Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России
(Губарева А. В.) («История государства и права», 2014, N 2)
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
А. В. ГУБАРЕВА
Губарева Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.
В статье представлен обобщающий взгляд на основные тенденции и этапы формирования и развития внешнеэкономической деятельности в России до 1918 г. Рассматривая генезис развития внешнеэкономической деятельности, автор анализирует основные этапы становления внешнеэкономического права в России, отражения в этом процессе деятельности Российского государства по совершенствованию и систематизации внешнеэкономического законодательства.
Ключевые слова: внешнеэкономическое законодательство, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономическая деятельность, этапы становления внешнеэкономического права, систематизация внешнеэкономического законодательства.
Historical and legal analysis of the foreign economic activities regulation in Russia A. V. Gubareva
The article provides the summary of main trends and periods of the foreign trade development in Russia prior to 1918. While analyzing the genesis and development of the foreign economic activities the author examines the main stages of the foreign trade law in Russia in the light of the state’s efforts to enhance and codify the legislation.
Key words: foreign trade legislation, foreign economic relations, foreign economic activities, stages of foreign trade law development, systematization of foreign trade legislation.
1.1. С самого зарождения российской государственности внешнеэкономической деятельности уделялось особое внимание со стороны государства. В работах по истории российского права отмечается, что первыми источниками писаного права на Руси являлись договоры киевских князей с греками 907, 911, 945 и 971 гг. Данные договоры регламентировали вопросы торговли, пошлин, отношения между греками и русскими (гражданские и уголовные), международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, вопросы взаимного выкупа и возвращения рабов и пленников <1>. То есть фактически история русского права началась с регулирования вопросов осуществления молодым княжеством и его жителями внешнеэкономической деятельности. ——————————— <1> Подробнее о договорах X в. см.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Территория будущего, 2005. С. 114 — 117; Майор Ф. М. Договоры Руси с Византией — важные источники древнерусского права // История государства и права. 2008. N 4.
Сама история государства Российского свидетельствует о том, что практически всегда политика государства и все внешнеполитические акции его политических деятелей были направлены на достижение внешнеэкономических целей. Государство — кладовая практически всех необходимых ресурсов — не могло не изыскивать способы свободного выхода на иностранные рынки и обмена ресурсов на технологии. Несмотря на вышесказанное, началом развития правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России ряд исследователей ошибочно считают 1918 г. <2>, когда была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. ——————————— <2> См., в частности: Павлов П. В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. С. 18.
Анализ нормативных правовых актов и научных исследований позволяет предложить следующую периодизацию истории правового регулирования внешнеэкономической деятельности: 1) зарождение элементов правового регулирования внешнеэкономических отношений (X — XV вв.); 2) протекционистская внешнеэкономическая политика (XVI — первая половина XIX в.); 3) поиск пути реформирования внешнеэкономической стратегии (50 — 80-е гг. XIX в.); 4) либерализация правового регулирования внешнеэкономической деятельности (90-е гг. XIX в. — 1918 г.); 5) государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность (1918 — 1991 гг.); 6) переход к открытой экономике (1991 — 1998 гг.); 7) евразийская интеграция (1999 г. — настоящее время). Далее будет рассмотрено правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России в период до 1918 г. 1.2. Зарождение элементов правового регулирования внешнеэкономических отношений (X — XV вв.) Данный период характеризуется невысокой правовой культурой государства, отсутствием единой валюты и единой экономической политики на территории Руси, существованием внешнеэкономической деятельности преимущественно в форме внешнеторговой деятельности и в незначительной степени — в форме торговли услугами, регулированием ее на уровне межгосударственных договоров и обычаев. Договоры в первую очередь регламентировали личную и имущественную безопасность купцов, размеры пошлин и правила торговли. Как обычаями, так и договорами ограничивалось право иностранных купцов на торговлю между собой и в розницу с местным населением, вводились ограничения на период пребывания иностранного купца на территории Руси — на период продажи привезенных и закупки необходимых товаров. Помимо упомянутых выше договоров киевских князей с греками 907, 911, 945 и 971 гг., среди важнейших договоров X — XV вв. необходимо отметить мирную грамоту новгородцев с немцами 1195 г. <3>, договор Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 г. <4>, соглашение между Ганзой и царем Иваном Васильевичем 1487 г. <5>. ——————————— <3> Статья 1 мирной грамоты впервые в российской истории закрепляет стабильность правового регулирования внешних отношений: установлено правило, согласно которому действие договора не прекращается в случае смерти новгородского князя. Ранее действовало правило, что в случае смерти или просто смены князя утрачивали силу все подписанные им договоры. См.: Владимирский-Буданов М. Хрестоматия по истории русского права. 