Конфессиональная политика русского правительства к иностранным подданным в России XVII — начала XVIII века

(Павлов В. А.) («История государства и права», 2008, N 3)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РУССКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА К ИНОСТРАННЫМ ПОДДАННЫМ В РОССИИ XVII — НАЧАЛА XVIII ВЕКА

В. А. ПАВЛОВ

Павлов В. А. (МПГУ).

В наше время, когда проблема взаимоотношения Востока и Запада стала наиболее актуальна, когда вопрос о глобализации занимает одно из главных мест в современной политике, необходимо вспомнить и сравнить проблему контакта России с Западом в наши дни со временами вступления России XVII в. в новый период истории. Одним из аспектов проблемы является вопрос о взаимоотношениях православной и «западных» конфессий христианства. Достаточно вспомнить, какую полемику вызывал вопрос о возможном визите Папы Римского в Россию. В связи с этим интересно проследить, как российское общество в разные периоды истории относилось к иноземцам, выходцам из Западной Европы — представителям двух конфессий, католикам и протестантам, и задаться вопросом, как правительство России относилось к той или иной конфессии в России в период ее становления в XVII — XVIII вв. Историки и этнологи стали все чаще обращаться к вопросам религии и церкви в России, в частности к лютеранству. Изданы документально-публицистические данные о лютеранах, их церквях и общинах в прошлом и настоящем. Появление такого рода публикаций — свидетельство потребности общества в знании прошлого и нынешнего положения конфессий в нашей стране, деятельность которых долгое время адекватно не освещалась. В исторической науке почти нет полных работ, которые рассматривали бы проблему отбора эмигрантов в Россию, степень заинтересованности в иноземцах со стороны правительства России с точки зрения конфессионального признака. Причина преобладания в России протестантов над католиками, немцев над представителями эмиграции из других стран в XV — XVII вв. подлежит исследованию. Известен приказ полковнику Лесли, который отвечал в начале XVII в. за наем иноземцев в Россию: «Опричь французских людей, а францужан и иных, которые римския веры, однолично не наймовать» <1>. Этот наказ послужил законной базой для конфессионального отбора иноземцев в Россию. По этому тезису также можно определить причину приоритета протестантов над представителями католической церкви. ——————————— <1> 1631, января 25. Наказ (в списке), данный г-рем Михаилом Федоровичем полковнику А. Лесли… // СГГ и ДЧ. III. N 83. С. 317.

Лютеранство в отличие от католицизма не ставило своей задачей как-то влиять на существующий строй, ибо «чья власть, того и вера» («Потому мы и должны жить по Его заповеди. Эта заповедь указывает и повелевает нам не то чтобы не повиноваться властям, а, напротив, не только перед властями, но и перед всяким мы должны смиряться, мы обязаны также охотно повиноваться вашим выборным и установленным властям (которые поставлены нам от бога) во всех справедливых и христианских делах…» <2>. ——————————— <2> 12 тезисов германских крестьян. Тезис 3.

Складыванию конфессиональных предпочтений власти XVII в. способствовал ряд предпосылок. Начиная с конца XV в. «московская опасность» становится модной темой политической пропаганды в Европе. Папство желало, чтобы у Габсбургской империи был безмятежный, спокойный, обеспеченный восточноевропейский тыл. Католические страны европейского общества прямо или косвенно работали над созданием «восточного барьера» <3>. В него вошли Габсбургские земли Германии, Польша, княжество Литовское — страны, поддерживаемые папством. На первый взгляд система «барьера» выглядит как естественная самооборона идущей вперед Европы против сил застоя и реакции, удержавшихся в Азии в виде наследства Монгольской империи: ведь Московия была, по мнению Запада, «Татарией» — составной частью империи монголов. Факт усиления «барьера» говорит о боязни Запада к распространению «Татарии» на ее территорию. Российская власть пытается найти союзников в протестантских землях — Саксонии, Дании и Венгрии, стремясь «прорвать» сложившийся барьер. Папский престол, опасаясь, что «русское» начнет оказывать помощь его врагам — мятежным землям Германии, Швеции, Саксонии и др., предпринимает ярко выраженную антимосковскую политику. ——————————— <3> Поршнев Б. Ф. К вопросу о месте России в системе европейских государств в XV — XVIII веках. Uber gewisse Tendenzen in der deutschen Geschichte» (Sowjetliteratur, Moskaw, 1947, Heft 1, S. 97 — 126).

