Финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний

(Смирнова И. Н., Иваняков Р. И., Пушилин Р. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2008, N 1)

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

И. Н. СМИРНОВА, Р. И. ИВАНЯКОВ, Р. В. ПУШИЛИН

Смирнова И. Н., начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы.

Иваняков Р. И., ученый секретарь ученого совета Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат исторических наук, капитан внутренней службы.

Пушилин Р. В., курсант Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, рядовой внутренней службы.

Ежедневно всем нам приходится слышать о важности и необходимости развития науки, интеграции научных знаний с практикой, образованием, производством. Однако если проанализировать ситуацию, сложившуюся с научными и научно-педагогическими кадрами в современной России, то иначе как плачевную охарактеризовать ее невозможно. С одной стороны, на что неоднократно указывал экс-Президент России В. В. Путин, это старение научных кадров в вузах и в научно-исследовательских институтах. По статистике, в России средний возраст докторов наук составляет 60 лет, а кандидатов — 53 года <1>. С другой стороны, резко возросло количество так называемых новых ученых, ученые степени которых родились из кошелька и к науке, ни фундаментальной, ни прикладной, никакого отношения не имеют. ——————————— <1> См.: Викулов Е. Что ждет вузовскую науку // http://news. vpti. vladimir. ru/roll/2005/1027/.

Практически все это в полной мере касается и уголовно-исполнительной системы. Руководством Федеральной службы исполнения наказаний неоднократно отмечалось, что в период реформирования уголовно-исполнительной системы непременным условием и важнейшим резервом повышения уровня организации эффективности исполнения уголовных наказаний является совершенствование кадрового обеспечения УИС. Решение этой задачи является одним из наиболее приоритетных направлений кадровой работы в Федеральной службе исполнения наказаний. Однако современные условия развития общества предусматривают подготовку не просто знающего и умеющего применять полученные знания на практике профессионала, а сотрудника, который будет обладать широким спектром научных знаний, способного к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Все это возможно лишь в том случае, если в ходе обучения будущие сотрудники помимо приобретения знаний, умений и навыков приобретут интерес к их изучению и после окончания учебного заведения. В Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний в рамках функционирования курсантского научного общества начата работа по выявлению наиболее перспективных, талантливых и заинтересованных курсантов из числа занимающихся научной деятельностью и осуществляется их научно-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода обучения с целью последующей подготовки к обучению в адъюнктуре и работе в научно-исследовательской сфере. С целью приобретения курсантами научно-педагогического опыта организуются выступления членов курсантского научного общества перед школьниками, учащимися колледжей, а также работа с трудными подростками по актуальным правовым вопросам. Члены курсантского научного общества активно вовлекаются в разработку кафедральных тем исследования, оказывают большую помощь в организации и проведении общеинститутских и курсантских научных мероприятий. Такие хорошо подготовленные, заинтересованные и опытные (по крайней мере в вопросах организации и осуществления научно-исследовательской деятельности) люди могут стать достойной заменой в будущем. Кузницей кадров и своеобразным трамплином в карьеру и жизнь для них послужило курсантское научное общество, и они лучше других знают, как организовать эту деятельность в дальнейшем, какие научные проблемы наиболее интересны курсантам. Благодаря своей молодости они смогут лучше найти общий язык с курсантами в качестве их научных руководителей и кураторов. Подтверждением изложенному служит тот факт, что в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний курсанты института — члены КНО активно помогают сотрудникам организационно-научного и редакционно-издательского отдела: создают электронные презентации научно-исследовательской деятельности института в целом и курсантского научного общества, в частности занимаются первичным редактированием статей курсантов института, принятых к опубликованию в сборниках научных трудов, оказывают помощь в приеме, размещении и организации культурных программ для гостей учебного заведения. Степени участия отдельных курсантов в научной жизни института и других образовательных учреждений могут позавидовать многие представители профессорско-преподавательского состава вуза. В качестве приоритетных задач перед институтом стоит реализация следующих основных направлений в подготовке квалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе и научно-педагогических кадров: — активнее привлекать курсантов института к первичной педагогической работе с трудными подростками и школьниками путем организации встреч с ними, курирования школ, привлечения к работе в трудовых, военно-патриотических, спортивно-оздоровительных, поисковых и других лагерях и отрядах. Для студентов и курсантов это станет хорошей практикой перед предстоящей профессиональной деятельностью; — привлекать курсантов к работе в создающихся в институте Юридической клинике и Психологической лаборатории, что позволит закреплять приобретаемые знания на практике и учиться профессионально общаться с людьми; — создать координирующий орган, который будет обобщать работу научно-исследовательских обществ курсантов, студентов и слушателей всех учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний; — проводить общекурсантские научные мероприятия в рамках Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе конференции, круглые столы, семинары, интеллектуальные игры; — организовывать встречи кураторов курсантских обществ из числа сотрудников учебных заведений и активистов курсантских обществ; — активизировать международную курсантскую деятельность путем подписания двусторонних и многосторонних договоров с аналогичными учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья; — организовывать взаимное прохождение практики курсантами образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний за рубежом и зарубежных курсантов в Российской Федерации. Некоторые из этих мероприятий уже реализуются в институте, и, как показывает опыт, эта работа приносит определенные результаты. Однако комплексная реализация этих задач может быть обеспечена только в рамках всей Федеральной службы исполнения наказаний. Это позволит решить проблему привлечения квалифицированных кадров, по крайней мере в образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы, и тем самым улучшить профессиональную подготовку сотрудников в целом. В настоящее время успешное решение поставленных задач затруднено целым рядом факторов. Наиболее важным из них, как и во всей российской науке, является проблема финансирования. Сегодня политические деятели во всеуслышание заявляют о том, что объемы финансирования научной деятельности возрастают с каждым днем, но они не говорят, какими методами это осуществляется. Основной упор в финансировании науки делается на гранты. Казалось бы, хорошее начинание… Но давайте посмотрим, кем и под какие исследования они выделяются. Для обсуждения нерешенных проблем вузовского сектора науки центр «Открытая экономика» осенью 2007 г. провел Круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития». В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки, а также ректоры и проректоры из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Владимира, Казани и других городов России <2>. Многие участники Круглого стола отмечали, что сегодня бизнес ориентирован на «короткие деньги»: он хочет быстро получать результат от своих вложений в научные разработки. «В России существует разрыв между этапом наработки коммерчески интересных идей и этапом их внедрения, — сказал заведующий отраслевой лабораторией Росатома при МИФИ Вадим Петрунин. — Бизнес хочет иметь быстрый результат. В моей практике были такие примеры. Один предприниматель хотел профинансировать некую разработку в размере нескольких миллионов долларов. Когда же узнал, что на реализацию проекта требуется от трех до пяти лет, то предложил значительно увеличить инвестиции, лишь бы результат был готов через два-три года. То есть российский бизнес пока не понимает, что для воплощения научной идеи необходимо время, и его невозможно ускорить только деньгами» <3>. ——————————— <2> См.: Муравьева М. Вузовская наука выходит из тени академической // http://ipim. ru/discussion/397.html. <3> Там же.

