Задачи и роль государства в системе гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности

(Сенников Н.) («Юридический мир», 2005, N 12)

ЗАДАЧИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Н. СЕННИКОВ

Н. Сенников, докторант Саратовской государственной академии права, доцент Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Основные задачи индустриального государства состоят в создании условий, обеспечивающих эффективное развитие экономики страны. Для этого государство стремится воздействовать на процессы, определяющие в стране уровень развития промышленности и производства сельскохозяйственной продукции. Эти процессы непосредственно связаны с увеличением числа разрабатываемых и вводимых в хозяйственный оборот изобретений, других технических усовершенствований. В этой связи задачи государственной политики заключаются в реализации законов, содействующих научно-техническому прогрессу в контексте гражданско-правового регулирования изобретательской деятельности. Предпринимательское право обеспечивает равные конкурентные преимущества всем участникам рынка. Тем не менее введение в хозяйственный оборот изобретений и технологических усовершенствований предполагает предоставление исключительных монопольных прав отдельным собственникам на использование объектов интеллектуальной промышленной собственности в предпринимательском гражданском обороте. Предоставление государством монопольной правозащиты использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец и получить от этого соответствующий доход не предполагает нарушения равного объема правоспособности хозяйствующих субъектов, а, наоборот, направлено на устранение неравенства участников рынка и преодоление барьеров рынка, на формирование условий осуществления конкурентной деятельности. Это становится возможным вследствие стимулирования изобретательской деятельности и последующего введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности. Только участник рыночных отношений, активно участвующий в создании и использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности, может стать лидером в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов. Российское государство признает за автором изобретения право получать вознаграждение от использования объекта интеллектуальной творческой деятельности и предоставляет ему охранный документ — патент. Патент на изобретение удостоверяет авторство на изобретение, полезную модель, промышленный образец и исключительное имущественное право патентовладельца на использование изобретения в течение срока действия патента. В некоторых установленных законом случаях сроки действия патента могут быть продлены (например, при длительной процедуре проверки критериев патентоспособности — фармакологические продукты и т. п.). Патент предоставляет патентообладателю исключительное имущественное право на использование объекта интеллектуальной промышленной собственности и одновременно гарантирует право запрета использования запатентованного объекта любым другим лицам в стране, выдавшей патент, если только патентообладатель не возражает против такого использования <*>. ——————————— <*> Ст. 10 Патентного закона Российской Федерации.

Государство, выдавая патент, гарантирует соблюдение прав интеллектуальной промышленной собственности. При этом оно не обеспечивает автоматическую защиту этих прав, предоставляя здесь инициативу патентообладателю. Организация системы получения патента, прекращения и восстановления действия патента, особенности правовой охраны секретных изобретений, защита в суде прав патентообладателей и авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов определяет государственную политику по поводу введения объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот. Реализация государственной политики в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной промышленной собственности возлагается на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованному Министерству образования и науки РФ переданы функции разработки нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере деятельности и сфере деятельности Министерства промышленности, науки и технологий РФ <*>. ——————————— <*> Опубликовано 12 марта 2004 г., вступает в силу с момента публикации.

После преобразования Российского агентства по патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ей переданы функции по разработке и принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной государственной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в вопросах правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков. Гражданско-правовой оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности предполагает соблюдение интересов Российской Федерации, прав российских физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе возникающие в рамках коммерческих соглашений и международного научно-технического сотрудничества. Осуществление функций деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возложено на Российское агентство по патентам и товарным знакам — Роспатент. Роспатент уполномочен осуществлять прием заявок на объекты интеллектуальной промышленной собственности, рассматривать их, проводить экспертизу соответствия заявленного объекта критериям патентоспособности и осуществлять выдачу патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, промышленный образец. В пределах своей компетенции Роспатент уполномочен регистрировать договоры о предоставлении исключительных имущественных прав на изобретения, полезную модель, промышленный образец (в том числе договоры коммерческой концессии) <*>. ——————————— <*> П. 5.1 — 5.2 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Роспатент осуществляет продление срока действия патента на изобретение, применение которого требует получения специального разрешения уполномоченного органа государственной власти, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе. Согласно Постановлению Правительства РФ «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам», признание недействительным патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в предусмотренных законом Российской Федерации и ратифицированными международными договорами случаях также относится к компетенции Роспатента <*>. ——————————— <*> П. 5.7 — 5.8, там же.

Роспатент занимается: публикацией сведений о поданных заявках, зарегистрированных и выданных по ним патентов; публикацией сведений о прекращении или возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной промышленной собственности <*>; ——————————— <*> П. 5.4, там же.

