Совершенствование традиционных форм и методов работы учреждений культуры средствами компьютерной графики
(Смирнова Т. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2010, N 2)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
Т. А. СМИРНОВА
Смирнова Т. А., ведущий специалист-эксперт отдела организационного и информационного обеспечения Росохранкультуры.
За последнее десятилетие сфера культуры России совершила определенный прорыв в развитии информационно-коммуникационных технологий, несмотря на существенные проблемы финансирования, технического обеспечения, коммуникаций. От компьютеризации и внедрения первых специализированных систем управления фондами и текстовых информационных систем в музеях, библиотеках, архивах в 80 — 90-е годы XX в. в начале нового века учреждения культуры перешли к созданию и представлению в сети Интернет электронных каталогов, в том числе и с графической информацией, полнотекстовых электронных библиотек; развиваются новые электронные услуги для граждан, разрабатываются виртуальные реконструкции памятников истории и культуры, все более широко происходит процесс внедрения цифровых технологий. На современном этапе развитие информационных технологий определено как одно из приоритетных направлений в процессе модернизации государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. отмечено: «…нужно активнее продвигать информационные технологии. Именно они должны стать основой модернизации в сфере культуры. С их помощью откроется доступ к ценностям культуры для миллионов наших сограждан и, что особенно важно, для молодежи» <1>. ——————————— <1> Медведев Д. А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Материалы сайта Администрации Президента РФ. М., 2009. URL: www. news. kremlin. ru/transcripts/5979.
В любой ситуации присутствуют взаимодействующие элементы: средства, деятельность и люди. Изменения в каждой из составляющих приводят к изменениям и в других. Как только появляются новые средства, люди пытаются приспособить к ним свою деятельность. В ходе таких приспособлений меняются и люди, и формы их деятельности. Как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования. Подход, нацеленный на развитие, заставляет осваивать новые роли, вырабатывать привычки, осваивать новые методы деятельности. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, предлагают новые средства для человеческой деятельности. Однако сфера культуры в настоящее время во многом отстает в освоении информационно-коммуникационных технологий в целом и компьютерной графики, как одного из основных современных средств разработки информационных продуктов, в частности. Особенно это заметно на региональном уровне. Причины следующие: — средняя, в ряде случаев низкая, техническая оснащенность учреждений культуры; отсутствие (недостаточность) инфраструктуры обслуживания и ремонта; — трудности с наймом квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, низкий уровень информационной грамотности и компетентности персонала, отсутствие у персонала мотивации в повышении уровня квалификации, ограниченные возможности для обучения и переподготовки персонала; — неразвитость рынка электронных информационных услуг для граждан; — отсутствие (недостаточность) правовой базы при использовании информационных технологий. Комплексное решение приведенных выше проблем сегодня затруднительно. Необходимо определение единой политики в сфере информационно-коммуникационных технологий, как внутри региона, так и внутри самого учреждения культуры. Несмотря на обозначенные проблемы, увеличение количества проектов, разрабатываемых в последние годы учреждениями культуры с привлечением компьютерных средств, говорит о понимании необходимости использования современных технологий для организации качественной работы учреждения. Перспективным является создание в структуре учреждения подразделений, обладающих полномочиями по разработке проектов с использованием компьютерной графики. Прогресс в области программного обеспечения и развития аппаратной базы — персональных компьютеров — сделал возможным внедрение средств компьютерной графики в различные сферы деятельности человека, в том числе и в сферу культуры. В современном информационном мире компьютерная графика — одно из самых популярных и перспективных направлений информатики, получившее свое развитие в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере культуры. Понятие «компьютерная графика» в данной статье мы определяем как совокупность видов графической информации, создание и обработка которых производятся с помощью компьютерных средств. Компьютерная графика представляет собой основное средство взаимодействия человека с персональным компьютером, так как значительная часть отображаемой на компьютерном дисплее информации является графической. Выделяют три основных вида компьютерной графики: — растровая: представляет изображение как двумерный массив (матрицу) пикселей. Без особых потерь растровые изображения можно только уменьшать. В растровом виде представимо любое изображение, однако данный способ хранения имеет свои недостатки: больший объем памяти, необходимый для работы с изображениями, потери при редактировании. Программное обеспечение — Adobe Photoshop. — векторная: представляет изображение как набор геометрических примитивов. Изображение в векторном формате представляет ряд возможностей для редактирования: масштабирование, трансформация, деформация, имитация трехмерного пространства. Программное обеспечение — CorelDRAW; — трехмерная: представляет изображение как композицию объектов в трехмерном пространстве. В трехмерной компьютерной графике объекты обычно представляются как набор поверхностей или частиц. Визуальными преобразованиями управляют матрицы. Программное обеспечение — Autodesk 