2-е изд., доп. Киев: Типография Императорского университета Св. Владимира, 1876. Вып. 1. С. 89 — 90. <4> Договор определял периоды осуществления торговли немецкими купцами, гарантировал их право на торговлю и право собственности торгового двора на землю и луга вокруг него, регламентировал порядок разрешения споров между немецкими и новгородскими купцами. Подробнее см.: Андреевский Иван. Рассуждение о договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключенном в 1270 г. СПб.: Типография Якоба Трея, 1855. С. 19 — 35. <5> Как указывает И. М. Кулишер, в силу данного соглашения война Московского царства со Швецией, Ливонским орденом и Нарвой не должна была являться препятствием для торговли с немецкими (ганзейскими) купцами. Отмечается также и преемственность такого условия с ранее заключаемыми договорами между новгородцами и ганзейцами. См.: Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности / Сост. А. В. Куряев. Челябинск: Социум, 2003. С. 70 — 71.
Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне законодательных актов в указанный период времени практически отсутствовало. Исключением, подтверждающим данное правило, является ст. 69 Русской Правды (список Карамзина), закрепляющая преимущество иностранного кредитора перед любыми местными кредиторами должника (за исключением князя) <6>. Эта норма в дальнейшем перекочевала в большинство договоров, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. ——————————— <6> Владимирский-Буданов М. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1. 2-е изд., доп. С. 57 — 58.
Рассматриваемый период закончился после установления прямых дипломатических и торговых связей с Западной Европой. 1.3. Протекционистская внешнеэкономическая политика (XVI — первая половина XIX в.) Открытие английскими моряками в 1553 г. морского пути в Московское государство в самой Англии было приравнено к открытию Америки и открытию морского пути в Индию <7>. Для России это событие является не менее значимым — впервые появилась возможность напрямую торговать со странами Западной Европы, минуя посредников (Ганзейский союз) и геополитических конкурентов (Речь Посполитую, Швецию). В целях привлечения английских купцов царь Иван IV пошел на беспрецедентный шаг: он не только даровал им право беспошлинной торговли, но и предоставил право торговать на территории всего царства, право самоуправления и право торговать с Персией <8>. Данные льготы предопределили динамику развития правового регулирования внешнеэкономических отношений в течение всего рассматриваемого периода, поскольку все дальнейшие преобразования в регулировании внешнеэкономической деятельности прямо или косвенно связывались с этими льготами. ——————————— <7> Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности / Сост. А. В. Куряев. Челябинск: Социум, 2003. С. 137. <8> Там же. С. 13 — 136.
Данный период характеризуется постепенным переходом к нормативному регулированию внешнеэкономических отношений, несмотря на отдельные периоды перехода к предоставлению равных прав иностранцам, в целом вектор политики был направлен на ограничение прав иностранцев. Кроме того, установлен единый таможенный тариф <9>, введен запрет на обращение иностранной валюты <10>, введена единая государственная валюта <11>, введены существенные ограничения на перемещение иностранцев по территории России. ——————————— <9> Первым таможенным уставом считается Новоторговый устав 1667 г. До этого на Руси отсутствовал единый закон, регулирующий таможенные вопросы. Подробнее см.: Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 29 и далее; Хлуднева А. С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII — начала XX в. // История государства и права. 2011. N 3. <10> Осуществлен в рамках денежной реформы Елены Глинской (1535 г.). <11> Всего в целях укрепления экономики было осуществлено шесть денежных реформ: денежная реформа Елены Глинской (1535 г.), монетная реформа Алексея Михайловича Романова (1654 г.), финансовая реформа Петра I (1700 — 1718 гг.), выкуп легковесной монеты (1730 — 1755 гг.), введение первых бумажных денежных знаков — ассигнаций (1769 г.), денежная реформа Канкрина (1839 — 1843 гг.). Все реформы приносили оживление экономики и внешнеэкономической деятельности, однако заканчивались неудачно: войны, которые вело Московское царство, а затем Российская империя, вызывали инфляцию и сводили на нет все достижения реформ.