Неудивительно, что в 1547 г. саксонец Ганс Шлитте по поручению московского правительства набрал на русскую службу 123 специалиста, они все были насильственно задержаны в Любеке <4>. По словам современников-немцев, «лифляндцы, поляки, пруссаки и ганзейские города как бы заперли и закрыли все русские и московские страны…» <5>. ——————————— <4> Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 6. Гл. 1. <5> Сташевский Е. Д. Смоленская война 1632 — 1634. Организация и состояние московской армии. К., 1919. С. 7, 12, 45 — 47.

Возникновение и быстрое распространение Реформации в землях Германии повлекло за собой стремительное проникновение этого течения в другие страны, в том числе и в Россию. Свой вклад в ухудшение отношений с католической Европой положил конфликт с Польшей в Смутное время. Одной из первоначальных причин эмиграции лютеран было противодействие, которое встретило новое вероисповедание с самого начала своего существования со стороны Римского папы и католических государей. Вормский эдикт 1521 г. запрещал исповедовать лютеранство, приписывал сжигать лютеранские книги, обязывал граждан выступать против нового вероучения. Протестантам предоставлялась в России относительная религиозная свобода и право строить свои церкви. Путешествующий по России иностранец де ла Невилль отмечал, что «ни одно из вероисповеданий, за исключением католического, не находит себе в Московии запрещения» <6>. ——————————— <6> Россия XV — XVII в. глазами иностранцев. Л., 1989. С. 523.

Источники упоминают Стрелецкую слободу в Москве, сообщая, что она была выстроена для иноземных солдат (поляков, литовцев и немцев) при Василии III. Ливонская война (1558 — 1583 гг.) привела к особому увеличению числа протестантов в России за счет пленных, которые расселялись по разным городам. Основное поселение иноземцев образовалось на Яузе и получило название «Немецкая слобода». Полагают, что Немецкая слобода существовала еще во время Ивана III и его преемника Василия III, однако документально она засвидетельствована в середине XVI в. Население Немецкой слободы составляли, кроме иностранцев-военнопленных с русского северо-запада и Балтики, многочисленные специалисты из немецких земель: офицеры, торговые люди, инженеры, ремесленники и ученые. Началом евангелическо-лютеранской общины в России, основанной Тиманом Бракелем, принято считать 1559 г. А первую кирху относят к 1576 г. Ее существование было документально засвидетельствовано в письме Магнуса Паули, найденном в Ревельском городском архиве. В письме говорится о разрешении Великого князя (Ивана IV) немцам открыто придерживаться здесь чистого евангельского учения аугсбургского вероисповедания и даровании им церкви <7>. ——————————— <7> Томас И. Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя // Московский журнал. 1991. N 1.