Помимо этого, в конце октября 2007 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось совещание с участием руководителей ряда российских вузов. Речь шла о состоянии вузовской науки в России. Доклад на эту тему сделал заместитель директора Департамента государственной инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации Михаил Николаевич Стриханов. Он сообщил немало тревожных для региональных вузов сведений. Вот некоторые из них. Бюджетное финансирование науки будет увеличиваться, но в основном через конкурсы по научно-техническим программам и грантам, а вот базовая часть (тематические научные планы) будет только индексироваться. Однако «конкурсная» наука далеко не всех устраивает. Конечно, каждый преподаватель обязан заниматься научной работой, но не все могут участвовать в конкурсах на получение грантов. И еще одно обстоятельство вызывает беспокойство у руководителей региональных вузов. Сегодня Правительством проводится идея о выделении из общего количества государственных вузов России (а их 662) так называемых инновационных, которые до недавнего времени назывались ведущими. Можно не сомневаться, что в категорию инновационных попадут в основном столичные вузы или те, что находятся в крупных промышленных центрах. И львиная доля бюджетных средств, согласно выдвинутой идее, будет направляться в эти вузы, их предполагается усиленно развивать. Однако возникает вопрос: а как же остальные высшие учебные заведения? <4> ——————————— <4> См.: Викулов Е. Указ. соч.