В области внешней торговли в целом был установлен протекционистский режим. Наиболее значимыми нормативными актами, посвященными внешнеэкономической деятельности, являются Соборное уложение 1649 г. <12>, Новоторговый устав 1667 г., Манифесты от 16.04.1702 <13>, 30.07.1720 <14>, от 01.01.1807 <15>, Свод законов Российской империи <16>. ——————————— <12> Статья 40 главы XIX запрещает иностранцам покупать дворы в Москве и ее окрестностях. <13> Манифест предоставляет право иностранцам беспрепятственно заниматься торговлей и промыслами. <14> Иностранцам предоставлено право на горный промысел. <15> Иностранцам без принятия российского подданства разрешалось только вести оптовую торговлю с российскими купцами. Доступ к промыслам был закрыт. <16> Полный текст см.: URL: http://civil. consultant. ru/code.
Несмотря на то что государство нуждалось в новых технологиях, а отдельные производства создавались иностранцами, законодательное регулирование иностранных инвестиций не было окончательно оформлено. Период окончен поражением России в Крымской войне 1853 — 1856 гг., показавшим технологическую отсталость России. 1.4. Поиск пути реформирования внешнеэкономической стратегии (50 — 70-е гг. XIX в.) Условиями Парижского трактата 1856 г. (ст. ст. XII и XXXII), заключенного по результатам поражения России в Крымской войне, были закреплены в качестве принципа межгосударственных экономических отношений взаимная свобода торговли и предпринимательства. Однако данный принцип заработал лишь после подписания и ратификации Россией торговых трактатов с Францией (1857 г.), Бельгией (1858 г.), Англией (1859 г.). Но поскольку трактаты не отменяли ранее действующее законодательство, то и действовали весьма ограниченно. 1.5. Либерализация правового регулирования внешнеэкономической деятельности (80-е гг. XIX в. — 1918 г.) Данный период можно охарактеризовать как период максимальной свободы участия во внешнеэкономической деятельности: были сняты практически все ограничения на участие в экономической жизни России иностранных граждан, для иностранных инвестиций открыты практически все отрасли экономики <17>, введена свободно конвертируемая валюта, для привлечения инвестиций в промышленность России установлены относительно высокие пошлины на ввоз готовых товаров. При этом высокие пошлины воспринимались как основной инструмент защиты национальной экономики от поглощения иностранным капиталом. ——————————— <17> При этом даже те ограничения, что были установлены для иностранных граждан в целях безопасности государства, могли быть сняты в индивидуальном порядке (так называемым «сепаратным» законодательством). Так, из устава Русского общества для выделки и продажи пороха был исключен пункт, запрещающий иностранным подданным как приобретать акции общества, так и участвовать в его управлении, см.: Смирнов С. А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. … к. ю.н. М., 2003. С. 80.
Помимо законодательной регламентации внешнеэкономических отношений оформляется «сепаратное» законодательство. В связи с тем что уставы акционерных обществ утверждались верховной властью, они фактически представляли собой закон и могли изменять порядок организации и деятельности конкретного юридического лица, установленный гражданским законодательством империи. Именно посредством «сепаратного» законодательства в индивидуальном порядке и снимались ограничения на экономическую деятельность иностранцев в России.
Список использованной литературы
1. Андреевский Иван. Рассуждение о договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключенном в 1270 г. СПб.: Типография Якоба Трея, 1855. 106 с. 2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 800 с. 3. Владимирский-Буданов М. Хрестоматия по истории русского права. М.: Владимирский-Буданов. 2-е изд., доп. Киев: Типография Императорского университета Св. Владимира, 1876. Выпуск 1. 729 с. 4. Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности / Сост. А. В. Куряев. Челябинск: Социум, 2003. 557 с. 5. Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. 408 с. 6. Павлов П. В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. 368 с. 7. Смирнов С. А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. … к. ю.н. М., 2003. 164 с.
——————————————————————