Старейшей была община, названная именем св. Михаила, начало которой относится к XVI в. Положению лютеран в России в данный период времени несомненно способствовала политическая обстановка, когда Иван IV добивался союза и дружбы с королями лютеранских стран Дании и Швеции. Пытаясь упрочить свои политические позиции, царь устроил брак своей племянницы с герцогом Магнусом (старшим сыном Христиана, герцогом Гольштинии). Ведение войн требовало военных специалистов, солдат и оружия, что заставляло царя поддерживать связи с европейскими странами. Франческо Тьеполо, сын Доменико (1509 — 1580 гг.), давший географическое, политическое и экономическое описание Москвы, сообщал, что Иван IV дал приют многим иностранным солдатам, которые обучают в городе московитов стрельбе из аркебузов, а также пригласил из Германии инженеров и литейщиков. В 1578 г. кирха св. Михаила уничтожена опричниками. Поводом к этому послужило бегство двух немецких военнопленных Крузе и Таубе в католическую Польшу. Из-за войны России с Ливонией и начавшейся борьбы России с лютеранской Швецией положение лютеран в России ухудшилось. Военные действия сопровождались конфессиональным противопоставлением сторон: Иван IV обвинял ливонцев в том, что они «нарушили наказ исподний» и «переняли учение Лютера» <8>. ——————————— <8> Чанышев А. П. Протестантизм. М., 1969. С. 193.

В царствование Федора Иоанновича (1584 — 1598 гг.) и Бориса Годунова (1598 — 1605 гг.) наблюдался дальнейший приток иностранцев в Россию. До 5 тысяч протестантов служили в русских войсках при Михаиле Федоровиче, занимая, как правило, руководящие должности <9>. При Борисе Годунове была основана первая в Москве немецкая школа, существовавшая при лютеранской церкви. В ней обучалось около 30 учеников. ——————————— <9> Там же. С. 191.

Не являясь наследственным правителем и рассчитывая на поддержку иностранцев во внутренней и внешней политике, «Борис был очень расположен к немцам». Наряду с полной свободой и правами гражданства в Москве, которые Годунов предоставил иностранцам наравне с московскими купцами, он даровал немцам свободу совершать богослужения, иметь свою церковь и жить в их «немецкой вере» <10>. ——————————— <10> Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 285.

Годунов предполагал заключить междинастические браки и выдать свою дочь замуж сначала за герцога Густава, сына Эрика — короля Шведского, а затем за одного из братьев датского короля. В Смутное временя вооруженные силы первого самозванца состояли не только из католиков, но и из протестантов. Неправославные церкви пользовались особым покровительством Лжедмитрия I. Несмотря на преобладание при дворе Отрепьева католиков, лютеранство было терпимо настолько, что в 1606 г. пастору Мартину Беру было дозволено государем произнести во дворце проповедь для служивших Лжедмитрию немцев, которым далеко было ходить в Немецкую слободу. По словам патриарха Иова, Лжедмитрий «церкви божие разорити и костелы латынские и люторские учинити, и веру крестьянскую попрати, и православных крестьян в латынскую и люторскую ересь привести и погубити» <11>. Это усугубило отношения инициатора интервенции как с Польшей, так и с католиками вообще. ——————————— <11> Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.). М., 1967. С. 131.

При Михаиле Федоровиче стала более выраженной конфессиональная политика к лютеранам. Описанный выше наказ полковнику Лесли говорит об этом. Число протестантов, в том числе и лютеран, из года в год увеличивалось и к концу царствования Михаила Романова (1613 — 1645 гг.) составило приблизительно 1000 семейств <12>. ——————————— <12> Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 406 — 411.

Благополучие граждан Западной Европы в России во многом зависело от их статуса на своей родине и расположения к ним тех или иных влиятельных людей. Почти у всех иностранных приходов России имелись свои западноевропейские покровители. Во второй половине XVI в. в Москве уже имелись три иноземные церкви — две лютеранские и одна реформатская. Реформатская община называлась голландской и возглавлялась пастором И. Кравинкелем. Разрешение царя на постройку кирхи давалось в каждом отдельном случае и не могло быть возведено в правило. Обычно это зависело от расположения к кирхе того или иного покровителя. Дополнительный приток лютеран при Алексее Михайловиче был связан с усилившейся эмиграцией протестантов из Западной и Центральной Европы, во время Тридцатилетней войны, а также с ведением войны России с Польшей за Малороссию, потребовавшей призыва военных специалистов из иноземцев. Военные, которые в большом количестве с прекращением войны возвращались в Москву, явились основным ядром для образования в столице новой евангелическо-лютеранской общины. В 1662 г. образовалась в Москве саксонская лютеранская община <13>. ——————————— <13> Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Протестантизм в России // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 25. СПб., 1898. С. 521.

