоров является одним из наиболее приемлемых способов возникновения прав интеллектуальной промышленной собственности. Научно-техническая деятельность, результатом которой является создание объекта интеллектуальной промышленной собственности, осуществляется автором(ами) (научным(и) работником(ами)) посредством заключения с научной организацией и последующего исполнения трудовых и/или гражданско-правовых договоров. Договор — признанная правовая форма отношений между авторами (научными работниками), научными организациями, исполнительными органами государственной власти, иными хозяйствующими субъектами рынка. Посредством таких договоров реализуются права авторов, правообладателей при создании и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. На основании договоров выполняются научные исследования, экспериментальные разработки по созданию и внедрению объектов интеллектуальной промышленной собственности для государственных нужд. В этом случае соглашение заключается между исполнительным органом государственной власти (заказчиком) и научной организацией (исполнителем). Правительство России и органы исполнительной государственной власти Российской Федерации, учредившие научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок по созданию и введению в хозяйственный оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Порядок владения, пользования и распоряжения исключительными имущественными правами на объекты интеллектуальной промышленной собственности определяется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также условиями договоров, не противоречащих закону <13>. ——————————— <13> См.: ст. 8 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Принципы свободы творчества, гарантии использования исключительных имущественных прав <14>, свободы получения и распространения информации об объектах интеллектуальной промышленной собственности <15>, гарантии свободного перемещения прав на использование объектов интеллектуальной промышленной собственности, товаров, с их помощью произведенных, предотвращения фактов недобросовестной конкуренции <16> и др. обеспечивают: ——————————— <14> См.: ст. 44 Конституции РФ. <15> См.: ст. 29 Конституции РФ. <16> См.: ст. 8, 34 Конституции РФ.

1) возможность реализации авторами, правообладателями принципа самоуправления в науке, посредством утверждения планов научных исследований в соответствии с потребностями общества, государства, хозяйственных инфраструктур рынка <17>. ——————————— <17> См.: ст. 7 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Исполнительные органы государственной власти, научные организации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные научные направления по созданию и использованию исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау и обеспечивают формирование системы научных организаций, координирующих разработку и реализацию научно-технических программ и проектов по развитию форм интеграции науки, производства, рынка; 2) право на свободный обмен информацией об объектах интеллектуальной промышленной собственности, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне <18>. ——————————— <18> См.: ст. 9 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных информационных фондов (информационный банк данных) и систем в области научного использования и введения в хозяйственный оборот изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Правительство Российской Федерации гарантирует участникам научно-технического оборота право на свободный доступ к указанной информации, право на договорное, лицензионное приобретение исключительных имущественных прав; 3) ограничение научно-технического оборота для соблюдения равных конкурентных условий всех хозяйствующих субъектов рынка и предотвращения случаев негативного воздействия на человека, общество и окружающую природную среду. С этой целью Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать специальный порядок при проведении научных исследований по созданию и использованию объектов интеллектуальной промышленной собственности и обязывать лицензировать эту научную деятельность и/или научно-техническую деятельность, вводить ограничения на право использования некоторых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, распространяя на них режим секретности, осуществлять надзор за его соблюдением (подача заявки на изобретение с грифом «Особой важности» или «Совершенно секретно») <19>. ——————————— <19> См.: ст. 10 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; разд. VI.1 Федерального закона от 23 сентября 1992 г. N 176 «Патентный закон РФ» (в ред. 24 декабря 2002 г.).

Научно-технический оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности — это основная цель государственной инновационной политики, направленной на достижение экономической безопасности Российской Федерации. Формирование спроса на отечественные исследования и разработки, объективно выраженные в изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, ноу-хау, обеспечит хозяйственный оборот исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности и будет способствовать достижению конкурентоспособности товаров, работ, услуг на внутреннем и на международных рынках. Кроме этого, Россия будет являться поставщиком «интеллектуального капитала» при заключении лицензионных соглашений по поводу использования запатентованных отечественных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Определяющими целями государственной научно-технической политики в реализации и защите прав интеллектуальной промышленной собственности, обеспечивающими инновационные экономические мероприятия по коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, является разрешение следующих задач <20>: ——————————— <20> См.: Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. С. 2 — 6; ст. 11 — 16 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