3D Studio MAX. Следует отметить следующие основные виды деятельности учреждений культуры, в которых средства компьютерной графики нашли свое применение: издательская деятельность (разработка изданий на бумажных и электронных носителях, веб-сайтов, фирменной продукции, каталогов); презентационная деятельность (разработка электронных презентаций, организация мероприятий с привлечением мультимедийных средств); демонстрационная деятельность (проведение мероприятий с использованием графических спецэффектов), образовательная деятельность (создание интерактивных мультимедийных программ); научно-исследовательская работа (использование технологий компьютерного моделирования при создании виртуальных реконструкций памятников истории и культуры, формирование баз данных с графическими приложениями). При характеристике видов графики мы отмечали наиболее популярный вид программного обеспечения, однако для большинства учреждений культуры лицензия на право использования является крайне дорогостоящей. Поэтому на начальном этапе развития информационных технологий внутри учреждения возможно использование свободно распространяемого программного обеспечения. Преимущества применения средств компьютерной графики: — наглядность. Компьютерная графика, в особенности трехмерная, позволяет наглядно демонстрировать элементы и процессы, которые невозможно качественно запечатлеть в видеоформате из-за скрытости процессов или невозможности качественного освещения. — аттрактивность. Технологии компьютерной графики предоставляют возможность интерпретации информации, что позволяет учреждениям культуры найти такие пути коммуникации, которые будут интересны пользователям услуг; — возможность автоматизировать отдельные процессы. Технологии компьютерной графики позволяют производить автоматизацию процессов подготовки, преобразования, хранения и воспроизведения графической информации. Благодаря своим преимуществам средства компьютерной графики используются сегодня в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Обозначим те сферы, в которых использование компьютерной графики нашло наиболее продуктивное развитие. Промышленность. В промышленности приемы компьютерной графики распространены при работе дизайнеров над внешним видом новых промышленных изделий, при разработке упаковочной продукции. Для решения возникающих задач широко применяется трехмерное моделирование промышленных изделий, которое тесно примыкает к инженерному проектированию. Бизнес. В бизнесе средства компьютерной графики нашли применение в разработке фирменного корпоративного стиля и в рекламном деле. Книжная графика и полиграфическое оформление. Подавляющее большинство изданий выпускаются с предварительным переводом на машинные носители текста и иллюстраций, что позволяет автоматизировать редактирование, корректуру, верстку. Средства массовой информации. При выпуске газет, журналов и других периодических изданий возникают те же задачи, что и в книгоиздании, но ситуация отличается крайне сжатыми сроками подготовки графических работ. Телевидение. На телевидении средствами компьютерной графики оформляются статические и динамические (анимированные) заставки передач, фоновые изображения для видеомонтажа, разнообразные графические приложения (фотопортреты, схемы, карты, диаграммы и др.). Кинематография. В этой области применение средств компьютерной графики берет свое начало в сфере мультипликации, где компьютерная графика используется с периода появления компьютеров с достаточными для обработки изображений техническими возможностями. С появлением мощных компьютеров и программ трехмерного моделирования, позволяющих создавать довольно близкую к реальности имитацию ландшафтов и объектов, стали разрабатываться первые проекты художественной компьютерной графики в полнометражном кино. Традиционная художественная графика и живопись. В области традиционной художественной графики и живописи преимущества автоматизации наименее очевидны, поэтому применение в данной сфере компьютеров и графических программ остается эпизодическим, хотя и расширяется год от года. Индустрия компьютерных игр и тренажеров, служащих для обучения специалистов управлению определенными видами техники. В современных игровых программах средствами компьютерной графики разрабатываются не только персонажи, ландшафты и интерьеры, но и большинство элементов пользовательского интерфейса, с помощью которого игрок взаимодействует с программой. Гипертекстовая служба сети Интернет. Развитие сети Интернет потребовало невиданного ранее объема профессиональных графических работ, поскольку качество веб-страницы во многом определяется ее привлекательностью. С другой стороны, применение на веб-страницах графических элементов, разработанных традиционными способами и впоследствии переведенных в машинный формат, оказалось невыгодным из-за необходимости передачи по каналам связи слишком больших объемов избыточной информации. Каждая из обозначенных выше сфер деятельности внесла свои новые идеи в развитие средств компьютерной графики, продиктованные особыми для конкретной сферы задачами и потребностями. Сфера культуры, в зависимости от конкретного направления деятельности и поставленных задач, использует различные средства компьютерной графики, ряд из которых заимствован из описанных выше сфер деятельности. Таким образом, на сегодняшний день можно говорить об активном взаимодействии компьютерной графики как результата технического знания и сферы культуры, представляющей в первую очередь гуманитарное знание. Взаимодействие данных направлений может стать качественной основой для реализации креативных проектов, содействующих продвижению культурного наследия и вызывающих интерес у различных категорий пользователей услугами сферы культуры.
——————————————————————