Для того чтобы выяснить, как финансируется научная деятельность в высших учебных заведениях вообще и в Федеральной службе исполнения наказаний в частности, в первую очередь необходимо остановиться на основном инструменте планирования и анализа бюджетных расходов — классификации. Функциональная бюджетная классификация расходов является группировкой расходов по целевому (функциональному) назначению. С ее помощью можно получить ответы, например, на такие вопросы: «Сколько планируется потратить из федерального бюджета на судебную власть в очередном финансовом году?» или «Сколько было потрачено в позапрошлом году на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства?». Классификация используется как при составлении бюджета, так и при контроле за его исполнением. Набор ее статей определяется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Функциональная классификация в России имеет четыре уровня: раздел — подраздел — целевая статья — вид расходов. В принципе такое количество уровней позволяет получать подробную информацию об объекте. Поскольку поддержка науки является одной из функций, традиционно относимых к компетенции государства, естественно ожидать, что классификация отражает эту функцию достаточно полно и непротиворечиво. Однако здесь нас ждет разочарование. Основная часть бюджетных расходов на гражданскую науку описана в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», который состоит из двух подразделов: 0601 «Фундаментальные исследования» и 0602 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса». Подразделы предназначены для отражения затрат соответственно на фундаментальные и прикладные исследования. Главными распорядителями бюджетных средств на гражданскую науку являются: Министерство науки и технологий Российской Федерации, академии наук, имеющие государственный статус, Московский государственный университет, бюджетные фонды поддержки науки, отдельные министерства и ведомства, которые распределяют значительную часть получаемых ими средств в рамках целевых программ. Кроме того, они реализуют и собственные отраслевые и межотраслевые целевые программы. С одной стороны, существует бюджетное финансирование научных и других исследовательских учреждений, которое, однако, не покрывает всех потребностей по их содержанию. С другой стороны, эти учреждения покрывают значительную часть финансовых потребностей за счет использования переданного им в хозяйственное ведение имущества (прежде всего, за счет сдачи в аренду помещений), а также за счет выполнения платных работ по заказу других организаций. Достоверная информация о величине и составе имущества, которое может быть внебюджетным источником финансирования бюджетных учреждений, и о величине дополнительных доходов, даже в их легальной части, отсутствует. Права бюджетных учреждений по использованию этого имущества, как правило, определяются ведомственными нормативными актами или произвольными решениями руководителей министерств и ведомств. Таким образом, видно, что единственным возможным источником финансирования научной деятельности высших учебных заведений ФСИН России является бюджет. Как же осуществляется бюджетное финансирование высшего образования в Федеральной службе исполнения наказаний? Для ответа на этот вопрос рассмотрим ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2007 г. <5>. ——————————— <5> Приложение 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» (принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г.).

Наименование Код классификации Сумма (тыс. рублей)

Федеральная служба исполнения 320 101720582,3 наказаний

Образование 320 07 2999895,3

Высшее профессиональное образование 320 07 06 1234631,4

Непрограммные инвестиции в основные 320 07 06 1020000 45644,0 фонды

Строительство объектов 320 07 06 1020000 214 45644,0 общегражданского назначения

Высшие учебные заведения 320 07 06 4300000 1186216,6

Вещевое обеспечение 320 07 06 4300000 220 48786,6

Продовольственное обеспечение 320 07 06 4300000 221 98398,3

Военный персонал и сотрудники 320 07 06 4300000 239 788625,6 правоохранительных органов, имеющие специальные звания

Гражданский персонал 320 07 06 4300000 240 98307,2

Обеспечение деятельности 320 07 06 4300000 327 152 098,9 подведомственных учреждений

Меры социальной поддержки граждан 320 07 06 5050000 2 770,8

Пособия и компенсации военнослужащим, 320 07 06 5050000 472 1 830,8 приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа

Компенсации членам семей погибших 320 07 06 5050000 473 940,0 военнослужащих

Как видно из таблицы, в Федеральной службе исполнения наказаний на высшее профессиональное образование в 2007 г. было запланировано 1234631400 руб., из них высшим учебным заведениям выделялось 1186216600 руб. При этом на научные исследования статьи не предусмотрено. Таким образом, можно смело констатировать, что целевая поддержка научно-исследовательской деятельной имеет несомненные достоинства, но постепенно приводит к элитаризации науки, когда ею смогут заниматься очень немногие студенты и курсанты, обучающиеся в основном в столичных или других крупных вузах. Провинциальный школьник или студент с большим трудом сможет принимать участие в научных мероприятиях, ведь прежде чем получить грант или именную стипендию, необходимо, чтобы тебя увидели, заметили, оценили, а для этого нужно постоянно заниматься исследовательской деятельностью, на которую, к сожалению, у многих современных кулибиных и ломоносовых нет средств.

——————————————————————