Среди русских лютеран не было, православное духовенство стремилось ограничить иноземное влияние на православных. В этом оно находило поддержку у царя. Царь Алексей Михайлович подтвердил постановление своего предшественника и запретил иноземцам покупать у русских людей дворы, селиться в Китай-, Белом и Земляном городе, держать в услужении русских людей и иметь кирхи вблизи от церквей Божьих <14>. ——————————— <14> См.: Соборное уложение.

Указ 4 октября 1652 г. «Об отводе земли под строения в Немецкой слободе» устанавливал порядок расселения иноземных людей разных сословий за Земляным городом. Таким образом основывалась Новоиноземская слобода — вновь созданное московское предместье на правом берегу Яузы. По указу 1652 г. тот, кто из немцев не хотел перекреститься по русскому обряду, был обязан в течение короткого времени выехать вместе со своим имуществом за Покровские ворота. Статья 40 главы XIX Уложения Алексея Михайловича запрещала иностранцам, не принявшим православие, владеть недвижимостью на территории Москвы: «…дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати… А будет кто руские люди учнут немцам или немкам дворы и дворовья места продавати, и им за то от государя быти в опале» <15>. Статья 24 главы XX предписывала смертную казнь за совращение православных в другую веру. Да и само лютеранство не ставило своей задачей миссионерскую работу среди православных, ибо «чья власть, того и вера» («Потому мы и должны жить по Его заповеди. Эта заповедь указывает и повелевает нам не то, чтобы не повиноваться властям, а, напротив, не только перед властями, но и перед всяким мы должны смиряться, мы обязаны также охотно повиноваться вашим выборным и установленным властям (которые поставлены нам от бога) во всех справедливых и христианских делах…» <16>. ——————————— <15> Соборное уложение. Ст. 40 гл. 19. <16> 12 тезисов германских крестьян. Тезис 3.

Расположению русских властей к иноземцам сопутствовала и относительная легкость в перемене веры лютеран на православную. Многие из иноверцев соглашались креститься по русскому обычаю, чтобы «пользоваться большей свободой и приобрести себе что-либо на прожиток», получая от царя при этом награду. Принимали иностранцы православие и по причине смешанных браков. Многие иноземцы искали себе жен в русской среде, побуждаемые к тому важностью брака в улучшении своего положения, недостатком в невестах их веры и непрочностью семейных связей. В отличие от католиков, у которых было заметно стремление жениться на католичках, протестанты меньше стеснялись иного вероисповедания будущей супруги <17>. ——————————— <17> Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. С. 408 — 410.

Также перемене веры и соответственно благоприятному расположению властей сопутствовал закон о запрете отпевать лютеран в православной церкви, погребать иноверцев в православном монастыре или при церквах. На стороне православной церкви стояло государство: по закону царя Алексея Михайловича, не отмененного Петром, предусматривалась высшая мера наказания — смертная казнь за пропаганду своей религии <18>. ——————————— <18> Чанышев А. Н. Протестантизм. М., 1969. С. 194.

Петр издал первый манифест 10 апреля 1702 г., положивший начало систематическому привозу иностранцев в Россию. В манифесте Петра I от 16 апреля 1702 г. была закреплена свобода отправления религиозной службы иностранцев в России. Петр I приглашал в Россию различных специалистов протестантской веры, среди которых были немцы, датчане, голландцы и др. Таким образом, мы видим, что в изучаемый период национальное и государственное начало во многом было связано с конфессиональным. Религиозная принадлежность во многом определяла то мировоззрение и ту политическую направленность, которая была важна в политическом выборе. Исторические факты во многом обусловили ту стратегию конфессионального отбора, которую власть была вынуждена проводить в России в XVII — начале XVIII в.

——————————————————————