распространением информационно-методических материалов, обеспечивающих функционирование деятельности органов исполнительной государственной власти, осуществляющих правоприменительные функции в сфере регулирования гражданского оборота изобретений, полезных моделей, промышленных образцов <*>. ——————————— <*> П. 5.18, там же.

Роспатент осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций, распоряжающихся исключительными имущественными правами на объекты интеллектуальной промышленной собственности, и обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну <*>. ——————————— <*> П. 5.10; 5.12, там же.

В компетенцию Роспатента входит также перечисление уплаченных изобретателями, патентообладателями патентных пошлин и регистрационных сборов в федеральный бюджет и в случае необходимости возврат плательщикам неправильно или излишне уплаченных пошлин. Сюда же относится осуществление функции главного получателя и распорядителя материальных средств, поступивших из федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на Роспатент функций исполнительной государственной власти по интеллектуальной собственности <*>. ——————————— <*> П. 5.5; 5.11, там же.

Одной из функций деятельности Роспатента является осуществление аттестации и регистрации патентных поверенных РФ и выдачи им соответствующих аттестационных свидетельств <*>. Помимо этого организуется профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка работников Службы изобретателей, патентообладателей <**>. ——————————— <*> П. 5.3, там же. <**> П. 5.16, там же.

Роспатент в целях осуществления вверенных ему полномочий имеет право: — осуществлять консультации по разъяснению физическим и юридическим лицам вопросов, относящихся к правовому регулированию интеллектуальной промышленной собственности; — проводить необходимые научные исследования, испытания, экспертизы в установленной сфере деятельности; — пресекать факты нарушения прав, законодательства интеллектуальной промышленной собственности Российской Федерации; — применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического воздействия против правонарушителей с целью восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения <*>; ——————————— <*> П. 6; 6.1; 6.2; 6.3, там же.

— взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам правоотношений интеллектуальной промышленной собственности <*>; ——————————— <*> П. 5.13, там же.

— осуществлять иные функции в сфере правоотношений интеллектуальной промышленной собственности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ <*>. ——————————— <*> П. 5.19, там же.

В целях создания эффективной системы функционирования структуры органов исполнительной государственной власти в состав Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) входят следующие подведомственные организации: Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), Палата по патентным спорам (ППС), Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), Информационный издательский центр (ИНИЦ). Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) является правопреемником Всероссийского научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы, Всероссийской патентно-технической библиотеки, Российского агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, Управления правами промышленной собственности и производственного предприятия «Патент», являющегося подведомственной организацией Роспатента. ФИПС принимает и регистрирует заявки на объекты интеллектуальной промышленной собственности, проводит их экспертизу, подготавливает и направляет заявителям или их представителям решения по результатам проведенной экспертизы и иные связанные с этим документы. При проведении экспертизы ФИПС проводит информационные поиски, подготавливает соответствующий отчет на предмет соответствия критериям патентоспособности заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности, также осуществляет прием, контроль своевременной уплаты, размера всех видов патентных пошлин. ФИПС подготавливает к публикации сведения о принятых к рассмотрению заявках на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и готовит сведения к публикации о выданных патентах на объекты интеллектуальной промышленной собственности, прекращении их действия; выпускает официальные бюллетени, другие научные периодические издания патентного ведомства по вопросам правоохраны отношений интеллектуальной промышленной собственности. К компетенции ФИПС относится также контроль за осуществлением прав патентообладателей при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот. ФИПС осуществляет международное сотрудничество по вопросам правовой охраны интеллектуальной промышленной собственности. Это сотрудничество предполагает: — выполнение информационных поисков и проведение предварительных экспертиз исследуемых заявок на выдачу патента на объекты интеллектуальной промышленной собственности в рамках соглашения со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС); — осуществление международного обмена патентной документацией и патентно-правовыми источниками; — подготовку и внесение предложений в Роспатент по вопросам совершенствования Международной патентной классификации, Международной классификации промышленных образцов, Международной классификации товаров и услуг, изменяющих в установленном порядке соответствующие формы патентной документации; — выполнение определенных работ, обусловленных действием международных договоров и относящихся к компетенции ФИПС; — подготовку и внесение предложений в Роспатент, направленных на улучшение действующих и разработку новых стандартов ВОИС; — проведение научных исследований и работ, направленных на развитие государственной патентной системы с учетом обеспечения эффективной правовой охраны и использования объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственном обороте; — осуществление в установленном порядке научно-исследовательских работ по совершенствованию экспертизы заявок на объекты права (в областях юридического, методического, информационного, технологического обеспечения); — ведение государственных реестров по всем зарегистрированным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам с последующей доставкой авторам материалов по выданным патентам; — подготовку предложений по программам и планам развития государственной патентной системы, рекомендации по изменению законодательства в области интеллектуальной промышленной собственности; — другие виды деятельности в соответствии с уставом государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) от 24.02.1998» <*>. ——————————— <*> Разд. 1 — 3 Устава ФИПС.

