Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма

(Месилов М. А.) («История государства и права», 2007, N 3)

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ О СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

М. А. МЕСИЛОВ

Месилов М. А., аспирант Московской финансовой юридической академии.

В истории мировой общественной мысли существует не так уж много терминов, которые имели бы такое широкое применение и относились к столь разнообразным явлениям, как термин «нигилизм». Само понятие «нигилизм» зародилось в средние века в Европе и имело первоначальное значение как еретическое учение, а впоследствии применялось как определение обычного инакомыслия. С политико-философской точки зрения нигилизм совпадает с двумя историческими феноменами: секуляризацией и делегитимизацией сакральной власти. Не случайно мыслители нигилистического толка в ответ на отрицание всегда выдвигают свои предложения по созданию новых основ власти. За немногими исключениями, политики-нигилисты являются авторитаристами, ведь такая форма отрицает установленные нормы, пытается создать значимые сами по себе, бесспорные ценности <1>. Термин «нигилизм» (от латинского nihil — ничто, ничего) означает полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм <2>. Рассуждая абстрактно, нигилизм можно представить как негативное отношение ко всем сторонам общественной жизни. В философском энциклопедическом словаре нигилизм определяется как отрицание общепризнанных ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, права и т. д. <3>. ——————————— <1> Гулина О. Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: Дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2002. <2> Словарь иностранных слов. М., 1996. <3> Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Правовой нигилизм — понятие более узкое, чем сам нигилизм, и означает сформировавшееся в сознании отдельного человека негативное или пренебрежительное отношение к праву, вплоть до полного неверия, и характеризуется полным отсутствием солидарности с нормами права, и соблюдение данных норм возможно исключительно по принуждению либо под угрозой наказания. Западные философы-гуманисты XVIII в. утверждали, что социально-политическое положение народа напрямую зависит от законодательной базы и действий законодателей. «Мудрое законодательство, связывающее личные интересы с общественным благом, несокрушимо… Законодатель подобен ваятелю: как этот последний из куска дерева может создать статую бога или скамейку, так и законодатель образует по своей воле героев, гениев, добродетельных людей… или извращает нравы народа вконец» <4>. Гельвецию принадлежит такое выражение: «Законы могут все», а Дидро утверждал, что общество происходит из деятельности законодателя, Гольбах же полагал, что общественный прогресс — дело рук гуманного законодателя» <5>. ——————————— <4> Гольцева В. Законодательство и нравы в России XVIII века. М., 1886. <5> Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971.

В западной правовой мысли отношению к данному виду деформации правосознания неоднозначное и крайне противоречивое. Нигилистические установки являются основополагающей составной и, как правило, неотъемлемой частью ультрареволюционных течений, которые отвергают законные и легальные способы установления политической власти. Эти идеи нашли свое яркое отражение в трудах таких известных анархистов, как М. Штирнер, У. Годвин, П. Прудон, рассматривавших нигилистическую составляющую как необходимое явление освобождения личности. Нигилизм — это черта современной европейской культуры, а также историческое движение народов земли. Данное высказывание соответствует взглядам Ф. Ницше, М. Хайдеггера, О. Шпенглера. Нигилизм — это не только духовное течение наряду с такими, как гуманизм, просвещение и т. п., но еще и одна стадия развития общества в истории Западной Европы. С. Кьеркегор и Э. Дюркгейм утверждали, что нигилизм возникает на индивидуальном уровне и им наделен каждый индивид. «Каждый человек, счастлив он или несчастлив, болен или здоров, благополучен или неблагополучен, несет в себе отчаяние, ибо человек как существо духовное постоянно находится в критическом состоянии, состоянии поиска путей и способов реализации своего «я», и этот подсознательный поиск производен от творческой природы человека, перманентен» <6>. Несомненно, поиск своего «я» характерен для любого индивида, произведен для его творческой натуры и необходим для его существования. ——————————— <6> Павельев Р. Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: социально-философский анализ: Дис. … канд. наук. Воронеж, 1998.

В России исторически сложилось, что за первые десятилетия существования советского общества не только не был преодолен правовой нигилизм, доставшийся от прошлого, но к нему добавился еще и благопристойный «социалистический» правовой нигилизм <7>. Слово «нигилизм» — это довольно мягкое отражение всех происходящих событий в современной России. Страна превратилась в одно из самых криминогенных, коррумпированных государств мира. Повсеместно получили большое распространение такие преступления, как захват заложников, похищение человека в целях получения выкупа. На сегодняшний день коррупция во всех ветвях российской власти приобрела угрожающие размеры, происходит слияние государственного аппарата с организованной преступностью. ——————————— <7> Туманов В. А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. М., 1989.

Дефицит права и правосознания в нашем государстве имеет отдаленные корни, которые уходят в историю российского государства. Формирование национального сознания в России отмечено наличием правового нигилизма у широких масс населения страны. Это — естественное следствие управленческой практики русского самодержавия, многовекового бесправия крепостничества, лишившего массу людей правосубъектности, разгула во все эпохи репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, обусловленных своеобразным укладом жизни общества, экономическими, политическими и другими условиями. Сыграло свою отрицательную роль и отсутствие значимого внимания к праву со стороны Православной церкви (в отличие от католической, роль которой в рецепции римского права весьма значительна) <8>. ——————————— <8> Ткаченко В. Б. Российский правовой нигилизм: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.

Преодоление правового нигилизма — процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства. Эта политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам, национальным традициям, действовал эффективно. Преодоление правового нигилизма также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, которое повышает правовую компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты. Прежде всего это создание при помощи благоприятной государственной политики, юридических и информационных средств таких условий, когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон для него. Гражданин должен быть по отношению к государству лояльным, пока оно выполняет свои правовые обязательства, т. е. придерживается незыблемых демократических завоеваний, таких как права и свободы человека, справедливость и т. п. Как только государство забывает о своем назначении, гражданин освобождается от своей политической обязанности. В данном аспекте над государством имеет место своего рода моральный суд, а гражданин является инстанцией, правомочной определять пределы своей политической обязанности. Правовой нигилизм является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое проявляется в пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей. В отличие от Запада, где существует господство либеральных прав и свобод, в России приоритетными являются общественные интересы. Характер правового нигилизма деструктивен, и его разрушительное действие все чаще проявляется в деятельности законодательной и исполнительной власти и судебных органов. При господстве правового нигилизма полностью низвергается принцип верховенства закона и существенно слабеет сила судебного решения.

——————————————————————