I — признать научно-техническую деятельность социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производственных факторов на основе всемерного использования исключительных имущественных прав и охраны личных неимущественных прав авторов, правообладателей. Расширенное воспроизводство и гарантия развития фундаментальных знаний, научных исследований, повышение качественного уровня формирования «человеческого капитала». Модернизировать российскую экономику на основе технологических инноваций. Интегрировать научный и образовательный потенциал; II — выполнить прикладные разработки по ограниченному числу приоритетных направлений хозяйственных потребностей реализации прав от научно-технического оборота изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с целью обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ, услуг, включая повышение капитализации получаемых результатов. Создать эффективный сектор исследований и разработок, включая условия для расширенного введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности; III — создать эффективную национальную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую преобразование знаний в объективные результаты — изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, для реализации национальных приоритетов технологического развития. Реформировать организационно-правовые формы субъектов научно-технического оборота с целью повышения их капитализации; IV — содействовать развитию формальных и общественных институтов легитимного использования и защиты исключительных имущественных, личных неимущественных прав интеллектуальной промышленной собственности, определение пределов этих прав — это общие права на использование изобретений, полезных моделей, ноу-хау в социально значимых целях. Повышать патентную активность авторов, научных организаций, хозяйствующих субъектов для коммерциализации объективных научно-технических результатов; V — способствовать усилению роли механизмов реализации прав хозяйствующих субъектов в сфере науки, инноваций на основе государственных и договорных гарантий, обязательственных отношений авторов, правообладателей при научно-техническом обороте объектов интеллектуальной промышленной собственности. Создавать условия, обеспечивающие наиболее полную реализацию исключительных имущественных прав фондов, осуществляющих прямые венчурные инвестиции в наукоемкие производства товаров, работ, услуг. Организовывать технологическую инфраструктуру, включающую технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т. п.; VI — формировать механизмы поддержки инновационных проектов создания и использования исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау. Определять приоритеты государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечивать консолидацию средств федерального бюджета в отношении решения вопросов научно-технического оборота объектов интеллектуальной промышленной собственности. Создавать комплексную экономико-правовую систему, обеспечивающую согласование интересов авторов, правообладателей, научных организаций, общества, государства в реализации исключительных имущественных прав интеллектуальной промышленной собственности. Задачи, определенные основными целями государственной научно-технической политики в реализации и защите прав интеллектуальной промышленной собственности в контексте инновационных экономических мероприятий по коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, могут быть решены с учетом того, что: 1) современная научная деятельность по созданию и введению объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот является открытой правовой системой, в которой реализация прав авторов, правообладателей зависит прежде всего от спроса и предложения на рынке исключительных прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в промышленности; 2) несмотря на то что наблюдается тенденция роста мировых цен на ресурсы, сырьевые товары, основными направлениями российской научной, научно-технической деятельности в контексте права интеллектуальной промышленной собственности должны стать разработка и введение в хозяйственный оборот востребованных на рынке и перспективных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау на основе специально принятого федерального закона, в котором разграничивается деятельность российских академий наук следующим образом: 2.1. Российская академия наук финансируется из федерального бюджета на основе общенаучного плана фундаментальных исследований и создания перспективных разработок, результаты которых могут использоваться при создании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. 2.2. Отраслевые академии наук финансируются из бюджетов соответствующих министерств, федеральных служб, частных инвесторов на основе единого плана создания объектов интеллектуальной промышленной деятельности, обеспечивающих развитие конкретного направления отрасли промышленности, техники и т. д. 2.3. Приоритетом в реализации фундаментальных исследований по общенаучным планам Российской академии наук и единым планам отраслевых академий наук в контексте государственной стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. определяется программа, направленная не на создание количественно новых объектов интеллектуальной промышленной собственности, а на создание и введение в хозяйственный оборот зависимых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов на базе уже существующих запатентованных объектов интеллектуальной промышленной собственности (в т. ч. приобретаемых и по лицензионным договорам), но качественно отличающихся от них более лучшими технико-экономическими показателями, что позволит существенно сократить затраты на проведение научно-технических работ и обеспечит конкурентоспособность отечественных товаров, работ, услуг, произведенных посредством научно-технического оборота результатов интеллектуальной творческой деятельности.

——————————————————————