Обеспечение охраняемых законом прав патентообладателей и интересов заявителей в отношении интеллектуальной промышленной собственности возлагается на Палату по патентным спорам (ППС). Во исполнение этого ППС осуществляет следующие функции: — рассматривает возражения и принимает соответствующие решения по поводу отказа в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец; — принимает соответствующие решения о признании заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец отозванной; — рассматривает возражения и принимает соответствующие решения против выдачи патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец; — принимает соответствующие решения против действия на территории Российской Федерации ранее выданного авторского свидетельства или патента на изобретение, промышленный образец; — осуществляет подготовку для публикации сведений об изменениях в реестрах выданных охранных документов; — принимает участие при разрешении споров по реализации прав интеллектуальной промышленной собственности в международных отношениях в пределах, определяемых компетенцией Роспатента; — другие функциональные обязанности, осуществляемые согласно Уставу государственного учреждения Палаты по патентным спорам, утвержденным Приказом Роспатента от 06.03.2003. ППС, согласно своему уровню компетенции, в административном порядке рассматривает споры по поводу реализации прав заявителей, патентообладателей и принимает соответствующие решения по ним. Рассмотрение возражения или заявления на заседании коллегии ППС осуществляется коллегиально в составе не менее трех ее членов, включая председательствующего и ответственного за рассмотрение возражения или заявления. Процедура рассмотрения по существу начинается докладом председательствующего или одного из членов коллегии ППС. Далее выступает лицо (лица), подавшее возражение или заявление. После этого выступление предоставляется патентообладателю или его представителю. В дальнейшем слушаются лица, принимавшие решения по результатам проведения необходимой экспертизы. Далее заслушиваются ответы лиц, участвующих в рассмотрении и отвечающих на вопросы членов коллегии ППС. Участвующим лицам предоставляется право выступить и дополнить ранее сделанные заявления. После этого коллегия ППС принимает результативное решение <*>. ——————————— <*> «Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрение в Палате по патентным спорам» от 11.12.2003.

Рассмотрение ППС возражений и заявлений предполагает правовое регулирование преимущественно технических процедур оформления прав интеллектуальной промышленной собственности и не предусматривает рассмотрения вопросов, требующих квалификационного юридического судейства. Кроме этого, принятое решение ППС можно обжаловать в суде в соответствии со ст. 31 Патентного закона РФ, ст. 685 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (от 27.04.1993) и ст. 44, 46 Конституции РФ. Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС) — третье учреждение, входящее в структуру Роспатента и представляющее собой государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Основные цели деятельности РГИИС заключаются в следующем: — осуществление подготовки специалистов с высшим, послевузовским и профессиональным дополнительным образованием; — выполнение научных исследований, связанных с вопросами интеллектуальной собственности; — предоставление консультационных, информационно-аналитических, научно-методических, редакционно-издательских и иных услуг гражданам и юридическим лицам; — участие в соответствии с уровнем компетенции в подготовке проектов нормативно-правовых актов, федеральных целевых программ по интеллектуальной собственности; — осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим основному профилю деятельности РГИИС; — содействие распространению информации в обществе о проблемах интеллектуальной собственности. В соответствии с основными целями деятельности РГИИС осуществляет следующее: — планирует, организует и проводит учебные, научно-исследовательские, экспертно-консультационные и информационно-аналитические мероприятия; — реализует на основе заключаемых договоров с зарубежными организациями совместные учебные и научно-исследовательские программы; — подготавливает и проводит симпозиумы, конференции, круглые столы; — осуществляет иную деятельность по вопросам интеллектуальной собственности, соответствующую законодательству Российской Федерации <*>. ——————————— <*> П. 2.1; 2.2 разд. 2 Устава РГИИС.

Информационный издательский центр (ИНИЦ) обеспечивает публикацию необходимых материалов, относящихся к деятельности Роспатента. Деятельность Роспатента предполагает наличие полной патентно-технической информации. Совокупность информации, достоверных сведений о результатах научно-технической деятельности, содержащихся в патентной, технической и правовой документации; организаций, обеспечивающих ее накопление и распространение, определяет государственную систему патентной информации. Государственная система патентной информации обеспечивает деятельность Роспатента. В этой системе функционирует Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ), входящая в состав ФИПС, и Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ). В каждом субъекте Российской Федерации действуют патентные библиотеки, которые связаны с аналогичными службами на промышленных предприятиях. К патентной информации относятся сведения, опубликованные и не опубликованные в средствах массовой информации и специальных информационных источниках о разработках, заявленных или признанных охраноспособными изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, и сведения, касающиеся охраны прав авторов и патентообладателей. Патентная информация содержит: 1)первичные сведения — описание изобретений к патентам и заявкам, опубликованные в бюллетенях; 2) вторичные — рефераты изобретений в журналах или тематических обзорах; 3) сигнальные — краткие сведения об изобретениях в специализированных журналах. Содержание патентной информации раскрывает общие вопросы патентно-информационной деятельности. Определяет роль патентной информации в правовой системе охраны интеллектуальной промышленной собственности. Патентная информация предоставляет также сведения о нормах международных правовых систем в контексте правоотношений по поводу изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Система патентной информации использует современные средства прямого доступа к удаленным базам данных (Интернет) и патентно-информационного поиска (автоматизированный информационный поиск). Полученная патентная информация анализируется, систематизируется и определяется в качестве показателей, учитываемых при составлении данных патентной статистики. Для облегчения поиска необходимой патентной информации изобретения, полезные модели и промышленные образцы классифицируются по предметно-тематическим признакам. С 1968 года введена единая Международная классификация объектов интеллектуальной промышленной собственности: — изобретения и полезные модели классифицируются по системе Международной классификации изобретений — МКИ; — промышленные образцы классифицируются по системе Международной классификации промышленных образцов — МКПО. Структура международной классификации изобретений и полезных моделей состоит из восьми разделов, каждый из которых определяет направления использования технических новинок и обозначается заглавными буквами латинского алфавита: A — удовлетворение жизненных потребностей человека; B — различные технологические процессы; C — химия, металлургия; D — текстиль и бумага; E — строительство, горное дело; F — механика, освещение, отопление, двигатели, насосы, оружие, боеприпасы, взрывные работы; G — физика; H — электричество. Каждый из разделов подразделяется на 118 классов и 618 подклассов, обозначаемых латинскими цифрами. Международная классификация промышленных образцов содержит только класс и подкласс с примечаниями, уточняющими их содержание. МКИ и МКПО постоянно совершенствуются и редактируются специальным комитетом экспертов в ВОИС, так как появляются новые направления техники, отрасли ее применения. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является полномочным субъектом отношений интеллектуальной промышленной собственности и занимается регистрацией прав субъектов патентообладателей на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам регистрирует договоры на передачу исключительных имущественных прав между патентообладателем и участниками гражданско-правовых отношений по поводу объекта интеллектуальной промышленной собственности. Регистрация и оформление прав по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности при введении их в гражданский оборот предполагают использование необходимой патентной информации, которая предоставляется по системе патентной информации зарубежными патентными ведомствами, организациями. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет правовое регулирование общественных отношений по поводу создания, квалификации, официального признания научно-технического достижения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Федеральная служба стимулирует изобретательскую деятельность, организуя порядок перехода исключительных имущественных прав при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот. Правоотношения у Роспатента возникают непосредственно с авторами объектов интеллектуальной промышленной собственности, патентообладателями по поводу регистрации и передачи, уступки исключительных имущественных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Структурная организация деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляется во многом с помощью патентной информации, обеспечивающей правовые способы введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности. В настоящее время, согласно Положению от 16.06.2004 N 299, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти. Тем не менее указанная служба фактически является одновременно и законодательным органом власти, поскольку основополагающим нормативно-правовым актом является Патентный закон РФ, подготовленный Роспатентом. Нарушается социальный характер государственной власти, закрепленный Конституцией РФ. Вертикальное единство государственной власти сочетается с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти (см. ст. 10 Конституции РФ). Это подтверждает принцип демократии Российского государства. Каждая ветвь государственной власти представляет собой обособленную организационно-функциональную структуру в целостном механизме государственной власти, представленную определенными государственными органами и выполняющими определенную функцию по государственному управлению. В своей деятельности все ветви власти самостоятельны и не предполагают присвоения функций власти, несоответствующих своему уровню компетенции. Это обеспечивает единство государственной власти и предупреждает возможность концентрации власти в одном органе государственной власти. В контексте структурной организации деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам такая концентрация прослеживается — объединение в одной структуре функций исполнительной и законодательной ветвей власти <*>. ——————————— <*> Чиркин В. Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 291 — 294.

Для исправления сложившейся ситуации в данном вопросе необходимо прежде всего принять специальный раздел «Интеллектуальная собственность» в Гражданском кодексе Российской Федерации, теоретически закрепляющий основы права интеллектуальной собственности — устанавливающий правовой порядок, юридическую силу применения законов по поводу интеллектуальной промышленной собственности, и ограничить функции деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам только соответствующими ее компетенции исполнительными функциями реализации государственной власти.

——————————————————————